Проведено эмпирическое исследования.
Выборка: 40 студентами 2-4 курсов.
Есть приложение.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ САМОРЕГУЛЯЦИЯ И ПРОКРАСТИНАЦИЯ 6
1.1.Саморегуляция: основные концепции и проявления 6
1.2.Прокрастинация: понятие, факторы и последствия 11
1.3.Особенности саморегуляции и прокрастинации у студентов 11
Выводы по первой главе 15
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ САМОРЕГУЛЯЦИИ И УРОВНЯ ПРОКРАСТИНАЦИИ У СТУДЕНТОВ 20
2.1. Организация эмпирического исследования 22
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования 22
Выводы по второй главе 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36
ПРИЛОЖЕНИЯ 39
Актуальность исследования. Быстрые темпы современности, стремительное развитие технологий, огромные объемы информации, строгие временные рамки, множество повседневных дел и задач – все это часто приводит к ситуации, когда люди испытывают сложности с выполнением задач, неэффективно распределяют свои ресурсы и время, откладывают дела на потом без размышлений о возможных отрицательных последствиях.
Стремление к откладыванию важных дел на «потом» является давней проблемой, с которой сталкивался каждый человек хотя бы раз в жизни. Даже если человек осознает важность задачи, он по своим субъективным причинам медлит и не берется за ее выполнение. Прокрастинация становится преградой для успешной деятельности, когда субъект осознанно откладывает выполнение дела, зная, что это приводит к проблемам. Таким образом, прокрастинация означает "тенденцию откладывания важных дел на потом" и представляет собой поведенческий образец, при котором человек осознанно откладывает выполнение главной задачи на какое-то время, несмотря на оставшуюся активность, которая направлена на менее важные или даже незначительные занятия.
За последние десятилетия прокрастинация увеличилась и продолжает активный рост, особенно среди студентов высших учебных заведений. Студенческий возраст – это время важных решений, максимального напряжения сил, планирования будущего и освоения новых знаний. Для достижения поставленных целей молодым людям необходимо много усилий, времени и внутренних ресурсов. Но частая перегрузка в учебной деятельности и неспособность правильного расставления приоритетов часто способствуют возникновению прокрастинации.
Проблематика. Учебный процесс является областью, где данное явление проявляется наиболее часто, создавая трудности в обучении. Не случайно ученые выделили особый вид прокрастинации - академическую, когда студенты откладывают выполнение учебных заданий, подготовку к экзаменам и зачетам до последнего момента.
Объект исследования – прокрастинация и саморегуляция студентов.
Предмет исследования – наличие взаимосвязи саморегуляции и уровня прокрастинации у студентов.
Цель исследования – анализ взаимосвязи саморегуляции и уровня прокрастинации у студентов.
Гипотеза исследования.
Чем выше уровень саморегуляции у студента, тем ниже степень прокрастинации. И наоборот – чем ниже уровень саморегуляции, тем выше степень прокрастинации.
Задачи исследования.
1. Изучить понятие саморегуляции - основные концепции и проявления.
2. Рассмотреть прокрастинацию - понятие, факторы и последствия.
3. Описать особенности саморегуляции и прокрастинации у студентов.
4. Охарактеризовать организацию эмпирического исследования.
5. Представить анализ результатов эмпирического исследования.
Методики исследования.
1. Биографическая анкета для сбора данных о возрасте, поле, курсе обучения и др.
2. Шкала общей прокрастинации GPS К.Лэя (1986), адаптация О.С. Виндекер. М.В. Останина (2014)
3. Стиль саморегуляции поведения (ССПМ) В.И.Моросановой (1998, 2004)
4. Шкала прокрастинации Тукмана, TPS (1991), адаптация Т.Л. Крюкова (2009)
5. Методика изучения эффективности саморегуляции психических состояний (Прохоров А.О., Назаров А.Н.) (2011)
Теоретическая значимость результатов.
В рамках данного исследования проведено обобщение существующих взглядов исследователей по вопросам прокрастинации и саморегуляции. Исследование показывает, что существуют разные точки зрения на данные вопросы. Автором сделаны обобщающие выводы по теме исследования, что является вкладом в научные разработки теории прокрастинации и саморегулирования.
Практическая значимость результатов.
В исследовании представлен анализ взаимосвязи прокрастинации и саморегулирования. Исследование показывает, что гипотеза, поставленная в соответствии с темой, подтверждается.
Структура исследования представлена введением, двумя главами, заключением, списком использованных источников.
Исследования подтверждают наличие как универсальных, так и специальных регуляторных ресурсов, которые зависят от конкретных учебных и профессиональных задач. Успешность в спорте и политике часто связана с высоким уровнем универсального ресурса и гармоничным профилем его стилевых особенностей. Мы определили осознанную саморегуляцию как управляющий метауровень психической системы человека, который помогает в координировании универсальных и специальных ресурсов для достижения целей. Регуляторные компетенции человека связаны с когнитивными и личностными особенностями, а когнитивные исполнительные функции играют ключевую роль в формировании регуляторных ресурсов. Саморегуляция является метаресурсом, который координирует и интегрирует различные индивидуальные ресурсы для успешного решения разнообразных задач.
Теория временной мотивации гласит, что каждый человек стремится к выполнению деятельности, которая принесет максимальную пользу, учитывая затрачиваемое на нее время. Следовательно, прокрастинация возникает, когда человек считает, что польза от работы будет невелика. Исследователи из разных стран сходятся во мнении о том, что прокрастинация становится все более распространенным явлением. Несмотря на ее отрицательное воздействие на эмоциональное состояние человека (до уровня фрустрации), изучение этой проблемы сегодня остается важным для науки.
Для преодоления высокой прокрастинации, связанной с недостаточной самоорганизацией студентов, целесообразно применение активных методов обучения, таких, как круглые столы, кейс-метод, деловые игры и информационно-коммуникационные технологии. Эти методы способствуют формированию навыков планирования академической работы, постановки и достижения целей, развития исполнительности и организованности, умения эффективного управления временем с использованием различных инструментов, например, ежедневников и мобильных приложений. Работа по преодолению прокрастинации бывает в таком контексте как индивидуальной, так и групповой, включая в себя самостоятельные упражнения саморегуляции и самосовершенствования.
Исследование проводилось следующим образом. В первую очередь были определены методики, которые применялись для диагностики выборки:
1. Биографическая анкета для сбора данных о возрасте, поле, курсе обучения и др.
2. Шкала общей прокрастинации GPS К.Лэя (1986), адаптация О.С. Виндекер. М.В. Останина (2014)
3. Стиль саморегуляции поведения (ССПМ) В.И.Моросановой (1998, 2004)
4. Шкала прокрастинации Тукмана, TPS (1991), адаптация Т.Л. Крюкова (2009)
5. Методика изучения эффективности саморегуляции психических состояний (Прохоров А.О., Назаров А.Н.) (2011)
Из предоставленных данных, значимые корреляционные связи (p≤0,01) между частотой прокрастинации и уровнем саморегуляции выглядят следующим образом:
- Оценивание результатов (ОР) - коэффициент корреляции 0,76 (p≤0,01)
- Самостоятельность (С) - коэффициент корреляции -0,84 (p≤0,01)
- Физиологические проявления - коэффициент корреляции 0,09 (p≤0,01)
- ОУ саморегуляции - коэффициент корреляции -0,63 (p≤0,01)
Эти значения показывают статистически значимую взаимосвязь между указанными показателями саморегуляции и частотой прокрастинации у студентов.
Таким образом, гипотеза, предложенная во введении о том, что «чем выше уровень саморегуляции, тем ниже уровень прокрастинации» подтверждается данным исследованием.
1. Барабанов Д.Д. Развитие волевой регуляции студентов: дисс. … канд. психол. наук. М., 2015. 188 с
2. Барабанщикова В.В., Иванова С.А. Предикторы прокрастинации в трудовой деятельности современного профессионала // Психологический журнал. 2017. Том 38. № 3. С. 44—56.
3. Болотова А.К., Чеврениди А.А. Временной модус прокрастинации в ретроспективе: виды, предикторы и последствия // Культурно-историческая психология. 2017. Том 13. № 4. С. 101—108.
4. Варваричева Я.И. Феномен прокрастинации: проблемы и перспективы исследования // Вопросы психологии. 2010. № 3. С. 121—131.
5. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И.А. Зимняя. — Изд. второе, доп., испр. и перераб. — М.: Университетская книга; Логос, 2009 — 384 с.
6. Зобков А.В. К проблеме прокрастинации родителей во взаимодействии с детьми // Сибирский психологический журнал. 2020. № 77. C. 90—110
7. . Иванников В.А., Гусев А.Н., Барабанов Д.Д.Связь осмысленности жизни и способа контроля за действием с самооценками студентами волевых качеств // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2019. № 2. С. 27—44.
8. Ивутина, Е. П. Академическая прокрастинация как проявление защитно-совладающего поведения у студентов / Е. П. Ивутина, Е. С. Шуракова // Вестник Вятского гос. гуманит. ун-та. – 2013. – Т. 4 (1). – С. 146–151
9. . Клепикова Н.М., Кормачёва И.Н.Адаптация шкалы прокрастинации и шкалы иррациональной прокрастинации в методике П. Стила // Системная психология и социология. 2019. № 3(31). С. 26— 37.
10. . Микляева А.В., Безгодова С.А., Васильева С.В., Румянцева П.В., Солнцева Н.В.Академическая прокрастинация в структуре стилевых особенностей учебной деятельности студентов // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 4. С. 61—69.
11. Митина Л.М., Митин Г.В. Психологический анализ проблемы маргинализма, прокрастинации, выученной беспомощности как барьеров личностно-профессионального развития человека // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 3. С. 90—100
12. Шапкин С.А. Экспериментальное изучение волевых процессов. М: Смысл. 1997. 144 с.
13. Шляпников В.Н. Взаимосвязь показателей состояния волевой регуляции и этнической
14. идентичности // Культурно-историческая психология. 2019. Том 15. № 3. С. 83—90.
15. . Baumeister R.F. Self-Control, Ego Depletion, and Social Psychology’s Replication Crisis (Appendix to Chapter 2) // Surrounding self-control / A. Mele (Ed.). N.Y.: Oxford, 2019. Preprint.DOI:10.31234/ osf.io/uf3cn
16. . Baumeister R.F., Tice D.M., Vohs K.D.The strength model of self-regulation: Conclusions from the second decade of willpower research // Perspectives on Psychological Science. 2018. Vol. 13. № 2. P. 141—145.
17. EllisA., Knaus W.J. Overcoming procrastination: Or how to think and act rationally in spite of life’s inevitable hassles. N.Y.: Institute for Rational Living? 1977. 180 p.
18. Kazén M., Kuhl J. Ego-depletion or invigoration in solving the tower of Hanoi? Action orientation helps overcome planning deficits // Current Psychology. 2020. DOI:10.1007/s12144-020-00770-9. URL:https:// link.springer.com/article/10.1007%2Fs12144-020-00770-9#citeas
19. Kuhl J., Schapkin S., Gusev A. A theory of volitional inhibition and empirical test: Individual differences in the topography of ERP patterns for action- versus state-orientated processing of emotional words // Forschungberichteaus dem FachereichPsychologie. 1994. № 99. P. 3—52
20. . Sirois F.M., Molnar D.S., Hirsch J.K. A Metaanalytic and Conceptual Update on the Associations Between Procrastination and Multidimensional Perfectionism // European Journal of Personality. 2017. Vol. 31. № 2. P. 137—159.