Взаимосвязь любознательности, самоконтроля и витальности у лиц юношеского возраста
|
Проведено эмпирическое исследования.
База исследования: Алтайская государственная академия образования имени В. М. Шукшина.
Выборка: 101 человек в возрасте от 18 до 27 лет.
Есть приложения.
Введение 3
Глава I. Освещение проблемы витальности, самоконтроля и любознательности в психолого-педагогической литературе 6
1.1 Понятие витальности, самоконтроля и любознательности 6
1.2 Развитие витальности, самоконтроля и любознательности 12
1.3 Особенности регуляторно-когнитивной сферы в юношеском возрасте 23
Выводы по первой главе 34
Глава II. Эмпирическое исследование взаимосвязи витальности, самоконтроля и любознательности в юношеском возрасте 36
2.1 Методика и организация исследования 36
2.2 Исследование коррелянтов витальности, самоконтроля и любознательности в юношеском возрасте 38
2.3 Рекомендации для оптимизации жизненного тонуса 42
Выводы по 2 главе 51
Заключение 53
Список литературы 55
Приложение 60
База исследования: Алтайская государственная академия образования имени В. М. Шукшина.
Выборка: 101 человек в возрасте от 18 до 27 лет.
Есть приложения.
Введение 3
Глава I. Освещение проблемы витальности, самоконтроля и любознательности в психолого-педагогической литературе 6
1.1 Понятие витальности, самоконтроля и любознательности 6
1.2 Развитие витальности, самоконтроля и любознательности 12
1.3 Особенности регуляторно-когнитивной сферы в юношеском возрасте 23
Выводы по первой главе 34
Глава II. Эмпирическое исследование взаимосвязи витальности, самоконтроля и любознательности в юношеском возрасте 36
2.1 Методика и организация исследования 36
2.2 Исследование коррелянтов витальности, самоконтроля и любознательности в юношеском возрасте 38
2.3 Рекомендации для оптимизации жизненного тонуса 42
Выводы по 2 главе 51
Заключение 53
Список литературы 55
Приложение 60
Регуляторная и когнитивная сферы личности являются центральными в определении человека как индивида.
В нынешнее время, для успешного роста и развития, личности предъявляются особые условия, при выполнении которых гарантируется успех, связанные с умением ориентироваться в большом потоке информации, адекватно ее воспринимать и перерабатывать. Это возможно при выраженной познавательной активности, реализующейся посредством ряда личностных свойств. Центральным свойством является любознательность. Именно любознательность подталкивает человека искать новую информацию, адекватно воспринимать ее и перерабатывать.
Самоконтроль – неотъемлемая часть психических процессов, которая является одним из важных условий адекватного отражения человеком своего внутреннего мира и окружающей его объективной действительности. В ряду познавательных процессов восприятие представляет собой качественно новую ступень чувственного познания, позволяющую в отличие от ощущений отражать в сознании человека не отдельные свойства раздражителя, но предмет в целом, в совокупности его свойств.
Субъективная витальность традиционно рассматривается как производная от личностной автономии и показатель субъективного благополучия личности, она играет важнейшую роль в процессе совладания с трудными обстоятельствами жизни и в развитии личности, являясь не только мерой психологического благополучия, но и полноценным личностным ресурсом.
Таким образом, важно узнать, существует ли связь между любознательностью, самоконтролем, витальностью и возможно ли влиять на регуляторную сферу личности через когнитивную сферу и наоборот. Что было бы особенно полезно педагогам, психологам, воспитателям и родителям, желающим повысить у детей уровень любознательности и жизненной активности (витальности).
Цель: выявить взаимосвязь между любознательностью, самоконтролем и витальностью у лиц юношеского возраста.
Объект: регуляторно-когнитивная сфера личности.
Предмет: корреляция витальности, любознательности и саморегуляции у лиц юношеского возраста.
Гипотеза исследования заключается в следующих допущениях:
1) существует взаимосвязь между витальностью, любознательностью и самоконтролем у лиц юношеского возраста;
2) витальность и любознательность у девушек представлена выше, чем у юношей; у юношей в большей степени выражен самоконтроль в шкалах «воля» и «настойчивость».
Задачи:
1. Осуществить теоретический анализ литературы по проблеме исследования.
2. Выявить взаимосвязь между витальностью, самоконтролем и любознательностью у лиц юношеского возраста.
3. Составить рекомендации, направленные на оптимизацию жизненного тонуса (как одной характеристик витальности).
Методы исследования.
1. Теоретические: анализ научной литературы, касающееся проблемы исследования и обобщение полученной, в ходе анализа литературы.
2. Эмпирические: психодиагностика и корреляционное исследование.
3. Методы математической обработки данных: коэффициент корреляции Пирсона.
Экспериментальная база.
Исследование проводилось на базе АГАО имени В. М. Шукшина, а так же люди на интернет ресурсе. В экспериментальном исследовании принимали участие 101 человек в возрасте от 18 до 27 лет.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования результатов педагогами и психологами в системе образования.
В средних и высших учебных заведениях часто сталкиваются со случаями, когда у учеников практически отсутствует интерес к учебе, слабая мотивация, низкая активность. Результаты работы могут помочь исправить ситуацию и привести к более продуктивным результатам в жизнедеятельности лиц юношеского возраста. Оптимизация витальности положительно скажется на любознательности учеников, что в итоге приведёт к улучшению общей успеваемости.
Так же известно, что у людей склонных к депрессии и, соответственно, предрасположенных к суициду, отмечается снижение уровня любознательности, - наша работа и ее результаты показывают, что существует связь между витальностью и любознательностью, следовательно, оптимизация витальности (жизненной энергии) приводит увеличению уровня любознательности и, таким образом, снижается депрессивность или даже нивелируется (работа в этом направлении является перспективной задачей).
Структура дипломной работы: введение, 2 главы, заключение, список литературы и приложения.
В нынешнее время, для успешного роста и развития, личности предъявляются особые условия, при выполнении которых гарантируется успех, связанные с умением ориентироваться в большом потоке информации, адекватно ее воспринимать и перерабатывать. Это возможно при выраженной познавательной активности, реализующейся посредством ряда личностных свойств. Центральным свойством является любознательность. Именно любознательность подталкивает человека искать новую информацию, адекватно воспринимать ее и перерабатывать.
Самоконтроль – неотъемлемая часть психических процессов, которая является одним из важных условий адекватного отражения человеком своего внутреннего мира и окружающей его объективной действительности. В ряду познавательных процессов восприятие представляет собой качественно новую ступень чувственного познания, позволяющую в отличие от ощущений отражать в сознании человека не отдельные свойства раздражителя, но предмет в целом, в совокупности его свойств.
Субъективная витальность традиционно рассматривается как производная от личностной автономии и показатель субъективного благополучия личности, она играет важнейшую роль в процессе совладания с трудными обстоятельствами жизни и в развитии личности, являясь не только мерой психологического благополучия, но и полноценным личностным ресурсом.
Таким образом, важно узнать, существует ли связь между любознательностью, самоконтролем, витальностью и возможно ли влиять на регуляторную сферу личности через когнитивную сферу и наоборот. Что было бы особенно полезно педагогам, психологам, воспитателям и родителям, желающим повысить у детей уровень любознательности и жизненной активности (витальности).
Цель: выявить взаимосвязь между любознательностью, самоконтролем и витальностью у лиц юношеского возраста.
Объект: регуляторно-когнитивная сфера личности.
Предмет: корреляция витальности, любознательности и саморегуляции у лиц юношеского возраста.
Гипотеза исследования заключается в следующих допущениях:
1) существует взаимосвязь между витальностью, любознательностью и самоконтролем у лиц юношеского возраста;
2) витальность и любознательность у девушек представлена выше, чем у юношей; у юношей в большей степени выражен самоконтроль в шкалах «воля» и «настойчивость».
Задачи:
1. Осуществить теоретический анализ литературы по проблеме исследования.
2. Выявить взаимосвязь между витальностью, самоконтролем и любознательностью у лиц юношеского возраста.
3. Составить рекомендации, направленные на оптимизацию жизненного тонуса (как одной характеристик витальности).
Методы исследования.
1. Теоретические: анализ научной литературы, касающееся проблемы исследования и обобщение полученной, в ходе анализа литературы.
2. Эмпирические: психодиагностика и корреляционное исследование.
3. Методы математической обработки данных: коэффициент корреляции Пирсона.
Экспериментальная база.
Исследование проводилось на базе АГАО имени В. М. Шукшина, а так же люди на интернет ресурсе. В экспериментальном исследовании принимали участие 101 человек в возрасте от 18 до 27 лет.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования результатов педагогами и психологами в системе образования.
В средних и высших учебных заведениях часто сталкиваются со случаями, когда у учеников практически отсутствует интерес к учебе, слабая мотивация, низкая активность. Результаты работы могут помочь исправить ситуацию и привести к более продуктивным результатам в жизнедеятельности лиц юношеского возраста. Оптимизация витальности положительно скажется на любознательности учеников, что в итоге приведёт к улучшению общей успеваемости.
Так же известно, что у людей склонных к депрессии и, соответственно, предрасположенных к суициду, отмечается снижение уровня любознательности, - наша работа и ее результаты показывают, что существует связь между витальностью и любознательностью, следовательно, оптимизация витальности (жизненной энергии) приводит увеличению уровня любознательности и, таким образом, снижается депрессивность или даже нивелируется (работа в этом направлении является перспективной задачей).
Структура дипломной работы: введение, 2 главы, заключение, список литературы и приложения.
В соответствии с целью и гипотезой данной работы было проведено исследование связи витальности, самоконтроля и любознательности у лиц юношеского возраста. В ходе работы были проанализированы теоретические аспекты проблемы, а также проведено эмпирическое исследование.
Теоретический анализ показал, что витальность, самоконтроль и любознательность могут быть взаимосвязаны между собой, потому что, витальность – это та энергия, за счет которой человек существует, действует, думает, а значит, логично предположить, что осуществляет самоконтроль, а так же желает познавать новое (любознательность).
Для проверки данной гипотезы нами было организовано эмпирическое исследование с применением ряда диагностических методик, таких как тест витальности как состояния, тест витальности как черты личности, тест Кашдана на любознательность и тест волевого самоконтроля. В исследовании приняли участие 101 человек возрастом от 18 до 27 лет.
В результате анализа диагностических данных был получен вывод о том, что витальность взаимосвязана с любознательностью. У женщин юношеского возраста витальность как состояние и витальность как черта в среднем «выше», чем у юношей. Однако любознательность представлена примерно в равно соотношении. Уровень самоконтроля у мужчин юношеского возраста, превышает по результатам теста уровень самоконтроля у женщин юношеского возраста. У женщин и мужчин юношеского возраста, жизненная энергия больше проявляется в познании нового, к тому же, мужчины юношеского возраста, чья витальность развита больше, больше проявляют самоконтроль.
Таким образом, гипотеза подтвердилась, цель достигнута, задачи выполнены.
Теоретический анализ показал, что витальность, самоконтроль и любознательность могут быть взаимосвязаны между собой, потому что, витальность – это та энергия, за счет которой человек существует, действует, думает, а значит, логично предположить, что осуществляет самоконтроль, а так же желает познавать новое (любознательность).
Для проверки данной гипотезы нами было организовано эмпирическое исследование с применением ряда диагностических методик, таких как тест витальности как состояния, тест витальности как черты личности, тест Кашдана на любознательность и тест волевого самоконтроля. В исследовании приняли участие 101 человек возрастом от 18 до 27 лет.
В результате анализа диагностических данных был получен вывод о том, что витальность взаимосвязана с любознательностью. У женщин юношеского возраста витальность как состояние и витальность как черта в среднем «выше», чем у юношей. Однако любознательность представлена примерно в равно соотношении. Уровень самоконтроля у мужчин юношеского возраста, превышает по результатам теста уровень самоконтроля у женщин юношеского возраста. У женщин и мужчин юношеского возраста, жизненная энергия больше проявляется в познании нового, к тому же, мужчины юношеского возраста, чья витальность развита больше, больше проявляют самоконтроль.
Таким образом, гипотеза подтвердилась, цель достигнута, задачи выполнены.



