Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Взаимосвязь любознательности, самоконтроля и витальности у лиц юношеского возраста

Работа №145473

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы55
Год сдачи2018
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
33
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследования.
База исследования: Алтайская государственная академия образования имени В. М. Шукшина.
Выборка: 101 человек в возрасте от 18 до 27 лет.
Есть приложения.

Введение 3
Глава I. Освещение проблемы витальности, самоконтроля и любознательности в психолого-педагогической литературе 6
1.1 Понятие витальности, самоконтроля и любознательности 6
1.2 Развитие витальности, самоконтроля и любознательности 12
1.3 Особенности регуляторно-когнитивной сферы в юношеском возрасте 23
Выводы по первой главе 34
Глава II. Эмпирическое исследование взаимосвязи витальности, самоконтроля и любознательности в юношеском возрасте 36
2.1 Методика и организация исследования 36
2.2 Исследование коррелянтов витальности, самоконтроля и любознательности в юношеском возрасте 38
2.3 Рекомендации для оптимизации жизненного тонуса 42
Выводы по 2 главе 51
Заключение 53
Список литературы 55
Приложение 60

Регуляторная и когнитивная сферы личности являются центральными в определении человека как индивида.
В нынешнее время, для успешного роста и развития, личности предъявляются особые условия, при выполнении которых гарантируется успех, связанные с умением ориентироваться в большом потоке информации, адекватно ее воспринимать и перерабатывать. Это возможно при выраженной познавательной активности, реализующейся посредством ряда личностных свойств. Центральным свойством является любознательность. Именно любознательность подталкивает человека искать новую информацию, адекватно воспринимать ее и перерабатывать.
Самоконтроль – неотъемлемая часть психических процессов, которая является одним из важных условий адекватного отражения человеком своего внутреннего мира и окружающей его объективной действительности. В ряду познавательных процессов восприятие представляет собой качественно новую ступень чувственного познания, позволяющую в отличие от ощущений отражать в сознании человека не отдельные свойства раздражителя, но предмет в целом, в совокупности его свойств.
Субъективная витальность традиционно рассматривается как производная от личностной автономии и показатель субъективного благополучия личности, она играет важнейшую роль в процессе совладания с трудными обстоятельствами жизни и в развитии личности, являясь не только мерой психологического благополучия, но и полноценным личностным ресурсом.
Таким образом, важно узнать, существует ли связь между любознательностью, самоконтролем, витальностью и возможно ли влиять на регуляторную сферу личности через когнитивную сферу и наоборот. Что было бы особенно полезно педагогам, психологам, воспитателям и родителям, желающим повысить у детей уровень любознательности и жизненной активности (витальности).
Цель: выявить взаимосвязь между любознательностью, самоконтролем и витальностью у лиц юношеского возраста.
Объект: регуляторно-когнитивная сфера личности.
Предмет: корреляция витальности, любознательности и саморегуляции у лиц юношеского возраста.
Гипотеза исследования заключается в следующих допущениях:
1) существует взаимосвязь между витальностью, любознательностью и самоконтролем у лиц юношеского возраста;
2) витальность и любознательность у девушек представлена выше, чем у юношей; у юношей в большей степени выражен самоконтроль в шкалах «воля» и «настойчивость».
Задачи:
1. Осуществить теоретический анализ литературы по проблеме исследования.
2. Выявить взаимосвязь между витальностью, самоконтролем и любознательностью у лиц юношеского возраста.
3. Составить рекомендации, направленные на оптимизацию жизненного тонуса (как одной характеристик витальности).
Методы исследования.
1. Теоретические: анализ научной литературы, касающееся проблемы исследования и обобщение полученной, в ходе анализа литературы.
2. Эмпирические: психодиагностика и корреляционное исследование.
3. Методы математической обработки данных: коэффициент корреляции Пирсона.
Экспериментальная база.
Исследование проводилось на базе АГАО имени В. М. Шукшина, а так же люди на интернет ресурсе. В экспериментальном исследовании принимали участие 101 человек в возрасте от 18 до 27 лет.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования результатов педагогами и психологами в системе образования.
В средних и высших учебных заведениях часто сталкиваются со случаями, когда у учеников практически отсутствует интерес к учебе, слабая мотивация, низкая активность. Результаты работы могут помочь исправить ситуацию и привести к более продуктивным результатам в жизнедеятельности лиц юношеского возраста. Оптимизация витальности положительно скажется на любознательности учеников, что в итоге приведёт к улучшению общей успеваемости.
Так же известно, что у людей склонных к депрессии и, соответственно, предрасположенных к суициду, отмечается снижение уровня любознательности, - наша работа и ее результаты показывают, что существует связь между витальностью и любознательностью, следовательно, оптимизация витальности (жизненной энергии) приводит увеличению уровня любознательности и, таким образом, снижается депрессивность или даже нивелируется (работа в этом направлении является перспективной задачей).
Структура дипломной работы: введение, 2 главы, заключение, список литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В соответствии с целью и гипотезой данной работы было проведено исследование связи витальности, самоконтроля и любознательности у лиц юношеского возраста. В ходе работы были проанализированы теоретические аспекты проблемы, а также проведено эмпирическое исследование.
Теоретический анализ показал, что витальность, самоконтроль и любознательность могут быть взаимосвязаны между собой, потому что, витальность – это та энергия, за счет которой человек существует, действует, думает, а значит, логично предположить, что осуществляет самоконтроль, а так же желает познавать новое (любознательность).
Для проверки данной гипотезы нами было организовано эмпирическое исследование с применением ряда диагностических методик, таких как тест витальности как состояния, тест витальности как черты личности, тест Кашдана на любознательность и тест волевого самоконтроля. В исследовании приняли участие 101 человек возрастом от 18 до 27 лет.
В результате анализа диагностических данных был получен вывод о том, что витальность взаимосвязана с любознательностью. У женщин юношеского возраста витальность как состояние и витальность как черта в среднем «выше», чем у юношей. Однако любознательность представлена примерно в равно соотношении. Уровень самоконтроля у мужчин юношеского возраста, превышает по результатам теста уровень самоконтроля у женщин юношеского возраста. У женщин и мужчин юношеского возраста, жизненная энергия больше проявляется в познании нового, к тому же, мужчины юношеского возраста, чья витальность развита больше, больше проявляют самоконтроль.
Таким образом, гипотеза подтвердилась, цель достигнута, задачи выполнены.



1. Александрова, Л.А. Психологические ресурсы адаптации личности к условиям повышенного риска природных катастроф [Текст]: автореф. дис. … канд. психол наук: 12.02 / Л.А. Александрова; Московский гос. Ун-т. – Москва, 2004. – 31 с.
2. Александрова, Л.А. Ресурсы саморегуляции студентов с ограниченными возможностями здоровья как фактор эффективности инклюзивного образования // Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России [Текст]: Л.А. Александрова, А.А. Лебедева, А.А. Леонтьев / материалы II Междунар. Науч.–практ. конф. Кисловодск; Ставрополь: СевКавГТУ, 2009. Ч. 2: Симпозиум «Субъект и личность в психологии саморегуляции». С. 11–16.
3. Гербачевский, В.К. Оценка уровня притязаний // Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии [Текст] / Под ред. A.A. Крылова, С.А. Маничева. СПб.: Питер, 2002. - С. 303-308.
4. Голубева, Э.А. Некоторые направления и перспективы исследования природных основ индивидуальных различий [Текст] // Вопросы психологии, М. – 2005. -№3.- С. 16-28.
5. Голубева, Э.А. Способности и индивидуальность [Текст]. – М.: Прометей, 2004. -306 с.
6. Голубева, Э.А. Способности, личность, индивидуальность [Текст]. – Дубна: Феникс, 2005.-511 с.
7. Гоноболин, Н.Ф. Воспитание внимания у учащихся [Текст]: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Н.Ф. Гоноблин. – М.: Изд-во ВЛАДОС, 2005.-38 с.– ISBN 5-82493-501-X
8. Гоноболин, Ф.Н. Психология [Текст] : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Н.Ф. Гоноблин. – М.: Просвещение, 2006. - 234 с.– ISBN 5-24053-246-X
9. Гусева,Т.А. Влияние стиля понимания на особенности проявления любознательности личности [Текст]: дис. … канд. психол. наук; / Н.А. Гусева, 19.00.01. - Новосибирск, 1998. - 154 c.: 61 00-19/77-9.
10. Давыдов, В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте [Текст] // Возрастная и педагогическая психология. - М.: Просвещение, 2004.
11. Давыдов, В.В. Состояние и проблемы исследования учебной деятельности // Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы [Текст] / Под ред. В.В. Давыдова, Д.А. Леонтьева – М.: Педагогика, 2004. – С. 3-18.– ISBN 5-36528-410-X
12. Давыдов, В.В., Маркова А.К. Концепция учебной деятельности школьников [Текст] // Вопросы психологии. – М.: Педагогика, 2005. - №6. – С. 13 – 26.
13. Джемс, У. Психология [Текст] : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / У. Джеймс. – М., 2001. – С. 115 - 118.
14. Добрынин, Н.Ф. Интерес и внимание. [Текст]: Ученые записки Московского госпединститута, Т. 3., вып. 3., 2004.
15. Додонов, В.И. Гармоническое развитие и типологическое своеобразие личности [Текст] // Психология формирования и развития личности. - М., 2006. - С. 284-305.
16. Дорохова, В.Ю. Побуждение школьников к активному учению (9-11 классы) [Текст]: Автореф. дис. . канд. психол. наук; / В.Ю. Дорохова. – М., 2006. - 24 с.
17. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей [Текст]. - М.: Лантерна, Вита, 2005.- 149 с.
18. Дусавицкий, А.К. Исследования развития познавательных интересов младших школьников в зависимости от способа обучения [Текст]: дисс. … канд. психол. наук; / А.К. Дусавицкий. - Харьков, 2004. - 139 с.
19. Дусавицкий, А.К. Воспитывая интерес [Текст]: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / А.К. Дусавицкий. – М.: Знание, 2004. - 80 с. – ISBN 5-34523-642-X
20. Дусавицкий, А.К. Мотивы учебной деятельности студентов [Текст]: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / А.К. Дусавицкий. – МГУ, 2007.-55 с. – ISBN 5-36528-410-X
21. Дьяченко, М.И. Психология высшей школы [Текст]: учеб. для студ. высш. учеб. заведений /Дьяченко, М.И., Кандыбович Л.А. – Минск, 2003. – 240 с. – 100 экз. – ISBN 5-49210-183-X
22. Дэ-самила Джаффар Али Фадел. Этнопсихологические особенности организованности личности у российских и йеменских школьников [Текст]: Автореф. дис. .... канд. психол. наук; / Дэсамила Джаффар Али Фадел. – М.: РУДН, 2004. - 17 с.
23. Жемчугова, Л.В. Влияние динамических качеств активности общительности на успешность деятельности [Текст] // Психология и психофизиология индивидуальных различий в активности и самореализации поведении человека. – Свердловск, 2004. С. 16-20.
24. Журавлева, Л.А. Связь общительности личности и доверия к людям. [Текст]: Автореф. дис. … канд. психол. наук. 19.00.01 / Л.А. Журавлева. – М.: РУДН, 2004. - 19 с.
25. Зверев, И.Д. Развитие интереса учащихся к изучению организма человека [Текст]: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / И.Д. Зверев, Е.М. Гвоздырева. – М.: Педагогика, 2003. С. 27-34.
26. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст]: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / И.А. Зимнева. – М.: Логос, 2-е изд. 2009. - 382 с.– ISBN 5-22417-628-X
27. Зимняя, И.А. Ценностно-мотивационные ориентации студентов вузов в современной России [Текст] / И.А. Зимняя. - М., 2008.
28. Зоткина, Е.А. Актуальные проблемы воспитания и образования [Текст]: сборник научных статей / под. Ред. М.Д. Горячева, А.В. Долгополовой, О.В. Черкасовой – Самара: изд-во «Самарский уриверситет», 2003.- с. 31-39.
29. Иванников, В. А. Психологические механизмы волевой регуляции [Текст]: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Иванников. – М.: МГУ, 2007. - 142 с. – ISBN 5-52734-629-X
30. Каргина, Н.В. Сравнительное исследование любознательности, настойчивости и общительности студентов [Текст]: дис. … канд. психол. наук; / Н.В. Каргина 19.00.01. – М., 2005. - 20 с., библиогр.: с. 19.
31. Кондрашенко, В.Т., Общая психотерапия [Текст]: рук. для врачей / В.Т. Кондрашенко, Д.И. Донской, С. А. Игумнов — 4-е изд., перераб. и доп. — Мн.: Выш. шк., 2004. — 524 с.
32. Кроник, А.А., Психодиагностические монографии. Каузометрия. [Текст]: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / А.А. Кроник, Р.А. Ахмеров. Москва: Смысл,2005. – С. 115 – 121.
33. Ксенофонтова, Е.Г. Исследование локализации контроля личности – новая версия методики «Уровень субъективного контроля»[Текст] // Психологический журнал. М., 2006. - Т. 20. - N 2. - С. 103–114.
34. Чернышевский, Н. Г. [Текст]: Собр. соч. / Н.Г. Чернышевский. – Москва, 2005 – том 3 – С. 78 – 86.
35. Чхартишвили, Ш. Н. Установка и мышление // Психологические исследования [Текст]/ Под ред. А. С. Прангишвили. – Тбилиси: 2006. - С. 354 – 361.
36. Шайгородский, Ю. Ж. Психологические особенности ценностных ориентаций девочек и мальчиков юношеского возраста[Текст]: автореф. дис. … канд. психол. наук: М., 2005. - 24 с.
37. Шамова, Т. И. Проблема познавательного интереса в педагогике [Текст]: учеб.для студ. высш. учеб. заведений / Т.И. Шамова – М: Педагогика, 2006. - 208 с. – ISBN 5-85013-287-X
38. Шахова, И. П. Особенности развития интересов в старшем подростковом возрасте // Вопрос психологии [Текст]: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2009. - № 5. - С. 23-28. – ISBN 5-45113-327-X
39. Шумакова, Н. Б. Диалог и развитие творческой активности у детей. // Развитие творческой активности школьников [Текст] / Под ред. А. М.Матюшкина – М.: Педагогика, 2007. - С. 10-35. – ISBN 5-62734-478-X
40. Шумилин, Е. А. Психологические особенности личности старшеклассника [Текст]: учеб.для студ. высш. учеб. заведений / Е.А. Шумилин. – М: Педагогика, 2006. - 151 с. – ISBN 5-38021-347-X
41. Шумилин Е. Н. Психологические особенности личности старшеклассников[Текст]: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Е.А. Шумилин. – М.: Педагогика, 2006. - 152 с. – ISBN 5-32084-348-X
42. Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе [Текст]: учеб.для студ. высш. учеб. заведений / Г.И. Щукина. – М.: Просвещение, 2008. - 160 с. – ISBN 5-68053-526-X
43. Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся [Текст]: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Г.И. Щукина. – М.: Педагогика, 2006. - 208 с. – ISBN 5-27489-401-X
44. Эльрохин, Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте [Текст] // Вопросы психологии. М., 2008. - № 1. - С. 45-61.
45. Эльрохин, Д. Б. Возрастные возможности усвоения знаний [Текст]: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльрохин, В. В.Давыдов. – М.: Просвещение, 2004. - 442 с. - С. 302.– ISBN 5-21451-341-X
46. Энхтуян Цэнджвын. Психологический анализ интересов старших подростков в учебной и внеучебной деятельности [Текст]: дис. … канд. психол. наук; / ЭнхтуянЦэнджвын, Московский гос. пед. университет им. В.И. Ленина. – Защищена 13.06.2006; Утв. 22.11.2006. – М., 2006. - 130 с.
47. Эриксон, Э. Детство и общество. [Текст]. – Обнинск: «Принтер», 1963. - 55 с.
48. Этнопсихологические проблемы развития личности [Текст]и/ Отв. ред. А. С. Байрамов. - Баку: АзГУ, 2007. - 140 с.– ISBN 5-43206-213-X
49. Юркевич, В. С. Развитие начальных уровней познавательной потребности у детей. [Текст] // Вопр. психол. М., 2005. - № 2. - С. 83-92.
50. Юркевич, В. С. Светлая радость познания [Текст]: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Юркевич. – М.: Знание, 2006. - 64 с.– ISBN 5-38021-347-X
51. Ядов, В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности [Текст] // Методологические проблемы социальной психологии. – М., 2007. - С. 89-105.– ISBN 5-85013-287-X
52. Carver, C.S., Scheier, M.F., Weintraub, J.K. Assessing coping strategies: A theoretically based approach [Text] // Journal of Personality and Social Psychology. 2007. Vol. 56. P. 267–283.
53. DeCharms, R. Personal causation [Text]: The internal affective determinants of behavior. New York: Academic Press, 2006.
54. Deci, E.L., Ryan, R.M. Intrinsic motivation and self-determination in human behavior [Text] New York: Plenum, 2006.
55. Deci, E.L., Ryan, R.M. A motivational approach to self: Integration in personality [Text] // Nebraska Symposium on Motivation: Vol. 38. Perspectives on motivation / R.Dienstbier (Ed.). Lincoln: University of Nebraska Press, 2005. Р. 237–288.
56. Deci, E.L., Ryan, R.M. Self-determination research: reflections and future directions [Text] // E.L.Deci, R.M.Ryan (Еds.). Handbook of self-determination research. Rochester, NY: The University of Rochester Press, 2007. Р. 431–441.
57. Diener, E. Subjective well-being [Text] // Psychological Bulletin. 2005. Vol. 95. Р. 542–575.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ