ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Новые медиа в политическом процессе России 11
1.1 Новые медиа в политическом процессе: этапы развития, понятия, типология 11
1.2 Новые медиа в реализации диалога общества, государства и власти 21
1.3 Новые медиа как средства взаимодействия с субъектами политического процесса на примере государственной политики в области межэтнических отношений 30
Глава 2 Новые медиа как средство и условие политической коммуникации 44
2.1 Политическая коммуникация и механизмы её осуществления в новых медиа, на примере, официальных сообществ муниципальных округов Санкт-Петербурга «ВКонтакте» 44
2.2 Метавселенные в условиях глобальной информационной среды и потенциал их использования в политической коммуникации 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ А 85
Актуальность темы исследования. В условиях развития «медиатизации» онлайн-сообщества, блоги и социальные платформы становятся частью политической системы. Развитие социальных сетей меняет способы политической коммуникации, что приводит к изменениям в содержании, форматах и используемых методах, оказывая широкое влияние на коммуникацию как в физической, так и в цифровой сфере, формируя ценности и убеждения отдельных людей. В начале 2024 года в Российской Федерации насчитывалось 130.4 миллиона пользователей, что соответствует 90,4 процентам среди населения. По данным DATAREPORTAL, пользователь в среднем тратит на социальные сети 3 часа 40 минут в день (при общем времени интернет – активности в 8 часов 21 минут) . Используются социальные сети для поддержания связей, проведения свободного времени, чтения новостей, поиска информации и обмена мнениями, что создаёт научную проблему того, как данные медиа устанавливают или распространяют политические ценности .
Актуальность темы данного исследования определяется:
¾ Формированием и реализацией государственной информационной политики России;
¾ Появлением в политической системе таких институтов как «государственный паблик», «медиакласс», «метавселенные»;
¾ Развитием таких инструментов как «фактчекинг», «рекрутские нейронные сети»;
¾ Формирование нового медиа поведения, как результат развития медиа критики и медиаобразования;
¾ Динамикой взаимодействия между гражданами, государством и бизнес-сообществами (преимущественно через социальные сети), существенным образом формирующей общественные ценности и установки;
¾ Изменениями в политическом ландшафте общества.
Актуальность данной работы объясняется также и тем, что в настоящее время наблюдается недостаток отечественных исследований, раскрывающих роль новых медиа в политических процессах. Недостающий объем возник в результате ограниченности внимания к социальным сетям в политическом контексте. В тоже время западные социологи и теоретики уделяют пристальное внимание социальным и культурным аспектам технологий, медиа и коммуникациям, в отличие от преобладающих тем в российской научной литературе, которые, как правило, больше углубляются в политические, исторические и философские темы.
Степень научной разработанности темы и теоретическая база исследования. Теоретическая основа для изучения цифровой трансформации медиаиндустрии основана на работах выдающихся мыслителей эпохи информационных технологий, таких как М. Маклюэн, Ж. Бодрийяр, М. Кастельс, Д. Белл и Э. Тоффлер, которые исследовали влияние коммуникационных технологий на общество и культуру .
М. Маклюэн, канадский культуролог, философ в своей работе «Понимание Медиа», например, отмечал влияние средств массовой информации на развитие человечества, основываясь на теории расширения человека, используя пример «зачарованности» людей при расширении самих себя в любом материале, кроме них самих. Ключевым в работах М. Маклюэна являются средства коммуникации и их влияние, так фундаментально выдвигаются понятия о горячих и холодных средствах коммуникации...
В результате исследования решены следующие задачи:
¾ Отражено актуальное состояние научного дискурса по проблематике исследования;
¾ Описаны ключевые инструменты политической коммуникации нового типа;
¾ Определено влияние «ВКонтакте» на политическое формирование общественного мнения;
¾ Исследовано влияние медиа-отражения: туризма, брендирования, имиджа, публикаций СМИ - на процессы национальной (этнической) идентификации народов России;
¾ Выявлены механизмы реализации новых медиа, на примере, официальных сообществ муниципальных округов Санкт-Петербурга «ВКонтакте»;
¾ Рассмотрены применение практик метавселенных и потенциал их использования в политической коммуникации.
На основании решенных задач можно заявить, что цель исследования достигнута.
В ходе исследования рассмотрен ширкой перечнь новых медиаформатов, которые могут включать в себя:
¾ интернет-представительства (порталы) онлайновых СМИ;
¾ интернет-СМИ;
¾ интернет-ТВ (вебкастинг);
¾ интернет-радио (подкастинг);
¾ мобильное ТВ;
¾ блогосферу;
¾ кино, рассчитанное на интернет-аудиторию;
¾ социальные сети (включая детские социальные сети);
¾ twitter;
¾ виртуальные сообщества;
¾ виртуальные игры;
¾ другие ресурсы Веб 4.0.
Именно такое широкое понимание новых медиа свойственно современной науке.
Рассматриваются российские, американские, европейские и китайские подходы к определению новых медиа. Обсуждается переход от традиционных коммуникационных технологий к информационно-коммуникационным, подчеркивается влияние новых медиа. Определяется формат Web 4.0 как мощный инструмент для охвата широкой аудитории и влияния на сознание людей. Выделяется значимость нематериальных факторов в комплексе производственных сил, которые олицетворяют новые медиа и их контроль. Новые медиа сами становятся полноправными акторами политической жизни.
Для того чтобы лучше понять новые медиа, важно оценить их как систему и определить ее элементы. Можно выделить такие характеристики, как цель, право собственности, экономические особенности, формат контента, характер информации, частота, авторство, ориентация на аудиторию и интерактивность
Инструментами политической коммуникации нового типа является развитие политических сообществ и новых каналов коммуникации с использованием новостных пабликов «ВКонтакте»...
1. Benkler, Y. The Wealth of Networks: How Social Production Transforms Markets and Freedom / Y. Benkler. — New Haven, 2006. — С. 6.
2. Bourdieu, P. Photography: A Middle-Brow Art. / P. Bourdieu. // Polity Press. — 1998. — № 1. — С. 10-15.
3. DIGITAL 2024: THE RUSSIAN FEDERATION [Электронный ресурс] // Date Portal — Режим доступа: https://datareportal.com/reports/digital-2024-russian-federation (дата обращения: 17.02.2024).
4. Goffman, E. Gender Advertisements / E. Goffman. // Harvard University Press. — 1999. — № 1. — С. 20-22.
5. Habermas, J. On the pragmatics of communication / J. Habermas. // MIT Press. — 1998. — № 5. — С. 20-25.
6. Heaven W. Египет и Фэйсбук: пора обновить статус / Heaven Will. — [Электронный ресурс] // «Вестник НАТО». — Режим доступа: https://inlnk.ru/G6zOL4 (дата обращения:29.01.2024).
7. Kaplan, A. Users of the world, unite! The challenges and opportunities of Social Media / A. Kaplan, M. Haenlein. // Business Horizons.. — 2010. — № 53 (1). — С. 59-68.
8. Lowery, S. A., DeFleur, M. L. Milestones in Mass Communication Research / S. A. Lowery, M. L. DeFleur. — Pearson, 1995. — 337 c.
9. Mark, Granovetter Economic Action and Social Structure: The Problem of Embeddedness / Granovetter Mark. — [Электронный ресурс] // American Journal of Sociology : [сайт]. — Режим доступа: https://inlnk.ru/emd4Pz (дата обращения: 10.01.2024).
10. Meta Posts 23% Growth as Ads Rebound, With Profit More Than Doubling / Д. Волков. — [Электронный ресурс] // The New York Times. — Режим доступа: https://www.nytimes.com/2023/10/25/technology/meta-facebook-quarterly-earnings.html (дата обращения: 17.0.2024).
11. Meta spent $10 billion on the metaverse in 2021, dragging down profit.. — [Электронный ресурс] // The New York Times. — Режим доступа: https://clck.ru/3Ahakv (дата обращения: 10.02.2024).
12. Nielsen, J. Participation Inequality: Encouraging More Users to Contribute / J. Nielsen. — [Электронный ресурс] // Alertbox: Current Issues in Web Usability. — Режим доступа: https://clck.ru/3AhakR (дата обращения: 09.01.2024).
13. Oddzverse - World's First Financial Metaverse Is Emerging. — [Электронный ресурс] // NewsLife : [сайт]. — Режим доступа: https://www.newsfilecorp.com/release/101935/Oddzverse-Worlds-First-Financial-Metaverse-Is-Emerging (дата обращения: 10.01.2024).
14. Paul, F. L. How the Voter Makes Up His Mind in a Presidential Campaign, Legacy Edition / F. L. ТPaul, Berelson Bernard, Gaudet Hazel. // Columbia University Press. — 2021. — № 2. — С. 224.
15. . Paul, F. L. : Personal Influence. The Part Played by People in the Flow of Mass Communication / F. L. Paul, Katz. // New York: Free Press.. — 1995. — № 5. — С. 293-296...117