Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Реконструкция образа немецкого студента: корпусный анализ студенческой газеты «Moritz»

Работа №145422

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

лингвистика

Объем работы76
Год сдачи2024
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
21
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Корпусная лингвистика в контексте реконструкции образа немецкого студента 5
1.1. Теоретические основы корпусных исследований 5
1.2 Описание материала 11
1.3 Методы исследования 13
Выводы к главе 1 17
Глава 2. Корпусный анализ журнала 19
2.1 Первичный анализ и гипотеза исследования 19
2.2 Анализ изменений частотности по годам 26
2.3 Анализ сочетаемости частотных лексем 48
2.4 Сочетаемость частотной лексики с положительно и отрицательно окрашенной лексикой в общем корпусе 58
Выводы к главе 2 61
Заключение 63
Литература 66
Приложение 1. 70


Актуальность исследования образа жителя ФРГ прослеживается наибольшим образом в лингвострановедении. Ранее в рамках этой дисциплины представлялось возможным анализировать лишь поверхностные языковые данные о различных слоях общества и социальных группах. Применение корпусных методов позволяет подойти к вопросу более основательно и получить точные количественные данные. Кроме того, подобные исследования не проводились ни на территории России, ни на территории ФРГ, в связи с чем мы можем предположить, что наше исследование положительным образом скажется на лингвострановедческих исследованиях и позволит дать им новый виток в развитии.
Новизна исследования заключается в том, что при помощи корпусных методов исследуется зарубежное студенческое периодическое издание на немецком языке, что позволит проанализировать и описать круг интересов студенческой публики.
Цель исследования: составить портрет немецкого студента и определить круг его интересов и их динамику в зависимости от изменений социокультурного контекста
Объектом исследования выступают студенческие СМИ Германии
Предмет: ключевые лексемы корпуса текстов немецкого студенческого периодического издания «Moritz»
Задачи:
1. Описать лингвистические термины и научные работы, входящие в сферу исследования.
2. Определить основные методы и алгоритмы корпусных исследований с помощью программы AntConc.
3. Сформировать 4 корпуса текстов на основе тематических разделов периодического издания «Moritz.Magazin»...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В выпускной квалификационной работе было проведено исследование лексем студенческого периодического издания «Moritz.Magazin» с применением корпусно-лингвистических методов. Нами были изучены научные работы в области компьютерной лингвистики, а также по количественным измерениям эмоциональности текста.
Для осуществления технической части нашего исследования нами была выбрано программное обеспечение AntConc. С помощью данной программы мы разделили издание на 4 тематических корпуса, а затем в каждом из них выбрали по 12 наиболее релевантных для исследования слов. Далее нами был проведен количественный анализ частотной лексики в сравнении с эталонным корпусом и её динамика на протяжении всего изучаемого периода количественно (в цифрах) и качественно (в контексте).
На следующем этапе исследования мы выбрали в каждом из разделов по 2 лексемы и определили устойчивые сочетания на расстоянии от 1 до 10 лексем с каждым выбранным словом, а затем провели такой же поиск сочетаний с эмоционально-окрашенными прилагательными в рамках общего корпуса. Это позволило уточнить или опровергнуть выдвинутые на первом этапе исследования предположения.
В результате проведенного исследования мы можем сделать следующие выводы о круге интересов студентов. Среднестатистический немецкий студент перманентно интересуется новостями о студенческом самоуправлении. Однако нельзя сказать, что его мнение зависит от подачи и интонаций текстов журнала — в разделе политики крайне редко встречаются эмоциональные или прямые оценочные суждения по отношению к студенческим организациям. Нельзя не отметить, однако, что периодически в данном корпусе встречаются статьи шутливого характера, где используются такие литературные приемы как сарказм, сравнения или метафоры. Так можно заключить, что несмотря на серьезное отношение к вопросам благополучия учащихся вуза, студентам важно иногда «разрядить обстановку». Такой безоценочный подход характерен и для других сфер интересов: даже при обсуждении того или иного события в интервью студенты стараются избегать чересчур негативно или чересчур положительно окрашенной лексики.
Студенты активно проявляют себя не только в управлении, но и в творчестве. Они и с интересом участвуют в мероприятиях вуза и города: выступают в театре, проводят тематические дни, поэтические встречи, а также пишут рассказы, фотографируют и снимают видео. Они не только с радостью делятся своим творчеством, но и активно рекомендуют полюбившиеся им объекты массовой культуры: подборками фильмов, книг и музыкальных новинок.
За последние годы интерес к научной деятельности и опыту учебы за границей возрос, в связи с чем можно заключить: учеба не ассоциируется у студента с негативными эмоциями. Более того, даже экзамены и учебные дедлайны не всегда являются предметом обсуждения в рамках темы стресса и усталости.
Студенты участвую в делах, связанных с изменениями условий проживания или учебы к лучшему. Они создают обсуждения, проекты и инициативы по улучшению кампусов, библиотек и даже городской среды.
Поездки за город, прогулки на свежем воздухе и защита окружающей среды — экологичное и качественное времяпрепровождение на природе имеет большое значение для комфортной и счастливой жизни студента.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что поставленная цель исследования была достигнута: приведенные выводы свидетельствуют о формировании образа среднестатистического студента Германии, основанного на применении корпусно-лингвистических методов анализа текста.
Перспектива дальнейшего исследования заключается в формировании большего по объему корпуса текстов различных студенческих изданий из разных федеральных земель Германии за более длительный период. Интересным представляется выявить некоторые отличия и особенности студентов из разных уголков Германии, проанализировать их отношение к учебе, политике и культуре. 



1. Захаров В.П., Хохлова М.В. Анализ эффективности статистических методов выявления коллокаций в текстах на русском языке // Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии. 2010; 9 (16):137-143.
2. Каминская Т. Л. Лингвистическое моделирование образа читателя как отражение политики издания // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Гуманит. науки. 2004. № 29, стр. 110-114
3. Каминская Т.Л. Образ адресата в текстах массовой коммуникации: семантико-прагматическое исследование: автореф. докт. филол. наук. - СПб., 2009.
4. Кобыльская И. И. К вопросу о компьютерной лингвистике / И. И. Кобыльская // Вестник РУДН. Серия: Вопросы образования. Языки и специальность. 2009. №2. С. 121-125.
5. Ковш, Е.В. Язык современной англоязычной прессы: корпусное исследование / Е.В. Ковш, А.О. Кутняя // Вопросы прикладной лингвистики = Issue of applied linguistics. – Москва, 2020. – Вып. 3 (39). – С. 56-81. – Рез. англ. – Библиогр.: с. 76-78 (24 назв.)
6. Козлова Н.В. Лингвистический потенциал корпусов иноязычных текстов // Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. — 2013. — Том 11. — Выпуск 1. — с. 79-88.
7. Копотев М.В. Введение в корпусную лингвистику. Электронное учебное пособие для студентов филологических и лингвистических специальностей университетов. Praha: Animedia, 2014.
8. Котюрова, И. А. Корпусные исследования с помощью сервиса AntConc в условиях работы в вузе / И. А. Котюрова // Язык и культура. – 2020. – № 52. – С. 36-50.
9. Палийчук Д.А. Корпусные технологии в изучении коллокаций (на примере сервисов «ANTCONC» и «SKETCHENGINE»// Studia Humanitatis, № 2, 2022, С. 20-25
10. Райскина, В. А. Современные методы корпусной лингвистики при анализе текста (на примере корпуса BFM) / В. А. Райскина, О. А. Дубнякова // . – 2015. – № 40. – С. 146-154.
11. Хохлова М.В. Статистические методы в лексикографических исследованиях: представление частотной лексики // Terra Linguistica. 2023. Т. 14. № 3. С. 80–93.
12. Чилингарян К.П. Корпусная лингвистика: теория vs методология. / К.П. Чилингарян // Вестник РУДН. Серия:Теория языка. Семиотика. Семантика. — 2021. — 1. — С. 196-218.
13. Национальный корпус русского языка [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ruscorpora.ru/ (дата обращения: 03.02.2024)
14. Bubenhofer N. Quantitativ informierte qualitative Diskursanalyse. Korpuslinguistische Zugänge zu Einzeltexten und Serien, 2013.
15. Bubenhofer N., Scharloth J. Korpuslinguistische Diskursanalyse: Der Nutzen empirisch-quantitativer Verfahren. In: Warnke I., Meinhof Ul., Reisigl M. Diskurslinguistik im Spannungsfeld von Deskription und Kritik. Berlin, New York: de Gruyter (Sprache und Wissen)...31


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ