Введение 3
Глава 1 Публичная дипломатия: теоретический аспект 11
§1.1 Публичная дипломатия и «мягкая сила» в теории международных отношений 11
§1.2 Публичная дипломатия КНР: общая характеристика и направления 17
Глава 2 Реализация публичной дипломатии КНР в странах Центральной Азии: основные направления в регионе 25
§2.1 Основные направления публичной дипломатии КНР в странах Центральной Азии 25
§2.2 Риски и вызовы в реализации публичной дипломатии КНР в странах Центральной Азии 37
§2.3 Сравнительный анализ китайской и российской публичной дипломатии в странах Центральной Азии 44
Заключение 51
Список литературы и источников 54
Публичная дипломатия – это комплексный подход, который включает в себя использование средств массовой информации, культурных обменов, образовательных программ, общественной дипломатии и других инструментов для представления и продвижения интересов государства в иностранных странах.
Центральная Азия, состоящая из Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана, имеет стратегическое значение для КНР в контексте его трансграничных экономических и геополитических интересов. Поэтому Китай активно вкладывает средства в создание партнерских отношений и продвижение своих интересов в странах региона. Для этого КНР использует различные подходы, включая установление культурных и образовательных связей, развитие экономических отношений и инвестиций, а также участие в региональных организациях и инициативах. Центральная Азия играет важную роль в стратегических планах КНР, особенно в контексте реализации инициативы «Один пояс, один путь», а также в укреплении своего влияния в рамках широкого спектра политических, экономических и культурных обменов.
Объект исследования – публичная дипломатия Китайской Народной Республики (КНР) в контексте внешней политики и взаимодействия с государствами Центральной Азии.
Предмет исследования – реализация публичной дипломатии КНР в странах Центральной Азии: стратегии, инструменты, эффективность и влияние на общественное мнение, культурные процессы и геополитическую обстановку в регионе.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в наше время, в условиях усиления геополитических динамик и конкуренции за влияние, роль публичной дипломатии становится все более значимой. Особенно это актуально в контексте стран Центральной Азии, где конкуренция за влияние между различными геополитическими игроками усиливается. Тема «Реализация публичной дипломатии КНР в странах Центральной Азии» является актуальной в свете растущего влияния Китайской Народной Республики на геополитический и экономический ландшафт региона.
КНР, в свою очередь, ведет активную политику расширения своего влияния в регионе Центральной Азии. Это проявляется не только через экономическое сотрудничество и инвестиции, но и через различные мероприятия публичной дипломатии, такие как культурные обмены, образовательные программы, медиаинициативы и т. д. В этом контексте изучение реализации публичной дипломатии КНР в странах Центральной Азии представляет не только академический интерес, но и практическую значимость для понимания стратегий и механизмов укрепления китайского влияния в этом регионе...
Данное исследование было направлено на изучение реализации публичной дипломатии КНР в странах Центральной Азии. В целом, данное исследование подтверждает, что Китай активно проводит политику публичной дипломатии в странах Центральной Азии. Это проявляется, в частности, в усилении культурных и образовательных программ, проведении совместных проектов или инициатив с государствами региона, а также в поддержке общественных организаций и развитии международного обмена.
Публичная дипломатия КНР направлена на укрепление дружественных отношений с Центрально-Азиатскими странами, представляя себя в качестве надежного партнера и инициатора сотрудничества. Она также играет важную роль в распространении китайской культуры и идеологии, что в конечном счете способствует сохранению и укреплению интересов Китая в регионе.
Однако, следует отметить, что успешное осуществление публичной дипломатии КНР в Центральной Азии также сталкивается с определенными преградами. Некоторые страны региона проявляют осторожность и взвешенность при взаимодействии с Китаем, учитывая свои собственные интересы и балансирование внешнеполитических отношений. Большое значение также имеет конкуренция с другими иностранными акторами, которые также стремятся укрепить свои позиции в данном регионе. Все эти факторы необходимо анализировать и учитывать при формировании и реализации публичной дипломатии Китая в странах Центральной Азии. Только тщательное изучение и понимание особенностей местной культуры, общественного мнения и политического контекста поможет достичь успешных результатов и достоинства Китая в данном регионе.
Исследование направлений публичной дипломатии Китая в Центральной Азии позволяет сделать ряд важных выводов о стратегии и механизмах взаимодействия Китая со странами этого региона.
Во-первых, публичная дипломатия является важным инструментом внешней политики Китая, направленным на укрепление дружественных отношений и расширение влияния в Центральной Азии. Китай активно использует различные механизмы и программы, такие как культурные обмены, образовательное сотрудничество, гуманитарная помощь и экономическое партнерство, для достижения своих целей в регионе.
Во-вторых, стратегия публичной дипломатии Китая в Центральной Азии характеризуется комплексным подходом, охватывающим широкий спектр секторов и аспектов сотрудничества. Культурные, образовательные, экономические и гуманитарные инициативы объединяются в целостную стратегию, направленную на углубление взаимопонимания, расширение сотрудничества и создание благоприятного образа Китая в глазах народов Центральной Азии.
В-третьих, сотрудничество со странами Центральной Азии является важным элементом стратегии публичной дипломатии Китая в Центральной Азии. Глубокие и долгосрочные связи между странами отражаются в различных сферах сотрудничества, включая экономику, культуру, образование и науку.
Следует также предпринять усилия по совместному совершенствованию механизмов сотрудничества в таких областях, как консульская безопасность, таможня и карантин, авиационный контроль, безопасность путешествий и оказание помощи при стихийных бедствиях, чтобы обеспечить эффективную реализацию соответствующих институциональных механизмов.
В то же время должны быть предприняты комплексные усилия по усилению институционализации и механизации сотрудничества в различных областях, имеющие обязательную силу. Это поможет вывести сотрудничество между двумя сторонами на путь быстрого, упорядоченного и позитивного развития и выведет сотрудничество Китая с Центральной Азией в новую сферу институциональной координации.
В заключение добавим, что стратегия публичной дипломатии Китая в Центральной Азии играет ключевую роль в укреплении стабильности, развития и сотрудничества в регионе. Эффективное использование мягкой силы и реализация конкретных проектов и программ способствуют углублению взаимодействия между Китаем и странами Центральной Азии, а также создают благоприятные условия для устойчивого и долгосрочного партнерства.
1. Доклад Ху Цзиньтао на 17-м съезде КПК. URL: http://russian.china.org.cn/china/archive/shiqida/2007-10/25/content_9120930.htm (дата обращения: 18.10.2023).
2. МИД Республики Таджикистан : [сайт]. URL: https://mfa.tj/ru/main/view/27/otnosheniya-tadzhikistana-s-kitaem (дата обращения: 05.10.2023).
3. Совместная декларация КНР и Республики Таджикистан об установлении отношений стратегического партнерства от 21.05.2013. URL: http://russian.people.com.cn/31521/8251299.html (дата обращения: 05.10.2023).
4. Совместная декларация КНР и Республики Таджикистан о дальнейшем развитии отношений добрососедства, дружбы и сотрудничества. URL: https://www.fmprc.gov.cn/rus/wjdt/gb/200808/t20080829_858170.html (дата обращения: 18.10.2023).
5. Совместное коммюнике между правительством Китайской Народной Республики и правительством Республики Узбекистан. URL: https://www.fmprc.gov.cn/rus/wjdt/gb/200711/t20071104_858158.html (дата обращения: 18.10.2023).
6. Совместное коммюнике Китайской Народной Республики и Республики Казахстан. URL: https://www.fmprc.gov.cn/rus/wjdt/gb/200708/t20070818_858155.html (дата обращения: 05.10.2023).
7. МИД РФ : [сайт]. URL: https://www.mid.ru (дата обращения: 05.10.2023).
8. ОДКБ : [сайт]. URL: https://odkb-csto.org (дата обращения: 05.10.2023).
9. ШОС : [сайт]. URL: https://rus.sectsco.org (дата обращения: 05.10.2023).
10. 胡锦涛在中国共产党第十八次全国代表大会上的报告 [Доклад Ху Цзиньтао на XVIII съезде Коммунистической Партии Китая]. URL: https://www.gov.cn/ldhd/2012-11/17/content_2268826.htm (дата обращения: 05.10.2023).
11. 江泽民在中国共产党第十四次全国代表大会上的报告[Доклад Цзян Цзэминя на 14-м Всекитайском съезде Коммунистической партии Китая] / Жэньминь Жибао. 1992. URL: http://cpc.people.com.cn/GB/64162/64168/64567/65446/4526308.html (дата обращения: 05.10.2023).
12. 上海合作组织成员国元首阿斯塔纳宣言(全文)[Астанинская декларация глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества (полный текст)]. 2017. URL: https://www.fmprc.gov.cn/web/ziliao_674904/1179_674909/t1469140.shtml (дата обращения: 18.10.2023).
13. 习近平在纳扎尔巴耶夫大学的演讲 [Выступление Си Цзиньпина в Назарбаев Университете]. URL: http://www.xinhuanet.com/politics/2013-09/08/c_117273079.htm (дата обращения: 05.10.2023).
14. 携手构建人类命运共同体:中国的倡议与行动 [Белая книга «Совместное строительство сообщества единой судьбы человечества: инициативы и действия Китая]. URL: http://www.xinhuanet.com/world/2023-09/26/c_1129885548.htm (дата обращения: 05.10.2023).
15. 中哈总理第一次定期会晤联合公报[Совместное коммюнике по итогам первой регулярной встречи глав правительств Китайской Народной Республики и Республики Казахстан]. 2012. URL: https://www.fmprc.gov.cn/web/ziliao_674904/1179_674909/t919718.shtml (дата обращения: 18.10.2023)...85