Введение 3
Глава 1. Европейская и евроатлантическая интеграция Польши в контексте идеологии партий «Право и справедливости» и «Гражданская платформа» и их видение международных отношений 21
1.1. Неореализм и неолиберализм о европейской и евроатлантической интеграции 21
1.2. Идеологическое соперничество в Польше конца XX – начала XX века 31
1.3. Основы идеологии партии «Право и справедливости»: внутриполитические и внешнеполитические аспекты 34
1.4. Основы идеологии партии «Гражданская платформа»: внутриполитические и внешнеполитические аспекты 41
Глава 2. Особенности европейской интеграции и участия Польши в ЕС во взглядах ПиС и ГП 48
2.1. Споры о суверенитете в контексте европейской интеграции 48
2.2. Мягкий евроскептицизм «Право и справедливости» 54
2.3. Европейский юнионизм «Гражданской платформы» 63
Глава 3. Особенности евроатлантической интеграции во взглядах ПиС и ГП 68
3.1. Братья Качиньские и приоритет политики безопасности (2005–2010) 68
3.2. Особенности восприятия участия Польши в НАТО в политике правительства «Гражданской платформы» (2007–2015) 77
3.3. Приоритет США и НАТО в политике безопасности партии правительства «Право и справедливости» (2015–2023) 85
Заключение 94
Список использованных источников и литературы 98
Приложение 121
Начало фактического процесса европейской интеграции Польши относится к 1994 году, когда страна официально подала заявку на членство в Европейском союзе . В этом же году вступает в силу Европейское соглашение об ассоциации с Европейскими сообществами . Спустя три года Польша приняла национальную стратегию интеграции, которая привела к разработке программы по членству в ЕС . 31 марта 1998 года начались переговоры о вступлении в ЕС и уже 1 мая 2004 года Польша стала полноправным членом этой организации, что стало кульминацией многолетних усилий . Важным этапом европейской интеграции также являлся референдум 2003 года, где 77% поляков проголосовали за вступление Польши в ЕС .
Процесс евроатлантической интеграции Польши начался в 1990-е годы, когда страна приняла стратегическое решение по вступлению в НАТО и последовательно добивалась этой цели, рассматривая членство в альянсе как средство обеспечения национальной безопасности. Дипломатические и политические усилия Польши были успешно реализованы 12 марта 1999 года, когда страна официально стала членом Североатлантического альянса. Это событие открыло новую главу во внешней политике и стратегии национальной безопасности Польши, подчеркивая её стремление к интеграции в западные структуры безопасности и активное участие в их работе .
Интеграционные процессы Польши в европейские и евроатлантические структуры были динамичными и сопряжены с многочисленными вызовами. Варшаве потребовалось провести комплексную адаптацию своего законодательства, экономики и политики безопасности для соответствия стандартам членства в ЕС и НАТО. После вступления в эти организации страна активно участвовала в формировании политики Европейского союза, внося вклад в дебаты по его реформированию и принимая участие в операциях и миссиях НАТО. Это подтверждало её приверженность принципам и целям евроатлантического сообщества безопасности.
Однако с начала XXI века политическая арена Польши характеризуется значительной внутренней конфронтацией, условно описываемой как «польско-польская война» . Это понятие, широко используемое в политическом дискурсе страны, подчеркивает глубокий раскол между основными политическими силами и влияет на внешнеполитическое поведение Варшавы, включая её политику в ЕС и НАТО и отношения с институтами этих организаций. В современной «польско-польской войне» ключевыми противниками выступают две политические силы: либеральная партия «Гражданская платформа» во главе с Дональдом Туском и консервативная партия «Право и справедливость», руководимая братьями Лехом (до 2010 г.) и Ярославом Качиньскими. Обе политические партии были основаны в 2001 году и начали оказывать значительное влияние на формирование политической стратегии Польши на международной арене. Необходимо также указать, что на начальном этапе своего существования между 2001 и 2005 гг. эти две партии были в коалиции против правящей тогда партии «Союза демократических левых сил».
...
Проведенное исследование позволило выявить ключевые особенности европейской и евроатлантической интеграции Польши с 2005 по 2023 годы. Выводы демонстрируют значительные различия в подходах к этим процессам двух ведущих политических партий страны — консервативной «Право и справедливость» и либеральной «Гражданская платформа». Влияние этих подходов на польскую внешнюю политику и реакцию партнеров по ЕС и НАТО было значительным и разнообразным. Исходя из этого необходимо сделать следующие выводы.
Исследование показало, что идеологические позиции «Право и справедливости» и «Гражданской платформы» различаются. ПиС придерживается консервативных взглядов, основывающихся на национальных интересах, суверенитете и недоверии к наднациональным компетенциям ЕС, реализации которых может привести к его уменьшению и частичной передаче институтам ЕС, а также исторической политике, направленной на укрепление национальной идентичности и суверенитета Польши. ГП, напротив, представляет либеральный и проевропейский подход, акцентирующий внимание на сотрудничестве, интеграции и партнерстве с другими странами ЕС и НАТО.
ПиС рассматривает европейскую и евроатлантическую интеграцию через призму неореализма, фокусируясь на обеспечении национальной безопасности и минимизации рисков для суверенитета Польши. В их представлении, ЕС и НАТО служат инструментами для укрепления польского суверенитета, а участие в этих организациях должно быть обусловлено польскими национальными интересами и безопасностью. Для ПиС внешняя политика Польши представляется в более секьюритизированном контексте по сравнению с ГП. В то же время, ГП поддерживает неолиберальный подход, подчеркивающий важность международного сотрудничества и интеграции как способов достижения общих целей и повышения национального благосостояния через участие в международных институтах. Для ГП безопасность играет гораздо более важную роль в восприятии политики, чем для ПиС.
В вопросе европейской интеграции ПиС и ГП демонстрируют противоположные позиции. ПиС характеризуется мягким евроскептицизмом, выражающимся в стремлении к сохранению максимального уровня национального суверенитета и независимости от Брюсселя. С одной стороны, ПиС рассматривает ЕС в качестве важной для реализации политики Польши структуры, но с другой стороны, эта структура может быть и потенциально угрожающей для Варшавы в том случае, если Польша утратит контроль над своими национальными решениями. ПиС активно защищает национальные интересы, выступая против чрезмерной централизации власти в ЕС, а также вмешательства институтов ЕС в польские политические процессы, предпочитая межправительственный подход к интеграции.
ГП, в свою очередь, является сторонником глубокого сотрудничества и интеграции в ЕС. Партия выступает за укрепление позиций Польши в европейских структурах и активное участие в принятии решений на уровне ЕС. ГП подчеркивает важность участия Польши в европейских инициативах и проектах, направленных на улучшение экономической и социальной стабильности, а также обеспечение энергетической безопасности. Они считают, что усиление интеграции с ЕС приведет к большему благополучию и безопасности страны.
Исследование выявило, что значимое место в политической истории Польши в рассматриваемый период занимают фигуры Дональда Туска и Леха и Ярослава Качиньских. Важным моментом является тот факт, что Дональд Туск занимал пост председателя Европейского совета с 2014 по 2019 годы. Его пребывание на этой должности совпало с периодом правления ПиС, начавшимся в 2015 году. Это привело к уникальной ситуации, когда польский политик возглавлял один из ключевых европейских институтов, в то время как его партия находилась в оппозиции на национальном уровне, а страной управляла партия, которая была настроена критически по отношению к Европейскому союзу. Фактор Дональда Туска во главе Европейского совета стал не только «продолжением» так называемой «польской-польской войны», но скорее даже обострением острого политически-идеологического противостояния в Польше между двумя ведущими политическими силами. ПиС обвиняла Туска и ГП в излишне тесных связях с Германией и слишком мягкой политике в отношении России, тогда как ГП критиковала ПиС за националистическую и конфликтную риторику, которая ухудшала отношения Польши с ЕС и рядом его стран-участниц.
Отношение к евроатлантической интеграции также разделяет ПиС и ГП. ПиС подчеркивает значимость НАТО для обеспечения национальной безопасности и рассматривает альянс как ключевой элемент внешнеполитической стратегии. Партия активно поддерживает усиление военно-политического сотрудничества с США и другими членами НАТО, участвует в инициативах по укреплению восточного фланга альянса и активно развивает региональные сотрудничества, такие как «Инициатива трёх морей» и «Бухарестская девятка».
ГП, хотя и признает важность НАТО, делает акцент на более сбалансированном подходе к безопасности, сочетая его с усилением роли ЕС в этой области. Партия поддерживает концепцию создания европейской системы безопасности и считает, что Польша должна играть активную роль в развитии оборонной политики ЕС, гармонизируя её с задачами НАТО. Они стремятся к созданию стратегического партнерства между НАТО и ЕС, что, по их мнению, способствует более эффективному решению проблем безопасности. Важно отметить, что несмотря на идеологические разногласия, обе партии едины в своем стремлении к укреплению Североатлантического альянса и поддержке его дальнейшего расширения, что подчеркивает важность НАТО для польской внешней политики.
Различия в подходах ПиС и ГП к европейской и евроатлантической интеграции значительно влияли на внешнюю политику Польши и её отношения с партнерами по ЕС и НАТО. ПиС, акцентируя внимание на суверенитете и безопасности, часто вступала в конфликты с Брюсселем, особенно по вопросам верховенства права и независимости судебной системы. Это приводило к напряженности в отношениях с институтами ЕС и некоторыми западноевропейскими странами, особенно с Германией, которые критиковали ПиС за авторитарные тенденции и нарушение демократических норм. Важно отметить, что по итогу за такую политику Европейская комиссия лишила финансирования Польши, но в конечном итоге после 2023 года ГП удалось получить ранее замороженные для Варшавы выплаты.
ГП, наоборот, стремилась улучшить отношения с Брюсселем, подчеркивая приверженность европейским ценностям и стремление к сотрудничеству. Это способствовало более позитивному восприятию Польши в ЕС и увеличению её влияния в европейских институтах. Подход ГП к безопасности также находил поддержку среди стран-членов НАТО, которые видели в этом попытку сбалансировать интересы альянса и ЕС.
В заключение, можно утверждать, что различия в подходах ПиС и ГП к европейской и евроатлантической интеграции отражают глубокие идеологические разногласия между консервативными и либеральными силами, характерные для всей Европы.
1. UKŁAD EUROPEJSKI ustanawiający stowarzyszenie między Rzecząpospolitą Polską, z jednej strony, a Wspólnotami Europejskimi i ich Państwami Członkowskimi, z drugiej strony, sporządzony w Brukseli dnia 16 grudnia 1991 r. // Prawo.pl. URL: https://www.prawo.pl/akty/dz-u-1994-11-38,16795742.html (дата обращения: 02.05.2024).
2. Ustawa z dnia 1 kwietnia 2008 r. o ratyfikacji Traktatu z Lizbony zmieniającego Traktat o Unii Europejskiej i Traktat ustanawiający Wspólnotę Europejską, sporządzonego w Lizbonie dnia 13 grudnia 2007 r. / Dziennik Ustaw. 01.04.2008. URL: https://isap.sejm.gov.pl/isap.nsf/DocDetails.xsp?id=WDU20080620388 (дата обращения: 14.05.2024).
3. 100 konkretów: Na pierwsze 100 dni rządów / Koalicja obywatelska. - 33 s. URL: https://platforma.org/upload/document/201/attachments/413/100%20konkretow-pdf.pdf (дата обращения: 01.05.2024).
4. Bezpieczna przyszłość polaków / Program PiS. - 2023. - 302 s. URL: https://pis.org.pl/document/archive/download/3197 (дата обращения: 01.05.2024).
5. Dbamy o Polskę. Dbamy o Polaków / PiS. - Warszawa: 2007. - 72 s.
6. Dobry czas dla Polski. Programm 2019 Prawa i Sprawedlisowści / [б.м.], 2019. - 232 s.
7. Głęboka przebudowa państwa. Projekt programu dla Platformy Obywatelskiej / M. Biernacki [et al.]. - Warszawa 2007. - 339 s.
8. Historia. Platforma Obywatelska / URL: https://platforma.org/historia#0 (дата обращения: 29.04.2024).
9. IV Rzeczpospolita - Sprawiedliwość dla Wszystkich / Prawo i Sprawiedliwość: Program. - 2005. - 144 s.
10. Następny krok. Razem. Program wyborczy 2011 / Platforma Obywatelska. - 194 s. URL: https://demagog.org.pl/wp-content/uploads/2020/07/Program_PO_100dpi.pdf (дата обращения: 01.05.2024).
11. Państwo dla obywateli. Plan rządzenia 2005-2009 / Instytut Państwa i Administracji. Warszawa: 2005, - 265 s.
12. PiS – Prawo i Sprawedliwość. URL: https://e-sochaczew.pl/pis-sochaczew/strona-860 (дата обращения: 29.04.2024)
13. PiS: Nowoczesna, solidarna, bizpieczna Polska. Program Prawa i Sprawiedliwości / [б.м.], 2011. - 258 s. URL: https://n-16-1.dcs.redcdn.pl/file/o2/tvn/web-content/m/p1/f/p/r/program_pis_19.pdf (дата обращения: 01.05.2024).
14. Program PO. Polska zasługuje na cud gospodarczy. Platforma Obywatelska. By żyło się lepiej. Wszystkim! / - Warszawa: 2007. - 90 s.
15. Program Prawa i Sprawiedliwości 2014 / PiS. - 2015. - 168 s. URL: https://pis.org.pl/media/download/528ca7b35234fd7dba8c1e567fe729741baaaf33.pdf (дата обращения: 01.05.2024).
...
185 источников