Введение 3
Глава 1. Стрессоустойчивость в международных отношениях 23
1.1. Генезис понятия стрессоустойчивости 23
1.2. Стрессоустойчивость государств 26
1.3. Стрессоустойчивость интеграционных объединений 33
Глава 2. Санкции в мировой политике и международных отношениях 40
2.1. Понятие санкций и причины их применения 40
2.2. Международные санкционные режимы и проблема вторичных санкций 48
2.3. Санкционные режимы в отношении государств-членов ЕАЭС 58
Глава 3. Функционирование ЕАЭС в условиях санкций 65
3.1. Характеристика ЕАЭС как интеграционного объединения 65
3.2. Факторы стрессоустойчивости и меры ЕАЭС по преодолению воздействия санкций 77
3.3. Оценка стрессоустойчивости Евразийского экономического союза 91
Заключение 100
Список иcточников 105
Список литературы 131
Приложение 145
Актуальность выбранной темы обусловлена следующими причинами.
Во-первых, сразу два из пяти государств Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) оказались в ситуации, когда в отношении них были введены беспрецедентные санкции. В 2022 году Российская Федерация стала мировым лидером по количеству наложенных на нее санкций: еще в мае их число превысило десять тысяч. Для сравнения, Иран существует в режиме введения около трех с половиной тысяч санкций, а Куба и КНДР – двух тысяч. Также в пятерку государств-лидеров по количеству введенных в их отношении санкций вошла Республика Беларусь .
Во-вторых, первоначальной идеей при создании ЕАЭС была интеграция в международную торговую систему на принципах Всемирной торговой организации (далее – ВТО). Однако введение односторонних ограничений, которые нарушают режим наибольшего благоприятствования, само по себе противоречит основам ВТО. При этом ЕАЭС изначально был создан в условиях уже существующих ограничительных мер в отношении России и Беларуси. Перед государствами-членами и ЕАЭС в целом стоит задача поиска путей реагирования на новые условия.
В-третьих, ситуация в России принципиально влияет на экономику стран-соседей и устойчивость всего ЕАЭС как интеграционного объединения. Особенно ярко это видно на примере сотрудничества в формате ЕАЭС за счет формирования единого экономического пространства и постоянной работы по сближению национальных экономик. Нестабильность курса рубля влияет на экспортные цены в государствах-членах союза. Инициатива по переводу взаимных расчетов в национальные валюты также не всегда выгодна для партнеров по ЕАЭС ввиду разницы курсов и их нестабильности. В целом, ситуация в России принципиально влияет на устойчивость всего ЕАЭС как интеграционного объединения (см. Приложение, Табл. 1).
В-четвертых, попытки восполнить дефицит санкционных товаров в России и Беларуси через поставки партнеров по ЕАЭС провоцируют риски вторичных санкций для государств-членов. Данная угроза становится причиной более осторожной экономической политики стран-участников ЕАЭС. Проблема вторичных санкций более чем серьезно влияет на замедление роста товарооборота в сегментах, связанных с параллельным импортом , а также ставит под угрозу отдельные сферы сотрудничества. Одновременно с этим, для партнеров появляется окно возможностей для торговли новыми категориями товаров и замещения подсанкционных наименований своей продукцией.
В-пятых, появляются новые практики в законодательстве и практическом регулировании экономической деятельности. Государства под санкциями принимают новые нормы. Данный процесс призван снизить негативные эффекты от введенных ограничений и найти альтернативные пути. Национальные практики России и Беларуси по адаптации к западным санкциям влияют на отношения и внутри интеграционных объединений, в которых они участвуют. Например, перед Евразийским экономическим союзом стоит проблема правового обоснования параллельного экспорта в Беларусь и Россию из Армении, Казахстана и Кыргызстана. Попытки проводить подобные поставки внутри организации приводят к изменению барьеров между странами, а не их снижению, к чему государства стремились с момента образования ЕАЭС.
В целом, санкции влияют на динамику углубления и развития интеграционного потенциала ЕАЭС по всем направлениям.
...
Евразийский экономический союз как интеграционная система имеет свои ресурсы и внутренние противоречия, что позволяет рассматривать его с позиции концепции стрессоустойчивости. Несмотря на то, что российском дискурсе и практике постсоветских государств термин не встречается, действия государств и их объединений во многом вписываются в данную рамку. В теоретическом плане стрессоустойчивость и стабильность – две разные концепции, которые могут существовать друг без друга. Однако в реалиях ЕАЭС государствам-членам принципиально важно сохранение стабильности в вопросах разделения полномочий между органами интеграционной системы и национальными институтами, чтобы соблюсти баланс интересов и не допустить ограничения своего суверенитета. Для постсоветских государств с небольшой историей независимой политики данный вопрос остается важнейшим при вступлении в объединения, что во многом становится тормозящим фактором интеграции.
Санкции в общем виде могут быть введены для реализации ряда целей. Однако в современной мировой политике в отношении России и Беларуси они становятся экономическим инструментом давления, с использованием которого государства рассчитывают добиться политических изменений. Изначально введение санкций находилось в ведении ООН. Ограничения вводились консенсусом Совета Безопасности ООН, такие режимы были обязательны для исполнения и легитимны с позиций международного права. Тем не менее, изменения баланса сил и международной конъюнктуры снижают эффективность работы ООН, и санкции становятся инструментом одностороннего давления государств друг на друга.
Сегодня государства вводят односторонние ограничительные меры исходя из своих национальных интересов и трактовок международного права. Наиболее активным государством-инициатором санкций являются США. Именно США инициировали санкционные режимы в отношении Ирана, Кубы, Ливии и других государств.
В условиях, если государство-мишень санкций имеет вес в мировой политике и экономике, обладает ресурсами и не зависит от государства-инициатора, эффект от прямых санкций весьма ограничен. Практика показывает, что такие режимы расширяются и затягиваются во времени, однако цель – изменение политического режима, отказ от курса во внешней или внутренней политике – не достигается. В таком случае может быть применен другой инструмент давления – введение вторичных санкций в отношении партнеров государства-мишени, которые помогают обойти или снизить давление от санкций. Вторичные санкции работают более эффективно, чем прямые ограничения: они позволяют ограничить связи с партнерами и создать своеобразный режим изоляции.
Санкции в отношении России и Беларуси сегодня – широкий комплекс мер, сочетающий в себе блокировку активов и запрет на въезд на территорию физических лиц, ограничения и запреты на взаимодействие с юридическими лицами, ограничение торгово-экономических связей и отказ от обслуживания финансовых транзакций, отключение от системы SWIFT и уход компаний. В отношении стран действуют сразу несколько санкционных режимов: США, ЕС и отдельных государств. Во многом эти режимы пересекаются, но в деталях имеют свою специфику.
Существующие ограничения в отношении Беларуси и России оказались чувствительны и для партнеров по ЕАЭС. Главным образом это связано с асимметрией внутри объединения и «замкнутости» большинства внутренних процессов на России. Тем не менее, в практике ЕАЭС уже есть опыт противостояния кризисным тенденциям: санкции против России с 2014 года, пандемия COVID-19, сегодняшнее санкционное давление.
Как интеграционная система Союз обладает своими ресурсами, в числе которых исторический опыт совместного ведения дел, сформированная правовая, политическая и экономическая база сотрудничества, интеграционные проекты 1990-х и 2000-х годов.
...
1. Кладочников П.А. Эволюция и перспективы участия России в международных торгово-экономических связях // ИМЭМО РАН. Москва, 2022. 341 с.
2. Концепция стрессоустойчивости Европейского союза: артикуляция и ее последствия для России / под ред. Т.А. Романовой. СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2019. 312 с.
3. Политика санкций: цели, стратегии, инструменты : хрестоматия / сост. И.Н. Тимофеев, В.А. Морозов, Ю.С. Тимофеева // Российский совет по международным делам. М: НП РСМД, 2020. 452 с.
4. Политические процесс на постсоветском пространстве: новые тренды и старые проблемы : коллективная монография / отв. ред. Э.Г. Соловьев, Г.И. Чуфрин // ИМЭМО РАН. М: ИМЭМО РАН, 2020. 276 с.
5. Постсоветское пространство: роль внешнего фактора / отв. ред.: А.Б. Крылов, А.В. Кузнецов, Г.И. Чуфрин // ИМЭМО РАН. Москва, 2018. 241 с.
6. Хейфец Б.А. Новая модель международной экономической интеграции // М.: Институт экономики РАН, 2023. 48с.
7. Экономические санкции против России: ожидания и реальность : монография / под ред. Р.М. Нуреева // Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. М: КНОРУС, 2017. 194с.
8. Чернова В.Ю. Импортозамещение как фактор модернизации внешнеторговой и структурной политики России в современных условиях (на примере агропродовольственного сектора) // РУДН. Москва, 2020. 395 с.
9. Balassa B.A. The Theory of Economic Integration // Taylor Garnett Evans & Co Ltd, 1961. 316 p.
10. Hufbauer G., Shott J., Elliott K., Oegg B. Economic Sanctions Reconsidered // Third Edition. Peterson Institute for International Economics, 2009. 248 p.
11. Nephew R. The Art of Sanctions. A View from the Field // Columbia University Press. NewYork, 2018. 216 p.
12. Pisano U. Resilience and Sustainable Development: Theory of resilience, system thinking and adaptive governance // ESDN Quarterly Report. №26, 2012. 51 p.
13. Regional Integration and Future Cooperation Initiatives in the Eurasian Economic Union / Ed.by Maria Lagutina // IGI Global. NewYork, 2020. 339 p.
14. SwotAnalysis and Planning for Cross-Border Co-operation in Northern Europe / Institute of International Sociology of Gorizia (ISIG) for the Council of Europe // Council of Europe. 2010. 216 p.
15. Walker B., Salt. D. Resilience Thinking: Sustaining Ecosystems and People in a Changing World // Island Press, 2012. 192p.
...
117 источников