Введение 5
1 Проблемы и тенденции развития информационных систем в управлении
деятельностью колледжа 7
1.1 Анализ источников по теме работы 7
1.2 Сущность и виды процессов в образовательном учреждении 10
1.3 Обоснование необходимости и цели использования программного
обеспечения для управления образовательным процессом 12
1.4 Анализ типовых программных решений для автоматизации
деятельности управления колледжем 13
1.5 Технологии модернизации программного обеспечения 16
2 Анализ текущего состояния информационной системы и проектирование
программного обеспечения 19
2.1 Характеристика предметной области 19
2.1.1 Характеристика предприятия 19
2.1.2 Характеристика процесса печати дипломов 21
2.2 Анализ текущего состояния информационной системы 25
2.2.1 Описание текущего состояния информационной системы 25
2.2.2 SWOT-анализ 29
2.3 Рекомендации по совершенствованию информационной системы 30
3 Проектирование программного обеспечения 33
3.1 Проект доработок 33
3.2 Обоснование проектных решений 37
3.3 Обоснование средств разработки 39
4 Описание модернизации программного обеспечения 41
4.1 Общее описание модернизированного программного обеспечения 41
4.2 Описание внешних разработок 42
4.3 Описание программных модулей 44
4.4 Расчет экономической эффективности 45
Заключение 53
Список использованных источников 55
Приложение А 59
Приложение Б
В век информационных технологий невозможно представить ни одну область деятельности без использования информационных систем. И сфера образования не осталась в стороне. На данный момент практически во всех учебных заведениях активно внедряют различные информационные системы, предназначенные для автоматизации управления образовательным учреждением. Это могут быть комплексные решения для управления деятельностью учреждений образования, системы электронного документооборота, системы дистанционного и интерактивного обучения и т.п.
Государственное автономное профессионально образовательное учреждение Свердловской области «Уральский радиотехнический колледж им. А. С. Попова» (УРТК им. А С. Попова) не является исключением. В данном образовательном учреждении (ОУ) внедрено типовое решение «1С:Колледж».
Актуальность выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что образовательное учреждение каждый год выпускает несколько сотен студентов, и подготовка бланков государственного образца вручную — это долгий и трудоемкий процесс, который отнимает большую часть рабочего времени.
В соответствии с Государственными стандартами, бланки диплома, а также бланки приложений к нему должны быть оформлены в полном соответствии с нормативной документацией и федеральным законом, регулирующим оформление документов об образовании.
На данный момент имеющиеся возможности программного обеспечения не позволяют оформить бланк диплома в полном соответствии с предъявляемыми к ним требованиями.
В связи с этим на данный момент требуются доработки функционала типового решения, направленные на актуализацию печатных форм документов государственного образца и оптимизацию процедуры их формирования и печати.
Объектом является Государственное автономное профессионально образовательное учреждение Свердловской области «Уральский радиотехнический колледж им. А. С. Попова».
Предметом является процесс формирования и печати дипломов.
Цель выпускной квалификационной работы — модернизировать кон-фигурацию «1С:Колледж ПРОФ» в соответствии с требованиями «Уральского радиотехнический колледжа им. А. С. Попова».
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анализ литературных источников по теме выпускной квалификационной работы.
2. Провести анализ деятельности колледжа, связанной с подготовкой документов государственного образца, изучить технологию их формирования в конфигурации «1С:Колледж ПРОФ».
3. Определить требования и спроектировать изменения в конфигурации.
4. Реализовать изменения конфигурации.
5. Внедрить изменения.
Цель выпускной квалификационной работы — модернизировать конфигурацию «1С:Колледж ПРОФ» в соответствии с требованиями УРТК им. А. С. Попова.
Для того что бы произвести модернизацию данной подсистемы был проанализирован ряд научно-технических источников, в которых рассмотрены проблемы и особенности модернизации программного обеспечения.
Также были проанализированы федеральные законы и указы, которые регламентируют работу образовательного учреждения.
Особое внимание было уделено федеральным законам, которые регламентируют требования, предъявляемые к формированию диплома о среднем профессиональном образовании.
Произведена модернизация подсистемы «Выпуск», для этого:
1. Произведен анализ перехода с редакции «1С:Колледж» (2.0.5.2) на редакцию «1С:Колледж ПРОФ» (2.0.5.2).
2. Неполадки в программном обеспечении, связанные с переходом на новую редакцию были устранены.
3. Произведен анализ и модернизация обработки «ЗагрузкаРУП». Обработка обеспечивает корректную загрузку данных из файла, который формируется в специализированной программе (г. Шахты).
4. В обработку «ЗагрузкаРУП» были внесены изменения позволяющие производить загрузку курса из рабочих учебных планов.
5. Реализован функционал позволяющий осуществлять загрузку данных из файла с расширением в формате *.опГ.
6. Описан бизнес-процесс «Печати дипломов».
7. Произведен анализ и доработка документа «Диплом». Документ заполняет автоматически необходимую информацию для последующего вывода на макет диплома.
8. Была произведена разработка обработки для формирования ведомостей с оценками, для последующего заполнения их в дипломе.
9. Произведена разработка печатного макета диплома под бланк общества с ограниченной ответственностью «ЗНАК», который используется в УРТК им. А. С. Попова.
Погрешность размещения информации на бланке диплома не превышает 2 мм.
Таким образом поставленные задачи были выполнены, а поставленная цель была достигнута.
Также в ходе выполнения выпускной квалификационной работы были получены практические и теоретические знания в области модернизации программного обеспечения на базе платформы «1С», были изучены способы модернизации программного обеспечения.
1. Варианты модернизации ПО [Электронный ресурс]. — Режим до-ступа: http://hawkhouse.ru/blog/starcheskie-bolezni-programmnogo- obespecheniya-i-puti-modernizatsii/(дата обращения: 29.03.2019).
2. Гагарина Л. Технология разработки программного обеспечения [Текст]: учебное пособие /Л. Гагарина, Е. Кокорева. — Москва: Форум, 2018. — 400 с.
3. Дадян Э. Конфигурирование и моделирование в системе «1С:Предприятие» [Текст]: учебник / Э. Дадян. — Москва: 1С-Паблишенг 2018. — 417 c.
4. Законы М. Лемана [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://studopedia.info/3-91154.html(дата обращения: 06.03.2019).
5. Интеграция [Электронный ресурс].— Режим доступа:
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1506712(дата обращения: 27.03.2019).
6. Кашаев С. Программирование в «1С:Предприятие 8.3» [Текст] / С. Кашаев. — Санкт-Петербург: Питер, 2014. — 304 с.
7. Коберн А. Быстрая разработка программного обеспечения [Текст] / А. Коберн. — Москва: Лори, 2016. — 314 с.
8. Кузнецов В. Методика профессионального обучения [Текст]: учебник / В. Кузнецов. — Москва: Юрайт, 2018. — 136 c.
9. Мартин Р. Идеальный программист. Как стать профессионалом [Текст] / Р. Мартин. — Санкт-Петербург: Питер, 2019. — 224 с.
10. Мартин Р. Чистая архитектура. Искусство разработки программного обеспечения [Текст] / Р. Мартин. — Санкт-Петербург: Питер, 2018. — 352 c.
11. Мартин Р. Чистый код: создание, анализ и рефакторинг [Текст] / Р. Мартин. — Санкт-Петербург: Питер, 2018. — 464 с.
12. Методическое пособие по эксплуатации крупных информационных систем на платформе «1С:Предприятие 8» [Текст]: методическое пособие /
А. А. Асатрян, А. Б. Голиков, Д. А. Морозов., и др. — Москва: 1С- Паблишенг, 2017. — 331 с.
13. Об образовании в Российской Федерации [Электронный рсурс] : Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018). — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/(дата об-ращения: 25.04.2019).
14. Об образцах (формах), порядке заполнения, учета и выдачи доку-ментов об образовании и (или) квалификации и об обучении [Текст] : Положение от 29.12.2012 УРТК им. А. С. Попова. — Екатеринбург, 2012. — 16 с.
15. Образовательный процесс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.directeducation.ru/powins-245-1.html(дата обращения: 15.03.2019).
16. Осадчук О. Л. Введение в профессионально-педагогическую специальность [Текст]: практикум / О. Л. Осадчук, А. П. Жигадло. — Новосибирск: СибАДИ, 2018. — 166 c.
17. Педагогический процесс [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://vaniorolap.narod.ru/theme3.html (дата обращения: 20.03.2019).
18. Причины модернизации ПО [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.cosa.ru/serv/serv_2322.php(дата обращения: 29.03.2019).
19. Профессиональное образование. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/04/FZ_Ob-obrazovanii.pdf(дата обращения: 20.03.2019).
20. Рейтинг крупнейших IT-компаний [Электронный ресурс]. — Режим доступа: ://www.tadviser.ru/index.php/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82 %D 1%8C%D 1%8F: %D0%A0%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%B8%D0%BD %D0%B3_TAdviser100:_%D0%9A%D 1 %80%D 1%83%D0%BF%D0%BD%D0 %B5%D0%B9%D1%88%D0%B8%D0%B5_%D0%98%D0%A2%D0%BA%D0 %BE%D0%BC%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8_%D0%B2_%
D0%A0%D0%BE%D 1%81%D 1%81%D0%B8%D0%B8_2018(дата обращения: 20.02.19).
21. Радченко М. Г. 1С:Программирование для начинающих [Текст]: практическое пособие / М. Г. Радченко. — Москва: 1С-Паблишенг, 2017. — 780 с.
22. Разработка интерфейса прикладных решений на платформе «1С:Предприятие 8» [Текст]: практическое пособие / В. А. Ажеронок, А. В. Островерх, М. Г. Радченко, и др. — Москва: 1С-Паблишенг, 2018. — 902 с.
23. Состав диплома СПО [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://base.garant.ru/70440502/3e22e51c74db8e0b182fad67b502e640/(дата обращения: 03.04.2019).
24. ТАНДЕМ.Университет [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
http://tandemservice.ru/products/tandem-university (дата обращения:
27.04.2019).
25. УРТК им. А.С. Попова [Электронный ресурс].— Режим
доступа:http://www.urtt.ru/ (дата обращения: 23.11.2018).
26. Хрусталева Е. Ю. 101 совет начинающим разработчикам в системе «1С:Предприятие 8» [Текст]: методическое пособие / Е. Ю. Хрусталева. — Москва: 1С-Паблишенг, 2015. — 213 с.
27. Хрусталева Е. Ю. «1С:Предприятие 8.3». Версия для обучению программированию [Текст]: практическое пособие / Е. Хрусталева, М. Радченко. — Москва: 1С-Паблишенг, 2014. — 291 с.
28. Хрусталева Е. Ю. Расширения конфигураций. Адаптация прикладных решений с сохранением поддержки в облаках и на земле. Разработка в системе «1С:Предприятие 8.3» [Текст]: практическое пособие / Е. Ю. Хрусталева. — Москва: 1С-Паблишенг, 2018. — 296 c.
29. 1С:Колледж список подсистем [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.1c-college.ru/1c_college/(дата обращения: 23.11.2018).
30. 1С:Колледж описание [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://solutions.1c.ru/catalog/college(дата обращения: 23.11.2018).
31. 1С:Колледж [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
https://solutions.1c.ru/catalog/college-prof/comparison (дата обращения: 27.03.2019).
32. 1С:Колледж ПРОФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.1 c-college.ru/support/releases_1c_collegePROF.php (дата обращения: 27.03.2019).