ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ
СРЕДСТВ 6
2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОГОВОРА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО
СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ
ТРАНСПОРТНЫХСРЕДСТВ (ОСАГО) 15
2.1. Понятие и источники правового регулирования договора
ОСАГО 15
2.2. Особенности заключения, исполнения и расторжения договора
ОСАГО 20
2.3. Права, обязанности и ответственность сторон по договору
ОСАГО 25
АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ 32
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ А 67
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 68
Актуальность темы исследования определена рядом правовых и
социально-экономических аспектов. В Российской Федерации страхование,
как эффективный механизм защиты прав и интересов людей, юридических
лиц и государства, становится наиболее важным компонентом социальноэкономической системы общества. Это обусловлено тем, что в повседневной
жизни может проявляться множество непредвиденных рисков, в том числе и
связанных с эксплуатацией транспортных средств.
Страховой рынок России на современном этапе своего развития
представляет из себя один их наиболее проблемных секторов экономики
страны. Он переживает этапы периодического подъёма и спада, в результате
чего возникает экономическая неопределённость и рождается перечень
актуальных проблем, требующих решения.
Обязательное страхование автогражданской ответственности (далее –
ОСАГО) является наиболее массовым видом страхования в России. Тем не
менее, страховые компании все чаще заявляют об убыточности данного вида
страхования. В этой связи вопросам дальнейшего развития рынка ОСАГО в
России уделяется достаточно много внимания.
На сегодняшний день уровень предоставления страховых услуг в
Российской Федерации неразрывно связан с единой экономической
ситуацией в стране, состоянием финансового рынка, системы
налогообложения и правового регулирования страховых отношений.
B ходе эксплуатации транспортных средств высок риск утраты и порчи
своей собственности и причинения вреда жизни, здоровью или имуществу
третьих лиц. В целях защиты от подобных рисков было
создано автострахование по договорам ОСАГО, дополнительное
автострахование автогражданской ответственности (далее – ДСАГО); и
комплексное автомобильное страхование кроме ответственности (далее –
КАСКО). Страховые компании обслуживают большой рынок услуг по
4
заключению страховок автотранспортных средств, получившие разрешение и
соответствующую лицензию от государства на предоставление платных услуг
в связи с увеличением количества транспорта и роста заключенных
договоров ОСАГО с собственниками автотранспортных средств1
.
Вместе с тем, остаются еще не решенные проблемы в сфере правового
регулирования и применения договора ОСАГО. В связи с этим встает задача
совершенствования законодательства, регулирующего указанные выше
отношения в сфере обязательного страхования гражданской ответственности
владельцев транспорта. Все это, естественно, делает актуальной проблему
правового регулирования ОСАГО владельцев транспортных средств в целом.
Объектом исследования являются обязательственные отношения,
возникающие при заключении договора ОСАГО в Российской Федерации.
Предмет исследования составляют правовые нормы, регулирующие,
указанные отношения, а также практика их применения.
Целью работы является выявление проблем правового регулирования
договорных отношений по обязательному страхованию гражданской
ответственности владельцев транспортных средств и внесение предложений
по их устранению.
Для достижения указанной цели исследования были поставлены
следующие задачи:
– раскрыть основные понятия, виды и условия страхования
гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств;
– проанализировать понятие и основные элементы договора
обязательного страхования гражданской ответственности владельцев
транспортных средств;
– провести анализ правового статуса сторон договора;
– выявить особенности заключения, исполнения и расторжения
договора ОСАГО.....
В соответствии с вышесказанным можно сделать вывод о том, что
основной целью Закона об ОСАГО является защита прав потерпевших на
возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу. Все
правовые нормы, содержащиеся в Законе об ОСАГО, направлены на
достижение обозначенной цели. Для этого в нем определен комплекс
необходимых правовых, экономических и организационных мер,
направленных на регулирование отношений по обязательному страхованию
гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Мировая практика взыскания ущерба по договорам страхования
гражданской ответственности владельцев транспортных средств
свидетельствует о том, что более 2/3 всех выплат, осуществляемых
страховщиками, приходится на материальный (имущественный) ущерб1
.
Следовательно, для развития системы ОСАГО в России и повышения
уровня доверия общества к данному виду страхования особое значение имеет
своевременное решение проблем, возникающих при определении размеров и
осуществлении страховых выплат за вред, причиненный имуществу
потерпевших в результате ДТП.
Страхование ответственности владельцев транспортных средств
является одной из наиболее динамично развивающихся сфер российского
страхового бизнеса, о чем свидетельствуют статистические данные о
деятельности страховых организаций.
Проведенное исследование позволило выделить ряд проблем правового
регулирования договорных отношений страхования ответственности
владельцев транспортных средств в РФ и предложить следующие пути их
решения:
1. Проблема понятия договора ОСАГО. Законодательное понятие
договора ОСАГО получилось достаточно сложным. Оно охватило все
ключевые моменты и нюансы, связанные с данным договором.
Целесообразней было бы закрепить более корректное определение понятия
договора ОСАГО и внести изменение в ст. 1 Закона об ОСАГО в части
определения договора ОСАГО, изложив его следующим образом: «договор
обязательного страхования гражданской ответственности владельцев
транспортных средств это соглашение между страховщиком и страхователем,
в силу которого страховщик обязуется при возникновении страхового случая
произвести страховую выплату потерпевшему или страхователю, а
страхователь обязуется в установленном порядке уплатить необходимые
страховые взносы…». Данное определение является более четким и позволит
в дальнейшем избежать различных трактовок понятия договора.
2. В Законе об ОСАГО не содержится указание на срок, в течение
которого страховщик должен составить акт о страховом случае, в нем лишь
сказано о максимальном сроке, в течение которого должна быть
осуществлена страховая выплата – 30 дней с момента предоставления
необходимых документов. В целях ликвидации имеющегося расхождения в
законодательстве целесообразно ввести указание на такой срок в ст. 11-16
Закона об ОСАГО.
Указание данного срока упростит проблему затягивания сроков
выплаты страховщиками.
3. В законе об ОСАГО следует установить не фиксированный размер
страховой суммы, а лишь ее минимально обязательную величину. Это даст
участникам договора большую свободу действий в этом вопросе.
4. При возмещении причиненного вреда страховщики не производят
возмещение утраты товарной стоимости автомобиля (УТС). И он
возмещается ими только по решению суда. В связи с этим целесообразно
внести в Закон об ОСАГО указание на обязанность страховщика по оплате
УТС, а также предоставить страхователю право выбора независимого
эксперта для проведения оценки причиненного ему вреда....
Постановление Конституционного Суда РФ от 31 мая 2005 г. № 6-П "По
делу о проверке конституционности Федерального закона «Об обязательном
страховании гражданской ответственности владельцев транспортных
средств» в связи с запросами Государственного Собрания - Эл Курултай
Республики Алтай, Волгоградской областной Думы, группы депутатов
Государственной Думы и жалобой гражданина С.Н. Шевцова»// Собрание
законодательства РФ. 2005. № 23. Ст. 2311.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 января 2015 г. № 2
«О применении судами законодательства об обязательном страховании
гражданской ответственности владельцев транспортных средств» //
Бюллетень Верховного Суда РФ. 2015 № 3.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2016 г. № 28
«О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской
Федерации проекта федерального закона «О внесении изменения в статью
14.1 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской
ответственности владельцев транспортных средств» // URL: http: //
legalacts.ru/sud/postanovlenie-plenuma-verkhovnogo-suda-rf-ot-28062016-n-28/
(дата обращения 02.05.2018).
Постановление Верховного Суда РФ от 21 января 2014 г. № 12-АД13-3
// URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70481852/(дата обращения
02.05.2018).
Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обязательным
страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных
средств (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22 июня
2016 г.) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_200169/
(дата обращения 02.05.2018).
Обзор практики рассмотрения споров, связанных с исполнением
договоров страхования. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 28
ноября 2003 г. № 75 // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения
64
Процессуальные вопросы рассмотрения
споров по ОСАГО. Указанный документ
еще раз разъяснил, что споры по договорам
ответственности рассматриваются как
судами общей юрисдикции, так и
арбитражными. Первыми
– если
физическое лицо, а транспортное средство
используется им исключительно для
собственных нужд. Вторыми
– если
заявителем выступает юридическое лицо
или индивидуальный предприниматель.
В настоящее время к спорам из
правоотношений по ОСАГО применяется
обязательный досудебный порядок
02.05.2018).
Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 28 ноября 2003 г.
№75 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с исполнением
договоров страхования» Режим доступа URL: https://www.consultant.ru /do
cume nt/c onsd oc _LAW45635 /2db035 eca0 6e31 23ffdd1990249646d5 (дата
обращения 02.05.2018).
Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 30 октября 2007 г. №
120 «Обзор практики применения арбитражными судами положений главы 24
Гражданского кодекса Российской Федерации» // URL: http:// www.
consultant.ru/ document/ cons_doc_ LAW_74034/ (дата обращения 02.05.2018).
Апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам
Верховного Суда Республики Башкортостан от 07 марта 2017 г. по делу № 33-
4889/2017 // URL: https://rospravosudie.com/court-verxovnyj-sud-respublikibashkortostan-respublika-bashkortostan-s/act-554289140/ (дата обращения
02.05.2018)
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14
апреля 2017 г. № 09АП-7240/17 // URL: http:// base.garant.ru/ 61861734
/#ixzz4gzw6a8 Ml (дата обращения 02.05.2018).
Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда
Российской Федерации за первый квартал 2006 г. (утв. постановлением
Президиума Верховного Суда РФ от 7 и 14 июня 2006 г. (ред. от 28.03.2018) //
URL: http://www.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi? (дата обращения
02.05.2018).
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14
апреля 2017 г. № 09АП-7240/17 // URL:
http://base.garant.ru/61861734/#ixzz4gzw6a8Ml (дата обращения 02.05.2018)
Решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 30 декабря 2016 г.
по делу № 2-28/2017 (Саратовская область) // URL:
http://sudact.ru/regular/doc/vxWv70OFPl5r/ (дата обращения 02.05.2018)...