ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ
СРЕДСТВ 6
2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОГОВОРА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО
СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ
ТРАНСПОРТНЫХСРЕДСТВ (ОСАГО) 15
2.1. Понятие и источники правового регулирования договора
ОСАГО 15
2.2. Особенности заключения, исполнения и расторжения договора
ОСАГО 20
2.3. Права, обязанности и ответственность сторон по договору
ОСАГО 25
АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ 32
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ А 67
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 68
ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ
СРЕДСТВ 6
2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОГОВОРА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО
СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ
ТРАНСПОРТНЫХСРЕДСТВ (ОСАГО) 15
2.1. Понятие и источники правового регулирования договора
ОСАГО 15
2.2. Особенности заключения, исполнения и расторжения договора
ОСАГО 20
2.3. Права, обязанности и ответственность сторон по договору
ОСАГО 25
АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ 32
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ А 67
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 68
Актуальность темы исследования определена рядом правовых и
социально-экономических аспектов. В Российской Федерации страхование,
как эффективный механизм защиты прав и интересов людей, юридических
лиц и государства, становится наиболее важным компонентом социальноэкономической системы общества. Это обусловлено тем, что в повседневной
жизни может проявляться множество непредвиденных рисков, в том числе и
связанных с эксплуатацией транспортных средств.
Страховой рынок России на современном этапе своего развития
представляет из себя один их наиболее проблемных секторов экономики
страны. Он переживает этапы периодического подъёма и спада, в результате
чего возникает экономическая неопределённость и рождается перечень
актуальных проблем, требующих решения.
Обязательное страхование автогражданской ответственности (далее –
ОСАГО) является наиболее массовым видом страхования в России. Тем не
менее, страховые компании все чаще заявляют об убыточности данного вида
страхования. В этой связи вопросам дальнейшего развития рынка ОСАГО в
России уделяется достаточно много внимания.
На сегодняшний день уровень предоставления страховых услуг в
Российской Федерации неразрывно связан с единой экономической
ситуацией в стране, состоянием финансового рынка, системы
налогообложения и правового регулирования страховых отношений.
B ходе эксплуатации транспортных средств высок риск утраты и порчи
своей собственности и причинения вреда жизни, здоровью или имуществу
третьих лиц. В целях защиты от подобных рисков было
создано автострахование по договорам ОСАГО, дополнительное
автострахование автогражданской ответственности (далее – ДСАГО); и
комплексное автомобильное страхование кроме ответственности (далее –
КАСКО). Страховые компании обслуживают большой рынок услуг по
4
заключению страховок автотранспортных средств, получившие разрешение и
соответствующую лицензию от государства на предоставление платных услуг
в связи с увеличением количества транспорта и роста заключенных
договоров ОСАГО с собственниками автотранспортных средств1
.
Вместе с тем, остаются еще не решенные проблемы в сфере правового
регулирования и применения договора ОСАГО. В связи с этим встает задача
совершенствования законодательства, регулирующего указанные выше
отношения в сфере обязательного страхования гражданской ответственности
владельцев транспорта. Все это, естественно, делает актуальной проблему
правового регулирования ОСАГО владельцев транспортных средств в целом.
Объектом исследования являются обязательственные отношения,
возникающие при заключении договора ОСАГО в Российской Федерации.
Предмет исследования составляют правовые нормы, регулирующие,
указанные отношения, а также практика их применения.
Целью работы является выявление проблем правового регулирования
договорных отношений по обязательному страхованию гражданской
ответственности владельцев транспортных средств и внесение предложений
по их устранению.
Для достижения указанной цели исследования были поставлены
следующие задачи:
– раскрыть основные понятия, виды и условия страхования
гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств;
– проанализировать понятие и основные элементы договора
обязательного страхования гражданской ответственности владельцев
транспортных средств;
– провести анализ правового статуса сторон договора;
– выявить особенности заключения, исполнения и расторжения
договора ОСАГО.....
социально-экономических аспектов. В Российской Федерации страхование,
как эффективный механизм защиты прав и интересов людей, юридических
лиц и государства, становится наиболее важным компонентом социальноэкономической системы общества. Это обусловлено тем, что в повседневной
жизни может проявляться множество непредвиденных рисков, в том числе и
связанных с эксплуатацией транспортных средств.
Страховой рынок России на современном этапе своего развития
представляет из себя один их наиболее проблемных секторов экономики
страны. Он переживает этапы периодического подъёма и спада, в результате
чего возникает экономическая неопределённость и рождается перечень
актуальных проблем, требующих решения.
Обязательное страхование автогражданской ответственности (далее –
ОСАГО) является наиболее массовым видом страхования в России. Тем не
менее, страховые компании все чаще заявляют об убыточности данного вида
страхования. В этой связи вопросам дальнейшего развития рынка ОСАГО в
России уделяется достаточно много внимания.
На сегодняшний день уровень предоставления страховых услуг в
Российской Федерации неразрывно связан с единой экономической
ситуацией в стране, состоянием финансового рынка, системы
налогообложения и правового регулирования страховых отношений.
B ходе эксплуатации транспортных средств высок риск утраты и порчи
своей собственности и причинения вреда жизни, здоровью или имуществу
третьих лиц. В целях защиты от подобных рисков было
создано автострахование по договорам ОСАГО, дополнительное
автострахование автогражданской ответственности (далее – ДСАГО); и
комплексное автомобильное страхование кроме ответственности (далее –
КАСКО). Страховые компании обслуживают большой рынок услуг по
4
заключению страховок автотранспортных средств, получившие разрешение и
соответствующую лицензию от государства на предоставление платных услуг
в связи с увеличением количества транспорта и роста заключенных
договоров ОСАГО с собственниками автотранспортных средств1
.
Вместе с тем, остаются еще не решенные проблемы в сфере правового
регулирования и применения договора ОСАГО. В связи с этим встает задача
совершенствования законодательства, регулирующего указанные выше
отношения в сфере обязательного страхования гражданской ответственности
владельцев транспорта. Все это, естественно, делает актуальной проблему
правового регулирования ОСАГО владельцев транспортных средств в целом.
Объектом исследования являются обязательственные отношения,
возникающие при заключении договора ОСАГО в Российской Федерации.
Предмет исследования составляют правовые нормы, регулирующие,
указанные отношения, а также практика их применения.
Целью работы является выявление проблем правового регулирования
договорных отношений по обязательному страхованию гражданской
ответственности владельцев транспортных средств и внесение предложений
по их устранению.
Для достижения указанной цели исследования были поставлены
следующие задачи:
– раскрыть основные понятия, виды и условия страхования
гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств;
– проанализировать понятие и основные элементы договора
обязательного страхования гражданской ответственности владельцев
транспортных средств;
– провести анализ правового статуса сторон договора;
– выявить особенности заключения, исполнения и расторжения
договора ОСАГО.....
В соответствии с вышесказанным можно сделать вывод о том, что
основной целью Закона об ОСАГО является защита прав потерпевших на
возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу. Все
правовые нормы, содержащиеся в Законе об ОСАГО, направлены на
достижение обозначенной цели. Для этого в нем определен комплекс
необходимых правовых, экономических и организационных мер,
направленных на регулирование отношений по обязательному страхованию
гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Мировая практика взыскания ущерба по договорам страхования
гражданской ответственности владельцев транспортных средств
свидетельствует о том, что более 2/3 всех выплат, осуществляемых
страховщиками, приходится на материальный (имущественный) ущерб1
.
Следовательно, для развития системы ОСАГО в России и повышения
уровня доверия общества к данному виду страхования особое значение имеет
своевременное решение проблем, возникающих при определении размеров и
осуществлении страховых выплат за вред, причиненный имуществу
потерпевших в результате ДТП.
Страхование ответственности владельцев транспортных средств
является одной из наиболее динамично развивающихся сфер российского
страхового бизнеса, о чем свидетельствуют статистические данные о
деятельности страховых организаций.
Проведенное исследование позволило выделить ряд проблем правового
регулирования договорных отношений страхования ответственности
владельцев транспортных средств в РФ и предложить следующие пути их
решения:
1. Проблема понятия договора ОСАГО. Законодательное понятие
договора ОСАГО получилось достаточно сложным. Оно охватило все
ключевые моменты и нюансы, связанные с данным договором.
Целесообразней было бы закрепить более корректное определение понятия
договора ОСАГО и внести изменение в ст. 1 Закона об ОСАГО в части
определения договора ОСАГО, изложив его следующим образом: «договор
обязательного страхования гражданской ответственности владельцев
транспортных средств это соглашение между страховщиком и страхователем,
в силу которого страховщик обязуется при возникновении страхового случая
произвести страховую выплату потерпевшему или страхователю, а
страхователь обязуется в установленном порядке уплатить необходимые
страховые взносы…». Данное определение является более четким и позволит
в дальнейшем избежать различных трактовок понятия договора.
2. В Законе об ОСАГО не содержится указание на срок, в течение
которого страховщик должен составить акт о страховом случае, в нем лишь
сказано о максимальном сроке, в течение которого должна быть
осуществлена страховая выплата – 30 дней с момента предоставления
необходимых документов. В целях ликвидации имеющегося расхождения в
законодательстве целесообразно ввести указание на такой срок в ст. 11-16
Закона об ОСАГО.
Указание данного срока упростит проблему затягивания сроков
выплаты страховщиками.
3. В законе об ОСАГО следует установить не фиксированный размер
страховой суммы, а лишь ее минимально обязательную величину. Это даст
участникам договора большую свободу действий в этом вопросе.
4. При возмещении причиненного вреда страховщики не производят
возмещение утраты товарной стоимости автомобиля (УТС). И он
возмещается ими только по решению суда. В связи с этим целесообразно
внести в Закон об ОСАГО указание на обязанность страховщика по оплате
УТС, а также предоставить страхователю право выбора независимого
эксперта для проведения оценки причиненного ему вреда....
основной целью Закона об ОСАГО является защита прав потерпевших на
возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу. Все
правовые нормы, содержащиеся в Законе об ОСАГО, направлены на
достижение обозначенной цели. Для этого в нем определен комплекс
необходимых правовых, экономических и организационных мер,
направленных на регулирование отношений по обязательному страхованию
гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Мировая практика взыскания ущерба по договорам страхования
гражданской ответственности владельцев транспортных средств
свидетельствует о том, что более 2/3 всех выплат, осуществляемых
страховщиками, приходится на материальный (имущественный) ущерб1
.
Следовательно, для развития системы ОСАГО в России и повышения
уровня доверия общества к данному виду страхования особое значение имеет
своевременное решение проблем, возникающих при определении размеров и
осуществлении страховых выплат за вред, причиненный имуществу
потерпевших в результате ДТП.
Страхование ответственности владельцев транспортных средств
является одной из наиболее динамично развивающихся сфер российского
страхового бизнеса, о чем свидетельствуют статистические данные о
деятельности страховых организаций.
Проведенное исследование позволило выделить ряд проблем правового
регулирования договорных отношений страхования ответственности
владельцев транспортных средств в РФ и предложить следующие пути их
решения:
1. Проблема понятия договора ОСАГО. Законодательное понятие
договора ОСАГО получилось достаточно сложным. Оно охватило все
ключевые моменты и нюансы, связанные с данным договором.
Целесообразней было бы закрепить более корректное определение понятия
договора ОСАГО и внести изменение в ст. 1 Закона об ОСАГО в части
определения договора ОСАГО, изложив его следующим образом: «договор
обязательного страхования гражданской ответственности владельцев
транспортных средств это соглашение между страховщиком и страхователем,
в силу которого страховщик обязуется при возникновении страхового случая
произвести страховую выплату потерпевшему или страхователю, а
страхователь обязуется в установленном порядке уплатить необходимые
страховые взносы…». Данное определение является более четким и позволит
в дальнейшем избежать различных трактовок понятия договора.
2. В Законе об ОСАГО не содержится указание на срок, в течение
которого страховщик должен составить акт о страховом случае, в нем лишь
сказано о максимальном сроке, в течение которого должна быть
осуществлена страховая выплата – 30 дней с момента предоставления
необходимых документов. В целях ликвидации имеющегося расхождения в
законодательстве целесообразно ввести указание на такой срок в ст. 11-16
Закона об ОСАГО.
Указание данного срока упростит проблему затягивания сроков
выплаты страховщиками.
3. В законе об ОСАГО следует установить не фиксированный размер
страховой суммы, а лишь ее минимально обязательную величину. Это даст
участникам договора большую свободу действий в этом вопросе.
4. При возмещении причиненного вреда страховщики не производят
возмещение утраты товарной стоимости автомобиля (УТС). И он
возмещается ими только по решению суда. В связи с этим целесообразно
внести в Закон об ОСАГО указание на обязанность страховщика по оплате
УТС, а также предоставить страхователю право выбора независимого
эксперта для проведения оценки причиненного ему вреда....
Подобные работы
- Особенности рассмотрения судами дел, вытекающих из договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Дипломные работы, ВКР, гражданский процесс. Язык работы: Русский. Цена: 6000 р. Год сдачи: 2015 - ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ
ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2017 - Договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств: понятие, содержание, особенности
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2017 - ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4710 р. Год сдачи: 2017 - Договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2020 - Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств: проблемы развития и пути решения (Сибирский университет потребительской кооперации)
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2025 - ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАССМОТРЕНИЯ СПОРОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ ИЗ ДОГОВОРА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4965 р. Год сдачи: 2025 - ДОГОВОР ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Правовые проблемы применения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2020





