ВВЕДЕНИЕ 3
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕЖИМА В
ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ . 6
1.1. Понятие режима и его значение для исправления осужденных.... 6
1.2. Правовое обеспечение функционирования режима в
исправительных колониях 11
2. ОСОБЕННОСТИ РЕЖИМА В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ 19
2.1. Порядок и условия отбывания наказания в местах лишения
свободы 19
2.2. Правовые основания изменения режима при отбывании наказания
в исправительных учреждениях 26
3. ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕЖИМА В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ
КОЛОНИЯХ 31
3.1. Правовой статус субъектов обеспечения режима в исправительных
учреждениях 31
3.2. Предложения по совершенствованию правового регулирования
режима в исправительных учреждениях 36
АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ 40
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
Приложение A 65
Приложение Б 66
Приложение В 67
Приложение Г 68
Сущностной особенностью жизнедеятельности участников
пенитенциарного процесса и учреждений уголовно-исполнительной системы
является режимность – подчиненность единым, нормирующим и
упорядочивающим нормативам (общеобязательным для участников и
обеспеченным принуждением к выполнению нормам-правилам, процедурам,
порядкам режима жизнедеятельности, ограничивающим права заключенных
и осужденных в связи с совершенным преступлением и уголовным
наказанием) материальных и процессуальных норм, составляющих
содержание режима и представляющих его особым правовым институтом
уголовно-исполнительного, а ранее – исправительно-трудового права.
Режим является важнейшей категорией уголовно-исполнительного
права и является одним из главных средств исправления осужденных, ему
отведено несколько глав Уголовно-исполнительного кодекса Российской
Федерации (далее – УИК РФ) – 12, 13, 16, 17. В том числе вопросы режима
освещены и в Концепции развития уголовно-исполнительной системы до
2020 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации
от 14.10.2010 № 1772-р. (далее – Концепция развития уголовноисполнительной системы до 2020 г.).
По состоянию на 1 апреля 2018 г. в учреждениях уголовноисполнительной системы России содержалось 597 619 чел. (-4 557 чел. к
01.01.2018), в том числе в 713 исправительных колониях отбывало наказание
488 645 чел. (-6 371 чел.)1
. С каждым годом криминогенная ситуация
ухудшается, в связи с чем возникает необходимость оптимизации режима в
исправительных учреждениях.
Всего на территории Свердловской области находятся 3 колониипоселения, 7 исправительных колоний общего режима, 13 исправительных колоний строгого режима, 2 колонии особого режима, 3 лечебноисправительных учреждения, 6 следственных изоляторов и 1 воспитательная
колония.
Актуальность исследования обусловлена объективной потребностью
совершенствования правового регулирования исполнения и отбывания
уголовного наказания в виде лишения свободы. Режим – это основное
средство исправления осужденный, поскольку является необходимым
условием надлежащего исполнения и отбывания наказания, связанного с
лишением свободы, регулируется деятельность не только исправительных
учреждений, но и распорядок осужденных, находящихся в этом учреждении.
Режим устанавливает правила поведения для всех субъектов и участников
правоотношений, их права и обязанности, возникающие по поводу
исполнения и отбывания наказания.
Целью исследования является выявление проблем правового
регулирования режима в исправительных учреждениях.
Основные задачи:
- проанализировать основные нормативно правовые акты,
регулирующие исполнение наказания в виде лишения свободы;
- раскрыть понятие режима и его составляющих;
- охарактеризовать основные правовые средства режима исполнения и
отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательных колониях;
- раскрыть содержание правовых средств обеспечения режима
исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы в
исправительных учреждениях;
- проанализировать порядок и условия отбывания наказания в местах
лишения свободы (исправительных колониях общего, строгого, особого
режима, тюрьмах, колониях-поселениях;
- выявить проблемы режима отбывания наказания в исправительных
учреждениях;
- изучить правовой статус субъектов обеспечения режима....
В историческом аспекте содержание и характеристика режима
исполнения (отбывания) наказания существуют и закреплены достаточно
давно (с 1918 г.). Тем не менее законодательно понятие «режим исполнения
(отбывания) наказания» не было закреплено до принятия и вступления в силу
УИК РФ. В понимании законодателя режим – это порядок. В современной
научной литературе существует множество подходов к пониманию режима
исполнения (отбывания) наказания. Авторы связывают рассматриваемое
понятие с такими категориями, как «правопорядок», «качество лишения
свободы», «распорядок», «система», «средство» и др. Придерживаясь
позиции В.Е. Южанина, под режимом стоит понимать конгломерат
элементов, выражающих изоляцию осужденных, условия отбывания
наказания, порядок отбывания наказания (порядок реализации всех средств
исправления), материально-бытовое обеспечение, предупредительные
средства воздействия на осужденных, меры безопасности, дисциплинарные
меры воздействия и др.
Основные требования режима в исправительных учреждениях:
обеспечение охраны и изоляции осужденных; постоянный надзор за
осужденными; исполнение возложенных на осужденных обязанностей, а так
же реализацию их прав и законных интересов; личную безопасность
осужденных и персонала; раздельное содержание разных категорий
осужденных; различные условия содержания в зависимости от вида
исправительного учреждения, назначенного судом, в том числе изменение
условий отбывания наказания при наличии установленных законом
обстоятельств.
Режим выполняет важнейшие функции: карательную – суть уголовного
наказания, воспитательная – воздействие на осужденного с целью его
исправления, профилактическая – меры по осуществлению общей и частной
превенции, а значит и недопущении повторного совершения преступлений,
56
обеспечивающая – позволяет применить различные методы исправления к
осужденному.
К средствам обеспечения режима относятся: технические средства
надзора и контроля; оперативно-розыскная деятельность; режим особых
условий; меры безопасности; меры поощрения; меры взыскания.
Условия отбывания наказания – представляют собой совокупность
правоограничений, устанавливаемых уголовно-исполнительным в
зависимости от режима исправительного учреждения, личности осужденного
и его поведения и могут изменяться в лучшую или худшую сторону для
последнего. В зависимости от вида исправительного учреждения
осужденный может находится на обычных, облегченных и строгих условиях
отбывания наказания, разница в которых состоит в количестве и
длительности прогулок, свиданий, бандеролей и так далее, месте
проживания. При этом перевод осужденных в пределах одной колонии на
разные условия отбывания наказания осуществляется по решению комиссии
исправительного учреждения, в работе которой могут принимать участие
представители органов местного самоуправления, а в случаях,
предусмотренных законодательством Российской Федерации, –
представители общественных наблюдательных комиссий. В свою очередь
вопрос об изменении исправительного учреждения решается судом по
ходатайству осужденного либо его адвоката.
Изменение условий отбывания наказания напрямую зависит от
поведения осужденного, его отношении к труду.
Обеспечением режима в исправительных учреждениях занимаются
работники уголовно-исправительной системы: лица, имеющие специальные
звания сотрудников уголовно-исполнительной системы, а так же рабочие и
служащие учреждений, исполняющих наказания.
Режим является важнейшим элементом, без которого достижение
основных целей уголовного наказания в виде лишения свободы не возможно.
Вместе на данный момент имеются проблемы обеспечения режима в
57
исправительных учреждениях. С целью усовершенствования уголовноисполнительного законодательства разработана Концепция развития
уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года,
согласно которой необходимо совершенствование режима отбывания
наказания в исправительных учреждениях с учетом международных
стандартов.....
Конституция Российской Федерации (принята на всенародном
голосовании 12 декабря 1993 г.).
Европейские тюремные правила (2006).
Минимальные стандартные правила ООН обращения с заключенными
(1955).
Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативнорозыскной деятельности» в ред. от 06.07.2016 // «Собрание законодательства
РФ», 14.08.1995, № 33, ст. 3349.
Федеральный закон от 27.05.2003 № 58 «О системе государственной
службы Российской Федерации».
Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 № 5473-1 «Об
учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения
свободы» в ред. от 28.12.2016 // «Ведомости СНД и ВС РФ», 19.08.1993, №
33, ст. 1316.
Приказ Минюста России от 16 декабря 2016 г. № 295 в ред. от
28.12.2017 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка
исправительных учреждений».
Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации,
утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации
от 23.12.1992 № 4202-I.
Инструкция «О порядке применения Положения о службе в органах
внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовноисполнительной системы», утвержденная приказом Минюста России от
06.06.2005 № 76.
Концепция развития уголовно-исполнительной системы до 2020 г.,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от
14.10.2010 № 1772-р.
59
Концепция долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-
р.
Концепция федеральной целевой программы «Развитие уголовноисполнительной системы (2017 – 2025)», утвержденной распоряжением
Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 № 2808-р.
Проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении Перечня
инженерных, а также аудиовизуальных, электронных и иных технических
средств охраны, надзора и контроля, используемых для предупреждения и
пресечения побегов и других преступлений, нарушений установленного
порядка отбывания наказания, получения необходимой информации о
поведении осужденных и иных лиц, находящихся на территории
исправительного учреждения, а также обеспечения безопасности персонала
исправительных учреждений, осужденных и иных лиц, находящихся на их
территории».
Проект федерального закона «О службе в уголовно-исполнительной
системе Российской Федерации», разработанный Минюстом России по
поручению Президента Российской Федерации.
Временная инструкция Наркомюста РСФСР «О лишении свободы как
мере наказания и о порядке отбывания наказания как такового» от
23.07.1918.
Положение Наркомюста РСФСР «об общих местах заключения
Р.С.Ф.С.Р.» от 15.11.1920.
Положение «Об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах МВД
СССР» 1958 г....