ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О РЕЖИМЕ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
1.1. Понятие режима и его основные функции 7
1.2. Правовое регулирование режима 12
1.3. Основные требования режима в местах лишения свободы 17
2. ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕЖИМА
В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
2.1. Правовое регулирование применения технических средства надзора
и контроля и оперативно-розыскной деятельности в местах лишения свободы 24
2.2. Режим особых условий, меры безопасности в местах лишения свободы 31
2.3 Правовые проблемы установления порядка и исполнения отбывания
наказания в исправительных учреждениях 35
АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ 43
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 65
Актуальность темы исследования определена тем, что режим
отбывания наказания является одной из основополагающих
и принципиальных правовых категорией уголовно-исполнительного
законодательства.
Осуществление режима, реализация его объективных нормативов
считается важнейшим аспектом уголовно-исполнительной системы (далее
по тексту УИС), деятельность которой неотъемлемо сопряжена
с деятельностью самого государства – как гаранта безопасности граждан,
контролирующего соблюдение личностных прав и свобод.
В режиме реализуется возмездие, то есть с помощью мер принуждения
и ограничения некоторых прав, исполняется наказание за совершённое
преступление. Режим регламентирует способы взаимоотношений всех
участников системы исполнения и отбывания наказания. Безусловно, что
чёткое и неуклонное выполнение осуждёнными требований режима
в исправительных учреждениях (далее по тексту ИУ), помимо обеспечения
порядка и безопасности в местах лишения свободы, преследует основную
цель уголовного наказания – исправление осужденных.
Недостатки процесса исполнения и отбывания наказания
в пенитенциарной системе несут негативные общественные последствия.
Лица, отбывшие наказание в виде лишения свободы, возвратившись
в социум, пропагандируют криминальные традиции и обычаи среди
населения, особенно среди молодежи, что во многом способствует росту
преступности среди несовершеннолетних и других неустойчивых граждан,
повышению криминогенного потенциала общества.
Эти факты указывают на необходимость наиболее детального подхода
к рассмотрению вопросов исполнения режима со стороны каждого
отдельного ИУ, а также всей УИС, в части обеспечения безопасности в ИУ,
4
вопросам соблюдения прав осужденного, пребывающего в состоянии
изоляции от общества, реализации прав и соблюдения законности в ИУ.
Теоретическая значимость темы обоснована её многоплановым,
разноуровневым характером. Так, установленный порядок исполнения
и отбывания наказания (режим) выступает в качестве одного из основных
средств исправления осужденных в ч. 2 ст. 9 Уголовно-исполнительного
кодекса Российской Федерации1 (далее по тексту УИК РФ).
Таким образом, исправление осужденных и предупреждение
совершения новых преступлений, как осужденными, так и иными лицами
представляется базисными целями уголовно-исполнительного
законодательства Российской Федерации ч. 1 ст. 1 УИК РФ.
В соответствие с ч. 2 ст. 82 УИК режим создает условия для
применения других средств исправления осужденных, или иначе говоря,
режим, как средство исправления в то же время представляет собой
основание для прочих средств, направленных на реализацию исправления
осужденного.
Тут же необходимо добавить, что поведение осуждённого в части
соблюдения требований режима отбывания наказания является одним
из главных критериев условно-досрочного освобождения от отбывания
наказания, либо замену не отбытой части наказания более мягким видом
наказания, то есть применения ст.ст. 79 и 80 Уголовного кодекса Российской
Федерации 2 (далее по тексту —УК РФ).
Цель исследования — выявление проблем правового регулирования
обеспечения режима в ИУ.
Для достижения указанной цели автор ставит перед собой следующие
задачи:
– выявить исторические тенденции изменения требований режима
в ИУ;....
Цели и задачи, поставленные в начале дипломной работе достигнуты
и решены. Актуальность исследования не вызывает сомнений как
с теоретической, так и практической точек зрения. Не смотря на то, что
законодатель в диспозиции статьи 82 УИК РФ определил термин режима
исполнения наказания, установил его основные принципы
и элементы, дискуссия об объеме и содержании названного понятия
не утихает и сегодня.
Актуальность темы определяется значением режима как ключевой
правовой категории уголовно-исполнительного законодательства в целом
и средств исправления в частности, оказывает существенное влияние
на жизнь не только содержащихся под стражей лиц, но и других субъектов,
вовлеченных в отношения, связанные с деятельностью пенитенциарной
системы.
Несмотря на то, что современное уголовно-исполнительное
законодательство содержит в себе определение режима в ИУ(ст. 82 УИК РФ),
оно нуждается в более точной регламентации и единообразном толковании.
Так, указанная норма рассматривает режим, как установленный
законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами
порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану
и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение
возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных
интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное
содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания
в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом,
изменение условий отбывания наказания.
Однако, рассматривая понятие режима в ИУ, необходимо учитывать
следующие его основные средства: технические средства надзора
и контроля; оперативно-розыскная деятельность в ИУ; режим особых
условий, меры безопасности и основания их применения в ИУ; выполнение
требований ПВР ИУ; проведение обысков и досмотров. Данные аспекты
регламентированы главой 12 УИК РФ и являются неотъемлемыми
составляющими понятия режима в ИУ.
Законодатель избрал довольно простую насыщенную лишь общими
принципиальными положениями технику определения режима исполнения
наказания. Это в свою очередь породило значительное количество
противоречивых мнений о правоприменении названных положений.
Содержание принципов, на которых основываются режимные
требования исполнения наказания, несомненно, не должно выбиваться
из общих принципов уголовно-исполнительной отрасли права.
Одновременно с этим, требования, включенные в ст. 8 УИК РФ (законности,
гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом,
дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального
применения мер принуждения, средств исправления осужденных
и стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания
с исправительным воздействием), конкретизируются с учетом отдельных
правоприменительных особенностей именно названного института
и практики его применения.
Определение понятия режима в ИУ важно не только для уголовноисполнительной отрасли правовой мысли. Затрагивая права и свободы
осужденных, режимные требования делают специфичными реализацию
ими иных правомочий в области гражданского, семейного, трудового и иных
отраслей права, влияют на степень участия их в жизни общества. Отсюда
особая роль режима в ИУ, как гаранта соблюдения ключевых прав человека
и гражданина, с одновременным соблюдением принципов назначения
и исполнения наказания за виновные действия указанных субъектов.
Положения ч.1 ст.82 УИК РФ обращают режим, по сути, лишь
в сторону прав и свобод граждан, привлеченных к ответственности,
содержащихся в учреждениях пенитенциарной системы. Однако режим
подразумевает и регулирование отношений лиц, контактирующих с ним.
В указанном случае это касается не только представителей администрации
учреждений ФСИН, но и других субъектов...
Конституция Российской Федерации (принята на всенародном
голосовании 12 декабря 1993г.) (в ред. от 21.07.2014) // Российская газета.
1993. 25 декабря.
Международный пакт о гражданских и политических правах. (Принят
16 декабря 1966г. Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании
Генеральной Ассамблеи ООН) // Ведомости ВС СССР.1976. № 17. Ст. 291.
Минимальные стандартные правила обращения с заключенными.
(Утверждены ООН 30 августа 1955г., одобрены Экономическим
и Социальным Советом на 994-ом пленарном заседании 31 июля 1957 г.) //
Советская юстиция. 1992. № 2. 19 с.
Минимальные стандартные правила Организации Объединенных
Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением.
(Токийские правила) (Приняты 14 декабря 1990г. Резолюцией 45/110
Генеральной Ассамблеи ООН) // Международные акты о правах человека:
Сборник документов: Изд-во «НОРМА-ИНФРАМ», 2002. С. 221-229.
Рекомендация № Rec (2006) 2 Комитета министров Совета Европы
«Европейские пенитенциарные правила». (Принята 11января 2006г.на 952-ом
заседании представителей министров) // Сборник документов Совета Европы
/ Сост. и пер.: В.Б. Первозванский, Н.Б. Хуторская. – М.: PRI, 2011.
Рекомендация № cm/rec (2008)11 Комитета министров Совета Европы
государствам-членам о европейских правилах для несовершеннолетних
правонарушителей, по отношению к которым применены санкции или
ограничительные меры уголовно-правового характера // Сборник документов
Совета Европы / Сост. и пер.: В.Б. Первозванский, Н.Б. Хуторская. М.: PRI,
2011.
66
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ
(в ред. от 23.04.2018 ) // Собрание законодательства Российской Федерации.
1996. № 25. Ст. 2954.
Уголовно - процессуальный кодекс Российской Федерации
от 18 декабря 2001г. №174-ФЗ (в ред. от 23.04.2018) // Собрание
законодательства Российской Федерации. 2001. № 52. Ст. 4921.
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января
1997г. № 1-ФЗ (в ред. от 20.12.2017) // Российская газета.1997.16 января.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
от 30 декабря 2001г. №195-ФЗ (в ред. от 23.04.2018, с изм. и доп., вступ.
в силу с 14.065.2018) // Российская газета. 2001. 31 декабря.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)
Федеральный закон от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (в ред. от 18.04.2018) //
Российская газета. 1996. 06 февраля.
Федеральный закон от 12 августа 1995г. № 144-ФЗ «Об оперативно -
розыскной деятельности» (в ред. от 06.07.2016) // Собрание законодательства
Российской Федерации. 1995. № 3. Ст. 3349.
Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. № 380-ФЗ
(в ред. от 03.07.2016) «О внесении изменений в Кодекс Российской
Федерации об административных правонарушениях» // Российская газета.
2009. 30 декабря.
Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. №5473-1
(в ред. от 28.12.2016) «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные
наказания в виде лишения свободы» // Ведомости СНД и ВС РФ.1993. № 33.
Ст. 1316.
Указ Президента Российской Федерации от 13 октября 2004г.
№ 1314 (в ред. от 08.09.2017) «Об утверждении Положения о Федеральной
службе исполнения наказаний» // Российская газета. 2004. 19 октября.