ВВЕДЕНИЕ...6
РАЗДЕЛ 1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА.....10
1.1. Основные понятия государственного и муниципального управления....10
1.2. Организация муниципального управления...17
1.3. Основные направления муниципальной политики...24
1.4. Подходы к оценке эффективности муниципального управления....28
Выводы к разделу 1...30
РАЗДЕЛ 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ...31
2.1. Проблемы государственного и муниципального управления в России...31
2.2. Перспективы развития государственного и муниципального управления в России...37
2.3. Оценка эффективности муниципального управления на основе мониторинга стратегических решений социально-экономического развития на примере Республики Коми...39
2.4. О создании многофункциональных центров для предоставления гражданам государственных и муниципальных услуг...46
2.5. Финансовые отношения с муниципальными образованиями в субъектах Российской Федерации на региональном и муниципальном уровнях за 2022 год....51
Выводы к разделу 2...59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...63
Российская Федерация это самое большое в мире государство, которое управляется с помощью развитой многоуровневой системы власти. Особое внимание уделено взаимодействию региональных и муниципальных органов власти между собой и с федеральными структурами, с институтами гражданского общества, средствами массовой коммуникации.
В данной работе изучены основные направления муниципальной политики в социальной сфере в России. Политика социального обеспечения предназначена для обеспечения и создания условий для достойной жизни и свободного развития людей, поэтому должны быть одним из важнейших направлений развития общества в целом. [1]
Местное самоуправление - одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти.
Местное самоуправление - децентрализованная форма управления, предполагающая самостоятельность, автономность местных органов, которые выступают органами местных самоуправляющихся территориальных сообществ.
Теоретические основы учения о местном самоуправлении разработаны в первой половине XIX века французским государственным деятелем и историком Алексисом Токвилем, немецкими учёными-юристами Рудольфом Гнейстом (1816-1895), Лоренцом Штейном (1815-1890), Паулем Лабандом и другими.
Признание свободы полномочий местными сообществами и союзами лежит в основе общественной теории самоуправления.
Согласно государственной теории самоуправления, местное самоуправление - одна из форм организации местного государственного управления.
В современной России местное самоуправление относится к институтам публичной власти, а не гражданского общества.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом осуществляется населением и органами местного самоуправления самостоятельно.
Муниципальная политика - это управление муниципальным образованием, ведение муниципальных дел, содержание деятельности муниципальных органов власти. Специалист в области государственного и муниципального управления должен знать, какой должна быть политика муниципальной власти в той или иной сфере муниципальной деятельности, какие ресурсы необходимы для этого и откуда их взять, а самое главное - как создать систему эффективного управления всеми социально-экономическими процессами на муниципальном уровне. [27] В этом и состоит актуальность исследуемой темы.
В дипломной работе рассматриваются актуальные вопросы совершенствования государственного и муниципального управления в России в настоящее время и в перспективе.
Предложены направления совершенствования государственного и муниципального стратегирования, прогнозирования, планирования и программирования.
Исследованы отдельные методы государственного и муниципального управления: реализации и контроля стандартов деятельности органов власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата территорий. [2]
Объект исследования – муниципальное образование, как сложная социально-экономическая система.
Предмет исследования – деятельность органов местного самоуправления по формированию и реализации системы стратегического управления развитием муниципального образования.
Цель исследования заключается в рассмотрении стратегического подхода к развитию муниципального образования как наиболее эффективного метода управления сложной социально-экономической системой. В соответствие с целью были определены следующие задачи исследования:
• собрать и проанализировать литературу и законодательство по данной
тематике;
• дать общую характеристику понятиям муниципальная политика и
деятельность;
• определить цели местной политики и деятельности;
• рассмотреть компетенцию органов местного самоуправления;
• установить и проанализировать основные направления муниципальной
деятельности и муниципальной политики;
• определить и описать характеристики стратегического подхода к
планированию развитием муниципалитета;
• оценить эффективность реализации программ социально
экономического развития;
Методы, используемые при исследовании: методы моделирования, экспертные, логический анализ, причинный анализ, нормативный и статистический методы.
Работа состоит из введения, двух взаимосвязанных между собой глав, включающих в себя параграфов, заключения и библиографического списка. Основой построения работы стали Конституция РФ, федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", а также другие законы и нормативно-правовые акты.
Научной основой исследования стали монографии, учебные пособия и учебники по государственному и муниципальному управлению и муниципальному менеджменту различных авторов.
Отдельную группу источников составили статистические материалы, позволяющие судить о динамике развития муниципальных образований в рамках реализации стратегий социально-экономического развития.
В ходе представленного исследования была достигнута поставленная цель: охарактеризовать муниципального управления в системе управления государством и обществом.
Ко всему прочему, были решены задачи, изложенные вначале работы, например:
• дана общая характеристика местного самоуправления, а также
охарактеризована деятельность МСУ и муниципальная политика;
• показаны цели местной политики и компетенция органов МСУ;
• исследованы вопросы местного значения, а также проанализированы
основные направления муниципальной деятельности и муниципальной политики.
• определили и описали стратегический подход к планированию
развитием муниципалитета;
• оценить эффективность реализации программ социально
экономического развития;
В рамках исследования показаны основные направления муниципальной политики: экономическая, социальная, политическая и духовная сфера. [30]
В данной работе так же рассмотрены основные проблемы и перспективы развития государственного и муниципального управления в России. Коррупция, недостаточная эффективность и отсутствие гражданского контроля являются основными преградами на пути к эффективному функционированию этой сферы. Однако, внедрение цифровых технологий, развитие гражданского общества и профессиональное развитие государственных служащих могут способствовать улучшению ситуации.
Крайне важно расделить власть местного самоуправления и органов управления субъектов Федерации для эффективного решения вопросов взаимодействия между органами государственного и муниципального управления, а также для разрешения других аспектов. Для этого нужно точно определить регионы, где действуют обе стороны, а также перечень полномочий, которые могут передаваться друг другу на основе взаимопонимания и соглашений.
Роль государства в формировании муниципального управления осуществляется через внутренние функции государства. Муниципальное управление должно определять еще одной отдельной важной функцией российского государства. Для реализации этой функции нужно сформировать государственную политику в данной сфере, создать необходимое правовое регулирование, предоставить государственные гарантии и защиты, определить меры государственной поддержки, а также установить государственно-правовую ответственность и осуществить государственный контроль. [33]
Эти методы взаимодействия государства и муниципального управления создают основу для эффективных механизмов управления, обеспечивающих рациональное распределение полномочий и ответственности между уровнями власти. Внутренние функции государства обеспечивают согласованность и сотрудничество между государственными и муниципальными органами с целью достижения общих социальных и экономических целей, а также обеспечения наилучшего благосостояния граждан.
Категории "государственность" и "самоуправление" взаимосвязаны, это следует понимать для изменения структур самоуправления в России с основными принципами государственного устройства. Эти процессы должны быть согласованы между собой.
В Российской Федерации крайне важно развивать государственное и муниципальное управление на всеобщем уровне. Множество развитых стран постоянно разрабатывают и внедряют программы улучшения своей административной системы и системы местного самоуправления. Практически каждая политическая партия обладает разделом, посвященным оптимизации структур государственной власти.
Таким образом, основная идея дипломной работу заключается в следующем: роль государства в муниципальном управлении является основной, осуществление внутренних функций является обязательным, для формирования эффективных политик, регулирования, гарантирования защиты, поддержки и контроля. Взаимодействие между государством и самоуправлением требует адекватного слияния, и для улучшения системы управления необходимы системные подходы и программы, аналогичные практике развитых стран.
1. Студенческий сайт. Факультет государственного управления
Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова. URL: https://spa.msu.ru/students/magistratura/magisterskie-programmy/4-2/
2. Совершенствование государственного и муниципального управления в
Российской Федерации: проблемы, поиски, решения / Под общ.ред. М.И. Абрамовой, А.М. Петрова. – Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, 2016.
3. Научная статья: «Политологические науки» Клевин А.Ю.
4. Статьи по муниципальному управлению.
URL: https://vsetreningi.ru/schools/munitsipalnoe_upravlenie/
5. Васильев А.А. Муниципальное управление. URL:
http://vasilievaa.narod.ru/mu/stat_rab/books/MU_konsp_lekts_Vasiliev/L3.Tehn_MU.htm
6. Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 17.02.2023) "О
стратегическом планировании в Российской Федерации".
URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/
7. Белкина Т.Д. Стратегические планы городского развития и
инструменты их реализаци.//Экономический портал (2009).
8. Н.К.Борисюк Организационно-методические аспекты стратегического
планирования и проектного финансирования социально-экономического развития на региональном уровне. М., 2009
9. Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации.
Круглый стол. URL: http://council.gov.ru/activity/activities/roundtables/116286/
10. Федеральный закон от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ
«О стратегическом планировании в Российской Федерации».
URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/38630
11. Указ Президента Российской Федерации от 20 мая 2011 года № 657 –
«О мониторинге правоприменения в Российской Федерации».
URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/38630
12. Закон РСФСР “О местном самоуправлении в РСФСР” от 6 мая 1991
года. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/38630
13. Афанасьев К. С. Проблемы оптимизации системы стратегического
планирования на муниципальном уровне // Экономика нового мира. 2016. № 3. С. 69–86.
14. Афанасьев К. С., Фролова Н. Н. Социальное предпринимательство в
системе территориального управления // Сб. ст. «Проблемы и пути социально-экономического развития: город, регион, страна, мир. VII международная научно-практическая конференция» / отв. ред. Н. М. Космачева. СПб., 2018. С. 63–69.
15. Большаков С. Н., Большакова Ю. М. О проблеме взаимодействия
современного российского бизнеса и государства: общее и частное // Корпоративное управление и инновационное развитие Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2014. № 2. С. 1–14.
16. Большаков С. Н., Большакова Ю. М. Оценка эффективности
реализации программно-целевых методов решения социально-экономических задач на современном этапе // Вопросы государственного и муниципального управления. Вестник СКАГС. 2017. № 4. С. 13–23.
17. Васецкий А. А., Иванов Д.Ю. Вопросы развития местного
самоуправления и институтов гражданского общества в Ленинградской области // Вопросы управления социально-экономическим развитием Ленинградской области : монография. СПб., 2018. С. 37–56.
18. Фролова Н. Н., Шкрабак Р.В. и др. Социально-экономические
аспекты проблемы безопасности жизнедеятельности и эффективные пути их решения // Охрана и экономика труда. 2017. № 3. С. 12–19.
19. Bolshakov S. N., Bolshakova Y. M., Zarubin V. G. Economic Policy in
Russia: factors and constraints // Journal of Advanced Research in Law and Economics. Romania. 2016. V. 7. No. 7. P. 1646–1652.
20. Доклад «Состояние и развитие конкурентной среды на рынках
товаров, работ и услуг Республики Коми по итогам 2016 г.». Сыктывкар : Министерство экономического развития Республики Коми, 2017.
21. О результатах реализации Стратегий социально-экономического
развития муниципальных образований Республики Коми за 2017 г.
22. Доклад «Состояние и развитие конкурентной среды на рынках
товаров, работ и услуг Республики Коми по итогам 2016 г.».
23. Отдельные аспекты развития туристской индустрии в Республике
Коми: информационноаналитический бюллетень // Комистат. Сыктывкар. 2010. № 46. С. 45, 103–109.
24. Министерство экономического развития РК.
URL: http://www.econom.rkomi.ru
25. Территориальный орган федеральной службы государственной
статистики по Республике Коми. URL: http://www.komi.gks.ru
26. Информационное агентство «КомиИнформ».
URL: http://www.komiinform.ru
27. Миронов А.Н. Муниципальное право Российской Федерации: учебное
пособие / А.Н. Миронов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Форум, 2010. - 208 с.
28. Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).
URL: http://www.pravo.gov.ru.
29. Прудников А., Чепурной А., Антонова Н. Муниципальное право
России: учебник / А. Прудников, А. Чепурной, Н. Антонова. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Закон и право, 2011. - 376 с.
30. Прудников А., Алексеев И. Муниципальное право России: учебник /
А. Прудников, И. Алексеев. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2009. - 320 с.
31. Муниципальное право России: учебник / Под ред. С.А. Авакьян. –
СПб.: Проспект, 2011. - 544 с.
32. Муниципальное управление. Эффективность муниципального
менеджмента: учебное пособие / С.А. Кирсанов, А.Т. Ошурков, Е.П. Истомин, Л.В. Резанов. - М.: Андреевский Издательский дом, 2008. - 318 с.
33. Рашмаджян С.Т., Грузинова И.С. Государственное и муниципальное
управление в Российской Федерации: проблемы и перспективы его развития // Экономика и социум. 2018. №12. С. 43-46.
34. Актуальные проблемы муниципального управления.
URL: https://brstu.ru/docs/faculties/fmp/konferencii/2020/shadieva_fa.pdf
35. Проблемы и перспективы развития государственного и
муниципального управления в России.
URL: https://sensei-solutions.ru/blog/article/58b9d61a-25de-4389-890c-
36. Барсукова, Л.Я. Повышение эффективности управления
муниципальной системой образования// Вопросы государственного и муниципального управления, №4, 200
37. Федеральная целевая программа "Электронная Россия (2002 – 2010)"
38. Бумажная Россия// «Инфо-Бизнес», № 40 (183)
39. Проблемы и перспективы развития государственного и
муниципального управления в России.
URL: http://www.kzn.ru/printready/2824/
40. Леушин М.Е. Подходы к оценке эффективности деятельности органов
муниципального самоуправления // Молодой ученый. - № 6. - 2016.- с. 71–74.
41. Постановление Правительства РФ от 17.12.2012 № 1317 (ред. От
16.08.2018) «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» и подпункта «и» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»
42. Никоноров В.М., Шотт Р.В. Теоретические основы экономики и
управления в сфере услуг. Учебное пособие. - СПб: Изд-во СПбПУ, 2017. – 100с.
43. Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской
Федерации" от 28.06.2014 N 172-ФЗ (последняя редакция). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/?ysclid=lrex1suf72398139673
44. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ). URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/?ysclid=lrex6h8v8a449481729
45. Совет Федерации. «Стратегическое планирование на муниципальном
уровне: эффективные практики, проблемы и пути их решения». URL:
http://council.gov.ru/activity/activities/roundtables/116286/
46. Всероссийском конкурсе «Лучшая муниципальная практика» URL:
https://www.economy.gov.ru/material/departments/d35/luchshaya_municipalnaya
47. Результаты оценки качества управления региональными финансами за
2022 год.
URL:https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2023/11/main/Rezultaty_otsenki_za_2022_god.pdf
48. Индикаторы, характеризующие финансовые взаимоотношения с
муниципальными образованиями.
URL:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_150553/b0da1f9a7abbd21299c8059320f9230e3cd21bef/?ysclid=lsfx7o9gme104653233
49. Деятельность ОГВ субъектов РФ по совершенствованию организации
МСУ и развитию инициативности граждан.
URL:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_126489/2f1eb44021ca911e7e399d5178b42970a72dab0f/?ysclid=lsfxdq80s4623008202
50. Взаимодействие ОГВ субъекта РФ с МО по обеспечению выполнения
ограничений по организации бюджетного процесса на региональном уровне. URL:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_126489/1fc385e39db653e6b3e1ce9c7808ddc17efaa2c4/?ysclid=lsfxg2hqrv781023829
51. Закон "О многофункциональном центре предоставления
государственных и муниципальных услуг".
URL:https://www.nslnr.su/zakonodatelstvo/normativno-pravovaya-baza/18646/?ysclid=lsfxkpeoie821491988
52. Статья Википедии.
URL:https://web.archive.org/web/20190425173556/https://ru.wikipedia.org/wiki/Многофункциональный_центр
53. Особенности организации предоставления государственных и
муниципальных услуг в многофункциональных центрах. URL: https://76.мвд.рф/дляграждан/poleznaya_informatsia/pravovoj_likbez/особенности-организации-предоставления-г
54. Сайт Правительства России. URL: http://government.ru/docs/26647/