Введение 3
Глава 1 Информационно−коммуникационные технологии (ИКТ) на уроке английского языка в старшей школе 6
1.1 Определение информационно−коммуникационные технологии и их роль в образовательном процессе 6
1.2 Средства информационно−коммуникационных технологий 11
1.3 Метод информационного ресурса 17
Выводы по главе 1 22
Глава 2 Методические разработки с использованием
информационно˗коммуникационных технологий на уроке английского языка в
старшей школе 24
2.1 Применение информационно−коммуникационных технологий на уроке
английского языка в старшей школе 24
2.2 Практическое применение электронного учебного пособия
«Достопримечательности США» 31
Выводы по главе 2. 46
Заключение 49
Библиографический список 52
Приложение. 58
ВКР посвящена актуальной проблеме в современной методике
преподавания, а именно использованию информационно‒коммуникационных
технологий в преподавании английского языка в старшей школе.
Актуальность исследования заключается в том, что сегодня одним из
направлений модернизации школьного образования является внедрение
компьютерных технологий и мультимедиа. Это позволяет активизировать
аналитическую деятельность учащихся, раскрыть их творческие возможности,
стимулировать и развивать психические процессы, мышление, восприятие и
память учащихся. А также информационно˗коммуникационные технологии
значительно повышают интерес школьников к изучению языка, тем самым
повышают эффективность усвоения материала.
Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание
традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в
том числе и компьютерных. Использование ИКТ позволяет сделать процесс
обучения мобильным, дифференцированным и индивидуальным.
Использование нетрадиционных форм при обучении английскому языку в
страшей школе позволяют не только поднять интерес учащихся к изучаемому
предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с
различными источниками знаний, а также проводить своевременный и
полноценный контроль полученных знаний и умений учащихся.
Объектом исследования является образовательный процесс,
способствующий формированию и развитию коммуникативной компетенции и
мотивации к изучению английского языка c помощью
информационно˗коммуникационных технологий.
3
Предметом исследования является использование
информационно˗коммуникационных технологий при обучении английскому
языку учащихся старшей школы.
Цель исследования: выявить эффективность использования
информационно˗коммуникационных технологий на уроке английского языка в
старшей школе и их влияние на повышение познавательной активности
обучающихся.
В соответствии с целью в работе ставятся следующие задачи:
- изучить подходы к анализу термина «информационно‒коммуникационные
технологии»;
- выяснить какие существуют средства и посредством чего реализуются
информационно‒коммуникационные технологии;
- выявить основные требования к педагогу;
- выяснить какие существуют методы информационного ресурса;
- выяснить роль информационно˗коммуникационных технологий на уроке
английского языка в старшей школе;
- провести эксперимент с учащимися 11 класса с использованием электронного
учебного пособия (ЭУП) «Достопримечательности США»;
- разработать уроки для учащихся 10-11 классов с использованием
информационно˗коммуникационных технологий.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нём представлен
ряд частных наблюдений и выводов, сделанных в результате анализа конкретного
материала.
Теоретическая значимость заключается в том, что данное исследование
дает материал для дальнейших теоретических обобщений.
Практическая значимость заключается в том, что данное исследование
даётвозможностьиспользоватьматериалпринаписании
учебно‒исследовательских работ студентами, специализирующимися в
сфере
4
методики преподавания. Элементы иллюстративного материала могут быть
использованы на уроках иностранного языка в старшей школе, а также для
студентов нефилологических факультетов.
Структура работы ‒ композиционно работа состоит из введения, двух глав,
заключения библиографии и приложения. Во введении обозначается предмет
исследования данной работы, а также формулируется цель и соответствующие ей
задачи. Также описывается структура работы, её теоретическая и практическая
значимость. В первой главе рассматриваются общие теоретические вопросы. Во
второй главе представлены методические разработки электронного учебного
пособия «Достопримечательности США» с экспериментальной частью. В
заключении подводятся итоги исследования, делаются выводы по работе.
В наши дни система образования нуждается в модернизации с привлечением
новых информационно‒коммуникационных технологий в соответствии с
социальным заказом общества. Современные информационно‒коммуникативные
технологии – это мощный инструмент преподавания иностранного языка, которые
способствуют развитию личности. ИКТ активизирует весь образовательный
процесс, как на уроках, так и во внеурочное время, что приводит к эффективности
обучения. Информационно‒коммуникационные технологии помогают
преподавателю осуществить обоснованный выбор наилучшего варианта обучения
с точки зрения рациональности затрат времени.
Использование ИКТ на уроках английского языка является одним из
самых важных результатов инновационной работы в школе. Использование
информационных технологий позволяет педагогу осуществить задуманное,
сделать урок современным и интересным.
Анализируя опыт использования ИКТ на уроках, можно с уверенностью
сказать, что использование информационно‒коммуникативных технологий
позволяет:
1.обеспечить положительную мотивацию обучения;
2.проводить уроки на высоком профессиональном уровне;
3.повысить объем выполняемой на уроке работы почти в 2 раза;
4.усовершенствовать контроль знаний;
5.рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
6.формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
7.обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным
библиотекам.
49
8.индивидуализировать учебный процесс;
9.развивать навыки аудирования
10.формировать коммуникативную компетенцию у учащихся
Что касается результативности, использование ИКТ способствуют
повышению качества знаний, формированию и развитию коммуникативной
компетенции и мотивации к изучению английского языка, созданию
благоприятных условий для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их
сотрудничества в учебном процессе, эффективному усвоению учебного материала,
формированию целостной системы знаний, позволяет увеличить темп работы на
уроке без ущерба для усвоения знаний учащимися. Учащиеся проявляют
устойчивый интерес к изучению английского языка, участвуют в различных
тематических конкурсах и олимпиадах и показывают хорошие результаты.
Внедрение информационно‒коммуникационных технологий создает
предпосылки для интенсификации образовательного процесса. Они позволяют на
практике использовать психолого‒педагогические разработки, обеспечивающие
переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно
приобретать новые знания. ИКТ способствуют раскрытию, сохранению и
развитию личностных качеств обучаемых.
Стоит отметить, что ИКТ способствуют повышению качества знаний,
формированию и развитию коммуникативной компетенции и мотивации к
изучению английского языка, созданию благоприятных условий для лучшего
взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе,
эффективному усвоению учебного материала, формированию целостной системы
знаний, позволяет увеличить темп работы на уроке без ущерба для усвоения
знаний учащимися.
На основании вышесказанного можно утверждать, что использование ИКТ
является перспективным направлением в обучении английскому языку и
нуждается в дальнейшем исследовании.
Применение ИКТ в системе образования актуализирует их
коммуникативную составляющую. Проникновение компьютерных
телекоммуникаций в сферу образования инициировало развитие новых
образовательных технологий, когда техническая составляющая образовательного
процесса приводит к сущностному изменению образования. Развитие
компьютерных телекоммуникаций в образовании инициировало появление новых
образовательных практик, что в свою очередь способствовало трансформации
образовательной системы в целом.
1.Абрамов А.Г., Булгаков М.В., Иванников А.Д., Сигалов А.В. Федеральный
портал «Информационно‒коммуникационные технологии в образовании»:
пять лет в образовательном Рунете // Журнал «Дистанционное виртуальное
обучение». 2009. № 3. С. 14
2.Азимов Э.Г., Вишневская Е.Н. Материалы Интернета на уроке английского
языка // Иностранные языки в школе. 2004. № 1. С. 96
3.Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий
(теория и практика обучения языкам). – М.: Издательство ИКАР. 2009. С. 120
4.Альбрехт К.Н. Использование ИКТ на уроках английского языка //
Электронный научный журнал «Информационно-коммуникационные
технологии в педагогическом образовании». 2010. / http: //
journal.kuzspa.ru/articles/45/
5.Андреева Н.В. Компьютерные технологии в обучении иностранным языкам:
учебное пособие / Н.В. Андреева ‒ Калининград: Изд‒во Калининградского
ун‒та. 2005. С. 101
6.Афанасьева О.В., Дули Д., Михеева И.В., Оби Б., Эванс В. УМК «Английский
в фокусе» ("Spotlight") для 10-11 классов общеобразовательных учреждений.
˗ М.: Express Publishing: Просвещение. 2010. С. 149
7.Бабич И.Н. Новые образовательные технологии в век информации //
Материалы XIV Международной конференции «Применение новых
технологий в образовании». Троицк: Фонд новых технологий в образовании
«Байтик». 2009. С. 68–70.
52
8.Биболетова М.З. Мультимедийные средства как помощник УМК «Enjoy
English» для средней школы // Иностранные языки в школе. 1999. № 3. С. 3-
4
9.Брезгина О.В. Об использовании информационно-коммуникационных
технологий при обучении иностранному языку // Вестник НВГУ. 2014. №4. /
http: // cyberleninka.ru/article/n/ob-ispolzovanii-informatsionnokommunikatsionnyh-tehnologiy-pri-obuchenii-inostrannomu-yazyku
10.Бухаркина М.Ю. Использование телекоммуникаций в обучении
иностранным языкам в общеобразовательной школе: Дисс. ... канд. пед.
наук. / Марина Юрьевна Бухаркина. ‒ М.. 2004. 198 с.
11.Вильямс Р. Компьютеры в школе / Пер. с англ., Общ. ред. и вступ. ст. В.В.
Рубцова. – М.: Прогресс. 1988. C. 28
12.Владимирова Л.П. Интернет на уроках иностранного языка / Л. П.
Владимирова // Иностранные языки в школе. 2004. № 3. С. 39‒41
13.Владимирова Л.П. Интернет на уроках иностранного языка. ИЯШ. №3. 2002.
С. 33
14.Войтко С.А. Об использовании информационно-коммуникационных
технологий на уроках английского языка / Интернет-журнал Фестиваль
педагогических идей «Открытый урок», 2004–2005. / http: //
festival.1september.ru/articles/415914/
15.Вылегжанина Е.А., Мальцева Н.Н. Использование информационно‒
коммуникационных технологий в образовательном процессе // Актуальные
задачи педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. г. Чита. январь
2015 г. Чита: Издательство Молодой ученый. 2015. С. 4....54