Введение 4
Глава 1. Теоретические основы интенсивного обучения с применением
методов психолингвистики 9
1.1 История развития психолингвистики 9
1.2 Психолингвистика как межотраслевая наука 13
1.3 Психолингвистические приёмы обучения иностранному языку 17
1.4 Формирование иноязычной коммуникативной компетенции 21
1.5 Основы интенсивного метода обучения иностранному языку 46
Выводы 55
Глава 2. Практическое применение методов психолингвистики на
уроках интенсивного обучения иностранному языку 59
2.1 Выбор психолингвистических методов для реализации на практике 59
2.2 Разработка комплекса упражнений с использованием выбранных методов
60
2.3 Разработка практического занятия 64
2.4 Описание результатов практического применения разработанного
комплекса 65
Выводы. 71
Заключение 73
Список литературы 75
Приложения 81
Развитие межнациональных связей, вхождение Российской Федерации
во всемирное сообщество делает иностранный язык одним из важнейших
предметов изучения. Овладение иностранным языком становится личностно
значимым для каждого из нас. Мир идёт по межкультурному и
межъязыковому пути коммуникации. Знание иностранных языков на
сегодняшний день – не просто культурная и профессиональная, но также и
экономическая потребность. Иностранные языки стали считаться как
средством коммуникации, средством взаимопонимания и взаимодействия
социума, средством отождествления с той или иной национальной
культурой, а также важным средством для развития интеллектуальных
способностей обучающихся, их общего потенциала. Кардинальные
перемены, происходящие в нашем обществе, такие как увеличение
количества контактов, выход на внешнеэкономическую и
внешнеполитическую арену, создание совместных предприятий,
возникновение новых социальных институтов, привели к возросшему
интересу к изучению иностранных языков.
Становится очевидной необходимостью практическое овладение
иноязычным общением и культурой, что вызывает появление новых
способов, методов и форм обучения. Это даёт стимул дальнейшего развития
интенсивного обучения иностранному языку, базис которого был разработан
болгарским доктором, педагогом-психологом Г. Лозановым. Этот метод был
назван интенсивным и получил своё продолжение во многих трудах
знаменитых учёных-методистов.
Интенсивное обучение иностранному языку рассматривается как
направление, обозначившееся в различных методических системах
(Л. Ш. Гегечкори, И. Ю. Шехтер, В. В. Петрусинский, Г. А. Китайгородская и
другие). В рамках этого направления реализуются и модернизируются
5
действующие способы обучения и создаются новые методические системы.
Это обусловливается многообразием определённых целей обучения,
различного контингента обучающихся, а также многообразием условий и
форм обучения (количество учебных часов, сетка часов, наполняемость
учебной группы и т.п.).
Объектом данной работы является интенсивное обучение
иностранному языку.
Предмет работы – методы психолингвистики, используемые при
интенсивном обучении на уроках иностранного языка.
Актуальность темы заключается в том, что данная работа делает
попытку решить такую насущную жизненную проблему, как создание
комплекса методов развития и формирования иноязычной речи на
современной теоретической основе. Современная лингвистика
характеризуется тем, что в русле общей тенденции развития гуманитарных
наук, всё больше поворачивается в сторону самого человека, производящего
речь и использующего её как средство общения. Данный процесс, прежде
всего, требует кооперации как с психологией и различными её
поддисциплинами, а также и с другими науками, близкими человеку и его
языку. На сегодняшний день крайне мало психолингвистических работ,
выполненных в комплексном ключе. Именно в этом смысле настоящее
исследование, предполагающее собой широкий междисциплинарный подход
к речи, методам и механизмам её формирования на основе развитиях
языковых способностей, является актуальным....
Задачей исследования, которое было осуществлено в рамках данной
работы, являлось изучение проблемы интенсивного обучения иностранному
языку и созданию эффективной методики обучению английскому языку с
применением методов психолингвистики. Осмысление данной проблемы
позволило создать концепцию интенсивного обучения английскому языку
для обучающихся 7-х классов, а также методический комплекс с
применением различных методов психолингвистики.
Основой разработки методики является тщательное изучение, анализ
и учёт психолингвистических методов обучения иностранному языку, а
также закономерностей развития речи, усвоения речевых умений на
иностранном языке. Также в ходе исследования были поставлены цели
интенсивного обучения, создано содержание обучения, различные
положения, согласно которым рекомендуется осуществлять выборку
материала. Помимо этого, были исследованы вопросы, которые связаны с
использованием ситуаций в обучении, разработана общая схема построения
обучения с помощью методов психолингвистики.
Произвольное и непроизвольное обучение имеют некоторые
различия: непроизвольное приобретение знаний ведёт к имплицитной
компетенции, которой можно воспользоваться как случайно, так и
автоматически, и остаётся также непроницаемой для самоанализа, что
противоположно намеренному обучение, когда знание фиксируется на форме
высказывания, а это ведёт к намеренному знанию, которое мы запоминаем и
можем использовать осознанно.
Материал «цементируется» в памяти также в результате
эмоционального шока, вызванного неожиданным ракурсом или нелепым
контекстом, в котором подан известный учебный материал. Важно добиться
74
эффекта «забывания» об обучении, непроизвольного запоминания, «отвлечь»
от прямого обучения, найти «обходные» пути внедрения знаний, которые не
вызывают утомления и возбуждают работу подсознания.
Активно включающиеся в схему уроков по интенсивной методике
также игровые приёмы и приём предъявления тестового материала под
музыку, которые могут употребляться на занятиях иностранного языка также
и в ВУЗах, а именно на финальном этапе обучения, когда главной задачей
является активизация приобретённых умений и формирование иноязычной
коммуникативной компетенции. Ролевое же обучение, с одной стороны,
создаёт комфортный климат на занятии, а с другой – нужные условия для
верного выполнения речевых действий.
Предъявление слов под музыку, являющееся необычным методом,
исходя из классической методики, является интересным для учащихся и
довольно эффективным и целесообразным с точки зрения психолингвистики.
Правильно подобранное музыкальное сопровождение снимает
психологическое напряжение и страх, который мешает понимаю содержания
текста.
Стоит отметить, что правильное сочетание интенсивной и
классической методик даёт возможность создания на уроках отличные
мотивационные условия для обучения иностранному языку и успешному
достижению предполагаемых результатов уровня речевой компетенции
учащихся, а вместе с психолингвистическими методами сложность процесса
усвоения языка в интенсивном темпе будет снижена за счёт правильно
подобранных упражнений.
В дальнейшем представляется перспективным всё более детальное
исследование вопросов, связанных с использованием интенсивных методик
обучения иностранным языкам с применением методов психолингвистики, а
также возможность её применения на различных этапах обучения.
1. Апетян М. К. Применение интенсивных методов обучения
иностранному языку детей младшего школьного возраста // Молодой
ученый. – 2013. – №11. – С. 569-571.
2. Артемов В. А. Психология обучения иностранным языкам – М.:
Просвещение, 1969. – 279 с.
3. Бернштейн Н. А. О построении движений / Н. А. Бернштейн – М.:
Книга по Требованию, 2012. – 253 с.
4. Бим И. Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и
проблемы школьного учебника. – М., 1977. – 347 с.
5. Выготский Л. С. Мышление и речь. – М.: Астрель, 2011.
6. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. – М.: Смысл;
Эксмо, 2003.
7. Выготский Л. С. Психология развития человека. – М.: Смысл;
Эксмо, 2005.
8. Выготский Л. С. Предисловие к кн.: Лазурский А.Ф. Психология
общая и экспериментальная. – М., 1925.
9. Выготский Л. С. Сознание как проблема психологии. – В кн.:
Психология и марксизм. – М., 1925.
10. Гальперин П. Я. Введение в психологию. – М.: Изд-во Моск. унта, 1976. – 150 с.
11. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном
формировании умственных действий. – Исследования мышления в советской
психологии. – М., 1966.
12. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным
языкам. – М.: Просвещение, 2005.
13. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам:
Лингводидактика и методика. – М.: Академия, 2004.
14. Герасименко А. В. Разработка конспекта урока с использованием
интенсивных методов обучения иностранному языку // Педагогика: традиции
и инновации: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль
2015 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2015. – С. 127-129.
15. Горский, Д П. Краткий словарь по логике : справочник /
Д. П. Горский, А. А. Ивин, А. Л. Никифоров. – М.: Просвещение, 1991. –
208 с...72