ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АУТЕНТИЧНЫХ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ В ЦЕЛЯХ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВЫХ УМЕНИЙ В ОБЛАСТИ АНЛИЙСКОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТАМИ ЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ (НА ПРИМЕРЕ МАТЕРИАЛОВ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСА YOUTUBE)
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. АУТЕНТИЧНЫЕ ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ В МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ 8
1.1. Понятие аутентичного видеоматериала 8
1.2. Преимущества использования аутентичных видеоматериалов 11
1.3. Классификация видеоматериалов 14
1.4. Использование аутентичных видеоматериалов для развития языковых
умений 18
Выводы по первой главе 22
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АУТЕНТИЧНЫХ
ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ (НА
ПРИМЕРЕ МАТЕРИАЛОВ ВИДЕОХОСТИНГА YOUTUBE) 24
2.1 Особенности Интернет-ресурса YouTube 24
2.2 Видеоблог как аутентичный видеоматериал 25
2.3 Этапы работы с аутентичным видеоматериалом на уроках английского
языка 26
2.4 Методические разработки с использованием аутентичных
видеоматериалов в курсе дисциплины «Лингвострановедение и страноведение» 28
Выводы по второй главе 64
Заключение 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 74
Как известно, через язык можно выразить любую мысль, используя
разные языковые средства. Обучение иностранному языку является
важнейшим компонентом программы обучения в школах и вузах. При
обучении английскому языку используются разные методы и средства.
Одним из самых распространенных средств можно назвать использование
видеоматериалов.
С распространением коммуникативного подхода понятие
«аутентичность» вошло в методику обучения иностранному языку с целью
максимального приближения процесса обучения к естественному общению.
Педагогика прошла долгий и извилистый путь в исследовании способов и
методов эффективного обучения иностранным языкам, основываясь на
достижениях технического прогресса, логики, семиотики и психологии.
Видео позволяет обучать иноязычному общению с учетом различных
социолингвистических факторов, представленных с помощью визуальной
информации и во многом определяющих характер речевых высказываний
коммуникантов, а именно: их социального статуса, характера
взаимоотношений, пространственно-временных условий общения и др.
Именно поэтому новой вехой в истории преподавания стало
использование аутентичных аудиовизуальных форм обучения, сочетающих в
себе зрительный и слуховой перцептивные компоненты.
Актуальность выбора темы определяется изменениями приоритетов в
обучении, которые предполагают большее использование аудиовизуальных
методов обучения. Несмотря на то, что до сих пор нельзя гарантировать
отсутствие проблем, связанных с их использованием (таких как отсутствие
требуемой технической оснащённости, неумение многих преподавателей
работать с современной аппаратурой), привлекательность работы с
аутентичными видеоматериалами очевидна. Они погружают обучающихся в
естественную языковую среду, способствуют интенсификации обучения,
5
стимулируют речемыслительную, познавательную, творческую деятельность
студентов, позволяют индивидуализировать обучение. В курсе дисциплины
«Лингвострановедение и страноведение» актуальность использования
аутентичных видеоматериалов состоит в компенсации недостаточного
понимания текстов лингвострановедческого характера, а также недостатком
аудиовизуальной части обучения в рамках этой дисциплины. Из
вышеизложенного возникает необходимость развития языковых умений у
студентов языковых вузов, которая возникает на фоне недостаточного
представления работ с аутентичными видеоматериалами в курсе дисциплины
«Лингвострановедение и страноведение».
В связи с этим возникает проблема как использовать аутентичные
видеоматериалы в курсе дисциплины «Лингвострановедение и
страноведение» в языковом вузе. В рамках данной проблемы была
определена тема исследования: «Использование аутентичных
видеоматериалов в целях развития языковых умений в области английского
языка студентами языковых вузов (на примере материалов Интернет-ресурса
YouTube)».
Объектом является процесс обучения иностранному языку в языковом
вузе.
В качестве предмета выделяется использование аутентичных
видеоматериалов, предоставляемых на видеоплатформе YouTube в целях
развития языковых навыков студентов.
Гипотеза: если организовать работу с использованием аутентичных
видеоматериалов, то это поспособствует развитию языковых умений
обучающихся.
В этой связи цель исследования состояла в выявлении возможностей и
определении путей использования аутентичных видеоматериалов
страноведческого характера в целях развития языковых навыков студентов....
Не секрет, что каждый преподаватель стремиться получить максимум
результата из каждого занятия с учениками. Для этого в педагогике
прибегают к использованию различных средств обучения и аутентичные
видеоматериалы являются одним из самых распространённых.
Опираясь на поставленные цели и задачи, были определены основные
понятия, на основе которых было построено дальнейшее исследование, в
ходе которого было выяснено следующее:
1. Аутентичные видеоматериалы - это материалы, взятые из
оригинальных источников, которые характеризуются естественностью
лексического наполнения.
2. Основные этапы работы с аутентичными видеоматериалами это
предпросмотровый, просмотровый и послепросмотровый.
3. Не существует единой классификации аутентичных
видеоматериалов, но из существующих наиболее узкой является
классификация, предполагающая разделение на видеоматериалы,
непосредственно обучающие языку и на видеоматериалы, выступающие в
качестве дополнительного источника для обучения языку.
4. Методические указания по работе с аутентичными
видеоматериалами и их критерии отбора коррелируются с целью, временем и
темой предполагаемого занятия.
Из широкого пласта видеоматериалов, особым интересом для
исследования представилась интернет-платформа YouTube, в которой самым
популярным жанром видео оказались видеоблоги. Этот жанр был рассмотрен
в качестве аутентичного видеоматериала, были выявлены его особенности и
перспективы работы с данным типом видео, также был разработан планконспект урока, отражающий все важнейшие этапы работы с аутентичным
видеоматериалом на уроке иностранного языка.
67
Страноведческое содержание нашего исследования направлено на
обеспечение возможности изучать те сферы жизни общества, которые не
освещались или освещались в недостаточной степени в основном курсе
дисциплины «Лигвострановедение и страноведение».
Итогом нашей работы являются методические разработки с
использованием аутентичных видеоматериалов, которые способствуют
развитию языковых умений студентов к изучению английского языка,
расширяют кругозор и увеличивают объем межкультурных знаний и умений.
Практическая ценность данной работы заключается в возможности
использования на практике методических разработок с использованием
аутентичных видеоматериалов и перспективной областью для дальнейших
исследований в плане развития языковых компетенций и умений.
Перспектива исследования состоит в том, что разработанные
методические разработки с использованием видеоматериалов могут и
должны быть использованы при дальнейшем изучении иностранного языка.
1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Аутентичный текст // Новый словарь
методических терминов (теория и практика преподавания языков).
М., 2009. С.25-26.
2. Барышников Н.В. Теоретические основы обучения чтению
аутентичных текстов при несовершенном владении иностранным
языком. Дис. … д-ра пед. наук. Пятигорск. 1999. 220 с.
3. Бачурина Е.С. Развитие фонетических навыков на уроках
английского языка / Е.С. Бачурина
/ http://aneks.spb.ru/metodicheskie-razrabotki-i-posobiia-po-inostriazyku/razvitie-foneticheskikh-navykov-na-urokakh-angliiskogoiazyka.html. 2015
4. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным
языкам. М. 2000. 192c.
5. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам:
Лингводидактика и методика: Учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов
и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. М. 2004. 336 c.
6. Гез. Н.И. Роль условий общения при обучении слушанию и
говорению // Иностранные языки в школе. Вып.5. М. 1981. 32 с.
7. Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А. и др. Методика
обучения иностранным языкам в средней школе: учебник. М. 1982.
372с.
8. Домрачев В.А. Дистанционное обучение на базе электронной почты
// Высш. образование в России. Вып.2. М. – 1995. с.17 – 22.
9. Елухина Н. В. Обучение аудированию в русле коммуникативноориентированной методики // ИЯШ. Вып.2. 1989. c. 20.
10. Елухина Н. В. Обучение слушанию иноязычной речи // ИЯШ. Вып.
5. 1996. с. 71.
69
11. Зимняя И.И. Психология обучения иностранному языку в школе.
М. 1991. 223 с.
12. Игна О. Н. Развитие социокультурной компетенции студентов на
основе аутентичных материалов при профессиональноориентированном обучении иноязычному общению. : Дис. … канд.
пед. наук. Томск. 2003. 256 с.
13. Карева Н.В. Использование аутентичных аудио и видео материалов
для повышения мотивации изучения иностранного языка //
Интернет журнал Науковедение. Вып.3. 2014. 65 с.
14. Лемешко О. В., Лемешко В. В. Використання автентичних
вiдеосюжетiв професiйної спрямованостi у процесi вивчення
английскої мови курсантами ВВНЗ // Вісник Національної академії
Державної прикордонної служби України. м. Хмельницький. Вып.3.
2015. 17 с.
15. Мишин М.М. Восприятие телевизионного изображения как особого
звуко-зрительного ряда // Психолого-педагогическое воздействие
учебного кино и телевидения. Материалы конф. М. 1979. 26 с....71