ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ В
СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 7
1.1 ЧТЕНИЕ КАК ВИД РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ . 7
1.2 ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 13
1.3 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЙ ЧТЕНИЯ В
РАМКАХ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ 26
ГЛАВА 2.ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ В СТАРШИХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ
ШКОЛЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ 28
2.1 АНАЛИЗ УМК АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА 10-11 КЛАССОВ . 28
2.2. КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ ЧТЕНИЯ
УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 54
Иностранные языки с каждым годом набирают свою популярность. В
свою очередь встает вопрос: как обучить иностранному языку. Нет сомнений
в том, что чтение в обучении играет очень важную роль. Во все времена
общество считало, что искусство чтения является системообразующей
основой для формирования информационно-академических умений.
Благодаря этим умениям человек эффективно ориентируется в растущих
потоках информации, а также с учётом индивидуальных потребностей, с
наличием множества форм и моделей обучения, возможностей современной
системы непрерывного образования, выстраивает автономную
образовательную траекторию.
В контексте новых изменений и подходов в стратегиях обучения
иностранному языку чтение становится важнейшим и неотъемлемым
аспектом образовательного процесса.
В процессе обучения английскому языку в старших классов особо
остро стоит проблема эффективной подготовки к сдаче ЕГЭ. Учащиеся
сталкиваются со сложностями при выполнении такой части экзамена, как
«Чтение». Для подготовки школьников к данной части экзамена одного
учебника недостаточно. Поэтому педагоги, в первую очередь,
заинтересованы в поиске методик по обучению чтению, которые сочетали бы
индивидуальные, групповые и фронтальные формы и режимы работы.
Как показывают наблюдения, в практике преподавания иностранного
языка, в том числе в процессе подготовки к ЕГЭ, отсутствует система
обучения разным видам чтения, этим и определяется актуальность
выбранной темы.
Учитывая актуальность, нами определена тема исследования
«Формирование умений чтения в старших классах средней школы при
подготовке к ЕГЭ по английскому языку».
Объект исследования – процесс обучения чтению на уроках
английского языка.
Предмет исследования –формирование умений чтения при подготовке
к ЕГЭ по английскому языку.
Цель – изучить особенности формирования умений чтения в старших
классах средней школы при подготовке к ЕГЭ по английскому языку и
разработать комплекс упражнений, направленных на формирования умений
чтения.
Для достижения поставленной цели были определены следующие
задачи:
1. Дать характеристику чтения как вида речевой деятельности.
2. Раскрыть цели и содержание обучения чтению в средней школе.
3. Рассмотреть организацию работы по формированию умений
чтения в рамках подготовки к ЕГЭ.
4. Проанализировать упражнения в УМК на предмет формирования
умений чтения учащихся старших классов.
5. Разработать комплекс упражнений для формирования умений
чтения учащихся средней школы при подготовке к ЕГЭ по английскому
языку.
В работы были использованы следующие научные методы
исследования: теоретические - анализ и обобщение данных научнометодической литературы по различным вопросам психологии, педагогики и
методики преподавания иностранного языка; практические – анализ
документов и учебных пособий, моделирование учебного процесса
(разработка комплекса упражнений).
Теоретическая значимость данной работы состоит в обобщении и
систематизации взглядов ученых на проблему обучения иноязычному
чтению в сопряжении с проблемой подготовки учащихся к выполнению
заданий ЕГЭ .
Практическая значимость исселодования состоит в том, что
предложенные материалы могут быть использованы при организации и
проведении уроков английского языка в старщих классах, семинаровпрактикумов и консультаций подготовки к сдачи ЕГЭ.
Структура дипломной работы определяется логикой исследования и
поставленными задачами. Работа включает в себя введение, две главы,
заключение, список использованной литературы и приложение.
Первая глава раскрывает особенности чтения, цели и содержание
обучения чтению в средней школе, представляет организацию работы по
формированию умений поискового чтения в рамках подготовки к ЕГЭ.
Вторая глава содержит упражнения, направленные на формирование
умений чтения, анализ действующих УМК для учащихся старших классов.
Анализ теоретических исследований и практики педагогической
деятельности показал, что проблема формирования умений чтения в старших
классах была и остается в центре внимания современных методистов.
В последнее время наблюдается определенный интерес к обучению
детьми иностранного языка. Самой важной составляющей процесса изучения
иностранных языков является полноценное развитие умений чтения.
Обучение чтению на английском языке рассматривается как
самостоятельный вид деятельности речи и занимает основное место по своей
доступности и важности.
Чтение требует огромной практики, поэтому школьники должны
читать как можно больше. В процессе самостоятельного чтения учащиеся
должны опираться только на свой речевой опыт. Особое значение в данном
случае имеет догадка, которая существует объективно в мыслительной
деятельности человека и в большинстве случаев подкрепляется контекстом –
смысловым и языковым.
Научить школьников чтению – значит научить их практическому
владению языками, привить умения и навыки, которые должны остаться на
всю жизнь.
К организации чтения, как правило, предъявляются следующие
требования:
- точное формулирование задания для поиска;
- проведение поиска информации, ограниченное во времени;
- гарантированное нахождение в тексте необходимой информации.
На основании всего вышеизложенного, нами была разработана система
упражнений для обучения учащихся старших классов чтению при подготовке
к ЕГЭ по английскому языку.
В плане методической помощи проведенная работа представляет
определенную ценность для учителей английского языка. Теория и комплекс
упражнений позволяет успешнее подготовить учащихся старших классов к
сдаче ЕГЭ по разделу «Чтение».
Таким образом, можно сделать вывод, что цель, поставленная в работе,
достигнута, задачи решены в полном объеме.
1. «Spotlight 10» / под ред. Афанасьевой О.В., Дули Д. – М.:
Просвещение. – 248 с.
2. «Spotlight 11» / под ред. Афанасьевой О.В., Дули Д. – М.:
Просвещение. – 244 с.
3. Артемонов В.А. Психология обучения иностранным языкам. - М.:
Просвещение, 2005.
4. Бим И.Л. Подготовка учителя иностранного языка. - М.: Первое
сентября, 2001.
5. Векличева Е.В. Информационные технологии в процессе
обучения английскому языку // Приоритетные направления развития
образования и науки: материалы IV Междунар. науч.–практ. конф. – 2017. –
С. 69-71.
6. Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на
начальном этапе в общеобразовательных учреждениях. - М.: РАО, 2005. -
С.174-181.
7. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранному языку.
Лингводидактика и методика. - СПб.: Питер, 2014. – 264 с.
8. Игумнова О.В. Урок чтения английского языка в 8 классе //
Иностранные языки в школе. - 2006. - №2. - С.42-47.
9. Иличкина Е.В. Взаимосвязанное обучение чтению и говорению //
Иностранные языки в школе. - 2006. - №6. - С.48-52.
10. Колесникова И.Л. Англо-русский терминологический справочник
по методике преподавания иностранных языков - СПБ.: БЛИЦ, 2001. - С.39-
52.
11. Колкер Я.М. Практическая методика обучения иностранному
языку. – М.: Просвещение, 2010. – 265 с.
12. Колыхалова О.А. Билингвизм и гуманитарное образование //
Педагог. - 2000. - №2. - С.10-12.
13. Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации
самостоятельной работы изучающих иностранные языки. - М.: АРКТИ, 2002.
14. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебнометодическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 224 с.
15. Кузовлев В.П. Английский язык для 8 класса. - М.: Просвещение,
2003....89