ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛОССАРИЙ 9
ГЛАВА 1. ОБУЧЕНИЕ ДИАЛОГУ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
11
1.1 Диалог как объект обучения и его виды 11
1.2. Методика формирования диалогических умений 18
1.3. Подходы к обучению диалогической речи 23
1.4. Возрастные особенности школьников на среднем этапе обучения 31
Выводы 34
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ
ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА (АНГЛИЙСКОГО) 36
2.1. Понятие ролевой игры. Структура и типы ролевых игр 36
2.2. Технология организации ролевой игры на уроках иностранного языка 46
Выводы 53
ГЛАВА 3. ПРИМЕНЕНИЕ РОЛЕВОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ 55
3.1 Примеры разработок ролевых игр на среднем этапе обучения 56
3.2 Проведение констатирующего этапа 61
3.3 Проведение формирующего этапа 64
3.4 Проведение контрольного этапа 69
Выводы 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 82
В связи с прогрессивным развитием общества в последние годы
прослеживается все более значительный интерес к изучению иностранного
языка. Готовность исследовать данный предмет объясняется
многочисленными факторами. Один из которых – стремление
путешествовать по миру, обогащать свои познания в общении с
представителями различных стран и культур, однако без знания, по крайней
мере, одного иностранного языка это совершить очень сложно. Наиболее
распространенным иностранным языком, на котором говорит значительная
доля населения земного шара, является английский, следовательно, он не
случайно считается одним из популярных языков, изучаемых в школе.
Владение английским языком можно рассмотреть в следующем
аспекте: как вид речевой деятельности к нему можно подойти как к цели
обучения и как к средству обучения. Так, например, устная речь как цель
обучения выступает средством общения. Применение устной речи – это то,
для чего изучается иностранный язык, что может вызвать у учащихся
подлинный интерес к данному учебному предмету в школе и желание
изучать его. Устная речь используется и как средство обучения, с помощью
которого осуществляется выработка автоматизмов в воспроизведении и
трансформации (преобразовании) усваиваемых лексических единиц и
грамматических структур. Иностранный язык стал в полной мере
осознаваться как средство общения, средство понимания и взаимодействия
людей разных национальностей. Поэтому основная цель изучения
иностранных языков в общеобразовательной школе — формирование у
школьников иноязычной коммуникативной компетенции, то есть
способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и
межкультурное общение с носителями языка.
4
Одной из форм устного (неформального и формального) общения
является — диалог, с помощью которого происходит обмен информацией,
осуществляемой средствами языка, устанавливается контакт и
взаимопонимание, оказывается воздействие на собеседника в соответствии с
коммуникативным намерением говорящего. Диалог является одним из
неотъемлемых компонентов обучения при изучении иностранного языка и
занимает практически 70% разговорной речи. Поэтому обучение языку с
самого начала должно идти в условиях максимально приближенным к
реальному общению. Акцентирование должно быть не только на языковой
компетенции людей, изучающих его, но и на развитии их коммуникативных
способностей. В целях развития коммуникативной способности учащихся,
учитель должен создать сценарий, чтобы научить языку в живой, активной и
интересной форме. Многие учителя английского языка изучают и применяют
инновационные методы работы в классе. Они внедряют в урок диалоги,
открытые сценарии и ролевые игры.
Расширенная работа в форме ролевой игры, моделирования и
разрешения трудностей являются актуально значимыми в формировании
коммуникативных умений обучающихся. Данные мероприятия требуют от
них выхода за пределы урока. Они требуют от учеников конкретного
понимания текста и умения использовать личные знания за пределами
класса.
Ролевые игры способствуют эффективным межличностным
отношениям и социальным взаимодействиям между участниками. Для того
чтобы взаимодействие произошло, участники должны принять на себя
обязанности за свою роль и функции и сделать все возможное в ситуации, в
которой они находятся. Чтобы выполнять свои обязанности, учащиеся
должны взаимодействовать с другими, используя эффективные социальные
навыки.....
Применение игровых технологий на уроках английского языка
является очень важным аспектом при обучении диалогической речи. На
среднем этапе обучения игра также является важной составляющей, т.к. на
данной ступени обучения у учащихся падает мотивация. Ролевая игра
является отличным способом поднятия мотивационного уровня у учащихся,
потому как при ее проведении учащиеся испытывают эмоциональный
всплеск, также ролевая игра делает процесс обучения, порой трудный и
утомительный, веселым, а это усиливает мотивацию к учению.
Таким образом, подводя итоги проделанной работе, можно сказать, что
поставленные нами ранее цели и задачи достигнуты.
Целью данной работы являлось исследование эффективности
применения ролевой игры как средства развития умения диалогической речи
на среднем этапе обучения иностранному языку (английскому).
Мы можем с уверенностью сказать, что данная цель была достигнута.
Все задачи данной работы, поставленные для достижения цели, были
решены, а именно:
- Мы охарактеризовали диалог как форму иноязычного общения;
- Рассмотрели методику формирования диалогических умений;
- Изучили подходы к обучению диалогической речи
- Охарактеризовали возрастные особенности школьников на среднем
этапе обучения
- Дали характеристику понятия ролевой игры, типам ролевых игр,
используемых в обучении иностранному языку;
- Изучили технологию организации ролевой игры на уроках
иностранного языка;
- Разработали собственные примеры ролевых игр для учащихся
средних классов;
76
- Также нами была апробирована одна ролевая игра на базе 7 класса.
Первый этап включал в себя тестирование на определение имеющегося
уровня знаний лексики.
Второй этап включал в себя подготовку к ролевой игре, через
выполнение комплекса упражнений по соответствующей теме, а также
ролевую игру – как демонстрацию, полученных в ходе эксперимента, знаний.
Третий этап подразумевал выполнение контрольного тестирования и
последующая рефлексия.
Результаты проведенного исследования показали, что ролевая игра
действительно имеет положительное воздействие на учащихся. Благодаря ей
ученики не только стали более заинтересованными в изучении иностранного
языка (английского), с легкостью запомнили лексический материал и
научились употреблять его в режиме реального общения (в форме диалога).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что ролевая игра имеет
положительное влияние на учащихся и повышает их мотивацию к изучению
иностранных языков. Так же она способствует развитию умения
диалогической речи на среднем этапе обучения иностранному языку
(английскому), что немало важно для нашего исследования.
Итак, мы доказали, что применение ролевых игр на среднем этапе
обучения способствует эффективному развитию умения диалогической речи
при изучении иностранного языка (английского).
Говоря о задачах обучения диалогической речи с использованием
ролевых игр, надо отметить, что сейчас активно практикуются
экспериментальные методы обучения диалогической речи. Однако в этой
области есть еще много вопросов, требующих теоретического и
экспериментального исследования.
1. Божович Л.И. Психическое развитие школьника и его воспитание
/ Л.И. Божович, Л.С. Славина. – М.: Знамя, 1979. – 96 с.
2. Брагина О.А. О системе упражнений в процессе обучения
диалогической речи // Иностранные языки в школе. – М.: Москва, 2006. – №
3.
3. Бухбиндер В.А. Очерки методики обучения устной речи на
иностранных языках / В.А. Бухбиндер // Киев, 1980. – 256 c.
4. Вайсбурд М.Л. Обучение учащихся средней школы пониманию
иностранной речи на слух. – М.: Просвещение, 1985. – 134.
5. Васильева И.Б., Шафоростова В.М. Создание и проведение
ролевых игр на уроках английского языка. / Методические рекомендации для
преподавателей. Издательский дом ГУ ВШЭ Москва, 2005. – 157 с.
6. Вишневский Е.И. Опыт построения упражнений для работы в
парах // Иностранные языки в школе. – 2005. - № 6.
7. Гальковой Н.Г., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам.
Лингводидактика и методика. М., 2004. – 89 с.
8. Гез Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней
школе. М., 1999. – 201 с.
9. Глядиковская Е.С. Говорение как вид речевой деятельности / Е.С.
Глядиковская. - М.: Просвещение, 2009. – 76 с.
10. Голушкова Н.М. Развитие психических аспектов личности
учащихся на уроках иностранного языка// Н.М. Голушкова/ Иностранный
язык в школе, № 2, 2008. – 65 с.
11. Григорьева М.Б. Использование игровых приемов на уроках
иностранного языка. // Иностранные языки в школе, № 10, 2011. С. 47.
12. Жолнерик Л. И. Обучение диалогической речи// Иностранные
языки в школе. – 1985. - № 3.
78
13. Иличкина Е.В. Взаимосвязанное обучение чтению и говорению//
Е.В. Иличкина/ Иностранный язык в школе, №6, 2006. – 143 с.
14. Калимулина О.В. Ролевые игры в обучении диалогической речи//
Иностранные языки в школе. – 2003. - № 3. – С. 17-20.
15. Киреева Т.В. Совершенствование и контроль разговорных
навыков учащихся на уроках английского языка// Т.В. Киреева/ Иностранный
язык в школе, №4, М., 2006. – 54 с....45