Введение 4
Глава 1. ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ И КЛАССИФИКАЦИИ ПРОСМОТРОВОГО
ЧТЕНИЯ. ДИНАМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОСМОТРОВОГО ЧТЕНИЯ. 8
1.1 Понятие просмотрового чтения, его место в классификации 8
1.2 Сложность учебного текста и особенности текстов публицистического стиля 12
1.3 Обучение просмотровому чтению 15
1.4 Динамический аспект просмотрового чтения 17
1.5 Рекомендации для эффективности в процессе просмотрового чтения 25
Вывод к первой главе 27
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ
НАВЫКА ПРОСМОТРОВОГО ЧТЕНИЯ НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ 28
2.1 Пояснительная записка к комплексу упражнений на формирование умения просмотрового
чтения 28
2.2 Разработка фрагментов урока, направленных на формирование умения просмотрового чтения на
основе публицистических текстов 30
Выводы по второй главе 61
Заключение 62
Литературный список 64
Приложение 1. Ответы к заданиям 68
Приложение 2. Words-per-Minute Table 69
Приложение 3. Progress Graph: Skimming 70
Настоящая выпускная квалификационная работа посвящена проблеме
обучения просмотровому чтению на уроках английского языка на основе публицистических текстов на старшем этапе обучения.
Чтение на иностранном языке является важным и необходимым элементом обучения. Чтение текста на иностранном языке способно обеспечить формирование языковой компетенции, а также помочь в решении языковых задач,
которые возникнут в процессе обучения.
Чтение на иностранном языке увеличивает лексический запас, развивает
навык устной речи, знакомит с культурой страны изучаемого языка, развивает
мышление. На старших этапах обучения необходимо уметь читать быстро и
понимать основную часть текста.
Вопросами обучения просмотровому чтению занимались многие отечественные и зарубежные учёные, такие как Бородина В.А., Бородин С.М.,
Галъскова Н. Д., Гез Н. И, Клычникова 3. И., Малькова Е. В., Пассов Е. И.,
Фоломкина С. К., Щукин, А.Н., Michael E. J. Masson, Geoffrey B. Duggan, Carpenter, P. A, Keith Rayner и др.
Актуальность темы исследования связана с тем, что в настоящее время
обучению просмотровому чтению на старших этапах уделяется недостаточно
внимания. Задания на формирование навыка просмотрового чтения не часто
встречаются в пособиях. В основном это пособия по сдаче международных экзаменов по английскому языку IELTS и TOEFL. Очевидно, что этого недостаточно. Несмотря на то, что просмотровый вид чтения является весьма специфичным и требует специальный подход, такой вид чтения наряду с другими
видами быстрого чтения необходим на старшем этапе обучения. Поскольку
студентам приходится работать с большими объемами материалов, необходимо уметь быстро ознакомиться с информацией максимально быстро, понимать
суть и решать, нужна она или нет.
5
Мы живём в эпоху информационных технологий. В наше время профессиональные требования очень высоки, это профессиональное мастерство и высокая квалификация молодого специалиста. Будущий специалист должен обладать высоким уровнем образования, быть интеллектуально развитым человеком, уметь применять в работе свои разносторонние знания и способности.
Стремительный рост потока информации с одной стороны, свидетельствует о прогрессе науки и техники, о развитии интеллекта человека, подъёме
культуры, но с другой стороны, человеку всё труднее осваивать знания, он теряется в избытке информации, порой он не может отделить важное от ненужного.
Просмотровое чтение поможет решить проблему избытка информации.
Просмотровое чтение как элемент динамического чтения способно воспитать
сознательное отношение к процессу чтения, как к сложному и трудоёмкому
виду умственной деятельности. Владение просмотровым чтением способствует всестороннему развитию читательского умения, создаёт хорошую базу для
дальнейшего систематического совершенствования читательских навыков.
Объектом исследования является обучение просмотровому чтению на
основе публицистических текстов на старших этапах обучения на уроках английского языка.
Предметом исследования выступает формирование умения просмотрового чтения
Цель выпускной квалификационной работы – разработка комплекса
упражнений, направленных на формирование умения просмотрового чтения.
Исходя из цели, нам необходимо решить следующие задачи:
1) Исследовать разные подходы к классификации видов чтения, а также
подходов к определению «просмотрового чтения»
2) Определить факторы, влияющие на сложность текста, а также особенности публицистического текста....
В дипломной работе нами была поставлена цель – разработать комплекс
упражнений, направленный на формирование умения просмотрового чтения.
На достижение целей были поставлены следующие задачи:
1) Исследовать разные подходы к классификации видов чтения, а также
подходов к определению «просмотрового чтения»
2) Определить факторы, влияющие на сложность текста, а также особенности публицистического текста
3) Выявить необходимые умения и навыки для просмотрового вида чтения
4) Рассмотреть динамический аспект просмотрового чтения
5) Разработать комплекс упражнений, направленных на формирование
умения просмотрового чтения.
В процессе выполнения поставленных задач, нами была изучена педагогическая и методическая литература, из которой мы определили факторы,
влияющие на развитие навыка просмотрового чтения.
В результате проведённого исследования были рассмотрены различные
подходы к понятию просмотрового чтения, некоторые учёные выделяют этот
тип чтения как отдельный, в то время как другие упоминают его как этап какого либо другого вида чтения (например, ознакомительное и поисковое чтение). В целом, просмотровое чтение – это чтение, направленное на усвоение
общей информации текста и некоторых деталей.
Теоретическое исследование также показало важность выбора правильного текста для просмотрового чтения. Необходимо также грамотно подходить к выбору сложности текста, текст должен быть информативным и содер-
63
жательным с простым и логическим изложением, с выстроенной структурой,
которая включает введение, базовую информацию и заключение.
В ходе исследования были выявлены необходимые умения: определение темы, выделение смысловых опор, деление текста на смысловые единицы,
определение сути текста. Также были рассмотрены важные составляющие в
процессе просмотрового чтения: зрение, память и внимание. С учётом этих
составляющих были разработаны рекомендации для более эффективного обучения просмотровому чтению.
Также был разработан комплекс упражнений, который включает:
1) Чтение текста
2) Выполнение тестовых заданий к тексту
3) Выявление и фиксирование показателей: скорость чтения текста, примерное количество слов в минуту, количество правильных ответов в задании
4) Подведение итогов комплекса с использованием графика
На мой взгляд, преимуществом комплекса является то, что ученик может самостоятельно отслеживать свой прогресс, в результате, у него возникает желание повысить показатели понимания текста и появляется мотивация подходить к выполнению задания более внимательно и ответственно.
Подводя итог, можно сказать, что цель нашей работы полностью достигнута, задачи исследования решены.
1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий
(теория и практика обучения языкам)
2. Берман И.М. Методика обучения английскому языку в неязыковых вузах. М.:
Высшая школа, 1970. — 232 с.
3. Бородина В.А., Бородин С.М. Учим…читать. Уроки динамического чтения Л.:
Лениздат, 1985. — 16-22, 67-81, 100 с.
4. Бухбиндер А. Работа с текстом // Иностранные языки. – 1989
5. Вайнруб Е. Чтение и зрение //Книжное обозрение, 1982.
6. Вейзе А.Л. Чтение, реферирование иностранного текста: Учеб.пособие.-М.:
Высш.тик., 1985.-127 с.
7. Вормсбехер В.Ф., Кабин В.А. 100 страниц в час: Теория и практика динамического чтения и рациональной работы с книгой.-Кемерово:Книжное изд-во,
1980.-143 с.
8. Галъскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам Лингводидактика и методика / / Обучение чтению. М., 2006.
9. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистических исследований. — М., 1981.
10. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам. – М.:
АРКТИ, 2000.
11. Егоров Т. Г. Психология овладения навыком чтения. — М.. 1953.
12. Жукова И.В. Работа с текстами на уроке английского языка // Иностранные
языки в школе. – 1998, №1
13.Клычникова 3. И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке. Пособие для учителя. М., 1983.
14. Крупаткин Я.Б. Об одном пути пониманию тестов // Иностранные языки в
школе. – 1995, № 2.
15. Кузьменко О.Д., Рогва Г.В Учебное чтение его содержание и формы. М.,1998...57