Политические аспекты развития ядерной программы КНДР в 2012 – 2022 гг.
|
Введение..........................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические аспекты распространения ядерного оружия…........................................................................................................................14
1.1. Особенности распространения ядерного оружия в конце XX в. - начале XXI в. ……………………………………………………………...………..………..14
1.2. Ядерная доктрина, стратегия и позиция. «Теория оптимизации позиции» В. Наранга……………………………………………………………………….....17
1.3. Зачем государству ядерное оружие?..................................................................21
Глава 2. Факторы влияния на ядерную программу КНДР при Ким Ченыне………………………………………………………………………………...26
2.1. Роль вождя в формировании ядерной доктрины КНДР…………………………………………………………………………………...26
2.2. Ядерная программа КНДР как политический символ власти Ким Ченына……29
2.3. Роль административно-правовых ресурсов в развитии ядерной программы КНДР……………………………………………………………………………….......32
Глава 3. Формирование и трансформация ядерной стратегии КНДР при Ким Ченыне………………………………………………………………………………...37
3.1. Ядерная программа КНДР как средство легитимизации власти Ким Ченына (2011 – 2014 гг.)……………………………………………………………………..…37
3.2. Ядерная стратегия КНДР 2012 – 2020 гг. Позиция гарантированного ответа…44
3.3. Трансформация ядерной стратегии КНДР: переход от позиции гарантированного ответа к ядерной эскалации………………………………………............................................................55
Заключение…………………………………………………………………………...59
Список использованных источников и литературы …………………………………………..……………………………………………...67
Глава 1. Теоретические аспекты распространения ядерного оружия…........................................................................................................................14
1.1. Особенности распространения ядерного оружия в конце XX в. - начале XXI в. ……………………………………………………………...………..………..14
1.2. Ядерная доктрина, стратегия и позиция. «Теория оптимизации позиции» В. Наранга……………………………………………………………………….....17
1.3. Зачем государству ядерное оружие?..................................................................21
Глава 2. Факторы влияния на ядерную программу КНДР при Ким Ченыне………………………………………………………………………………...26
2.1. Роль вождя в формировании ядерной доктрины КНДР…………………………………………………………………………………...26
2.2. Ядерная программа КНДР как политический символ власти Ким Ченына……29
2.3. Роль административно-правовых ресурсов в развитии ядерной программы КНДР……………………………………………………………………………….......32
Глава 3. Формирование и трансформация ядерной стратегии КНДР при Ким Ченыне………………………………………………………………………………...37
3.1. Ядерная программа КНДР как средство легитимизации власти Ким Ченына (2011 – 2014 гг.)……………………………………………………………………..…37
3.2. Ядерная стратегия КНДР 2012 – 2020 гг. Позиция гарантированного ответа…44
3.3. Трансформация ядерной стратегии КНДР: переход от позиции гарантированного ответа к ядерной эскалации………………………………………............................................................55
Заключение…………………………………………………………………………...59
Список использованных источников и литературы …………………………………………..……………………………………………...67
В связи с тем, что ядерный вопрос КНДР является одним из наиболее актуальных вопросов безопасности как региона Северо-Восточной Азии, так и мира в целом, написано немало работ, в которых подробно рассматриваются причины появления и история развития ядерной программы КНДР в XX в. и начале XXI в., описываются проведенные ракетные запуски и ядерные испытания, анализируются возможные технические характеристики как ядерного оружия КНДР, так и ракет различной дальности. Отдельной темой в рамках ядерного вопроса КНДР начала XXI в. является вопрос возможного отказа Северной Кореи от ядерного оружия и поиск путей денуклеаризации КНДР. С началом периода руководства страной Ким Ченыном в 2012 г. международное сообщество с вниманием следило за первыми действиями нового лидера КНДР и строило прогнозы в отношении будущего ядерной программы Северной Кореи. Однако, когда в первый же год руководства КНДР Ким Ченыном в конституции КНДР был закреплен статус Северной Кореи как ядерной державы, а затем были проведены очередные ядерные испытания, вопрос вероятности денуклеаризации сменился проблемой наращивая ядерного потенциала КНДР и соответственно попытками понять и спрогнозировать дальнейшую политику КНДР в области ядерной программы. В связи с тем, что, по оценкам исследователей, ядерный потенциал КНДР растет год от года, не теряет свою актуальность и вопрос политических аспектов ядерной программы КНДР, которые служат факторами ее развития и влияют на ее формирование и характер изменений.
Хронологические рамки исследования ограничиваются 2012 – 2022 гг. Выбор 2012 г. в качестве начальной точки исследования обусловлен тем, что в этом году в конституции КНДР был закреплен статус ядерной державы, что послужило юридическим и символическим обоснованием активизации ядерной программы КНДР при Ким Ченыне. Кроме того, в 2012 г. были проведены третьи в истории КНДР и первые за период руководства страной Ким Ченына ядерные испытания, что демонстрировало намерение Ким Ченына продолжить дело Ким Ченира по развитию ядерного потенциала КНДР. Финальной точкой исследования устанавливается 2022 г. как год принятия Закона о политике КНДР в отношении ядерных вооруженных сил, который рассматривается англоязычными и южнокорейскими исследователями конец периода оборонительной политики КНДР в сфере ядерной программы и переход к позиции эскалации.
Объект исследования — ядерная программа КНДР с 2012 по 2022 гг.
Предмет исследования — политические аспекты ядерной программы КНДР: влияние политической системы Северной Кореи и ее верховного лидера на характер ядерной политики КНДР; заявления и предложения руководящих органов власти КНДР, правовые нормы и Конституция, связанные с ядерной политикой; ядерная стратегия и позиция КНДР...
Хронологические рамки исследования ограничиваются 2012 – 2022 гг. Выбор 2012 г. в качестве начальной точки исследования обусловлен тем, что в этом году в конституции КНДР был закреплен статус ядерной державы, что послужило юридическим и символическим обоснованием активизации ядерной программы КНДР при Ким Ченыне. Кроме того, в 2012 г. были проведены третьи в истории КНДР и первые за период руководства страной Ким Ченына ядерные испытания, что демонстрировало намерение Ким Ченына продолжить дело Ким Ченира по развитию ядерного потенциала КНДР. Финальной точкой исследования устанавливается 2022 г. как год принятия Закона о политике КНДР в отношении ядерных вооруженных сил, который рассматривается англоязычными и южнокорейскими исследователями конец периода оборонительной политики КНДР в сфере ядерной программы и переход к позиции эскалации.
Объект исследования — ядерная программа КНДР с 2012 по 2022 гг.
Предмет исследования — политические аспекты ядерной программы КНДР: влияние политической системы Северной Кореи и ее верховного лидера на характер ядерной политики КНДР; заявления и предложения руководящих органов власти КНДР, правовые нормы и Конституция, связанные с ядерной политикой; ядерная стратегия и позиция КНДР...
Наиболее широко известная концепция политологической школы реализма в области распространения ядерного оружия состоит в том, что государство создает ядерное оружие для обеспечения собственной безопасности в ответ на появление ядерного государства противника или ядерной державы в регионе, что выражается в утверждении «распространение [ядерного оружия] влечет за собой распространение [ядерного оружия]» (‘proliferation begets proliferation’), что также называют «ответным распространением», то есть распространением ядерного оружия для обеспечения собственной безопасности. Однако к началу XXI в. одновременно с тем, что целый ряд стран стремился к ядерному нераспространению, что выражалось в значительном расширении числа стран, подписавших Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), отдельные государства, напротив стремились к созданию или наращиванию своего ядерного потенциала, причины чего далеко не всегда соответствовали наиболее распространенным идеям школы реализма о том, что государству должна грозить ядерная угроза, исходящая от другого государства. Это вновь поставило вопрос: зачем государства становятся ядерными державами? Ряд причин и предпосылок, определенных исследователями проблемы распространения ядерного оружия, оказался довольно обширным: начиная с внешне-и внутриполитических факторов и заканчивая экономическими и технологическими факторами, что было подробно изложено в Главе 1 данной работы. Общим же итогом данного рода исследований можно обозначить следующее: нет единой модели, которая предсказывала бы примкнет ли государство к «ядерному клубу» по той или иной причине, однако есть ряд факторов и предпосылок, которые могут потенциально гарантировать такую возможность или же, напротив, предотвратить.
Северная Корея в начале XXI в. обладала выбором: как закрыть военную ядерную программу и перейти к денуклеаризации, так и, напротив, активизировать разработки ядерного оружия, что случилось в итоге. Из возможных причин активизации военной ядерной программы в конце XX в. и начале XXI в. называют наращивание конвенциональных военных сил Южной Кореи, а также начало конфронтационной политики США по отношению к КНДР с 2001 г. Кроме того, не стоит забывать о том, что к началу XXI в. в Северной Корее стала обостряться проблема энергетической безопасности, что также стало важным фактором развития ядерной программы КНДР, как мирной, так и военной.
Сдерживающим фактором распространения ядерного оружия КНДР могли стать факторы экономического и технологического характера. Прежде всего, с распадом СССР Северная Корея потеряла довольно значительный объем экономической помощи; объемы китайской помощи в начале 1990-х гг. также были сокращены, централизованная командно-административная «Тэанская система работы», действовавшая в КНДР до конца XX в., не стимулировала экономическое развитие страны; гибель урожая в результате сильных дождей июня 1995 г. оказала негативное влияние на экономику страны, с ослаблением которой были призваны бороться экономические реформы, начавшиеся при Ким Ченире в 2002 г. и действовавшие вплоть до его смерти в 2011 г. . Что же касается технологического фактора, то, хотя Северная Корея занималась разработкой и созданием собственного ядерного потенциала с начала второй половины XX в., до начала XXI в. КНДР не демонстрировала значительных достижений в области ядерного оружия и, что немаловажно, в ракетной области...
Северная Корея в начале XXI в. обладала выбором: как закрыть военную ядерную программу и перейти к денуклеаризации, так и, напротив, активизировать разработки ядерного оружия, что случилось в итоге. Из возможных причин активизации военной ядерной программы в конце XX в. и начале XXI в. называют наращивание конвенциональных военных сил Южной Кореи, а также начало конфронтационной политики США по отношению к КНДР с 2001 г. Кроме того, не стоит забывать о том, что к началу XXI в. в Северной Корее стала обостряться проблема энергетической безопасности, что также стало важным фактором развития ядерной программы КНДР, как мирной, так и военной.
Сдерживающим фактором распространения ядерного оружия КНДР могли стать факторы экономического и технологического характера. Прежде всего, с распадом СССР Северная Корея потеряла довольно значительный объем экономической помощи; объемы китайской помощи в начале 1990-х гг. также были сокращены, централизованная командно-административная «Тэанская система работы», действовавшая в КНДР до конца XX в., не стимулировала экономическое развитие страны; гибель урожая в результате сильных дождей июня 1995 г. оказала негативное влияние на экономику страны, с ослаблением которой были призваны бороться экономические реформы, начавшиеся при Ким Ченире в 2002 г. и действовавшие вплоть до его смерти в 2011 г. . Что же касается технологического фактора, то, хотя Северная Корея занималась разработкой и созданием собственного ядерного потенциала с начала второй половины XX в., до начала XXI в. КНДР не демонстрировала значительных достижений в области ядерного оружия и, что немаловажно, в ракетной области...
Подобные работы
- Освещение в южнокорейских СМИ знаковых событий в истории КНДР с участием Ким Чен Ына
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2022 - Соперничество США и КНР: влияние на Корейский полуостров
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2024 - КНДР в системе международных отношений Юго-Восточной Азии во второй
половине XX - начале XXI вв.
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023 - Внешняя политика Японии в Индо-Тихоокеанском регионе в начале XXI века
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2022 - Противостояние США и КНР в Азиатско-Тихоокеанском регионе
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2023



