Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Музыкальная аудиосказка как способ развития творческого воображения старших дошкольников

Работа №145304

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы101
Год сдачи2017
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
34
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ АУДИОСКАЗКИ КАК СПОСОБА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 12
1.1. Характеристика музыкальной аудиосказки 12
1.2. Психологические особенности развития творческого воображения
старших дошкольников 25
1.3. Возможности аудиосказки в процессе развития творческого
воображения старших дошкольников 36
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ
АУДИОСКАЗКИ КАК СПОСОБА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО
ВООБРАЖЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 49
2.1. Содержание аудиосказки и особенности создания с использованием
современных компьютерных технологий 49
2.2. Проведение опытно-поискового исследования по развитию
творческого воображения старших дошкольников с применением аудиосказки 63
2.3. Анализ и результаты опытно-поискового исследования по применению
аудиосказки как способа развития творческого воображения старших дошкольников 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 88
Приложение 1. Сценарий сказки «Лешик и лунное волшебство» (бцмажный вариант) 96
Приложение 2. Музыкальная аудиосказка «Лешик и лунное волшебство»
(электронный вариант) 100
Приложение 3. Видеоотчёт опытно-поискового исследования (электронный вариант) 101
Приложение 4. Рисунки старших дошкольников на констатирующем этапе опытно-поискового исследования (бумажный вариант) 102
Приложение 5. Таблица параметров уровня развития творческого воображения на констатирующем этапе исследования 103
Приложение 6. Рисунки старших дошкольников на формирующем этапе опытно-поискового исследования (бумажный вариант) 104
Приложение 7. Таблица параметров уровня развития творческого воображения на контрольном этапе исследования (бумажный вариант) 105

Технический прогресс, а сегодня его ещё называют научно­технической революцией, затронул все системы общественного взаимодействия, включая обучение, массовую культуру, искусство и пр. Современный этап развития общества характеризуется ускоренными темпами освоения техники и технологий. Постоянно требуются новые идеи для создания конкурентоспособной продукции.
Правительство РФ считает, что в данном направлении нужно опираться на одно из главных конкурентных преимуществ России - на реализацию человеческого потенциала, на наиболее эффективное применение знаний и умений людей для постоянного улучшения технологий, экономических результатов, жизни общества в целом. «Развитие человека - это и основная цель, и необходимое условие прогресса современного общества. Это и сегодня, и в долгосрочной перспективе - наш абсолютный национальный приоритет».
Процесс создания принципиально нового на основе старого опыта называется творческим процессом; данный процесс невозможен без достаточно развитого воображения. Важнейшее назначение воображения состоит в том, что оно позволяет представлять результаты труда до его начала, тем самым ориентируя человека в процессе деятельности. Воображение позволяет принять решение даже при отсутствии должной полноты знаний, необходимых для выполнения задачи. Учёные выяснили, что творческое воображение протекает как анализ и синтез накопленных человеком знаний. При этом элементы, из которых строится образ, занимают иное положение, иное место по сравнению с тем, какое они занимали ранее. В новом сочетании элементов и возникает новый образ. Результат творческого воображения должен быть материализован, т. е. на его основе трудом человека создаётся вещь, предмет.
С развитием технологий стали появляться новые жанры в искусстве, один из таких жанров - мультипликация. С внедрением компьютерных технологий, мультипликация преобразовалась в компьютерную анимацию. Компьютерная анимация - это мультфильм, созданный при помощи компьютера, сегодня этот жанр особенно популярен. Компьютерная анимация используется во многих сферах: бизнесе, обучении, массмедиа и пр. Всюду современного человека преследуют видеообразы - на улице (рекламные баннеры), в школе (интерактивные доски), дома (телевидение), в повседневном общении (гаджеты).
Воображение работает на том этапе познания, когда весьма велика неопределённость. Чем более привычной, точной и определённой становится ситуация, тем меньше простора даёт она фантазии. Развитие творческого воображения невозможно без соблюдения определённых условий, в частности, человеку должна быть предоставлена свобода воспринимать окружающий мир субъективно. Однако, в современном мире визуализаций эту свободу у человека часто «отнимают». Визуализация предмета определяет его форму, цвет, манеру взаимодействия с окружающим миром, создавая настолько полный образ, что «добавить» в него субъективно уже нечего. У человека, имеющего дело с визуализированным материалом, часто не возникает побуждения к творческой деятельности - мотивации к началу творческого процесса.
Психологические исследования в области воображения, которыми занимались выдающиеся учёные, такие, как Л.С. Выготский, Б. М. Теплов, и др. доказали, что интенсивность развития воображения возрастает в старшем дошкольном возрасте. Это легко объяснимо: старшие дошкольники имеют достаточный опыт познания окружающего мира, приобретают навыки воспроизведения и впервые сталкиваются с побуждением создавать что-то новое - это может выражаться, к примеру, в потребности ребёнка рисовать. Багаж знаний и образов у ребёнка- дошкольника не столь велик, как у взрослого человека, однако мышление в старшем дошкольном возрасте уже достаточно развито, и ребёнок использует его, замещая «пробелы» в знаниях, фантазирует, создаёт образ неизвестного из известного. Этот процесс очень похож на творческий процесс, описанный выше. Главное условие в данном процессе - минимум очевидной информации. По разным данным, наибольшее количество (70 % - 90 %) информации о том или ином объекте человек получает по зрительному каналу восприятия, и лишь 10 % - 30 % на слух. Из вышесказанного можно сделать вывод, что если максимально сократить поступление информации по зрительному каналу и «пустить» всю информацию по слуховому и сенсорному каналам восприятия, появится возможность разбудить воображение, фантазию.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Развитие науки и техники оказывает воздействие на все стороны социальной жизни, существенные изменения происходят и в образовании. Меняются методы и способы образовательного процесса. Инновационная модель современного педагогического процесса предполагает поиск новых подходов к обучению и воспитанию личности. В настоящее время в обществе востребованы творчески развитые, активные личности, поэтому актуальной проблемой является проблема развития творческих способностей. В данной работе мы исследовали музыкальную аудиосказку как способ развития творческого воображения старших дошкольников. Музыкальная аудиосказка - это синтезирующий жанр, объединяющий музыку, литературу и театральное искусство. Далее мы рассмотрели все составляющие музыкальной аудиосказки в отдельности и сделали выводы что:
1) сказка - это рассказ, отличающийся от всех других видов повествования специфичностью своей поэтики; несмотря на использование сказки в разных областях социальной культуры (педагогике, психологии, музыке и пр.), строение сказочного сюжета имеет свои, специфические особенности. В. Я. Пропп обратил внимание на действия сказочных персонажей и обозначил их термином «функция», выведя 31 функцию сказки, согласно которым развивается сказочный сюжет;
2) музыкальность сказки заключается в том, что используя всевозможные средства музыкальной выразительности, композиторы раскрывают музыкальную сказку как художественную картину, передавая штрихи, цветовые нюансы, объём, атмосферу и пр.
3) музыкальная аудиосказка - это инсценировка сказки, записанная в студии при помощи актёров, в которой некоторые характеристики образов и атмосфера обозначаются музыкальной композицией в жанре песни, фоновой музыкой, спецэффектами.
Инсценированная при помощи музыкально-компьютерных технологий музыкальная аудиосказка обладает ярко-образным, картинным музыкальным колоритом и сказочным сюжетом. В процессе исследования мы выяснили, что в силу определённых возрастных изменений, творческое воображение актуализируется в возрасте пяти лет, на данном этапе важно поощрять любые творческие порывы ребёнка старшего дошкольного возраста - это позволит не угаснуть процессу творческого воображения ребёнка в будущем.
Изучив возможности музыкальной аудиосказки в процессе развития творческого воображения старших дошкольников, мы пришли к выводу что, во-первых, для того, чтобы музыкальная аудиосказка имела исключительно положительное воздействие на психику старших дошкольников, при выборе смысловой нагрузки сказки необходимо учитывать возрастные особенности восприятия старших дошкольников; во-вторых, театральность музыкальной аудиосказки позволяет создать зрительные образы при помощи драматургии и игры актёров, однако жанр музыкальной аудиосказки исключает возможность донести образ, используя визуальные методы, поэтому актёр должен передать эмоции, характер, настроение, чувства персонажа, и даже его мысли и замыслы лишь одной интонацией; в третьих, известно, что музыка обладает относительно меньшей предметной конкретностью и понятийностью, нежели литература или изобразительное искусство, но вместе с тем познание музыки проходит в очень важной для человека сфере - чувств, и именно музыкальная аудиосказка использует весь арсенал средств музыкальной выразительности, чтобы усилить интенсивность воздействия информации на творческое воображение, а также помогает раскрывать актёру суть литературного замысла. Музыкально-компьютерные технологии в создании музыкальной аудиосказки расширяют возможности музыканта-композитора. Процесс программирования можно регулировать, контролировать, варьировать по своему усмотрению, в любое время. Сама по себе доступность музыкально-компьютерных технологий сегодня делает доступным создание музыкального произведения для людей разных творческих профессий, таких, как звукорежиссёр, режиссёр, сценарист, музыкант-исполнитель, педагог.
...


1. Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания [Текст] / Б. Г. Ананьев. - Москва : Акад. пед. наук РСФСР, 1960. - 486 с.
2. Аникин В.П. Русская народная сказка: Учебник для вузов [Текст] / В.П. Аникин : 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Высшая школа, 2004. - 735 с.
3. Белинский В. Г. Взгляд на русскую литературу 1846 г. [Текст] / В.Г. Белинский. - Москва : Гослитиздат, 1955. -184 с. 9
4. Бернштейн Н. Д. Михаил Иванович Глинка. [Текст] / - Н. Д. Бернштейн. - Санкт-Петербург : Государственное музыкальное издательство, 1904. - 320 с.
5. Бетельхейм Б. Просвещенное сердце [Текст] / Б. Бетельхейм. - Человек, 1992. - 42 с.
6. Буторина Н.И. Некоторые аспекты применения мультимедийных технологий в современном музыкальном образовании [Текст] / Н.И. Буторина // Искусство и личность: материалы Междунар. интернет-конф. / Редактор Т.С. Багданова. - Минск : БДПУ им. М. Танка, 2012. - C. 303-309.
7. Бухарова Г.Д. Теоретико-методологические основы обучения решению задач студентов вуза: монография [Текст] / Г. Д. Бухарова // Урал. гос. проф.-пед. ун-т, Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : Издательство УГПУ,1995. - 136 с.
8. Вачков И.В. Сказка в работе психолога: определение и типология [Текст] / И. В. Вачков. - Санкт-Петербург : Вестник практической психологии образования, 2010. - С. 80-86.
9. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство [Текст] / А.Л. Венгер. - Москва : Владос. пресс, 2003. - 160 с.
10. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества [Текст] /
Н.Ю. Венгер // Дошкольное воспитание. - 1982. - №11. - С. 32-38.
11. Веселовский А. Н. и др. Историческая поэтика [Текст] / А. Н. Веселовский, В. М. Жирмунский. - Ленинград : Гослитиздат, 1940. - 340 с.
12. Вестник образования, науки и техники: сборник трудов всероссийских научно-практических конференций [Электронный ресурс] / под ред. А.В. Каргина. - Режим доступа : http://vestnik.apkpro.ru (дата обращения: 16.02.17)
13. Волкова И. П. Понятие инварианта в концепции музыкального языка [Текст] : Автореферат дисс. на соискание уч. степени канд. пед. наук / И. П. Волкова. - Ленинград : Гослитиздат, 1986. - 14 с.
14. Выготский Л. Б. Воображение и творчество в детском возрасте (психологический очерк) [Текст] / Л. Б. Выготский. - Москва : ЛИТГИЗ, 1930. - 80 с.
15. Гальперин П. Я. Введение в психологию [Текст] /
П. Я. Гальперин. - Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1976. - 150 с.
... всего 67 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ