ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА……………….5
1.1. Совокупность направлений и учений, исследующих цвет …..5
1.2. Семантика цвета и универсалии цветового воздействия…….15
Выводы……………………………………………………………..……..23
2. ЦВЕТ В КОНТЕКСТЕ АРХИТЕКТУРЫ………………………………….27
2.1. Цвет в архитектуре города и культурно-историческое наследие…………………………………………………………………...27
2.2. Полихромия в архитектуре и ее влияние на городской ландшафт …………………………………………………………….……………….34
2.3. Взаимодействие цвета с формой в архитектурной композиции.41
Выводы……………………………………………………………………47
3. РАЗНООБРАЗИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦВЕТА В АРХИТЕКУРНЫХ СТИЛЯХ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА……………….………..……48
3.1. Модернизм и постмодернизм: Функциональность и символизм цвета……………………………………………………….………………51
3.2. Деконструктивизм и брутализм: Инновации и аутентичность цвета………………………………………………………………….……68
3.3. Высокотехнологичная архитектура: Цвет и технология….…...76
Выводы…………………………………………………………..………..78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……82
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………..…86
Актуальность выбранной темы. Тема работы является актуальной, в связи с растущей в наши дни хромофобией в архитектуре и дизайне. Есть основание полагать, что современная тенденция к избеганию цвета, лишь усугубляет городской ландшафт. Работа является попыткой показать, что цвет и его роль не только необходима в переосмыслении в контексте архитектуры и дизайна, как средства украшения, но и обозначить важность цвета, как инструмента воздействия творца на психологическое состояние и эмоции зрителя, а также участие цвета в формировании формы.
Степень разработанности темы. Тема цвета в архитектуре и дизайне обширно освещена в теоретических работах по искусствоведению, однако аспект его роли в период второй половины XX века требует дополнительного исследования. Многие источники фокусируются на отдельных явлениях, изучая изолированность цвета от формы, оставляя без внимания систематический анализ изменений в применении цвета, которые происходили под влиянием технологического прогресса и изменении в парадигме использования цвета
Объектом исследования является цвет в архитектуре и дизайне, особенно его использование ведущими архитекторами и дизайнерами второй половины XX века для реализации концептуальных и стилистических задач.
Целью исследования является всесторонний анализ роли цвета в архитектуре второй половины XX века, включая его эстетическое, функциональное и психологическое воздействие. Исходя из цели, формируются следующие задачи:
— изучить основные теории и концепции работы с цветом;
— рассмотреть цвет с эстетической, функциональной и психологической точки зрения;
— выявить как ведущие архитекторы различных направлений используют цвет в своих работах.
Методологической основой написания ВКР является комплексный подход, включающий анализ научной литературы, архитектурных проектов, критических статей и исследований. Также используется сравнительный анализ применения цвета в рамках архитектурного направления...
В заключении сформулированы основные выводы и подведены итоги исследования:
— систематизированы и представлены основные концепции и методики изучения цвета во всей ее многослойности, где переплетаются знания с различных областей от искусствознания до естественных наук и философии;
— был проведен анализ цвета с трех основных сторон: с эстетической, функциональной и психологической точки зрения;
— было показано, как именно ведущие архитекторы второй половины двадцатого века используют цвет в своих работах;
— выявлена степень влияния цвета в контексте зданий, а так же городского пространства определенных периодов.
В заключительной главе, на основании собранных и систематизированных знаний о цвете, выявлены основные методики использования цвета как инструмента у ведущих архитекторов второй половины двадцатого века.
Основным результатом исследования является собранная и систематизированная информация, отвечающая на вопрос, насколько цвет является неотъемлемой частью художественного, психологического и функционального инструмента в контексте архитектуры. В соответствии с поставленными задачами, соискатель считает возможным сделать следующие выводы:
На основе собранных материалов и проведенных исследовании роли цвета в контексте архитектуры и дизайна, можно предположить, что цвет играет наиважнейшую роль в формировании здания, затрагивая большой спектр возможностей коммуницировать с зрителем, будь это навигация в работах Ле Корбюзье или создания ощущения тяжести и устойчивости, а где-то и первородности в работах бруталистов.
Исходя из собранной и структурированной информации можно считать, что предмет изучения цвета многогранный, и мультидисциплинарный и одним искусствоведческим знанием сложно охватить всю специфику. Из-за узконаправленных областей изучения и отсутствия комплексного подхода, тема остается открытой для новых инсайтов.
Исходя из изученной темы, можно с уверенностью сказать, что цвет вышел далеко за рамки краски и интерпретируется теперь и в свойстве материала, и в отражении света, включая и искусственное освещение.
Автор полагает, что своим исследованием он не исчерпал все аспекты заявленой темы, хоть и достиг поставленных цели, выполнил три основные исследовательские задачи. Тема обширная и применима на современные тенденции использования цвета в наши дни.
1. Berry P.C. Effect of colour illumination upon perceived temperature // Journal of Applied Psychology. 1961; 45(4): 248–50.
2. Hård A., Sivik L. NCS—Natural Color System: A Swedish Standard for Color Notation // Color Research & Application. 1981; 6(3): 129-138. doi:10.1002/col.5080060303.
3. Hård A., Sivik L., Tonnquist G. // Color Research & Application. 1996; 21(3): 180-205.
4. Jacobs K.W., Hustmeyer F.E. Effects of four psychological primary colours on GSR, heart rate, and respiration rate // Perceptual and Motor Skills. 1974; 38: 763–6; Wilson G.D. Arousal properties of red versus green // Perceptual and Motor Skills. 1966; 23: 947–9.
5. Sivik L. Color Meaning and Perceptual Color Dimensions: A Study of Exterior Colors // Göteborg Psychological Reports. 1974; 4, No. 11. Gothenburg: Gothenburg University.
6. Сальник Т.С., Жукова Л.Г. Цвет в архитектуре – тема научной статьи по наукам об образовании. [Электронный ресурс]. // КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsvet-v-arhitekture (дата обращения: 01.05.2024).
7.Солманидина Н.В., Шепталина А.О. Эстетика цвета в архитектуре и дизайне – тема научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям. [Электронный ресурс]. // КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/estetika-tsveta-v-arhitekture-i-dizayne (дата обращения: 01.05.2024).
8.Ситникова Н.В. Контекст цвета и формы в архитектуре города (на примере мастеров ХХ века) – тема научной статьи по искусствоведению. [Электронный ресурс]. // КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontekst-tsveta-i-formy-v-arhitekture-goroda-na-primere-masterov-hh-veka (дата обращения: 01.05.2024).
9.Albers J. Interaction of Color 50th Anniversary Edition - Revised and Expanded Edition. – New Haven: Yale University Press, 2013. – ISBN 978-0-300-17935-4.
10. Albers J. Intersecting Colors: Josef Albers and His Contemporaries. – Amherst: University of Massachusetts, 2015.
11. Batchelor D. Chromophobia. – London:Reaktion Books, 2000. –
р. 57
12. Caivano J. L. Research on Color in Architecture and Environmental Design: Brief History, Current Developments, and Possible Future. – Volume 31, Number 4, August 2006.
13. Ehrensweig A. The Hidden Order of Art. – Berkeley, CA: University of California Press, 1967.
14. Евклид. Оптика / пер. А.И. Щетников. – ООО «Новая школа», 2019. – 12 с.
15. Гельмгольц Г. О зрении человека. Новейшие успехи теории зрения / пер. Г. Гельмгольц. – Москва: Книжный дом "Либроком", 2019. – 192 с...36