Введение 5
1 Аналитическая часть 7
1.1 Виды мультфильмов 7
1.1.1 По способу создания 7
1.1.2 По продолжительности 7
1.1.3 По способу показа 7
1.2 История 8
1.3 Процесс и этапы создания рисованной анимации и мультфильмов —
теоретическая часть 11
1.3.1 Дизайн персонажей 11
1.3.2 Раскадровка 12
1.3.3 Создание ключевых кадров 12
1.3.4 Создание анимации. Фазовка 14
1.3.5 Заливка цветом 15
1.3.6 Создание фонов 15
1.3.7 Визуальные спецэффекты 15
1.3.8 Съёмка и монтаж 16
1.3.9 Озвучка и звуковые эффекты 16
1.4 Этап подготовки 17
1.4.1 Создание идеи 17
1.4.2 Создание сценария и раскадровка 19
1.4.3 Анимация 20
1.4.4 Звуковые эффекты 23
1.4.5 Монтаж 25
2 Проектная часть 27
2.1 Определение целевой аудитории 27
2.2 Постановка задачи проекта 27
2.2.1 Актуальность проекта 27
2.2.2 Цель и назначение продукта 28
2.2.3 Функционал проекта 28
2.2.4 Входные данные к проекту 29
2.2.5 Характеристики оборудования для реализации проекта 30
2.3 Жизненный цикл проекта. Описание поэтапной реализации проекта с
указанием средств реализации 31
2.3.1 Этап создание идеи и подбор жанра 31
2.3.2 Этап написание сценария и раскадровка 33
2.3.3 Этап эскизного проектирования 34
2.3.4 Этап разработки материалов для проекта 45
2.3.5 Этап создания анимации 54
2.3.6 Этап монтажа 58
2.3.7 Этап реализации проекта 59
2.4 Технические требования к проекту 59
2.5 Калькуляция проекта 60
Заключение 61
Список используемых источников 63
Приложение А 67
Приложение Б
За все время существования культуры появилось много определений понятия «культура». Данное понятие происходит от латинского cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие. Культура — это «исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях» [18].
Искусство является частью культуры, ее носителем. Оно, как известно, отражает ценности той эпохи, в которую создается, по этой причине искусство разное в разных цивилизациях и в разные эпохи. С другой стороны, оно является проводником ценностей от автора (создателя, заказчика) до человека, то есть обладает несомненной воспитательной функцией. «Искусство, в силу своей эмоциональности и многомерности позволяют особенно действенно формировать первичные образы. При этом искусство является воплощением духовных ценностей людей и выражает отношение человека ко всему в мире». Искусство в данный исторический момент весьма разнообразно и многолико. Одним из популярных видов массового современного искусства являются мультипликационные фильмы (мультфильмы).
Мультипликационные фильмы, мультфильмы (от лат. multiplication — умножение) — «область киноискусства, представленная фильмами, которые создаются путем покадровой съемки последовательных фаз движения рисованных, живописных (графическая мультипликация) или объемно-кукольных (объемная мультипликация) образов» [18]. Такая область киноискусства является отражением современной культуры. Мультипликационные фильмы, как и другие виды искусства, отражают ценности той или иной и цивилизации.
Покадровая анимация (мультипликация) — это техника создания мультфильма, при которой художник-аниматор добивается движения персонажей и элементов путем их прорисовки кадр за кадром (в среднем 15-25 кадров в секунду). То есть каждый последующий кадр рисуется заново [20].
Такая техника создания мультфильма весьма трудоемкий процесс, и отнимает гораздо больше времени чем перекладная анимация. Зато покадровая анимация имеет большое преимущество перед перекладной анимацией. Герои выглядят более живыми, так как позволяет персонажам и элементам совершать абсолютно любые движения и перевоплощения.
Объект исследования — создание мультипликационного фильма.
Предмет исследования — методы и средства для создания самого мультфильма.
Цель дипломной работы — разработать короткометражный мультипликационный фильм в 2D при помощи скелетной анимации.
Для достижения цели в рамках дипломной работы необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать существующие разработки в сфере создания мультипликационных фильмов и средства разработки.
2. Выбрать средства разработки для мультфильма.
3. Определить идею и жанр, написать сценарий и нарисовать к сценарию раскадровку.
4. Создать эскизы, выбрать референсы и разработать материалы для мультфильма.
5. Разработать продукт.
С развитием медиаиндустрии область разработки мультфильмов так же развивается. Теперь нет нужды рисовать каждый кадр на листе и делать весь этот трудно проделываемый процесс, хотя он все еще является используемым в мире, только уже при помощи не бумаги и пера, а специального технического оборудования, которое облегчает работу. Вся работа создания анимации упрощается на столько, что любой заинтересовавшийся в этом может сделать простой анимированный мультфильм.
Мультипликационные фильмы не просто развлечение, они также являются и областью киноискусства. Они обладают разными ценностями разных стран. Мультфильмы могу вызвать эмоции или научить чему-то.
Для создания хорошего и качественного мультфильма требуется много времени и сил. Но при необходимых навыках создания мультипликационного фильма работа немного упроститься.
У начинающих разработчиков анимации не будет необходимого опыта при котором результат окажется непохожим на ожидаемый. С приобретённым опытом можно создать продукт, который может оказаться лучше задумки. Чем больше времени было потрачено на проект, тем качественней и привлекательней он становиться, так как продумываются все мелочи, а не только общий шаблон мультфильма и убирается все ненужное.
В результате дипломной работы был проведен анализ, существующих разработок в сфере разработки мультипликационных фильмов и средств раз-работки. Были рассмотрены общие характеристики предметной области и общий алгоритм реализации проекта.
Проведена работа по поиску идеи, написанию сценария и разработки раскадровки по написанному сценарию. Были тщательно разработаны персонажи и фоны для мультфильма, а также записана речь и создана таблица ртов для анимации. В свою очередь разработана сама анимация и собрано все в один видеофайл, при помощи специального программного обеспечения.
В ходе практической и аналитической деятельности были получены важные для бедующих разработок навыки по работе с созданием моделей персонажей специально для анимации и с созданием самой анимации с использованием технологии костей и ключевых кадров. Закреплены знания и умения, связанные с записью звука и последующим его монтажом, а также синхронизации аудиодорожек с видеопотоком и с действиями и мимикой персонажей.
Финальный продукт является полезным с точки зрения продвижения навыков разработчика и его возможного дальнейшего развития в несколько эпизодный мультфильм. К тому же это дополнит портфолио студента и поможет в поисках подходящей профессии.
1. 16 чудо-сайтов с бесплатной музыкой и звуками для разработчиков игр. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://pikabu.ru/story /16_chudosaytov_s_besplatnoy_muzyikoy_i_zvukami_dlya_razrabotchikov_igr_3 977453 (дата обращения: 20.05.2019).
2. 35 лучших мультфильмов всех времён и народов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://mel.fm/multfilmy/3516789-cartoons_best(дата обращения: 16.02.2019).
3. Анимация vs Мультипликация: в чём разница? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://videoinfographica.com/animaciya-vs- multiplikaciya-v-chyom-raznic/(дата обращения: 16.01.2019).
4. Исследовательская работа «Мультипликация. Создание мульт-фильма» [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-multiplikaciya-sozdanie-multfilma- 1005769.html(дата обращения: 18.01.2019).
5. История жанра Киберпанк [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://stopgame.ru/blogs/topic/76660(дата обращения: 19.01.2019).
6. История мультипликации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.letopis.info/themes/cinematograph/istorija_multiplikacii.html(дата обращения: 17.01.2019).
7. История создания мультфильмов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://history-of-world.ru/istoriya-sozdaniya-multfilmov.html(дата об-ращения: 17.01.2019).
8. История фильмов ужасов [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
http://www.fiveplus.org.ua/istoriya-filmov-uzhasov (дата обращения:
19.01.2019).
9. Как написать сценарий мультфильма [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://animotion.ru/napisat-stsenarij-multfilma/(дата обращения: 25.02.2019).
10. Как создать мультфильм [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ru.wikihow.com/создать-мультфильм (дата обращения: 21.04.2019).
11. Как создают мультфильмы? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://newtonew.com/culture/kak-sozdayut-multfilmy(дата обращения: 26.02.2019).
12. Какие бывают виды мультфильмов для детей? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://glazastik.com/какие-бывают-виды- мультфильмов/ (дата обращения: 21.01.2019).
13. Лучшие мультфильмы ужасов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://film-uzhasov.ru/multfilmy(дата обращения: 20.02.2019).
14. Лучшие программы для работы со звуком [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.softhome.ru/article/luchshie-programmy-dlya- raboty-so-zvukom(дата обращения: 15.02.2019).
15. Мультфильм [Электронный ресурс]. —Режим доступа:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Мультфильм (дата обращения: 05.02.2019).
16. Невероятная история научной фантастики: от бульварных журналов до киберпанка [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.theodstavec.org/the-rise-of-sci-fi/(дата обращения: 19.01.2019).
17. О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и
развитию [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ (ред. от 01.05.2019). — Режим доступа: http://www.consultant.ru/
document/cons_doc_LAW_108808/ (дата обращения: 15.04.2019).
18. Педагогический энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://slovar.cc/enc/ped.html?start=1400(дата обращения: 23.01.2019).
19. Полный метр: 8 великолепных фантастических мультфильмов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.ivi.ru/titr/ goodmov- ies/fantasticheskie-multfilmy (дата обращения: 16.02.2019).
20. Примеры рисованной покадровой 2D анимации [Электронный ре-сурс]. — Режим доступа: http://set-animator.ru/primery-risovannoj-pokadrovoj- 2d-animacii/(дата обращения: 21.04.2019).
21. Программы для монтажа видео [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://softcatalog.info/ru/obzor/programmy-dlya-montazha-video(дата обращения: 15.02.2019).
22. Психологический мини-обзор мультфильма «Головоломка» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://makeright.ru/blog/psihologicheskij- mini-obzor-multfilma-golovolomka/(дата обращения: 16.02.2019).
23. Ройланд Джастин Rick and Morty [Текст]: Артбук / Джастин Рой- ланд. — Москва: Комильфо, 2018. — 224 с.
24. Создание анимации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://toondra.ru/sozdanie-animacii.htm(дата обращения: 20.04.2019).
25. Создание мультфильмов, как шаг за шагом создается анимированный мультфильм [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://fantasticimago.com/blog/sozdanie-multfilmov-kak-shag-za-shagom-sozdae tsya-animirovannyj-multfilm.html (дата обращения: 13.04.2019).
26. ТОП 20 программ для создания мультфильмов и анимации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://composs.ru/programmy-dlya- sozdaniya-multikov/(дата обращения: 02.02.2019).
27. Что такое мультипликация? Технологии создания мультфильмов
[Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://fb.ru/article/235833/chto- takoe-multiplikatsiya-tehnologii-sozdaniya-multfilmov (дата обращения:
24.02.2019).
28. Adobe Illustrator Draw [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.adobe.com/ru/products/draw.html(дата обращения: 25.01.2019).
29. Dreamfall: The Longest Journey [Электронный ресурс]. — Режим до-ступа: https://www.igromania.ru/article/ 5161/Dreamfall_The_Longest_Journey. html (дата обращения: 18.02.2019).
30. Moho Pro 12.5.0 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://luk- nn.ru/index.php?view=post&id=1444(дата обращения: 26.01.2019).
31. SketchBook Pro — рисование на примере ASUS Fonepad Note 6 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://root-nation.com/soft- all/applications/sketchbook-pro-dlya-android/(дата обращения: 25.01.2019).
32. The Last Night [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://store.steampowered.com/app/612400/The_Last_Night/(дата обращения: 18.02.2019).