Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАКТИКУЮЩИХ ПСИХОЛОГОВ

Работа №14529

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы84стр.
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
769
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАКТИКУЮЩИХ ПСИХОЛОГОВ 7
1.1. Проблема психологической готовности к профессиональной
деятельности в современной психологии 7
1.2. Теоретические подходы к изучению мотивации профессиональной
деятельности в отечественной и зарубежной психологии 10
1.3. Проблема мотивационной готовности к профессиональной
деятельности практикующих психологов 22
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАКТИКУЮЩИХ ПСИХОЛОГОВ 34
2.1. Организация и методы исследования 34
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 36
2.3. Программа развития мотивационной готовности к профессиональной
деятельности психологов в системе образования 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 58


Актуальность проблемы исследования. Успешное формирование профессионализма личности и профессиональной деятельности специалистов базируется на их готовности к труду. Ведущей составляющей готовности к профессиональной деятельности является психологическая готовность, под которой понимается совокупность устойчивых мотивов, относительно независимых от текущих ситуаций (В.Г Асеев, М.И. Дьяченко, Е.И. Ильин, Л.А. Кандыбович, В.А. Коротков, В.А. Крутецкий, В.Д Шадриков). В психологической готовности к профессиональной деятельности необходимо выделять подвиды: мотивационная готовность, личностная готовность,
когнитивная готовность.
Как ведущий компонент в структуре психологической готовности мотивационный элемент рассматривали в своей теоретической модели Ю.М. Забродин, А.Д. Глоточкин, О.М. Краснорядцев, Б.А. Сосновский. Проблемам структуры мотивационной готовности посвящены работы Л.М. Емельяненко, О.В. Ефимовой, Е.М. Кочневой.
Мотивационная готовность к профессиональной деятельности как системообразующий элемент мотивации к трудовой деятельности понимается нами как интегративное личностное образование, в котором можно выделить компоненты, а именно: установочный компонент (мотивы профессионального выбора, ценностно-смысловые профессиональные ориентации); когнитивный компонент (знания, умения и навыки, осознание и самооценка которых способствует успешному началу профессиональной деятельности); личностно-волевой компонент (личностные характеристики - целеустремленность, решительность, инициативность, интегральный показатель воли); профессионально-идентификационный компонент (показатель профессиональной идентичности и показатели скрытой профессиональной мотивации).
Особый акцент следует сделать на то, что изучение профессиональной мотивации необходимо проводить на разных этапах развития личности, так как результат будет разным в зависимости от познавательных и социальных мотивов. Это позволяет оценить зрелость мотивационной сферы, выявить новые процессы взаимосвязи устройства общества и формирования соответствующих новых целей и потребностей, а, следовательно, наметить пути оптимизации мотивационной сферы.
На данный момент в психолого-педагогической литературе проблема мотивационной готовности к профессиональной деятельности является недостаточно изученной, что порождает противоречие: значение и роль мотивационной готовности к профессиональной деятельности с одной стороны и отсутствие разработок и программ по развитию означенного феномена с другой.
В этой связи становится актуальным изучение компонентов, характеризующих мотивационную готовность практикующих психологов к профессиональной деятельности.
Проблема исследования: каковы особенности мотивационной готовности к профессиональной деятельности практикующих психологов?
Решение данной проблемы и будет целью нашего исследования.
Объект исследования: мотивационная готовность личности к профессиональной деятельности.
Предмет исследования: мотивационная готовность к
профессиональной деятельности практикующих психологов.
Гипотеза исследования: существуют особенности мотивационной готовности практикующих психологов к профессиональной деятельности: для психологов с высокими показателями мотивационной готовности характерно представление о себе как о психологе в настоящем и будущем, идентификация себя с профессией; в то время как для психологов с низкими показателями мотивационной готовности к профессиональной деятельности свойственны представления о себе как о психологе в прошлом.
Задачи:
1. Изучить теоретические концепции по проблеме развития психологической готовности субъекта к профессиональной деятельности в отечественной и зарубежной психологии.
2. Изучить особенности мотивационной готовности к профессиональной деятельности у практикующих психологов.
3. Разработать рекомендации по оптимизации мотивационной готовности практикующих психологов к профессиональной деятельности.
Теоретическую основу исследования составили работы по проблеме профессиональной мотивации Е.П. Ильина, К. Замфира, В.А. Ядова, В.Г. Асеева, А.Н. Леонтьева, П.М. Якобсона, Дж. Аткинсона, С. Гроффа,
МакКлеланда, А. Маслоу, Х. Хекхаузена и других.
Методы исследования:
• организационные - сравнительный;
• методы сбора эмпирических данных - опрос, тестирование;
• обработки данных - количественный и качественный анализ данных;
• интерпретации - структурный метод.
Методы математической статистики: статистический критерий Спирмена.
Диагностические методики:
- методика К. Замфира (модификация А. А. Реана) «Мотивация профессиональной деятельности»;
- опросник мотивационных объектов (ВМО) Ж. Нюттена;
- методика Ч. Осгуда (модификация И.Л. Соломина) «Семантический дифференциал».
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты и разработанная программа развития мотивации профессиональной деятельности у практикующих психологов образования могут быть использованы в деятельности психологических служб образовательных учреждений, в процессе психологического консультирования, психотерапии и активного социально-психологического обучения психологов образования. Результаты исследования могут также применяться в процессе профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов-психологов.
База исследования: исследование осуществлялось в индивидуальной форме. Респондентами выступили практикующие психологи в системе образования (психологи детских садов и школ г. Белгорода) в количестве 68 человек.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, 63-х использованных источников, четырех приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучение психологической готовности к профессиональной деятельности является одним из актуальных вопросов нашего времени, поскольку знание детерминант профессиональной активности открывает широкие возможности управления субъект™ труда, повышения эффективности его работы и саморегуляции. В современной литературе, на сегодняшний день, существуют различные определения понятия готовности : К.К. Платонов и Л.И. Захаров понимали под психологической готовностью психический феномен, посредством которого объясняют устойчивость деятельности человека в полимотивированном пространстве. Н.В. Кузьмина считает, что психологическая готовность к профессиональной деятельности характеризуется наличием у специалиста знаний, умений и навыков, позволяющих ему осуществлять свою деятельность на уровне современных требований науки и техники. В нашей работе, вслед за Е.Г. Неделько под мотивационной готовностью к профессиональной деятельности , мы будем понимать как степень мотивационно-целевой структуры позволяющей психологу эффективно осуществлять практическую деятельность. Профессиональная готовность психолога к профессиональной деятельности способствует ему успешно выполнять свои обязанности, правильно использовать знания, опыт, сохранить самоконтроль и эффективно ориентироваться при появлении производственных задач, помогает работнику быстро адаптироваться к условиям труда и дальнейшему профессиональному совершенствованию . Профессиональная готовность практикующего психолога включает в себя мотивационный компонент, который выражается в системе устойчивых установок и мотивов. Она может характеризовать возможности психологов системы образования решать задачи профессиональной деятельности и успешно включаться в работу по специальности.
В этой связи, наше исследование было направлено на изучение особенностей психологической защиты психологов образования с разной мотивацией профессиональной деятельности.
В ходе исследования нами были использованы следующие методики К. Замфира (модификация А. А. Реана) «Мотивация профессиональной деятельности»,опросник мотивационных объектов (ВМО) Ж. Нюттена и методика Ч. Осгуда (модификация И.Л. Соломина) «Семантический дифференциал».
Анализ полученных данных, позволил нам сделать следующие выводы:
- среди психологов образования отмечены особенности мотивации профессиональной деятельности - преобладании определенного типа мотивации:внутренней, положительной внешней и отрицательной внешней мотивации профессиональной деятельности;
- у наибольшего числа психологов образования ведущей выступает внешняя положительная мотивация , им важно, чтобы работа хорошо оплачивалась , а их успехи признавались и отмечались руководством и коллегами, детьми, родителями;
- наблюдается взаимосвязь между мотивацией профессиональной деятельности и механизмами психологической защита показал зависимость выбор! определенных типов защитного поведения от типа мотивации. Психологи с доминированием внутренней мотивации профессиональной деятельности порядка проявляют тенденцию к использованию интеллектуализации и реактивного образования как механизмов психологической защиты, в противовес группе, где доминирует положительная мотивация профессиональной деятельности, при которой наиболее приемлемой психологической защитой выступает регрессия.
В группе психологов , с высокими показателями мотивационной готовности характерно представление о себе как о психологе в настоящем и будущем, идентификация себя с профессией; в то время как для психологов с низкими показателями мотивационной готовности к профессиональной деятельности свойственны представления о себе как о психологе в прошлом.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась.
Также, на основании полученных в ходе исследования данных, мы
разработали программу развития мотивации профессиональной деятельности психологов образования, целью которой является формирование положительной мотивации профессиональной деятельности у психологов образования.


1. Абаполов Ю. В., Дахужев А. С., Пчелинцев С. Ю.
Совершенствование системы мотивации как основа профессионального роста будущих офицеров// Медико-биологические и педагогические основы адаптации, спортивной деятельности и здорового образа жизни: сборник научных статей III Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием: в 2 т. / ФГБОУ ВПО ВГИФК. — Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2016. — С. 170-171.
2. Абрамова, М. Ю. Анализ подходов к определению профессиональной готовности к деятельности водителя // Ярославский педагогический вестник. — 2012. — № 3. — том 2. — С. 266-270.
3. Аминов Н.А. Социально-психологические предпосылки специальныхспособностей школьных психологов // Вопросы психологии. - 1992. - № 1. - С. 74 - 83.
4. Байденко В.И., Оскарссон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса// Профессиональное образование и формирование личности специалиста. Науч.-метод. сборник. -М., 2002. - 165 с.
5. Бухтеева Е.Е., Кравец О. И. Педагогические условия формирования мотивации к профессиональной деятельности // Среднее профессиональное образование. - 2013. - № 2.- С. 39 - 41.
6. Васильев И.А., Магомед-Эминов М. Ш. Мотивация и контроль за действием. - М.: МГУ, 1991 -144 с.
7. Войтюк Д.К. Качество психологического образования: рефлексия проблем профессиональной подготовки психологов. - Новосибирск: Изд-во нипкипро, 2017. - 103 с.
8. Волкович А.Г. Подходы к определению модели профессионально важных качеств практического психолога // Психологические аспекты профессионального становления: сборник материалов Всероссийской межвузовской научной конференции. - М.: РИПО ИГУМО и ИТ,2009. - С. 35-40.
9. Дмитриева М.А. Уровни и критерии профессионализма: проблемыформирования современного профессионала// Сибирь. Философия. Образование: Альманах СО РАО. - Новокузнецк:Изд-во ИПК, 2000. - Вып. 4. - С. 18-30.
10. Дмитриева О. Б. Формирование психологической готовности молодых специалистов к профессиональной деятельности: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13 / Дмитриева Ольга Борисовна. — М., 1997. — 188 с.
11. Долгова В.И. Инвариантность профессионально важных качеств: монография.- Челябинск: ООО «Изд-воРЕКПОЛ», 2009. - 314 с.
12. Дружилов С.А. Профессиональные деформации и деструкции как следствие искажения психологических моделей профессии и деятельности // Журнал прикладной психологии. - 2016. - № 2. - С. 56-62.
13. Дружилов С.А. Психология профессионализма человека: интегративный подход // Журнал прикладной психологии. - 2003. -№ 4-5. - С. 35-42.
14. Дружилов С.А. Становление профессионализма как процесс формирования концептуальной модели профессиональной деятельности // Журнал прикладной психологии. - М.: ИД «ЭКО», 2004. - № 6. - С. 40-45.
15. Дьяченко М. И. Психологические проблемы готовности к деятельности / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. — Минск: Изд-во БГУ, 1976. — 176 с.
16. Дьяченко М.И., Кандыбович Л. А. Психологическая готовность М.: Наука, 1986.- С.49-52.
17. Егоршин, А.П. Мотивация трудовой деятельности: Учебное пособие; М.: Инфра-М; Издание 2-е, перераб. и доп., - 2012. - 464 c.
18. Жукова В. Ф. Психолого-педагогический анализ категории «психологическая готовность» // Известия Томского политехнического университета. — 2016. — № 6. — С. 117-121.
19. Зеер,Э.Ф. Психология профессионального развития. - М.:
Академия, 2006. - 240 с.
20. ИбрагимовГ.И. КачествоподготовкивСПШ и его соответствие требованиям рынка труда. - М, 2002
21. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - Спб.: «Питер», 2006. - 508 с.
22. Калинина Т. В., Першина А. В. Проблема формирования психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности в условиях вуза // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1728-1730.
23. Климов Е.А. Психология профессионала / Е.А. Климов. - М.: Изд- во«Институт практической психологии»Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 1996. - 400 с.
24. Кныш А. Е. Особенности формирования компонентов личностной готовности к профессиональной деятельности будущих психологов-тренеров // Молодой ученый. — 2017. — №9. — С. 420-423.
25. Коновалова Л.А. Интерсубъективный подход к супервизии профессиональной деятельности практического психолога // Совершенствование педагогической деятельности в условиях перехода к новымобразовательным стандартам: материалы конференции «Чтения Ушинского».- Ярославль: ЯГПУ, 2011. - С. 343-348.
26. КраснорядцеваО.М.
Особенностипрофессиональногомышлениявусловияхпсиходиагностическойд еятельности: Учебное пособие. - Барнаул: БГПУ, 1998. - 112 с.
27. Кручинин В.А. Формирование мотивации достижения успеха в подростковом возрасте: монография. Нижегород. гос. архит.строит. ун-т. - Н. Новгород: ННГАСУ, 2010. - 155 с.
28. Крюкова Т. Б. Структурные компоненты психологической готовности будущих инженеров электроэнергетической отрасли. — 2012. — Режим доступа: http://www.rusnauka.com/6_PNI_2012/ Psihologia/10_102609. doc.htm.
29. Кучерявенко И. А. Проблема психологической готовности к профессиональной деятельности // Молодой ученый. — 2011. — №12. Т.2. — С. 60-62.
30. Кучерявенко И. А., Шкилев С. В., Зиборова Е. И. Проблема мотивационной готовности курсантов учебных заведениях МВД к профессиональной деятельности // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 1086-1088.
31. Леонова А.Б. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития: хрестоматия. - М.: Радикс, 1995. - 448 с.
32. Леонтьев Д. А. От инстинктов - к выбору, смыслу и саморегуляции: психология мотивации вчера, сегодня, завтра // Современная психология мотивации. - М.: Смысл, 2002 - 344 с.
33. Литвинова О. Ю. Рассмотрение модусов бытия личности в аспекте сформированности психологической готовности к деятельности в экстремальных условиях // Современная психология: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 6-8.
34. Мазилов В.А. Методология отечественной психологической науки:актуальные проблемы, перспективные подходы, новые горизонты // Проблемы системогенеза учебной и профессиональной деятельности.- Ярославль: Аверс-пресс, 2003. - С. 52-79.
35. Макклелланд Д. Мотивация человека. Спб.: Питер, 2007 - 126 с.
36. Максвелл Джон Мотивация решает все; Попурри - Москва, 2013. -
160 c.
37. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.:
Знание, 1996. - 184 с.
38. Маслоу А. Мотивация и личность; СПб: Евразия - Москва, 2014. -
478 c.
39. Минков Е. Г. Мотивация. Структура и функционирование; Феникс + - Москва, 2014. - 416 c.
40. Морозова Т.П., Коблева А.Л. Андрагогический подход к формированию мотивации профессионально-педагогической деятельности педагогов // Фундаментальные исследования. - 2016. - № 1. - С. 116 - 119.
41. Насиновская Е.Е. Вопросы мотивации личности с позиций деятельностного подхода Электронный ресурс. // Алексей Николаевич Леонтьев: [сайт]. URL:http://anleontiev.smysl.ru/vospomin/nasinov.htm
42. Немолот Е.В. Ценностно-смысловые составляющие профессиональной деятельности психолога образования // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2013. - № 3 (55). - С. 134 - 140.
43. Нюттен Жозеф Мотивация, действие и перспектива будущего; Смысл - Москва, 2013. - 608 c.
44. Одинцова Л.А. и Завицкая С.В. «Реализация профессиональной подготовки учителя математики в условиях многоуровневой системы высшего педагогического образования» изд БГПУ Белгород. - 2000. - 187 с.
45. Пинегина Н.М. Рефлексивная культура психолога: учеб. пособие. - Воронеж, 2005. - 80 с.
46. Поварёнков Ю.П. Психологические основы целостного подхода к процессу профессионализации личности //Психологические исследования проблемы формирования личностипрофессионала. - М.: Ин-т психологии АН СССР, - 1991. - 320 с.
47. Поварёнков Ю.П. Роль индивидуальности в развитии профессионально важных качеств субъекта труда // Вестник интегративной психологии. - М.-Ярославль. - 2007. - Вып. 5. - С. 30-38.
48. Поварёнков Ю.П. Содержание психологической концепции профессионализации // Развитие личности иформирование
индивидуальности: сборник материалов. - Ярославль: ЯГПУим. К.Д. Ушинского, 1996. - С. 71-74.
49. Полетаева Н.М. Мотивация личностно-профессионального развития педагога // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2017. № 4. - С. 110 - 120.
50. Пряжников Н. С. Мотивация трудовой деятельности; Академия - Москва, 2012. - 338 c.
51. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», -1996. - 256 с.
52. Проблемы профессиональной подготовки специалистов в вузах // Проблемы отбора и профессиональной подготовки специалистов в вузах. Под ред. Н. В. Кузьминой. - Л., 1970. - 78 с.
53. Психодиагностика мотивации. Общая психодиагностика. М.: Изд- во МГУ, 1987 - 315 с.
54. Психологические исследования проблемы формирования личностипрофессионала. - М.: Ин-т психологии АН СССР, 1991. - 234 с.
55. Рубинштейн С. Л. Основыобщейпсихологии - СПб: Издательство «Питер», 2015 - 712 с.
56. Современная психология мотивации / под ред. Д.А.Леонтьева. М.: Смысл, - 2002. - 343 с.
57. Соколова Е.Т. Мотивация и восприятие в норме и патологии. М.: Изд-во МГУ, 1976 - 128 с.
58. Тихомирова Ю. М. Анализ специфики изучения психологической готовности сотрудников уголовно-исполнительной системы к профессиональной деятельности // Актуальные вопросы современной психологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 14-17.
59. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. Собр. Соч.: В 2 т. Т. 1. Мотивация и деятельность. - М.: Педагогика, - 1986. - 408 с.
60. Шадриков В. А. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. - М., 1982.- 183 с.
61. Шипилова Е.В. Формирование психологической готовности студентов -психологов к профессиональной деятельности Автореф. дисс. канд. пед. наук. - М., 2007-24с.
62. Штейнмец А.Э. Психологическая подготовка к педагогической деятельности. Калуга, КГПУ, 1998.
63. Эммонс Р. Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности; Смысл - Москва, 2014. - 416 c.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ