Введение 4
1 Теоретические основы разработки компьютерных тренажеров и методов
криптографической защиты персональных данных 7
1.1 Анализ литературы и интернет-источников 7
1.1.1 Анализ литературы 7
1.1.2 Анализ интернет-источников 10
1.2 Описание учебно-методического комплекса по геометрии 7-9 класса. 14
1.3 Средства защиты персональных данных 17
1.4 Общие требования к компьютерным тренажерам 19
1.5 Криптографические методы защиты персональных данных 22
2 Описание компьютерного тренажера по теме «Площадь геометрических фигур» с элементами криптографической защиты персональных данных .... 28
2.1 Педагогический адрес 28
2.2 Структура, интерфейс и навигация 28
2.3 Методические указания для учителя по применению компьютерного
тренажера 47
2.4 Апробация компьютерного тренажера «Площадь геометрических фигур» с элементами криптографической защиты персональных данных 54
Заключение 58
Список использованных источников 60
Приложение 64
В настоящее время образование невозможно представить без информационных технологий, которыми нынешнему выпускнику необходимо активно и продуктивно пользоваться, иметь опыт взаимодействия с различными компьютерными программами, устройствами, информационными ресурсами.
Исходя из этого, современный мир требует активную разработку электронных образовательных ресурсов, которыми обучающийся может осваивать и работать с ними, а формируемые знания и умения могли переноситься и применяться в различных ситуациях. Как один из таких ресурсов, можно рассматривать компьютерные учебно-развивающие тренажеры.
Достоинствами применения компьютерных тренажеров в учебном процессе являются:
• учет индивидуального темпа работы обучающихся, т.к. они самостоятельно управляют учебным процессом;
• сокращение времени выработки нужных навыков;
• отслеживание индивидуального уровня знаний учащихся;
• повышение мотивации учебной деятельности;
• уменьшение числа ошибок;
• увеличение скорости решения задач;
• адекватность оценки уровня знаний и полученных навыков;
• учет статистики уровня знаний обучающихся по результатам.
Также в образовательных учреждениях идет активное внедрение информационных систем, осуществляющих обработку персональных данных. Такие системы призваны для ведения базы данных учащихся и их защита нужна в первую очередь, т.к. их незаконное использование может отразиться на правах граждан.
Защита персональных данных — это комплекс мер технического, организационного и правового характера, которые направлены на защиту сведений, относящихся к определенному физическому лицу.
В соответствии со ст. 3 Закона № 152-ФЗ персональные данные — это любая информация, относящаяся к определенному физическому лицу.
Исходя из этого, возникает необходимость в защите персональных данных субъектов в образовательных учреждениях. Как правило, существующие компьютерные тренажеры для обучающихся, пренебрегают данной необходимостью и не защищают персональные данные учеников, такие как: имя, фамилия и результаты прохождения данных компьютерных тренажеров.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что благодаря компьютерному тренажеру, обучающиеся смогут тренировать свои навыки в решении задач по теме «Площадь геометрических фигур», а их персональные данные будут в зашифрованном виде, доступ к которым есть только у самого педагога.
Объект исследования — процесс обучения теме «Площадь геометрических фигур».
Предмет исследования — учебно-методические материалы теме «Площадь геометрических фигур» и методы защиты персональных данных в компьютерных тренажерах.
Цель исследования — разработать компьютерный тренажер по теме «Площадь геометрических фигур» с использованием криптографических методов защиты персональных данных.
В соответствии с поставленной целью в работе определены следующие задачи:
1. Проанализировать литературу и интернет-источники с целью формирования круга печатных и электронных изданий о компьютерных тренажерах и криптографических методах защиты персональных данных.
2. Проанализировать литературу и интернет-источники с целью выделения требований, предъявляемых к компьютерным тренажерам и крипто-графическим методам защиты персональных данных.
3. Спроектировать структуру и реализовать интерфейс компьютерного тренажера «Площадь геометрических фигур» с элементами криптографической защиты персональных данных.
4. Наполнить содержанием компьютерный тренажер «Площадь геометрических фигур» с элементами криптографической защиты персональных данных.
5. Провести апробацию компьютерного тренажера «Площадь геометрических фигур» с элементами криптографической защиты персональных данных.
При анализе требований криптосистем в данной выпускной квалификационной работе, методом шифрование было выбрано и реализовано симметричное шифрование, в качестве ключа была создана программа «Дешифратор результатов тренажера», которая расшифровывает результат прохождения тренажера учениками.
В рамках выпускной квалификационной работы был разработан компьютерный тренажер по теме «Площадь геометрических фигур» с использованием криптографических методов защиты персональных данных.
Были выполнены следующие задачи:
1. Проанализирована литература и интернет-источники с целью формирования круга печатных и электронных изданий о компьютерных тренажерах и криптографических методах защиты персональных данных.
2. Проанализирована литература и интернет-источники с целью выделения требований, предъявляемых к компьютерным тренажерам и крипто-графическим методам защиты персональных данных.
3. Спроектирована структуру и реализован интерфейс компьютерного тренажера «Площадь геометрических фигур» с элементами криптографической защиты персональных данных.
4. Наполнен содержанием компьютерный тренажер «Площадь геометрических фигур» с элементами криптографической защиты персональных данных.
5. Проведена апробация компьютерного тренажера «Площадь геометрических фигур» с элементами криптографической защиты персональных данных.
Компьютерный тренажер «Площадь геометрических фигур» с элементами криптографической защиты персональных данных полностью реализован и готов к использованию. Также реализована программа «Дешифратор результатов» и написаны методические указания для учителя по применению данного компьютерного тренажера и программы дешифровки персональных данных.
Данный тренажер имеет вариативность и подходит как для формирования навыков применения формул площадей геометрических фигур, так и для их контроля. Зашифрованные персональные данные учеников и их результаты будут доступны учителю для анализа и ведения статистики повышения уровня знаний и навыков.
Апробация компьютерного тренажера помогла выяснить недочеты и ошибки данного тренажера, которые после апробации были устранены.
Цель выпускной квалификационной работы достигнута, задачи выполнены.
1. Атанасян Л. С. Геометрия. Методические рекомендации. 8 класс [Текст]: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, Ю. А. Глазков и др. — Москва: Просвещение, 2015. — 110 с.
2. Афанасьев А. Н. Модель и метод разработки и анализа компьютерных тренажеров [Текст] / А. Н. Афанасьев, Н. Н. Войт, Д. С. Канев // Автоматизация процессов управления. — 2015. — № 2. — С. 64-71.
3. ГОСТ Р 56938-2016. Защита информации. Защита информации при использовании технологий виртуализации. Общие положения [Текст]. — Введ. 01.06.2017. — Москва: Стандартиздат, 2017. — 35 с.
4. Дозорцев В. М. Насколько полезны компьютерные тренажеры для обучения операторов? Голос пользователей [Текст] / В. М. Дозорцев // Автоматизация в промышленности. — 2016. — № 7. — С. 7-13.
5. Защита персональных данных [Электронный ресурс]. — Режим до-ступа: http://www.consultant.ru/law/podborki/zaschita_personalnyh_dannyh/(да¬та обращения: 23.05.2019).
6. Защита персональных данных [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.iso27000.ru/chitalnyi-zai/zaschita-personalnyh-dannyh/zaschita- personalnyh-dannyh(дата обращения: 23.05.2019).
7. Защита персональных данных: первые итоги и перспективы судебных дел [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.vegaslex.ru /analytics/publications/protection_of_personal_data_first_results_and_prospects_o f_lawsuits/ (дата обращения: 23.05.2019).
8. Интерактивный тест по математике «Площадь фигур» [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.uchportal.ru/load/287-1-0-39703(дата обращения: 07.04.2019).
9. Интерактивные тренажеры и их значение в учебном процессе [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://novainfo.ru/article/4403(дата обращения: 07.04.2019).
10. Интерактивный тренажёр по математике «Геометрические фигуры и их площади» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.uchportal.ru /matematika/interaktivnyj-trenazhyor-geometricheskie-figury-i-ih-ploshchadi-2015 (дата обращения: 07.04.2019).
11. Иорданский М. А. Учебные компьютерные тренажеры — важный класс новых образовательных продуктов [Текст] / М. А. Иорданский, Н. А. Мухин // Вестник Мининского университета. — 2016. — № 2. — С. 1-13.
12. Иорданский М. А. Компьютерный тренажер по системам счисления и компьютерной арифметике [Текст] / М. А. Иорданский, Н. А. Мухин // Труды Международной научно-практической конференции «Информатизация образования — 2016»: сборник статей. — Сочи: СГУ, 2016. — С. 396-404.
13. Коржов В. Защита персональных данных: проблемы и решения [Электронный ресурс] / Открытые системы. СУБД. — Режим доступа: https://www.osp.ru/os/2009/06/10050193/(дата обращения: 23.05.2019).
14. Криптографическая защита информации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://spravochnick.ru/informacionnaya_bezopasnost/zaschita_ in- formacii/kriptograficheskaya_zaschita_informacii/ (дата обращения: 23.05.2019).
15. Криптографическая защита персональных данных [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.inf74.ru/safety/ofitsialno/kriptograf icheskaya-zashhita-personalnyih-dannyih/ (дата обращения: 23.05.2019).
16. Криптографические средства защиты информации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://infosecmd.narod.ru/gl5.html(дата обращения: 23.05.2019).
17. Криптография [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B8%D0%BF%D1%82%D 0%BE%D0%B3%D 1%80%D0%B0%D 1%84%D0%B8%D 1%8F (дата обращения: 23.05.2019).
18. Кудрина С. В. Основы разработки компьютерных учебно-развивающих тренажеров для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Текст]/ С. В. Кудрина, М. Ю. Кудрин // Казанский педагогический журнал. — 2018. — № 2. — С. 35-40.
19. Методы защиты информации [Электронный ресурс]. — Режим до-ступа: https://spravochnick.ru/informacionnaya_bezopasnost/zaschita_informacii /metody_zaschity_informacii/ (дата обращения: 23.05.2019).
20. Методы и способы защиты персональных данных в информационных системах персональных данных [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://itsec2012.ru/metody-i-sposoby-zashchity-personalnyh-dannyh-v-inform acionnyh-sistemah-personalnyh-dannyh (дата обращения: 23.05.2019).
21. Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их об-работке в информационных системах персональных данных с использованием средств криптографической защиты информации, необходимых для выполнения установленных Правительством Российской Федерации требований к защите персональных данных для каждого из уровней защищенности [Текст]: приказ Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 10 июля 2014 г. № 378 // Федеральный выпуск. — 2014. — № 211 (6483).
22. Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных [Текст]: постановление правительства Российской Федерации от 01 ноября 2012 г. № 1119// Собрание законодательства Российской Федерации. — 2012. — № 45 (6257).
23. О персональных данных [Текст]: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ// Федеральный выпуск. — 2006. — № 4131. — С. 1-25.
24. Организация защиты информации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://spravochnick.ru/informacionnaya_bezopasnost/zaschita_informacii/ organizaciya_zaschity_informacii/#osobennosti-organizacii-zaschity-informacii (дата обращения: 23.05.2019).
25. Основные понятия криптографической защиты информации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ypn.ru/187/introducing-to-cryptographi c-information-protection/ (дата обращения: 23.05.2019).
26. Персональные данные [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BE%D 0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B4% D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5 (дата обращения: 23.05.2019).
27. Персональные данные: средства защиты [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://1cloud.ru/blog/personalnye-dannye-chast-2(дата обращения: 23.05.2019).
28. Службы управления правами [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BB%D1%83%D0%B6%D0 %B 1%D 1%8B_%D 1%83%D0%BF%D 1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0 %B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0 %B0%D0%BC%D0%B8 (дата обращения: 23.05.2019).
29. Способы защиты персональных данных [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://camafon.ru/informatsionnaya-bezopasnost/zashhita- personalnyih-dannyih(дата обращения: 23.05.2019).
30. Тренажер «Площадь фигур» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2017/01/05/trenazher- ploshchad-figur(дата обращения: 07.04.2019).
31. Трубачева С. И. Основные аспекты защиты персональных данных на предприятии [Текст]/ С. И. Трубачева // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. — 2015. — № 16. — С. 25-31.
32. Хмельков С. Б. Особенности защиты персональных данных в образовательных учреждениях [Текст] / С. Б. Хмельков // Нормативные документы образовательного учреждения. — 2011. — № 3. — С. 15-19.
33. Шифрование [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%B8%D1%84%D1%80%D0%BE%D 0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5 (дата обращения: 23.05.2019).