ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 10
1.1 Понятие и особенности интерактивного обучения 15
1.2.Понятие игры и ее методическое значение 19
1.3 Особенности применения компьютерных игр при обучении иностранному языку 25
Выводы 30
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР
НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 31
2.1. Требования ФГОС к уровню сформированности навыков владения
иностранным языком на начальном этапе обучения 31
2.2. Индивидуально-психологические особенности учащихся младшего
школьного возраста 33
2.3. Методическая разработка серии уроков. 37
Выводы 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 81
В современном мире новая образовательная школьная система
ориентирована на совершенствование развивающих и информационных
технологий в системе обучения. Предполагается, что именно такой подход к
обучению, может дать возможность в полной мере развивать
интеллектуальный потенциал личности. В этой связи современные
требования к проведению урока ставят перед учителем задачу планомерного
развития личности путем включения в активную учебно-познавательную
деятельность. Одним из аспектов, которые способствуют активизации
познавательной учебной деятельности учеников– это подбор разнообразных
видов и форм построения обучения. Вовлечение учащихся в активную
учебную деятельность, использование при этом разнообразных форм и
методов познавательной деятельности значительно расширяют учебновоспитательные цели и возможности учебного занятия, которое выступает
ведущей формой организации образовательной и учебной деятельности. В
своей профессиональной деятельности, современные преподаватели всё чаще
и чаще используют информационные технологии, которые активизируют
работу учащихся, мотивируют их к творческому подходу к исследованию и
изучению предмета. Разнообразные информационные технологии, которые
используются на уроке, можно применять в школе в преподавании разных
дисциплин. Для создания плодотворных условий для эффективного режима
учебного процесса, который способствовал бы формированию речевых и
языковых навыков и положительной мотивации к изучению английского
языка современные формы обучения предлагают нам использовать
интерактивные и игровые методы в процессе образования. 21 век-это эпоха
информационно-грамотного общества. Необходимость новых знаний,
информационной грамотности, и умение самостоятельно приобретать знания
способствует возникновению нового вида образования - инновационного, в
котором информационные технологии призваны сыграть
системообразующую, интегрирующую роль.
7
Актуальность темы состоит в том, что компьютер становится
неотъемлемой частью процесса преподавания иностранного языка, а
компьютерные технологии существенно расширяют возможности
преподавателей по индивидуализации обучения и позволяют максимально
адаптировать этот процесс к особенностям учащихся.
В связи с этим возникает проблема: какова роль использования
компьютерных игр в формировании речевых и языковых навыков у
учащихся на начальном этапе в общеобразовательной школе?
Объектом исследования выступает процесс обучения иностранному
языку учащихся начальной школы, при использовании интерактивных
технологий на уроках.
Предметом данного исследования выступают компьютерные игры в
обучении иностранному языку учащихся начальной школы.
Цель данного исследования – теоретическое обоснование
эффективности применения компьютерных обучающих игр в обучении
иностранному языку в начальной школе и методическая разработка серии
уроков с применением компьютерных игр.
Задачи исследования:
• изучить понятие и особенности интерактивных методов обучения;
• рассмотреть понятие игры и её методическое значение;
• выяснить особенности применения компьютерных игр при обучении
иностранному языку;
• изучить требования ФГОС к уровню сформированности навыков
владения иностранным языком на начальном этапе обучения;
• выяснить индивидуально-психологические особенности учащихся
младшего школьного возраста;
• разработать методический сборник серии уроков с использованием
компьютерных игр.
Исходя из целей и задач исследования, можно сформулировать
гипотезу: сочетание интерактивных методов обучения иностранному языку, таких как компьютерные игры, с традиционными формами и методами
обучения способствует повышению уровня знаний, умений и навыков у
учащихся начальной школы.....
Сегодня применение компьютерных игр в образовании является
одной из актуальных и обсуждаемых тем.
Современное представление о технологиях развития значительно
отличается от того, что было принято в традиционной школе. Переступая
порог школы, ребенок сразу же попадал в подчинение требованиям и рамкам,
которые жестко определялись программой, учебниками, учителем. И именно
современные технологии развития раскрывают интеллектуальные
особенности каждой маленькой личности, с учетом ее индивидуальных
характеристик.
Важнейшим аспектом, который необходим для активизации
познавательной деятельности учеников – это грамотный подбор
разнообразных форм обучения. Вовлечение каждого ребенка в активную
учебную деятельность, использование при этом разнообразных
интерактивных и компьютерных технологий.
Компьютер становится неотъемлемой частью процесса преподавания
иностранного языка. Компьютер является незаменимым помощником для
изучения и освоения учебного материала посредством игры. Влияние
компьютера на детей в этом возрасте очень благотворно и может помочь в
развитии определенных навыков.
Для того, чтобы достичь цели и доказать актуальность нашего
исследования, нами были решены поставленные задачи; изучен и обобщен
теоретический материал по интерактивным и игровым методам обучения
иностранному языку; использованы различные источники информации. В
работе над исследованием помогли следующие методы: наблюдение,
сравнение, теоретический анализ и обобщение научной литературы.
Мы определили роль и место компьютерных игр в обучении
иностранному языку, выделили основную особенность дидактических
компьютерных игр. Так, в первую очередь такие игры должны быть
обучающими. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения
66
детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение
такой игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу,
игровые действия и правила.
В итоге нами была создана методическая разработка серии уроков с
использованием компьютерных игр, внедренная в учебный процесс частного
общеобразовательного учреждения «Гимназия №212 Екатеринбург - Париж».
По данным исследовательской работы мы написали научную статью и
представили ее на научно-практической конференции.
Итак, мы теоретически обосновали эффективность применения
компьютерных обучающих игр в методике обучения иностранному языку и
разработали собственный комплекс уроков с использованием компьютерных
обучающих игр.
1. Асламова Т. В. Интерактивные способы и приёмы обучения
устному иноязычному общению – М.: Моск. гос. тех. ун-т МАМИ, 2000. –
20 с.
2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: книга для
воспитателя детского сада – 2-е издание, доработанное. – М: Просвещение,
1991. – 160 с.
3. Быкова Н., Дули Д., Поспелова М., Эванс В. УМК «Английский в
фокусе» для 4 класса. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2011.
4. Гадамер Х. Г. Истина и метод: основы философской
герменевтики. Пер. с нем.; общ. ред. и вступ. ст. Б. Н. Бессонова. – М.:
Прогресс, 1988. – Экскурсы I–VI.
5. Загрекова Л. В. Теория и технология обучения. Учебное пособие
для студентов педагогических. Вузов / Загрекова Л. В., Николина В. В. – М.:
Высш. шк., 2004. – С. 6–50.
6. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании:
учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2007.
7. Кавтарадзе Д. Н. Обучение и игра. Введение в активные методы
обучения – М.: «Флинта», 2001.
8. Каирова И. А. Педагогический словарь – М.: изд-во академии
педагогических наук, 1960.
9. Киселёва О.В. Методика использования компьютерных игр в
обучении английской орфографии на начальном этапе в школе с
углубленным изучением иностранного языка: Дисс. канд. педагог. наук. – СП., 1995. – 168 с.
10. Китайгородская Г. А. Интенсивное обучение иностранным
языкам: теория и практика – М.: Русский язык, 1992. – 255 с.
11. Китайгородская Г. А. Методические основы интенсивного
обучения иностранным языкам – М., 1986. – 176 с.
68
12. Колесникова И. Е. Игры на уроке английского языка: 5-й класс
(пособие для учителя) – Мн.: Нар. Асвета, 1990. – 112 с.
13. Красильникова В. А. Становление и развитие компьютерных
технологий обучения: Монография – М.: ИИО РАО, 2002. – 168 с.
14. Пассов Е. И. Программа – Концепция коммуникативного
иноязычного образования – М.: Просвещение, 2000. – 173 с.
15. Пассов Е. И. Урок иностранного языка / Е. И. Пассов,
Е. С. Кузнецова – Москва: Глосса Пресс, 2010. – 640 с....60