ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ АКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Сущность и содержание активных форм обучения в современной школе 6
1.2. Обще дидактические принципы использования активных методов обучения 13
1.3. Классификация форм обучения, активизирующих познавательную деятельность школьников 19
1.4. Психолого-педагогические основы технологии использования активных форм на среднем этапе обучения 25
Выводы по первой главе 33
ГЛАВА 2. ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ КАК ОДНОЙ ИЗ
ФОРМ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 35
2.1. Содержание и реализация проекта «Food» УМК «Spotlight» (7 класс) 35
2.2. Анализ результатов реализации проектной методики 41
2.3. Методические рекомендации по применению активных форм обучения на уроках английского языка 43
Выводы по второй главе 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ 53
В связи с предъявлением новых целей к системе образования, когда
основополагающая задача подготовки обучающихся заключается не столько в
передаче знаний, сколько в формировании компетенций, становятся
актуальными современные коммуникативные технологии и активные методы
обучения, реализующиеся в ролевой игре, проектной работе, конференции,
дискуссии и т.д..
В связи с этим активные формы обучения рассматривают в качестве
неотъемлемой части коммуникативной методики преподавания иностранного
языка. Метод активного проблемно-ситуационного анализа основан на
обучении путем решения конкретных задач - ситуаций.
В связи с тем, что иностранный язык, являясь элементом культуры,
функционирующей в рамках определенной культуры, необходимо также
формировать страноведческую компетенцию у обучающихся. Для
формирования коммуникативной компетенции вне языкового окружения,
нужно находить способы включения обучаемых в активный диалог культур,
для того, чтобы они в практической деятельности смогли увидеть особенности
функционирования английского языка в новой для них культуре.
Основной идеей подобного подхода к обучению иностранному языку
является перенос акцента на активную мыслительную деятельность
обучающихся, которая требует для своего оформления владения
определенными языковыми средствами.
Актуальность работы состоит в том, что применение современных
активных технологий в обучении – одна из наиболее важных и устойчивых
тенденций развития мирового образовательного процесса. В отечественной
общеобразовательной школе в последние годы различные технологии обучения
стали все чаще использоваться при изучении большинства учебных предметов.
5
Вместе с тем особенности организации активного взаимодействия учащихся на
уроках английского языка в средней школе изучены еще недостаточно, не
выявлены также и наиболее эффективные активные формы и технологии
взаимодействия, обеспечивающие подготовку школьников к взаимодействию с
представителями других культур.
Объект исследования – обучение английскому языку в средней школе.
Предмет исследования – активные формы обучения на уроках
иностранного языка на среднем этапе обучения.
Цель данного исследования состоит в том, чтобы раскрыть специфику
использования активных форм обучения на уроках иностранного языка и
разработать методические рекомендации по применению данных форм
обучения на уроках иностранного языка.
Цель исследования определила следующие задачи:
1. Определить сущность и содержание активных форм обучения в
современной школе
2. Охарактеризовать обще дидактические принципы использования
активных методов обучения
3. Классифицировать формы обучения, активизирующих
познавательную деятельность школьников
4. Рассмотреть психолого-педагогические основы технологии
использования активных форм на среднем этапе обучения
5. Проанализировать применение метода проектов как одной из форм
активного обучения английскому языку в средней школе
6. Разработать методические рекомендации по применению активных
форм обучения на уроках английского языка.
Гипотеза исследования состоит в том, что использование интерактивных
технологий обучения лексике на ступени среднего образования будет
эффективным, если систематически применять активные технологии на уроке
иностранного языка в процессе обучения лексике.....
В заключение нашей работы нужно отметить, что цель обучения
иностранному языку выступает в виде коммуникативной деятельности
обучающихся, т.е. практического владения иностранным языком.
Работа над проектом является процессом творческим. Обучающиеся
самостоятельно или под руководством учителя занимаются поиском решения
какой – либо обозначенной проблемы. Для этого требуется владеть большим
объемом предметных знаний, творческими, коммуникативными и
интеллектуальными умениями, например, генерирование идей, для чего
необходимы знания в разных областях, умение находить не один, а несколько
вариантов решения проблем, ведение дискуссий, разговор с собеседником,
отстаивание своей точки зрения, подкрепленной аргументами, нахождение
компромисса с собеседниками, лаконичное изложение своих мыслей.
Задачей учителя является активизация деятельности каждого
обучающегося, создание ситуации для их творческой активности в процессе
обучения. С использованием новых информационных технологий не только
оживляется и становится разнообразнее учебный процесс, но и открываются
большие возможности, способствующие расширению образовательных рамок,
мотивационного потенциала и принципов индивидуализации обучения.
При помощи активной деятельности обучающиеся могут быть авторами,
созидателями, что способствует повышению творческого потенциала,
расширению не только общего кругозора, но и языковых знаний.
В обучении иностранному языку метод проектов дает возможность
обучающимся пользоваться языком в ситуациях, приближенных к реальной
повседневной жизни, что, бесспорно, влияет на эффективность усвоения и
закрепления знаний иностранного языка в большую сторону.
В практической деятельности использование метода проектов
показывает, что совместное обучение легче, интереснее и гораздо эффективнее.
50
Помощь друг другу, совместное решение любых проблем, разделение радости
успеха или горечи неудачи – так же естественно, как смех, пение, радость
жизни. Поэтому можно абсолютно уверенно говорить, что использование
метода проектов на уроках иностранного языка способствует развитию
креативной компетентности у обучающихся, как показателя коммуникативного
владения ИЯ на определенном уровне. Проектом создаются максимально
возможные условия для проявления и становления творческих возможностей
каждого обучающегося.
Итак, цель нашей работы достигнута, а именно теоретически обоснована
и экспериментально проверена методика организации учебного процесса с
использованием активных технологий на среднем этапе обучения иностранным
языкам в общеобразовательной школе.
Дальнейшей разработке подлежат вопросы применения на уроках
английского языка других активных методов обучения.
1. Амонашвили Ш. А. Обучение. Оценки. Отметки. - М.: Знание, 2010. - 280
с.
2. Андреева Г. М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2012. - 368 с.
3. Андреасян И. М. Учимся учить. - Мн.: Лексис, 2013. - 136 с.
4. Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной
школе. - М.: Просвещение, 2005. - 190 с.
5. Бодалев А. А. Личность и общение. - М.: Международная педагогическая
академия, 2005. - 326 с.
6. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М.:
Просвещение, 2005. - 487 с.
7. Бим И. Л. Теория и практика обучения немецкому языку. - М.:
Просвещение, 2011. - 376 с.
8. Буева Л. П. Человек: Деятельность и общение. - М.: Мысль, 2011. - 216 с.
9. Венцель К.Н. Свободное воспитание: сб. научных трудов. - М., 2010. -
348 с.
10. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М.: Просвещение, 2011. -
479 с.
11. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам
пособие для учителя. - М.: АРКТИ, 2012. - 165 с.
12. Гальскова Н. Д. Теория и практика обучения иностранным языкам. - М.:
Айрис Пресс, 2014. - 235 с.
13. Гез Н. И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. -
М.: Просвещение, 2002. - 267 с.
14. Гейхман, Л.К. Современные направления развития педагогической
мысли и педагогика И.Е. Шварца. - Пермь: материалы международной
научно-практической конференции (1-2 июня 2009 г.). - 2009. - С. 24-56
15. Груденков Я. И. Совершенствование методики работы учителя. - М.:
Просвещение, 2010. - 302 с.....41