ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ПОИСКОВОМУ ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА 6
1.1. Роль и место чтения в обучении иностранным языкам 6
1.2. Характеристика основных видов чтения 9
1.3. Методы обучения чтению 12
1.4. Развитие и контроль рецептивных умений младших школьников 15
Выводы по главе 20
ГЛАВА II. ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
КОМПЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПОИСКОВОМУ
ЧТЕНИЮ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ 21
2.1. Анализ учебной ситуации по английскому языку в 4«Г» классе МОУ СОШ «Школа №28» 21
2.2. Анализ УМК Spotlight 4 для 4 класса 22
2.3. Использование комплекса упражнений при обучении поисковому
чтению в 4 «Г» классе 24
Выводы по главе 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 36
ПРИЛОЖЕНИЯ 40
Язык является важным средством человеческого общения, без которого
невозможно развитие и существование общества на Земле. Расширения и
качественные изменения характера международных связей нашего
государства делают иностранные языки востребованными в практической и
интеллектуальной деятельности. Иностранные языки затрагивают все факторы
научно-технического, социально-экономического и общекультурного
прогресса общества. Что значительно повышает статус иностранных языков
как предмет общеобразовательной дисциплины.
Назначение иностранного языка как предметной области обучения в
школе, состоит в овладении учащимися умения общаться на изученном
иностранном языке.
И так чтение представляет собой важнейшее средство получения той
или иной информации и в современной жизни человека занимает
значительное место. Чтение выступает как отдельный и самостоятельный вид
коммуникативной деятельности, в которой мотивом является удовлетворение
потребности в получении информации из разных текстов.
В связи с этим, чтение широко используется в эстетических,
познавательных целях, учебной, бытовой и производственной сферах, где
извлечение информации из конкретного текста через чтение служит
осуществлению различных видов деятельности.
Чтение играет важную роль в процессе обучения иностранному языку. В
существующих УМК для средней школы недостаточно внимания уделяется
поисковому чтению как виду речевой деятельности. Необходимость
дополнительных методических разработок для развития умений чтения
обусловила актуальность темы нашего исследования.
Объект исследования – обучение поисковому чтению на начальном
этапе изучения английского языка.
Предмет исследования – упражнения для формирования умений
поискового чтения у младших школьников.
Цель данного исследования – выявить эффективность использования
упражнений при обучении поисковому чтению учащихся начальной школы.
В качестве гипотезы выдвинуто предположение о том, что
использование разработанных упражнений на уроках английского языка будет
способствовать повышению уровня сформированности умений поискового
чтения.
Задачи исследования:
1) выявить роль и место чтения в обучении иностранному языку;
2) охарактеризовать основные виды чтения;
3) проанализировать УМК для 4 класса;
4) разработать упражнения для обучения поисковому чтению и
апробировать их.
Поставленные задачи решались с использование следующих методов:
- изучение литературы по исследуемой теме.
- наблюдение.
- беседа.
- изучение документов, анализ, интерпретация и эксперимент.
Методической базой для нашего исследования послужили труды
ученых: М.Е. Брейгина, Н.И. Гез, М.В. Ляховицкий, С.Ф. Шатилов, Е.А.
Маслыко, А.С. Будько, С.И. Петрова, Т.И. Шамова, В.Н. Запорожец, П.И.
Рубинштейн, Л.С. Выготский и др.
База исследования – МОУ СОШ «Школа №28»
Теоретическая значимость заключается в определении сути чтения как
вида речевой деятельности, а также во взаимосвязи чтения с другими видами
речевой деятельности. Выделены компоненты содержания обучению чтению и
определены требования к текстам для чтения....
В заключении можно отметить, что обучение чтению в
общеобразовательных школах достаточно сложный процесс. Целью обучения
чтению на английском языке является не только научить школьников
понимать текст, но и обучить их стратегиям чтения текстов разных стилей и
жанров.
Нужно научить детей быстро ориентироваться и находить нужную
информацию в интернете и в печатных источниках, что свидетельствует о
важности поискового-просмотрового чтения, который готовит учащихся к
будущей профессиональной деятельности.
Поэтому одна из важнейших задач в обучении иностранному языку, что
в свою очередь ценное практическое умение, которое потребуется всем
выпускникам школ и будет востребовано в самообразовательной и
профессиональной деятельности – это научить учеников читать.
В ходе изучения литературы мы выявили несколько видов чтения, один
из которых представляет для нас значительный интерес – это просмотровое и
поисковое чтение.
Такие виды чтения, как ознакомительное и изучающее, имеют цель
получения разных результатов.
При ознакомительном чтении читающий знакомится с конкретным
содержанием текста, сосредоточивая свое внимание преимущественно на
основной информации, почему этот вид иногда называют чтением с общим
охватом содержания. Это беглое чтение, протекающее в быстром темпе.
При изучающем чтении, читающий стремится максимально полно и
точно понять информацию, содержащуюся в тексте, критически ее осмыслить.
Обычно предполагается дальнейшее использование этой информации,
поэтому уже в процессе чтения действует установка на ее длительное
запоминание. Все это приводит к тому, что это чтение бывает довольно
34
медленным, оно сопровождается остановками и прочитыванием вновь
отдельных мест.
Основной же целью просмотрового чтения является получение общего
представления о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте. Так же
несомненным преимуществом просмотрового чтения является возможность
быстрой проверки эффективности проработанного материала и широкие
возможности для использования нового материала на практике.
При поисковом чтении извлечение смысловой информации не требует
дискурсивных процессов и происходит автоматизировано. Такое чтение, как и
просмотровое, предполагает наличие умения ориентироваться в логикосмысловой структуре текста, выбрать из него необходимую информацию по
определенной проблеме, выбрать и объединить информацию нескольких
текстов по отдельным вопросам.
Обучение чтению в школе – сложный процесс, подразумевающий
коммуникативное развитие учащихся. Целью обучения чтению на ИЯ
является не только научить учащихся понимать текст, но и обучить их
стратегиям чтения текстов разного стиля и жанра, как в печатных источниках,
как и в Интернете и все это свидетельствует о важности поискового чтения,
который также готовит учащихся к будущей профессиональной деятельности.
В нашей работе мы рассмотрели все виды чтения, но остановились и
рассмотрели поподробнее поисковое чтение, его функции, задачи и на
практике я попытался их реализовать с помощью подготовки к текстам
комплекса упражнений для выявления уровня навыков поискового чтения.
При проведении контроля положительные эмоции оказывали
благотворное влияние на протекание умственной деятельности и
способствовали мотивации к изучению иностранного языка. Так же этому
способствует правильно организованный контроль и интересные тексты с
заданиями к ним....
1. Брейгина М.Е. «О контроле базового уровня обученности» //
Иностранные языки в школе. -1991г.-№2. -С.22-24.
2. Булычева С.Ф. «О приемах контроля вне аудиторного чтения на
старших этапах неязыковых вузов» // Контроль навыков и умений в основных
видах речевой деятельности в неязыковом вузе. Научные труды МПГИИЯ им.
М.Тореза. - Вып. 153.М., 1990. -С.124-134.
3. «Вопросы контроля обученности учащихся иностранному языку».
Методическое пособие / под ред. А.А. Миролюбова. - Обнинск. Титул, 2001. -
80с.
4. Гез Н.И., Ляховицкий М.В, Шатилов С.Ф. «Методика обучения
иностранным языкам в средней школе». - М. “Высшая школа”, 1992. - 264-
294с.
5. Горчев А.Ю. «Объекты и приемы контроля» // Иностранные языки
в школе - 1994. -№6. -С.68-73.
6. Калмыкова Е.И. «Организация контроля сформированности
навыков и умений устной речи» // Методические указания по организации
контроля в системе обучения иностранным языкам. - М.: МПГИИ им.
М.Тонза, 2001. -97с.
7. «Общая методика преподавания иностранных языков в средних
специальных учебных заведениях» / под ред. А.А. Миролюбова, -2-е изд.,
исправленное. - М. “Высшая школа” 1994. -С.27-61.
8. Пассов Е.И. «Контроль как методический феномен: тезис,
сущность, функции (при коммуникативном методе обучения)» // контроль в
обучении иностранным языкам в средней школе. - М.: Просвещение 1996. - С.
13-19.
9. Савина С.Н. «Внеклассная работа по иностранному языку в
средней школе». - М.: Просвещение, 2001. - С. 42-54.
37
10. Гальская Н.Д. «Современная методика обучения иностранным
языкам» // Пособие для учителя., -2-е изд., переработано и дополнено. - М.:
АРКТИ, 2003г.- 192с.
11. Конышева А.В. «Контроль результатов обучения иностранному
языку» - СПб: КАРО, Мн.: Издательство «Четыре четверти», 2004г.- 144с.
12. «Настольная книга преподавателя иностранного языка».:
Справочное пособие / Е.А. Маслыко, А.С.Будько, С.И. Петрова. - 5-е изд.,
стереотип. - Лен.: Высшая школа., 2005г.- 522с.
13. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. «Методика обучения английскому
языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях: пособие для
студентов педагогических вузов». - 3-е изд.- М.: Просвещение, 2000г.- 232с.
14. Уэст М. «Методика обучения чтению» // Иностранные языки в
школе. -2003г.-№3. -С.46-47.
15. «Методика обучения иностранным языкам в средней школе» /
А.П. Миньяр-Белоручева.: Проспект., 2001. – 96с....34