ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ПОИСКОВОМУ ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА 6
1.1. Роль и место чтения в обучении иностранным языкам 6
1.2. Характеристика основных видов чтения 9
1.3. Методы обучения чтению 12
1.4. Развитие и контроль рецептивных умений младших школьников 15
Выводы по главе 20
ГЛАВА II. ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
КОМПЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПОИСКОВОМУ
ЧТЕНИЮ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ 21
2.1. Анализ учебной ситуации по английскому языку в 4«Г» классе МОУ СОШ «Школа №28» 21
2.2. Анализ УМК Spotlight 4 для 4 класса 22
2.3. Использование комплекса упражнений при обучении поисковому
чтению в 4 «Г» классе 24
Выводы по главе 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 36
ПРИЛОЖЕНИЯ 40
Методика обучения поисковому чтению на уроках английского языка в начальных классах
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ПОИСКОВОМУ ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА 6
1.1. Роль и место чтения в обучении иностранным языкам 6
1.2. Характеристика основных видов чтения 9
1.3. Методы обучения чтению 12
1.4. Развитие и контроль рецептивных умений младших школьников 15
Выводы по главе 20
ГЛАВА II. ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
КОМПЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПОИСКОВОМУ
ЧТЕНИЮ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ 21
2.1. Анализ учебной ситуации по английскому языку в 4«Г» классе МОУ СОШ «Школа №28» 21
2.2. Анализ УМК Spotlight 4 для 4 класса 22
2.3. Использование комплекса упражнений при обучении поисковому
чтению в 4 «Г» классе 24
Выводы по главе 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 36
ПРИЛОЖЕНИЯ 40
Язык является важным средством человеческого общения, без которого
невозможно развитие и существование общества на Земле. Расширения и
качественные изменения характера международных связей нашего
государства делают иностранные языки востребованными в практической и
интеллектуальной деятельности. Иностранные языки затрагивают все факторы
научно-технического, социально-экономического и общекультурного
прогресса общества. Что значительно повышает статус иностранных языков
как предмет общеобразовательной дисциплины.
Назначение иностранного языка как предметной области обучения в
школе, состоит в овладении учащимися умения общаться на изученном
иностранном языке.
И так чтение представляет собой важнейшее средство получения той
или иной информации и в современной жизни человека занимает
значительное место. Чтение выступает как отдельный и самостоятельный вид
коммуникативной деятельности, в которой мотивом является удовлетворение
потребности в получении информации из разных текстов.
В связи с этим, чтение широко используется в эстетических,
познавательных целях, учебной, бытовой и производственной сферах, где
извлечение информации из конкретного текста через чтение служит
осуществлению различных видов деятельности.
Чтение играет важную роль в процессе обучения иностранному языку. В
существующих УМК для средней школы недостаточно внимания уделяется
поисковому чтению как виду речевой деятельности. Необходимость
дополнительных методических разработок для развития умений чтения
обусловила актуальность темы нашего исследования.
Объект исследования – обучение поисковому чтению на начальном
этапе изучения английского языка.
Предмет исследования – упражнения для формирования умений
поискового чтения у младших школьников.
Цель данного исследования – выявить эффективность использования
упражнений при обучении поисковому чтению учащихся начальной школы.
В качестве гипотезы выдвинуто предположение о том, что
использование разработанных упражнений на уроках английского языка будет
способствовать повышению уровня сформированности умений поискового
чтения.
Задачи исследования:
1) выявить роль и место чтения в обучении иностранному языку;
2) охарактеризовать основные виды чтения;
3) проанализировать УМК для 4 класса;
4) разработать упражнения для обучения поисковому чтению и
апробировать их.
Поставленные задачи решались с использование следующих методов:
- изучение литературы по исследуемой теме.
- наблюдение.
- беседа.
- изучение документов, анализ, интерпретация и эксперимент.
Методической базой для нашего исследования послужили труды
ученых: М.Е. Брейгина, Н.И. Гез, М.В. Ляховицкий, С.Ф. Шатилов, Е.А.
Маслыко, А.С. Будько, С.И. Петрова, Т.И. Шамова, В.Н. Запорожец, П.И.
Рубинштейн, Л.С. Выготский и др.
База исследования – МОУ СОШ «Школа №28»
Теоретическая значимость заключается в определении сути чтения как
вида речевой деятельности, а также во взаимосвязи чтения с другими видами
речевой деятельности. Выделены компоненты содержания обучению чтению и
определены требования к текстам для чтения....
невозможно развитие и существование общества на Земле. Расширения и
качественные изменения характера международных связей нашего
государства делают иностранные языки востребованными в практической и
интеллектуальной деятельности. Иностранные языки затрагивают все факторы
научно-технического, социально-экономического и общекультурного
прогресса общества. Что значительно повышает статус иностранных языков
как предмет общеобразовательной дисциплины.
Назначение иностранного языка как предметной области обучения в
школе, состоит в овладении учащимися умения общаться на изученном
иностранном языке.
И так чтение представляет собой важнейшее средство получения той
или иной информации и в современной жизни человека занимает
значительное место. Чтение выступает как отдельный и самостоятельный вид
коммуникативной деятельности, в которой мотивом является удовлетворение
потребности в получении информации из разных текстов.
В связи с этим, чтение широко используется в эстетических,
познавательных целях, учебной, бытовой и производственной сферах, где
извлечение информации из конкретного текста через чтение служит
осуществлению различных видов деятельности.
Чтение играет важную роль в процессе обучения иностранному языку. В
существующих УМК для средней школы недостаточно внимания уделяется
поисковому чтению как виду речевой деятельности. Необходимость
дополнительных методических разработок для развития умений чтения
обусловила актуальность темы нашего исследования.
Объект исследования – обучение поисковому чтению на начальном
этапе изучения английского языка.
Предмет исследования – упражнения для формирования умений
поискового чтения у младших школьников.
Цель данного исследования – выявить эффективность использования
упражнений при обучении поисковому чтению учащихся начальной школы.
В качестве гипотезы выдвинуто предположение о том, что
использование разработанных упражнений на уроках английского языка будет
способствовать повышению уровня сформированности умений поискового
чтения.
Задачи исследования:
1) выявить роль и место чтения в обучении иностранному языку;
2) охарактеризовать основные виды чтения;
3) проанализировать УМК для 4 класса;
4) разработать упражнения для обучения поисковому чтению и
апробировать их.
Поставленные задачи решались с использование следующих методов:
- изучение литературы по исследуемой теме.
- наблюдение.
- беседа.
- изучение документов, анализ, интерпретация и эксперимент.
Методической базой для нашего исследования послужили труды
ученых: М.Е. Брейгина, Н.И. Гез, М.В. Ляховицкий, С.Ф. Шатилов, Е.А.
Маслыко, А.С. Будько, С.И. Петрова, Т.И. Шамова, В.Н. Запорожец, П.И.
Рубинштейн, Л.С. Выготский и др.
База исследования – МОУ СОШ «Школа №28»
Теоретическая значимость заключается в определении сути чтения как
вида речевой деятельности, а также во взаимосвязи чтения с другими видами
речевой деятельности. Выделены компоненты содержания обучению чтению и
определены требования к текстам для чтения....
В заключении можно отметить, что обучение чтению в
общеобразовательных школах достаточно сложный процесс. Целью обучения
чтению на английском языке является не только научить школьников
понимать текст, но и обучить их стратегиям чтения текстов разных стилей и
жанров.
Нужно научить детей быстро ориентироваться и находить нужную
информацию в интернете и в печатных источниках, что свидетельствует о
важности поискового-просмотрового чтения, который готовит учащихся к
будущей профессиональной деятельности.
Поэтому одна из важнейших задач в обучении иностранному языку, что
в свою очередь ценное практическое умение, которое потребуется всем
выпускникам школ и будет востребовано в самообразовательной и
профессиональной деятельности – это научить учеников читать.
В ходе изучения литературы мы выявили несколько видов чтения, один
из которых представляет для нас значительный интерес – это просмотровое и
поисковое чтение.
Такие виды чтения, как ознакомительное и изучающее, имеют цель
получения разных результатов.
При ознакомительном чтении читающий знакомится с конкретным
содержанием текста, сосредоточивая свое внимание преимущественно на
основной информации, почему этот вид иногда называют чтением с общим
охватом содержания. Это беглое чтение, протекающее в быстром темпе.
При изучающем чтении, читающий стремится максимально полно и
точно понять информацию, содержащуюся в тексте, критически ее осмыслить.
Обычно предполагается дальнейшее использование этой информации,
поэтому уже в процессе чтения действует установка на ее длительное
запоминание. Все это приводит к тому, что это чтение бывает довольно
34
медленным, оно сопровождается остановками и прочитыванием вновь
отдельных мест.
Основной же целью просмотрового чтения является получение общего
представления о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте. Так же
несомненным преимуществом просмотрового чтения является возможность
быстрой проверки эффективности проработанного материала и широкие
возможности для использования нового материала на практике.
При поисковом чтении извлечение смысловой информации не требует
дискурсивных процессов и происходит автоматизировано. Такое чтение, как и
просмотровое, предполагает наличие умения ориентироваться в логикосмысловой структуре текста, выбрать из него необходимую информацию по
определенной проблеме, выбрать и объединить информацию нескольких
текстов по отдельным вопросам.
Обучение чтению в школе – сложный процесс, подразумевающий
коммуникативное развитие учащихся. Целью обучения чтению на ИЯ
является не только научить учащихся понимать текст, но и обучить их
стратегиям чтения текстов разного стиля и жанра, как в печатных источниках,
как и в Интернете и все это свидетельствует о важности поискового чтения,
который также готовит учащихся к будущей профессиональной деятельности.
В нашей работе мы рассмотрели все виды чтения, но остановились и
рассмотрели поподробнее поисковое чтение, его функции, задачи и на
практике я попытался их реализовать с помощью подготовки к текстам
комплекса упражнений для выявления уровня навыков поискового чтения.
При проведении контроля положительные эмоции оказывали
благотворное влияние на протекание умственной деятельности и
способствовали мотивации к изучению иностранного языка. Так же этому
способствует правильно организованный контроль и интересные тексты с
заданиями к ним....
общеобразовательных школах достаточно сложный процесс. Целью обучения
чтению на английском языке является не только научить школьников
понимать текст, но и обучить их стратегиям чтения текстов разных стилей и
жанров.
Нужно научить детей быстро ориентироваться и находить нужную
информацию в интернете и в печатных источниках, что свидетельствует о
важности поискового-просмотрового чтения, который готовит учащихся к
будущей профессиональной деятельности.
Поэтому одна из важнейших задач в обучении иностранному языку, что
в свою очередь ценное практическое умение, которое потребуется всем
выпускникам школ и будет востребовано в самообразовательной и
профессиональной деятельности – это научить учеников читать.
В ходе изучения литературы мы выявили несколько видов чтения, один
из которых представляет для нас значительный интерес – это просмотровое и
поисковое чтение.
Такие виды чтения, как ознакомительное и изучающее, имеют цель
получения разных результатов.
При ознакомительном чтении читающий знакомится с конкретным
содержанием текста, сосредоточивая свое внимание преимущественно на
основной информации, почему этот вид иногда называют чтением с общим
охватом содержания. Это беглое чтение, протекающее в быстром темпе.
При изучающем чтении, читающий стремится максимально полно и
точно понять информацию, содержащуюся в тексте, критически ее осмыслить.
Обычно предполагается дальнейшее использование этой информации,
поэтому уже в процессе чтения действует установка на ее длительное
запоминание. Все это приводит к тому, что это чтение бывает довольно
34
медленным, оно сопровождается остановками и прочитыванием вновь
отдельных мест.
Основной же целью просмотрового чтения является получение общего
представления о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте. Так же
несомненным преимуществом просмотрового чтения является возможность
быстрой проверки эффективности проработанного материала и широкие
возможности для использования нового материала на практике.
При поисковом чтении извлечение смысловой информации не требует
дискурсивных процессов и происходит автоматизировано. Такое чтение, как и
просмотровое, предполагает наличие умения ориентироваться в логикосмысловой структуре текста, выбрать из него необходимую информацию по
определенной проблеме, выбрать и объединить информацию нескольких
текстов по отдельным вопросам.
Обучение чтению в школе – сложный процесс, подразумевающий
коммуникативное развитие учащихся. Целью обучения чтению на ИЯ
является не только научить учащихся понимать текст, но и обучить их
стратегиям чтения текстов разного стиля и жанра, как в печатных источниках,
как и в Интернете и все это свидетельствует о важности поискового чтения,
который также готовит учащихся к будущей профессиональной деятельности.
В нашей работе мы рассмотрели все виды чтения, но остановились и
рассмотрели поподробнее поисковое чтение, его функции, задачи и на
практике я попытался их реализовать с помощью подготовки к текстам
комплекса упражнений для выявления уровня навыков поискового чтения.
При проведении контроля положительные эмоции оказывали
благотворное влияние на протекание умственной деятельности и
способствовали мотивации к изучению иностранного языка. Так же этому
способствует правильно организованный контроль и интересные тексты с
заданиями к ним....





