Введение 5
1 Проектирование дополнительной образовательной программы 8
1.1 Цели и задачи дополнительной образовательной программы 8
1.2 Актуальность разработки дополнительной программы «Электронно-цифровая подпись» 11
1.3 Анализ литературы и интернет-источников по теме «Электронно-цифровая подпись» 12
1.3.1 Анализ литературных источников 12
1.3.2 Анализ интернет-источников 14
1.3.3 Анализ нормативной документации по теме «Электронно-цифровая
подпись» 15
1.4 Основные требования, предъявляемые к электронному учебному
пособию, и средства его реализации 17
1.4.1 Дидактические требования электронных учебных пособий 17
1.4.2 Психологические требования, предъявляемые к электронным
учебным пособиям 19
1.4.3 Информационно-технические требования, предъявляемые к
электронным учебным пособиям 19
1.4.4 Электронные учебные пособия в дистанционных технологиях обучения 20
1.5 Средства реализации электронного учебного пособия 20
2 Разработка электронного учебного пособия «Электронно-цифровая подпись» 23
2.1 Педагогический адрес 23
2.2 Структура электронного учебного пособия «Электронно-цифровая подпись» 23
2.3 Интерфейс и навигация по электронному учебному пособию
«Электронно-цифровая подпись» 26
2.4 Разработка обучающих видеороликов 40
2.5 Разработка элементов контроля для электронного учебного пособия .. 42
2.6 Методические рекомендации по использованию электронного учебного
пособия «Электронно-цифровая подпись» 54
2.7 Результат апробации и внедрения 56
Заключение 58
Список использованных источников 60
Приложение А 64
Приложение Б 67
Служба делопроизводства служит главным элементом любой организации, которая обеспечивает ее работу, и является мощным механизмом, отвечающим за руководство главными процессами в организации, направляя остальные подразделения через отдельных исполнителей на реализацию общей цели, стимулируя активизацию сотрудников и упростить процессы деловой коммуникации, а также изменяя организационное действия всех работников.
Делопроизводство в нынешних организациях становится новой сверхтехнологичной процедурой, включающей системы информационного, организационного, правового и аналитического обеспечения ее функционирования, и обеспечивающей управленческие функции в области документирования главной деятельности организации, в особенности электронного документооборота.
В век активного развития информационных технологий, многие пред-приятия переходят на электронных документооборот. В связи с этим актуальным становиться вопрос проверки подлинности документов. Самым эффективным способом проверки подлинности документа является электронно-цифровая подпись — далее ЭЦП.
Современные стандарты определяют смещение акцента на самостоятельное освоение учебного материала за счет уменьшения часов аудиторной нагрузки, что воздействует на изменении требований, предъявляемых к учебно-методического обеспечению образовательного процесса. Кроме того, в круг профессиональных задач документоведов входят вопросы обеспечения информационной безопасности документации, что ставит вопрос о необходимости интеграции информационных технологий как в содержание подготовки современных документоведов, так и изменение методического обеспечения данной подготовки.
Вопросы, связанные с обучением использованию технологии ЭЦП, встречаются в содержании подготовки как студентов направления подготовки 46.03.02 Документоведение и архивоведение профиля «Правовое и документационное обеспечение управления персоналом», так и 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) профиля «Информационные технологии» профилизации «Информационная безопасность». Различие составляет уровень детализации содержания подготовки, так у документоведов — это знание нормативно-правовой базы ЭЦП и современные системы идентификации документов и аутентификации пользователей с использованием ЭЦП, а у специалистов в области обеспечения информационной безопасности — это принципы работы и построения электронно-цифровой подписи на уровне программирования.
В связи с данными требованиями возникает необходимость в организации подготовки современных специалистов, готовых на разном уровне использовать средства подтверждения подлинности документов, которую наиболее эффективно осуществлять в рамках программ дополнительного профессионального образования. Учебно-методическое сопровождение подобных программ, как правило, в современных условиях осуществляется удаленно с использованием соответствующего электронного методического обеспечения, которым может выступать электронное учебное пособие, что и определило тему выпускной квалификационной работы.
Объект выпускной квалификационной работы — процесс обучения слушателей дополнительной образовательной программы «Электронно-цифровая подпись».
Предмет выпускной квалификационной работы — учебные матери-алы по теме «Электронно-цифровая подпись»
Цель выпускной квалификационной работы — разработать дополнительную образовательную программу «Электронно-цифровая подпись» и электронное учебно-методическое обеспечение для ее реализации.
В соответствии с поставленной целью в работе определены следующие задачи:
1. Проанализировать литературу и интернет-источники по теме «Электронно-цифровая подпись» с целью формирования круга печатных и электронных изданий, рассматривающих те или иные технологии, используемые в деятельности как документоведов, так и будущих специалистов в сфере информационной безопасности.
2. Спроектировать содержание дополнительной образовательной программы «Электронно-цифровая подпись».
3. Проанализировать литературу и интернет-источники с целью выделения требований, предъявляемых к электронному учебному пособию на современном этапе развития образования.
4. Осуществить выбор средств реализации учебно-методического обеспечения реализации дополнительной образовательной программы.
5. Создать дополнительную образовательную программу «Электронно-цифровая подпись» и провести апробацию электронного учебного пособия для ее реализации.
Проблема создания и внедрения в учебный процесс вузов электронных учебников и пособий активно разрабатывается в настоящее время. Примененные различных информационно-коммуникационных технологий требует объединения разные компоненты дидактической системы, и делает электронные учебные пособия не только средством учебного назначения, но и полноценным компонентом информационного образовательного пространства, в котором преподаватель и студент находятся как субъекты процесса обучения.
Преподаватель и студент, общаясь в этом пространстве, образовывают группу равноправных субъектов, которая решает общую задачу. С этой точки зрения электронный учебник можно рассматривать как среду обучения, среду профессиональной творческой деятельности, среду накопления знаний и источником познавательной информации.
Вопросы информационной безопасности и ее обеспечения сегодня стали актуальными не только для специалистов в области информационных технологий, но и в области обработки и представления документов. Возникает необходимость в разработке модульных программ, объединенных общей тематикой, но различным содержанием. Причем реализация данных программ ложиться на систему дополнительного образования и предполагает использование дистанционных технологий обучения, которые должны быть поддержаны соответствующими электронными учебно-методическими материалами.
В рамках выпускной квалификационной работы было разработано электронное учебное пособие «Электронно-цифровая подпись», которое предназначено для слушателей дополнительной образовательной программы.
На первом этапе выполнения работы было проанализировано понятие дополнительное образование и структура системы дополнительного образования. Далее были рассмотрены литература и Интернет-источники по теме «Электронно-цифровая подпись» с целью формирования круга печатных и электронных изданий, рассматривающих те или иные технологии, используемые в деятельности как документоведов, так и будущих специалистов в сфере информационной безопасности.
Нам основании анализа было спроектировано содержание дополнительной образовательной программы «Электронно-цифровая подпись», раз-деленное на два модуля в зависимости от категории слушателей.
На следующем этапе выполнения выпускной квалификационной работы были проанализированы требования, предъявляемые к электронному учебному пособию на современном этапе развития образования, которые были учтены при разработке пособия.
Были выбраны средства реализации электронного учебного пособия: WordPress, Camtasia Studio и LearningApps.
С помощью данных программных средств была спроектирована структура и реализовали интерфейс электронного учебного пособия по дисциплине «Электронно-цифровая подпись», а также электронное учебное пособие было наполнено содержанием, созданы видео-материалы и средства интерактивного контроля.
1. Бондарев В. В. Информационная безопасность автоматизированных систем [Текст]: учебное пособие / В. В. Бондарев, Москва: Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана, 2016. — 252 с.
2. Википедия — свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Дополнительное_образование (дата обращения: 24.05.2019).
3. Википедия — свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Интерфейс (дата обращения: 16.04.2019).
4. Википедия — свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Camtasia(дата обращения: 29.04.2019).
5. Википедия — свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Google_Диск (дата обращения: 03.05.2019).
6. Википедия — свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/WordPress(дата обращения: 06.05.2019).
7. Единый портал электронной подписи [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://iecp.ru(дата обращения: 02.05.2019).
8. Инфобизнес [Электронный ресурс]. — Режим доступа:https://biz- iskun.ru/programma-kamtaziya-studio-dlya-novichkov.html(дата обращения: 02.06.2019).
9. Инфоурок — ведущий образовательный портал России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://infourok.ru/elektronnie-uchebnie- posobiyа-v-sovremennom-obrаzovаtelnom-processe-969371.html (дата обращения: 14.04.2019).
10. Клуб WP — путеводитель в мире WordPress [Электронный ресурс].
— Режим доступа: https://clubwp.ru/blog/plugins-wordpress/best-plugins-
wordpress/3-luchshih-konstruktora-stranits.html (дата обращения: 19.05.2019).
11. Коржов В. Ю. Комментарий к федеральному закону от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи» [Текст]: учебное пособие/ В. Ю. Коржов, Н. А. Захарова, Москва: Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 109 с.
12. Крамаров С. О. Криптографическая защита информации [Текст]/ учебное пособие/ С. О. Крамаров, О. Ю. Митясова, С. В. Соколов, Е. Н. Тищенко, П. С. Шевчук, Москва: Издательский центр РИОР: ИНФРА-М, 2018.— 321 с.
13. КриптоПро [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
https://www.cryptopro.ru/about(дата обращения: 22.05.2019).
14. Левина А. Б. Моделирование криптосистем [Текст]: учебное пособие/ А. Б. Левина, Москва: Интермедия, 2017. — 144 с.
15. МБОУ Образовательный центр «Созвездие» [Электронный ресурс].
— Режим доступа: http://center-psi.ru/obrazovanie(дата обращения:
29.04.2019).
16. МБОУ Образовательный центр «Созвездие» [Электронный ресурс].
— Режим доступа:http://center-psi.ru/dopolnitelnoe-professionalnoe-obrazovanie (дата обращения: 15.04.2019).
17. МБОУ «Школа-гимназия» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.yamg.ru/images/files/dot/metodicheskie-
rekomendacii/learningappsorg.pdf (дата обращения: 21.05.2019).
18. Педагогическое сообщество урок.рф [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://урок.рф/library/interaktivnie_metodi_kontrolya_znanij_na_zanyatiyah_v_074848.html (дата обращения: 11.05.2019).
19. Портал «Моя ЭП» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://my-ep.ru(дата обращения: 26.03.2019).
20. Приложения от Microsoft Corporation [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://officeapplications.net/microsoft-word/(дата обращения: 02.06.2019).
21. Про хостинг и партнёрские программы хостингов [Электронный ре¬сурс]. — Режим доступа: https://hosting-partners.ru/hosting/hosting-beget(дата обращения: 30.03.2019).
22. Разработка электронного учебника [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ekrost.ru/poster/rаzrаbotkа-elektronnogo-uchebnikа.html (дата об-ращения: 30.03.2019).
23. Репозиторий БГПУ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://elib.bspu.by/bitstream/doc/7559/1/Интерактивные%20методы%20контро ля%20знаний%20обучающихся%20в%20условиях%20дополнительного%20о бразования%20взрослых^£ (дата обращения: 29.05.2019).
24. Смирнов А. Э. Практикум по выполнению лабораторных работ по дисциплине криптографические методы защиты информации» [Текст]: учеб. пособие/ А. Э. Смирнов, Ю. А. Пономарева, Москва: Московский технический университет связи и информатики, 2015. — 67 с.
25. Современный урок [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
https://aujc.ru/texnologiya-distancionnogo-obucheniya/ (дата обращения:
11.05.2019).
26. ТОП — Самый популярный Блог в России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://info-effect.ru/jquery-smooth-scroll-plavnaya- prokrutka-i-knopka-vverx.html(дата обращения: 11.05.2019).
27. Файловые архив для студентов. StudFiles [Электронный ресурс]. — Режим доступа:https://studfiles.net/preview/909640/page:7/ (дата обращения: 30.05.2019).
28. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 01.05.2019). — Режим доступа: http://www.consultаnt.ru/document/cons_doc_LАW_140174/ (дата обращения: 25.03.2019).
29. Ok2web — сайт web разработок [Электронный ресурс]. — Режим
доступа: https://ok2web.ru/10-luchshih-plaginov-viktoriny-i-testov-dlja-
wordpress-2019/ (дата обращения: 08.05.2019).
30. WordPress [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ru.wordpress.org/themes/twentyeleven/(дата обращения: 27.03.2019).