ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛОССАРИЙ 8
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ
СОЗДАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ СРЕДЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНЫХ
КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 КЛАССА. 10
1.1 Структура и сущность языковой среды 10
1.2 Особенности коммуникативного развития подростков среднего
возраста 16
1.3 Способы развития коммуникативных умений в языковой среде урока
иностранного языка 20
Выводы по главе 26
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЗАДАНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
ИНОЯЗЫЧНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8
КЛАССА 27
2.1. Методическое обоснование необходимости создания языковой среды
на уроках иностранного языка в 8 классе 27
2.2. Содержание заданий для развития коммуникативных иноязычных
умений подростков среднего школьного возраста 32
2.3. Описание результатов практического применения сборника
упражнений для развития коммуникативных иноязычных умений
подростков среднего школьного возраста 44
Выводы по главе 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 70
Основное назначение иностранного языка состоит в формировании
коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять
иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
В настоящее время статус иностранного языка как средства общения и
взаимопонимания становится более значимым, как следствие определенных
факторов, характерных для современного общества:
— расширения экономических, политических, культурных связей
между странами;
— доступа к опыту и знаниям в мире, большому информационному
богатству, в том числе в результате развития международных средств
массовой коммуникации;
— миграции рабочей силы;
— межгосударственной интеграции в области образования и,
следовательно, возможности качественного образования у себя в стране и за
рубежом (практически можно сказать, что изучение иностранного языка на
должном уровне есть показатель современного образования)[4; с.13].
Следовательно, знание иностранного языка имеет большую
актуальность и становится в современном обществе необходимой частью
личной и профессиональной жизни человека. Общество всегда нуждается в
людях, практически владеющих иностранным языком. Все это в целом
вызывает потребность в новых формах и моделях обучения иностранному
языку как предмету.
Одной из таких форм является коммуникативно–
ориентированное обучение иностранному языку, которое имеет речевую
направленность и в основе которого лежит ситуативность в отборе языкового
материала и использование аутентичных средств. Основное условие
коммуникативно–ориентированного обучения – языковая среда, в которой
5
реализуются принципы аутентичности в обучении иностранному языку
(использование аутентичных учебных пособий, аудиовизуальных
материалов; обустройство учебных аудиторий как учебных заведений в
странах изучаемого языка; наличие аутентичных журналов, газет, предметов
быта, технических средств и СМИ и т.д.) [20;с.16],[26;с.87]. Языковая среда
включает в себя такие компоненты, как социальный заказ, социальное
окружение, предметно-пространственное окружение, субъекты
образовательного процесса, технологический компонент [19;с.44], которые
позволяют создать для школьников условия для осуществления
межличностного общения и познания иноязычной культуры, приближенные
к реальным, вследствие чего происходит развитие минимальной
коммуникативной компетенции обучающихся.
Таким образом, можно сказать, что тема «Языковая среда как фактор
развития иноязычных коммуникативных умений обучающихся среднего
школьного возраста» является актуальной в связи с содержанием
Федерального компонента государственного стандарта общего образования
по иностранному языку 2010 года: «Изучение иностранного языка на базовом
уровне в старшей школе направлено на дальнейшее развитие
сформированной в основной школе иноязычной коммуникативной
компетенции в совокупности таких ее составляющих как речевая, языковая,
социокультурная, компенсаторная и учебно-познавательная компетенции,
формирование которых невозможно без наличия языковой среды» [32;с.18] и
в связи с тем, что эта тема часто обсуждается в периодических изданиях
(журнал «Иностранные языки в школе») и разрабатывалась в научных трудах
различных лингвистов и педагогов, таких как Н.Д. Гальскова, Л.В. Сухова,
Н.А. Спичко, В.А. Ясвин.
На основе анализа теоретической литературы и наблюдения
образовательного процесса было выявлено противоречие между
необходимостью создания языковой среды на уроках иностранного языка для
оптимизации процесса обучения иностранному языку в школе и недостаточной разработанностью способов для этого. Таким образом,
противоречие актуализирует проблему поиска путей и способов создания
языковой среды для развития коммуникативных умений учащихся на уроках
иностранного языка....
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы нами были
рассмотрены структура и сущность языковой среды, особенности
коммуникативного развития подростков, использование прямых методов для
создания языковой среды.
Рассмотрев разнообразные методы обучения иностранному языку, мы
пришли к выводу, что наиболее оптимальными методами для создания
языковой среды на уроке являются аудиовизуальный и аудиолингвальный
методы, так как они способны в полной мере реализовать коммуникативно –
ориентированное обучение иностранному языку. Также проанализировав
особенности коммуникативного развития подростков, мы выяснили, что
наличие на уроке языковой среды на основе данных методов необходимо, так
как ведущей деятельностью подростка является общение со сверстниками,
наличие которого оказывает влияние на привлекательность учебного занятия
для обучающегося, а задачей прямых методов является обучить
практическому владению языком в его устной форме.
Проведя анализ УМК «Starlight 8» («Звездный английский»; авторы:
К.М. Баранова, Дж. Дули, В.В.Копылова, Р.П. Мильруд, В.Эванс) и анализ
психолого-педагогической ситуации на уроках иностранного языка в МАОУ
СОШ № 63, мы пришли к выводу, что языковая среда на уроках практически
не сформирована, а аудиовизуальный и аудиолингвальный методы
практически не употребляются. Именно этот факт является причиной
отсутствия у обучающихся мотивации к изучению иностранного языка. На
основе анализа методической действительности был разработан и
апробирован сборник упражнений к УМК «Starlight 8». Данный сборник был
внедрен в учебный процесс МАОУ СОШ № 63 с углубленным изучением
отдельных предметов г. Екатеринбурга. По результатам эксперимента была
отмечена положительная динамика у всей подгруппы испытуемых, то есть у
100% обучающихся. В среднем результаты улучшились на 6 баллов.
53
Для того, чтобы достичь цели и доказать актуальность нашего
исследования, нами были решены поставленные задачи; изучен и обобщен
теоретический материал по психологии, педагогике и методике обучения
иностранному языку; использованы различные источники информации. В
работе над исследованием помогли следующие методы: теоретический
(анализ литературы по педагогике, психологии и методике преподавания
иностранных языков), эмпирические (наблюдение, сравнение, беседа),
экспериментально-теоретический (педагогический эксперимент).
Следует помнить, что обучение иностранным языкам в естественной
среде – это самый простой и результативный способ их изучения. А изучать
европейские языки сегодня действительно необходимо – это может помочь
ликвидировать языковой барьер, изучить деловой иностранный язык с целью
продвижения по карьерной лестнице, подготовки к экзаменам. Поэтому одна
из важных обязанностей учителя – уделить особое внимание созданию
языковой среды на уроке посредством аудиовизуального и
аудиолингвального методов, так как их основу составляют положения, тесно
перекликающиеся с принципами аутентичности в обучении иностранному
языку (практическая направленность обучения, интуитивность, исключение
перевода как средства обучения, последовательное развитие видов речевой
деятельности в системе слушание – говорение – чтение – письмо, широкое
применение наглядности). Также не стоит забывать, что языковая среда
делает атмосферу урока интересной и дружелюбной, оказывает влияние на
развитие коммуникативной компетенции обучающихся, мотивирует их на
изучение английского языка.
Английский язык. 8 класс : учеб. для общеобразоват. организаций и шк.
с углубл. изучением англ.яз. / [К.М. Баранова, Д. Дули, В.В. Копылова
и др.]. – 4-е изд. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2017. – 216 с.:
ил. – (Звездный английский).
2. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] /
В.П.Беспалько. – М.: Педагогика, 1989. – 120 с.
3. Бабанский, Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности
[Текст]. – М.: Знание, 1981. – 185 с. – (Новое в жизни, науке, технике.
Сер. «Педагогика и психология»; №3)
4. Бегларян С.Г. Обучающие игры на уроках английского языка в средней
общеобразовательной школе [Текст] / С. Г. Бегларян // Актуальные
вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф.
(г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 77-79.
5. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам:
пособие для учителя [Текст]. – М. : АРКТИ, 2004. – 192 с.
6. Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г. Сборник нормативных документов:
иностранный язык [Текст]. – М.: Дрофа, 2006. – 141 с.
7. Иванова Т.В., Сухова И.А. Теория и методика обучения иностранному
языку: Базовый курс лекций. Часть II. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2013. –
102 с.
8. Идеи для уроков английского языка. - 2014. – [Электронный ресурс].
Режим доступа: http://goo.gl/feoOVw
9. Использование игр на уроках английского языка. – 2015. – 23 сентября
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://goo.gl/Gjt31C
10. Карташова А. Игры для изучения английского. – 2016. – [Электронный
ресурс]. Режим доступа: http://goo.gl/LD7QNW
55
11. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь для
студентов высших и средних педагогических учебных заведений
[Текст]. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 340 с.
12. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню
подготовки обучающихся для проведения основного государственного
экзамена по английскому языку / Федеральное государственное
бюджетное научное учреждение «Федеральный институт
педагогических измерений». – 2017. [Электронный ресурс]. Режим
доступа: http://fipi.ru/
13. Концепция образования по иностранным языкам в средней школе.
[Текст] // Иностр. языки в школе. – 2000. - №№ 4, 6 с.10-14.
14. Лёше Л. В защиту натурального метода преподавания новых языков
[Текст] / Л.Лёше. Русская школа.- 1901. – 170 с.
15. Лингвин блог. – 2015. - [Электронный ресурс]. Режим
доступа: http://www.lingwin.ru/61619697...42