Введение 5
1 Проектирование дистанционного курса для подготовки специалистов в
области документоведения 7
1.1 Особенности системы электронного документооборота 7
1.1.1 Определение и общая характеристика систем электронного
документооборота 7
1.1.2 Анализ литературных и интернет-источников по теме «Защита
информации в системах электронного документооборота» 9
1.1.3 Анализ существующих учебно-методических разработок в области
электронного документооборота 10
1.2 Анализ нормативной документации направления подготовки
46.03.02 Документоведение и архивоведение 11
1.2.1 Характеристика учебного заведения и подготовки специалистов в
области документоведения 11
1.2.2 Анализ учебно-методической документации направления
подготовки 46.03.02 Документоведение и архивоведение 16
1.3 Особенности разработки и технологические требования,
предъявляемые к дистанционным курсам 20
1.3.1 Функционал и требования к дистанционному курсу 20
1.3.2 Анализ и выбор средств реализации дистанционного курса по
дисциплине «Электронный документооборот в кадровой службе» 23
2 Разработка дистанционного курса «защита информации в системах
электронного документооборота» 30
2.1 Цель и назначение дистанционного курса «Защита информации в
системах электронного документооборота» 30
2.2 Проектирование структуры дистанционного курса «Защита
информации в системах электронного документооборота» 30
2.3 Разработка содержания дистанционного курса «Защита информации в
системах электронного документооборота» с помощью системы
управления обучением Moodle 33
2.4 Разработка лабораторных и практических работ 39
2.5 Разработка мультимедийного сопровождения 51
2.6 Методические рекомендации по использованию дистанционного курса
«Защита информации в системах электронного документооборота» 55
2.7 Результаты апробации и внедрения 56
Заключение 57
Список использованных источников 59
Приложение 63
В настоящее время деятельность большинства предприятий или организаций использует бумажный документооборот. Такой документооборот не обеспечивает возможность отслеживания этапов выполнения процессов организации, затрачивает много времени на рутинные операции с документами, и не дает возможности руководству полностью контролировать все текущие процессы. Исходя из вышеперечисленного, организациям стоит задуматься о переходе на электронный документооборот.
Электронный документооборот (ЭДО) организует работу с документами, при котором основная масса документов используется в электронном виде и хранится централизованно. Система электронного документооборота (СЭД) представляет собой компьютерную программу (программное обеспечение), которая позволяет организовать работу с электронными документами, а также взаимодействие между сотрудниками, в том числе передачу документов, выдачу заданий, отправку служебных записок, распоряжений, приказов и т. п.
Благодаря использованию системы электронного документооборота все документы и файлы хранятся в централизованном и структурированном электронном архиве. В несколько раз сокращается время на поиск, обработку и доставку документов. Применение СЭД позволяет контролировать доступ к документам, управлять их движением и хранением, обеспечивает быстроту подписания документов, возможность круглосуточно осуществлять любые операции с документами, а также минимизировать избыточность данных и бумажных процессов, сократить расходы на печать.
В то же время, СЭД приносит новые риски, поэтому пренебрежение защитой обязательно приведет к новым угрозам конфиденциальности. Как правило, основной элемент СЭД — документ или файл, поэтому под защищенным документооборотом часто подразумевают защиту информации, которую они содержат. Но защищать нужно всю систему, ее работоспособность, быстрое восстановление работы после повреждений или сбоев, аппаратные элементы системы. Поэтому к защите системы электронного документооборота необходим комплексный подход на всех ее уровнях.
Объект выпускной квалификационной работы — процесс обучения студентов направления подготовки 46.03.02 Документоведение и архивоведение дисциплине «Электронный документооборот в кадровой службе».
Предмет выпускной квалификационной работы — учебные матери-алы по теме «Защита информации в системах электронного документооборота».
Цель выпускной квалификационной работы — разработать дистанционный курс по теме «Защита информации в системах электронного документооборота» дисциплины «Электронный документооборот в кадровой службе» для обучения студентов направления подготовки 46.03.02 Документоведение и архивоведение.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать литературу и интернет-источники по разработке дистанционных курсов с целью определения требований к структуре, содержанию и средствам его реализации.
2. Рассмотреть требования и принципы создания дистанционного курса.
3. Проанализировать нормативную документацию направления подготовки 46.03.02 Документоведение и архивоведение для определения содержания дистанционного курса.
4. Разработать дополнительную образовательную программу «Защита информации в системах электронного документооборота»
5. Спроектировать структуру и содержание дистанционного курса.
6. Реализовать дистанционный курс «Защита информации в системах электронного документооборота».
Благодаря системам электронного документооборота все документы и файлы используется в электронном виде и хранятся централизованно. Применение СЭД в несколько раз сокращает рутинные операции, позволяет контролировать доступ к документам, управлять их движением, круглосуточно осуществлять любые операции. Однако СЭД приносит новые риски целостности хранящейся информации, поэтому пренебрежение защитой обязательно приведет к новым угрозам конфиденциальности. Защита требуется всей системе, ее работоспособности и аппаратным элементам системы.
Специалистам направления подготовки 46.03.02 «Документоведение и архивоведение» необходимо иметь определенные навыки работы с электронным документооборотом, чтобы их будущая деятельность приобрела высокий профессиональный уровень. Дистанционный курс является примером информационных технологий в образовании, пользуясь которым, студенты в процессе самостоятельной работы приобретают ценные навыки для обучения в дальнейшем.
В рамках выпускной квалификационной работы была рассмотрена характеристика предметной области и учебного заведения, проанализирована литература и интернет-источники по теме электронного документооборота. Был проведен анализ учебно-методической документации подготовки бака-лавров профиля «Правовое и документационное обеспечение управления персоналом», а именно учебный план и рабочая программа по дисциплине «Электронный документооборот в кадровой службе».
На основе анализа учебно-методической документации был сделан вывод о необходимости дополнительной образовательной программы (повышения квалификации).
После рассмотрения требований по разработке дистанционных курсов выбрана система электронного обучения Moodle в качестве средства реализации, после чего была разработана структура дистанционного курса.
Разработано видео приветствие, которое замотивирует слушателей на изучение курса, а также ознакомит со структурой и особенностями прохождения курса. Разработан теоретический материал, в том числе в виде презентаций и ментальных карт. Также разработаны видеоматериалы для лучшего понимания и усвоения информации, и лабораторные работы, направленные на обучение студентов по работе в системах электронного документооборота. К лабораторным работам разработаны средства контроля в виде контрольных вопросов и итоговых заданий.
Таким образом, разработан дистанционный курс «Защита информации в системах электронного документооборота» по дисциплине «Электронный документооборот в кадровой службе» для обучения студентов направления подготовки 46.03.02 Документоведение и архивоведение.
1. Анализ угроз информации систем электронного документооборота [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/ analiz-ugroz-informatsii-sistem-elektronnogo-dokumentooborota (дата обращения: 18.04.2019).
2. Возможности использования программного средства Moodle для создания электронных учебно-методических комплексов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/nZvozmozhnosti- ispolzovaniya-programmnogo-sredstva-moodle-dlya-sozdaniya-elektronnyh-ucheb no-metodicheskih-kompleksov (дата обращения: 02.04.2019).
3. Гаевская Е. Г. Технологии сетевого дистанционного обучения [Текст]: учебное пособие / Е. Г. Гаевская. — Санкт-Петербург: Факультет филологии и искусств СПбГУ, 2015. — 55 с.
4. Даниленко А. Ю. Безопасность систем электронного документооборота. Технология защиты электронных документов [Текст] / А. Ю. Даниленко. — Москва: Ленанд, 2015. — 232 c.
5. «Дело» — система электронного документооборота в России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/delo- sistema-elektronnogo-dokumentooborota-v-rossii(дата обращения: 25.04.2019).
6. Защита информации и информационная безопасность [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/zaschita- informatsii-i-informatsionnaya-bezopasnost(дата обращения: 18.04.2019).
7. Кабашов С. Ю. Электронное правительство. Электронный документооборот. Термины и определения [Текст]: учебное пособие / С. Ю. Кабашов. — Москва: ИНФРА-М, 2015. — 319 с.
8. Краковский Ю. М. Информационная безопасность и защита информации [Текст]: учебное пособие / Ю. М. Краковский. — Иркутск: ИрГУПС, 2016. — 224 с.
9. Куняев Н. Н. Конфиденциальное делопроизводство и защищенный электронный документооборот [Текст]: учебник / Н. Н. Куняев. — Москва: Логос, 2016. — 449 с.
10. Методические рекомендации по созданию курса дистанционного обучения через Интернет [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.curator.ru/method.html(дата обращения: 30.03.2019).
11. Мокрый В. Ю. Системы электронного документооборота [Текст]: учебное пособие / В. Ю. Мокрый. — Санкт-Петербург: Инфо-да, 2018. — 48 с.
12. Особенности защиты информации в системах электронного документооборота [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru /article/n/osobennosti-zaschity-informatsii-v-sistemah-elektronnogo-dokumentoobo rota (дата обращения: 30.04.2019).
13. Особенности защиты электронного документооборота [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.cnews.ru/reviews/free/security2006 /articles/e-docs/ (дата обращения: 30.04.2019).
14. Полат Е. С. Педагогические технологии дистанционного обучения [Текст]: учебное пособие / Е. С. Полат. — Москва: «Академия», 2015. — 400 с.
15. Просто об электронном документообороте [Электронный ресурс].
— Режим доступа: https://ecm-journal.ru/mustknow(дата обращения: 30.04.2019).
16. Разинков С. Л. Рабочая программа дисциплины «Электронный документооборот в кадровой службе» [Текст] / С. Л. Разинков. — Екатеринбург: РГППУ, 2015. — 32 с.
17. Роль системы электронного документооборота для современного предприятия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://edrj.ru/article/38- 05-17 (дата обращения: 30.04.2019).
18. Романов Д. А. Правда об электронном документообороте [Текст]: учебное пособие / Д. А. Романов. — Москва: ДМК Пресс, 2016. — 224 с.
19. Система электронного документооборота (СЭД) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://piter-soft.ru/knowledge/glossary/edo/sistema- elektronnogo-dokumentooborota.html(дата обращения: 25.04.2019).
20. Система электронного документооборота [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/sistema-elektronnogo-dokumento oborota (дата обращения: 20.04.2019).
21. Системы электронного документооборота [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/sistemy-elektronnogo-dokumento oborota (дата обращения: 18.04.2019).
22. Стратегии внедрения систем электронного документооборота в организациях [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru /article/n/strategii-vnedreniya-sistem-elektronnogo-dokumentooborota-v-organiza tsiyah (дата обращения: 30.04.2019).
23. Требования к программным средствам учебного назначения [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://fpptraining.fandom.com/ru^И/"Требования_к_программным_средствам_учебного_назначения" (дата обращения: 30.04.2019).
24. Устюгова В. Н. Работа студента в системе дистанционного обучения Moodle [Текст]: учебное пособие / В. Н. Устюгова. — Казань: ТГГПУ, 2016. — 59 с.
25. Чем отличается онлайн-обучение от дистанционного обучения [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://finacademy.net/materials/ article/chem-otlichaetsya-onlajn-obuchenie-ot-distantsionnogo-obucheniya (дата обращения: 20.04.2019).
26. ЭДО (электронный документооборот) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.audit-it.ru/terms/agreements/edo_elektronnyy _dokumentooborot.html (дата обращения: 02.04.2019).
27. Электронный документооборот [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/elektronnyy-dokumentooborot(дата об-ращения: 25.04.2019).
28. Электронный документооборот [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.docflow.ru/edu/glossary/detail.php?ID=27946(дата обращения: 05.04.2019).
29. Этапы разработки электронного учебного курса на платформе LMS Moodle [Электронный ресурс]. — Режим доступа https://cyberleninka.ru /article/n/etapy-razrabotki-elektronnogo-uchebnogo-kursa-na-platforme-lms-moodle (дата обращения: 30.04.2019).
30. iSpring Online [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
https://startpack.ru/application/ispring-online(дата обращения: 12.04.2019).
31. Mirapolis LMS [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
http://www.tadviser.ru/index.php/Продукт:Mirapolis_LMS (дата обращения: 12.04.2019).