ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОНКУРСА-ФЕСТИВАЛЯ КАК УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА ПОДРОСТКОВ
ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ 9
1.1. Характеристика конкурса-фестиваля 9
1.2. Развитие навыков актерского мастерства учащихся детской
школы искусств 17
1.3. Возможности организации конкурса-фестиваля как условия развития навыков актерского мастерства подростков детской
школы искусств 30
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ КОНКУРСА-
ФЕСТИВАЛЯ «ДЕТИ, ТЕАТР, МУЗЫКА» КАК УСЛОВИЯ
РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА ПОДРОСТКОВ
ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ 42
2.1. Специфика организации театрального конкурса-фестиваля «Дети. Театр. Музыка»
как условие развития навыков актерского мастерства подростков детской школы искусств 42
2.2. Цели, задачи и этапы опытно-поискового исследования
по организации театрального конкурса-фестиваля «Дети. Театр. Музыка» как условие развития навыков актерского мастерства подростков
детской школы искусств 56
2.3. Результаты опытно-поискового исследования по организации театрального конкурса фестиваля «Дети. Театр. Музыка» как условие развития навыков актерского мастерства подростков
детской школы искусств 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 88
Приложение 1. Видео- и фотоматериалы конкурса-фестиваля 94
Приложение 2. Результаты исследования в диаграммах 95
В условиях крупных социокультурных преобразований, происходящих в последние годы в России и мире, возникает необходимость разработки новых форм организации и управления творческой деятельностью детей и молодежи. В этой связи эффективным становится воспитание подрастающего поколения средствами культуры и искусства при проведении массовых творческих детско-юношеских мероприятий, получивших широкое распространение в отечественной и мировой практике.
Важнейшей особенностью развития культурно-массовых мероприятий является процесс взаимного проникновения культур, который в конце XX - начале ХХХ века приобрел всеобщий характер в результате развития различных видов современных коммуникаций. Это становится возможными при реализации социокультурных проектов, в частности, конкурсов и фестивалей.
В этой связи, в нашей стране и городе Екатеринбурге, в частности, приобретает особое значение проведение творческих проектов, конкурсов, фестивалей для детей и подростков, забота о духовном развитии которых, а также создание максимально благоприятных условий для самореализации подрастающего поколения, является гарантом успешного социокультурного развития мегаполиса. Не случайно одной из задач Стратегической программы «Екатеринбург-мегаполис культуры и искусства» является «создание условий для активной продуктивной культурно-творческой деятельности, этического и эстетического воспитания и развития личности горожанина, формирования у него позитивных ценностных установок и поведенческих стереотипов, в том числе высокой культуры бытового поведения и толерантности к другим культурам и их носителям» [42, с.81].
В создании условий активной продуктивной культурно-творческой деятельности особого внимания заслуживают детские конкурсы-фестивали, проводимые в сфере художественного образования. Конкурс-фестиваль 4
является одной из наиболее распространенных форм культурно-массового праздничного мероприятия, особенно привлекательной для подростков. Будучи неотъемлемой частью культуры как знаково-коммуникативной системы, конкурс-фестиваль являет собой уникальный образец разноуровневого общения, открывает возможности для эффективной коммуникации, в результате которой достигается понимание между людьми как представителями разных культур, возрастов, социальных и профессиональных сообществ.
Проведение больших и малых конкурсов-фестивалей исполнительских искусств за последние десять лет прочно вошло в повседневный обиход современной художественной жизни Российской Федерации, что актуализировало формирование новых моделей их разработки и проведения, а также создания не только организационных и методических условий по проведению конкурсов-фестивалей в сфере художественной культуры. Широкий спектр проводимых в России подобных мероприятий свидетельствует о востребованности и перспективности их развития.
Однако существующие методические разработки по вопросам организации и проведения конкурсов и фестивалей не всегда соответствуют критерию универсальности в части инструментария, предлагаемого для организаторов. Необходимо осмысление проблем, связанных с определением содержания, технологий организации и проведения таких мероприятий, разработки и осуществления программ с учетом возрастных особенностей участников, в частности подростков, проявляющих особый интерес к подобным массовым мероприятиям.
Учитывая стремления данной возрастной группы детей, необходимо максимально использовать специфику и значительные возможности организации театральных конкурсов-фестивалей в развитии творческих способностей, умений и навыков подростков.
...
Итак, понятие «конкурс-фестиваль» складывается из двух самостоятельных понятий, каждое из которых имеет собственное значение. Это праздничное культурно-массовое мероприятие, представляющее собой периодически повторяющийся смотр-конкурс достижений в каких-либо видах искусства (музыка, театр, кинематограф, изобразительное искусство, танец и т.д.) с целью выявления его наиболее выдающихся участников и их работ. Характеристики «конкурса-фестиваля» как явления: массовый (общественный); оценочный; представляющий достижения искусства; периодически повторяющийся; праздничный; шумный, веселый; запоминающийся; яркий; эмоциональный. Все приведённые характеристики дополняют значения конкурса-фестиваля, представляя его, прежде всего, как художественную акцию культурной политики.
Конкурс-фестиваль имеет ряд особенностей: ограниченные календарные сроки проведения; определённое место проведения (страна, регион, город, район, концертный или театральный зал); наличие аудитории, на которую ориентирована его художественная концепция.
Конкурс-фестиваль как явление художественной жизни отличается особой атмосферой праздника, ориентацией на показ лучших художественных коллективов и исполнителей, оригинальностью репертуарного предложения. Основная задача конкурса-фестиваля - внести новизну в культурную жизнь страны, региона, города, района, учреждения, создать максимально широкое поле притяжения для профессионалов в области искусства и для рядовых зрителей/слушателей, а также выявить лучших участников.
Учитывая перечисленные выше особенности, представляется возможным ввести следующее определение конкурса-фестиваля как организационно-художественной формы: конкурс-фестиваль представляет собой культурно-массовое мероприятие просветительского,
соревновательного и, одновременно, развлекательного характера, предполагающее показ достижений в определенной, чаще художественной области, имеющее сквозную художественную идею или концепции, локализованное в ограниченный календарный период в определенном географическом и культурном пространстве (Меньшиков А.А.).
Конкурсы-фестивали классифицируются в группы по следующим основаниям: продолжительности; периодичности; месту проведения; способу приглашения; типу участников; теме мероприятия; возрасту участников; масштабу; источнику финансирования (бюджетирования); уровню (статусу в культурной жизни, авторитету). Существует специфика конкурса- фестиваля искусств, который Е.И. Резникова разделяет по двум признакам: видам искусств; конкурсной основе.
Первостепенная задача при создании конкурса-фестиваля - определение целевой аудитории проводимого мероприятия, которую можно классифицировать по следующим признакам: географическим; социальнодемографическим; инициативе участия; психическим особенностям.
Для описания целевой аудитории можно использовать следующие социально-демографические характеристики: пол, возраст, образование, уровень дохода, социальный и семейный статус, профессия, место работы, род деятельности, национальность или расовая принадлежность, географию проживания. Целевая аудитория является важным аспектом любой деятельности. Наличие целевой аудитории позволяет сконцентрироваться на определенной группе потребителей и создать для них идеальный продукт деятельности, предлагая его в нужном месте и с правильной коммуникацией.
Таким образом, система дополнительного образования детей в России формировалась из уникальных отечественных форм внешкольной работы. В современных условиях система дополнительного образования является неотъемлемой частью непрерывного вариативного образования. Дополнительное образование осуществляется вне рамок основных образовательных программ.
...
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017-2016 года [Текст] : федер. закон : [принят Гос. думой 21 декабря 2012 г. : одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.]. - Екатеринбург : ИД «УралЮр Издат», 2012. - 52 с.
2. Закон об образовании Российской Федерации [Текст] : федеральный закон о дополнительном образовании : [принят Гос. думой 29 декабря 2012 г. : одобр. Советом Федерации 26 декабря 2012 г.]. - Москва : 2013. - 17 с.
3. Устав МАУК ДО «Екатеринбургская детская школа искусств № 4 «АртСозведие» [Текст] : устав : [принят общим собранием трудового коллектива 15 октября 2012 г. - утвержден распоряжением Управления культуры Администрации города Екатеринбурга 7 февраля 2013 г.]. - Екатеринбург, 2012. - 46 с.
4. Астратова Г.В. и др. Теория и практика формирования рынка услуг маркетинговых исследований [Текст] / Г.В. Астратова, В.А. Шапошников, Е.А. Абрамова. - Екатеринбург : Изд-во Рос. Гос. Про.-пед. Ун-та, 2005. - 220 с.
5. Буторина Н.И. Электронная презентация как дидактическое средство: программное обеспечение, структура, содержание, стадии разработки [Текст] / Н.И. Буторина // Теория и практика применения информационных технологий в искусстве, культуре и музыкальном образовании. - Екатеринбург : Изд-во ФГАОУ РГ1П1У, 2008. - 230 с.
6. Волков Б.С. Психология ранней юности [Текст] / Б.С. Волков. - М. : ТЦ Сфера, 2001. - 96 с
7. Воронин И.И. Развитие воспитательного потенциала музыкальноразвлекательных программ для молодёжи в учреждениях культуры [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. Наук / И.И. Воронин. - М. : МГУКИ, 2011. 24 с.
8. Гойхман О.Я. Организация и проведение мероприятий [Текст] / О.Я. Гойхман. - М. : ИНФРА-М, 2010. - 120 с.
9. Гончаров А. А., Карпушкин М. Уроки мастера: Конспекты по театральной педагогике [Текст] / А.А. Гончаров, М. Карпушкин. - М. : Изд- во «ГИТИС», 2005. - 216 с.
10. Грачева Л.В. Актерский тренинг - теория и практика [Текст] / Л.В. Грачева. - СПБ. : Речь, 2004. - 168 с.
11. Евладова Е.Б. и др. Дополнительное образование детей [Текст] / Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, Н.Н. Михайлова. - М. : ВЛАДОС, 2002. - 352 с.
12. Ершов П.М., Симонов П.В. Сверх-сверхзадача в жизни человека [Текст] / П.М. Ершов, П.В. Симонов // Темперамент. Характер. Личность. - М.: НАУКА, 1984. - 350 с.
13. Ершов П.М. Указатель основных понятий и терминов системы К.С. Станиславского [Текст] / П.М. Ершов. - М. : НАУКА, 1985. - 196 с.
14. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толковообразовательный [Текст] : в 2 т. / Т.Ф. Ефремова - М.: Рус. яз., 2000. - 1209 с.
15. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности [Текст] / А.Д. Жариков. - М. : МГУК, 1998. - 344 с.
... всего 60 источников