ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ
ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ 8
1.1. Самостоятельная работа и её роль при обучении иностранному языку 8
1.2. Понятие универсальных учебных действий 18
1.3. Особенности развития регулятивных универсальных учебных действий
на уроках английского языка 24
1.4. Метод проектов как эффективный способ формирования регулятивных
универсальных учебных действий 35
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1 42
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
МЕТОДА ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ
РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ 44
2.1. Анализ УМК на наличие средств формирования регулятивных
универсальных учебных действий 44
2.2. Методическая разработка проектной деятельности с учетом
необходимости формирования регулятивных универсальных учебных
действий 53
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 67
Важнейшее требование современного социума к школе – это
формирование личности учащегося, который мог бы самостоятельно и
креативно решать научные, производственные и общественные задачи, а также
критически мыслить, формировать и отстаивать свою точку зрения, дополнять
и обновлять собственные знания посредством самообразования,
совершенствовать навыки, творчески применять их при необходимости.
Формирование самостоятельной, инициативной и творческой личности всегда
было первостепенной задачей образования.
Самый доступный и проверенный практикой способ повышения
активизации учеников на уроке и эффективности усвоения ими знаний – это
правильная организация самостоятельной учебной работы, которая играет
важную роль на современном уроке, так как учащийся получает знания только
в процессе индивидуальной самостоятельной учебной деятельности.
В настоящее время ученики школы обычно ограничены подражанием,
соблюдением строгих правил и алгоритмов, которые предъявляет педагог.
Успех учебной работы обычно зависит от точного соответствия
предъявленному образцу. Наряду с этим важно отметить стремление многих
педагогов предоставить ученикам свободу. Например, в том случае, когда
неправильность выполнения задания не будет влиять на общую картину
успеваемости. Обычно такие задания – это разнообразные творческие задания
по определённой дисциплине на конечном этапе изучения темы, различные
внеклассные мероприятия на учебном материале и многие другие.
Таким образом, педагог может и должен создать необходимые условия
для целенаправленного развития самостоятельности ученика.
Современные учебные программы по школьным дисциплинам включают
в себя требование развивать самостоятельность у учеников и формировать у
них умение учиться, иными словами – формировать универсальные учебные
действия. Ученик, который не приобрёл этих качеств, не может справиться с
5
возрастающими требованиями к самостоятельности и объемом учебного
материала. В дальнейшем он утрачивает интерес к учению, учится ниже своих
способностей, а став выпускником, не умеет творчески решать свои
профессиональные задачи.
Выдающиеся отечественные и зарубежные педагоги всегда утверждали,
что на уроке ученики должны работать самостоятельно, а педагог —
руководить этим самостоятельным трудом, создавать все необходимые условия
для самостоятельной работы. Учащихся важно обеспечить умениями и
навыками научной организации умственного труда: умениями ставить цель,
выбирать средства ее достижения, планировать работу. Для формирования
целостной и гармоничной личности необходимо её систематическое включение
в самостоятельную деятельность. Такая деятельность в процессе особого вида
учебных заданий – проектных работ – обретает характер проблемно-поисковой
деятельности.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в последнее
время в связи с постоянно меняющимися тенденциями в обществе система
образования претерпевает значительные изменения. Универсальные учебные
действия – важный компонент современного образования. Универсальные
учебные действия необходимы школьникам для успешного учения в целом; они
являют собой сущность метапредметных результатов основного образования
Российской Федерации. Формирование регулятивных универсальных учебных
действий вызывает больший интерес для исследования ввиду того, что
овладение именно регулятивными универсальными учебными действиями
обеспечивает успешную организацию учебной деятельности.
Цель данной работы: теоретически обосновать необходимость
формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках
английского языка и разработать комплекс заданий и упражнений,
направленный на практическое применение с целью формирования
регулятивных универсальных учебных действий....
В квалификационном исследовании нами была поставлена цель –
теоретически обосновать необходимость формирования регулятивных
универсальных учебных действий на уроках английского языка и разработать
комплекс заданий и упражнений, направленный на практическое применение с
целью формирования регулятивных универсальных учебных действий.
На достижение этой цели были направлены следующие задачи:
1. Изучить понятие универсальных учебных действий и представить их
сущностную характеристику.
2. Раскрыть особенности формирования регулятивных универсальных
учебных действий на уроках английского языка.
3. Рассмотреть сущность использования метода проектов на уроках
английского языка.
4. Проанализировать учебно-методический комплекс на наличие средств
формирования регулятивных универсальных учебных действий (в т. ч.
проектная методика).
5. На основе теоретического анализа научно-методической литературы
разработать комплекс упражнений, способствующий более
успешному формированию регулятивных универсальных учебных
действий в процессе работы с проектами.
Выполняя поставленные задачи исследования, нами была рассмотрена
научная литература и раскрыто содержание понятия «регулятивные
универсальные действия», под которым понимается совокупность действий
учащегося, которые направлены на управление и организацию учащимся своей
учебной деятельности (целеполагание, контроль, планирование, оценка,
коррекция). Метод проектов мы рассмотрели как наиболее эффективный метод
формирования регулятивных УУД на уроках английского языка, а также
привели примеры заданий по иностранному языку на самоконтроль.
61
Анализ различных УМК показал, что проектные задания присутствуют в
каждом из учебников, проектным заданиям на уроках английского языка
уделяется много внимания. Также мы выяснили, что формулировки заданий не
совершенны и требуют дополнительных заданий, на основании чего и был
разработан комплекс заданий для работы с проектом в шестом классе на уроке
английского языка.
Данный комплекс включает себя различные задания и упражнения,
направленные на отработку у учащихся умения самостоятельно организовывать
свою учебную деятельность, а именно на отработку таких умений, как ставить
цели, составлять план, контролировать свои действия, находить и
корректировать ошибки, давать адекватную оценку полученным результатам.
Овладение такими умениями является показателем высокого уровня
сформированности регулятивных универсальных учебных действий.
Опираясь на вышеизложенное, можно сказать, что задачи исследования
выполнены, а цель исследования достигнута.
Отметим, что проведенное исследование не претендует на абсолютное
решение проблемы формирования регулятивных универсальных учебных
действий в средней школе на уроках английского языка. Актуальной
представляется дальнейшая разработка методических материалов,
направленных на формирование всех групп регулятивных УУД.
. Примерная основная образовательная программа основного общего
образования от 8 апреля 2015 г. № 1/15
2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
(полного) общего образования. – М.: Просвещение, 2013. – 63 с.
3. Фундаментальное ядро содержания общего образования. - М.:
Просвещение, 2009. – 48 с. (Стандарты второго поколения).
4. Александров Д. Н. Формирование учебно-познавательной активности
учащихся //Контроль в обучении иностранным языкам в средней школе.
М. – 1986.
5. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в
начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред.
А.Г. Асмолова, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. — М.:
Просвещение, 2011.
6. Барамзина С. А. Активизация учебной деятельности школьников в
условиях личностно ориентированного обучения : дис. – Киров : [Вят.
гос. гуманит. ун-т], 2004.
7. Башмаков А. И. и др. Креативная педагогика. Методология, теория,
практика. – 2011.
8. Белогрудова В. П. Об исследовательской деятельности учащихся в
условиях проектного метода //Иностранные языки в школе. – 2005. – №.
8. – С. 6-11.
9. Бондаревская Е. В., Бермус Г. А. Теория и практика личностно
ориентированного образования //Педагогика. – 1996. – №. 5. – С. 14-19.
10. Буряк В. К. Самостоятельная работа учащихся //М.: Просвещение. –
1984. – Т. 64.
11. Воровщиков С.Г. Развитие универсальных учебных действий:
внутришкольная система учебно-методического и управленческого
63
сопровождения: Монография / С.Г. Воровщиков, Е.В. Орлова. – М.:
МПГУ, 2012.
12. Выготский Л.С., Антология гуманной педагогики. М.: Издательский Дом
Шаивы Амонашвилли, 1996 г. собр. соч. в 6-ти томах под ред. Власовой
Т.А.
13. Горев П., Утёмов В. Развитие универсальных учебных действий
учащихся основной школы в условиях реализации стандартов нового
поколения (ФГОС). Учебно-методическое пособие. – Litres, 2017.
14. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. — М.: ИНТОР, 2011. —
544 с.
15. Данюшенков В. С., Барамзина С. А. Активизация учебной деятельности
школьников в условиях личностно-ориентированного обучения. – 2005....54