ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ФУНДАМЕНТ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОЙ
ГРАММАТИКЕ В СЕГОДНЯШНИХ РЕАЛИЯХ 6
1.1. Грамматика английского языка и её роль в обучении языку 6
1.2. Методические подходы к преподаванию английской грамматики 8
1.3. Метод визуализации в обучении иностранным языкам 12
1.4. Упражнения с использованием визуализации в учебном процессе как метод
обучения 16
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 22
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ВИЗУАЛИЗАЦИИ В
ОБУЧЕНИИ ГРАММАТИКЕ НА УРОКАХ В
СРЕДНЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 24
2.1. Анализ учебных пособий на предмет визуализации 24
2.2. Практический эксперимент: использование ментальной карты в пятых
общеобразовательных классах 26
2.3. Методические рекомендации по составлению ментальных карт 31
2.4. Пример части урока с использованием визуализации для формирования
навыков грамматики английского языка в 7 классе 32
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
ПРИЛОЖЕНИЯ. 45
В современном обществе все больше и больше возникает потребность в
знании иностранного языка. Стремительное развитие технологий — это
импульс для изучения новых языков, поэтому предмет “иностранный язык”
становится неотъемлемым в образовательной программе ученика школы. После
введения ФГОС второго поколения [1, c. 51-52] поменялись требования к
организации и структуре современного урока английского языка. Программа
обучения иностранному языку теперь включает в себя наличие
коммуникативных навыков и формирование языковых компетенций.
Коммуникативные навыки представлены в четырёх аспектах речи: говорение,
включающее в себя диалогическая и монологическую речь, аудирование,
чтение, а также письмо [30, c.187-193]. Языковая компетенция состоит из
нескольких частей, таких как: фонетическая сторона речи, грамматическая
сторона речи, орфография и лексика. Фундаментом изучения иностранных
языков, на котором базируется лексика, является грамматика. По мнению Р.М.
Фрумкиной [37, с. 38], многим ученикам бывает довольно трудно понять то или
иное грамматическое правило, особенно на среднем этапе обучения, когда
объяснение в учебниках либо слишком сложное из-за обилия научных
терминов, либо представлено в форме сказок или картинок и уже не способно
заинтересовать ученика. В таком случае очень важно найти правильный подход
к передаче знаний, чтобы замотивировать ученика на участие в учебном
процессе.
Данные исследований показывают, что обучающиеся средних классов
среднеобразовательных школ по всему миру легче усваивают информацию на
примере графиков, схем и таблиц [30, c. 47-55]. Поэтому схематическая
наглядность, то есть обсуждаемая нами в данной работе визуализация, является
очень важным аспектом в обучении грамматики иностранного языка.
Актуальность. Для продуктивного использования иностранного языка
необходимо овладеть всей полнотой грамматических навыков. Визуализация
4
является крайне продуктивной при изучении грамматики. Опора на
инфографику, таблицы и схемы позволит ученикам быстрее усвоить
грамматический материал, а также отработать его до автоматизма в
дальнейшем [21, c. 29-33].
Целью данной выпускной квалификационной работы является изучение
применения визуализации в обучении грамматике иностранного языка в
средних классах государственных общеобразовательных школ. Для того чтобы
достичь желаемой цели автор намерен рассмотреть следующие задачи:
• Изучить роль грамматики среди этапов обучения иностранному языку;
• Рассмотреть основные подходы к обучению грамматики;
• Проанализировать особенности визуализации;
• Изучить технологию обучения грамматике при использовании схем на
примерах других учителей;
• Разработать фрагмент урока освоения новых грамматических знаний с
использованием визуализации.
Объект исследования – процесс формирования грамматического навыка
при обучении английскому языку. Предмет исследования - метод
визуализации в обучении грамматике иностранного языка в средних классах
государственных общеобразовательных школ.
Научная новизна исследования заключается в анализе применения
визуализации в процессе изучения грамматики английского языка и расчётов
показателя уровня наглядности в современных пособиях.
Методики исследования: метод выборки, текстологический анализ,
сопоставительный анализ.
Материал исследования получен из сплошной и репрезентативной
выборки из научных статей, размещённых в журналах, публикаций,
авторефератов, диссертаций, учебной литературы, электронных ресурсов.
Теоретическая база исследования: работы российских и зарубежных
ученых в области методики преподавания (Г.В. Рогова, Н.Д. Гальскова, Н.И.
Гез, К. Корвалан), языкознания (О.Н. Опойкова, В. Пармер) и психологии
образования (И.А. Зимняя, В.С. Мухина, З. Джеббари)....
В данной выпускной квалификационной работе были изучены базовые
принципы того, как формируются грамматические навыки, такие как:
• Поиск и структурирование методического материала
• Его систематизация
• Накладывание на него визуализации
Курс грамматики английского языка в средней школе должен уделять
достаточно внимания теории. При этом главным методологическим принципом
является принцип сознательности, про котором, обучающимся следует ясно
осознавать коммуникативную направленность изучаемых ими грамматических
структур. Коммуникативная цель обучения грамматике на среднем этапе
позволяет выразить основное требование к количеству грамматического
материала, необходимого для усвоения в средней школе. Согласно данной
цели, он должен быть достаточным для использования языковых средств на
уровне общения в указанных программой рамках и возможным для его
применения в условиях реальной практики.
Инструменты обучения являются необходимым условием успешного
изучения любого иностранного языка. Английский язык относится к числу
предметов, которыми ученики овладевает в процессе именно активной речевой
деятельности, такой как говорение, слушание, чтение, или письмо. Именно
поэтому визуализация способна побудить не только изучать грамматику, но и
использовать её в общении как можно чаще, создать атмосферу реальной
коммуникации.
В ходе написания выпускной квалификационной работы нами были
изучены наиболее авторитетные работы отечественных и зарубежных ученых в
областях методики обучения иностранному языку, языкознания, стилистики и
психологии образования. Результаты сбора и обработки данной информации в
развернутом виде были предоставлены в теоретической главе. Для подготовки
40
урока были использованы аутентичные материалы. Коммуникация между нами
и учениками проходила на английском языке.
Была определена специфика подачи грамматического материала, изучены
визуализационные формы и определено то, как влияет визуализация на
приобретение и развитие грамматических навыков обучающихся среднего
звена на занятиях по английскому языку.
Таким образом, цель исследования - изучение схематической наглядности
в обучении грамматике английского языка в средних классах в
общеобразовательной школе - была достигнута. Также нами были учтены все
необходимые по ФГОС компетенции.
В процессе данного исследования автор вывела формулу - аналитический
показатель уровня визуализации, который был применён к сравнению
отечественных и зарубежных учебников на предмет наличия заданий с
визуализацией. Был сделан вывод о том, что в иностранных учебниках
преобладают именно задания с инфографикой и наглядностью.
В качестве эксперимента автором было проведено сравнение методов
преподавания грамматики в двух общеобразовательных классах ГБОУ СОШ
№1409 (с применением визуализации и без), результатом которого стало
гораздо более высокая усваиваемость материала обучающимися. После
данного эксперимента автор провела опрос среди учеников двух классов для
получения обратной связи и вывела закономерность позитивного влияния
использования средств наглядности.
Кроме того, автор вывел общие положения методических рекомендаций
для преподавателей средней школы к разработке, внедрению и использованию
ментальных карт на уроках английского языка.
Данная дипломная работа написана с соблюдением жанровых и языковых
норм научного текста, соответствует регламентированной структуре и
установленным положениям, не является плагиатом, процент заимствований
соответствует норме.
Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от
29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) // Собрание законодательства
Российской Федерации. – 31.12.2012. – № 53 (ч. 1). – Ст. 7598; Собрание
законодательства Российской Федерации. – 07.03.2016. – № 10. – Ст. 1320.
2. Абдулаев, Э.Н. Наглядность и проблемный подход в обучении
иностранным языкам / Э.Н. Абдулаев // Преподавание в школе. – 2008. – №1. –
с. 23-26
3. Аверин, В.А. Психология детей и подростков / В.А. Аверин – СПб.: Издво Михайлова, 2008. – 314 с.
4. Агабекян, И.П. Английский язык для обучающихся среднего звена.
Учебное пособие / И.П. Агабекян, П.И. Коваленко. – СПб.: Феникс, 2014. –
320с
5. Афанасьева О.В. Английский язык (English – VII) за 7 класс /
Просвещение, 2013 – 275с
6. Бабанский, Ю.К. Методические основы оптимизации учебновоспитательного процесса / Ю.К. Бабанский. – СПБ.: Просвещение, 2002. – 298
с.
7. Биболетова, М.З. Английский язык: Английский с удовольствием = Enjoy
English: Учебник для 7 кл. общеобраз. Учрежд / Обнинск: Титул, 2011. – 128 с.
8. Бородулина, М.К. Обучение иностранному языку / М.К. Бородулина, А.А.
Карлин, А.С. Лурье. – М: Просвещение, 2010. – 256 с
9. Вендина, Т.И. Введение в языкознание / Т.И. Вендина. – М.: Высшая
школа, 2003. – 288 с
10. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный
подход. М., 1991. С. 207.
11. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам:
учеб. пособие / Н.Д. Гальскова. – М.: АРКТИ, 2000. – 372 с.
12. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам / Н.Д. Гальскова,
Н.И. Гез – М.: ACADEMA, 2004. – 234 с.
13. Гез, Н.И. Формирование коммуникативной компетенции как объект
зарубежной методики исследования / Н.И. Гез. – М, 1999. – С. 32–38.
14. Гергенредер, Ж.С. Обучение коммуникативной грамматике в рамках
практического овладения иностранным языком / Ж.С. Гергенредер. – СПб, 2004
15. Голуб, Б.А. Основы общей дидактики / Б.А. Голуб. – М.: ВЛАДОС, 2009.
– с. 96....51