ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ
ВИДЕОУРОКА КАК СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПОДРОСТКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЭСТРАДНОМУ ВОКАЛУ В ДЕТСКОЙ
МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 9
1.1. Видеоурок как средство обучения 9
1.2. Особенности самостоятельной работы подростков в детской
музыкальной школе 20
1.3. Специфика занятий по эстрадному вокалу
с применением видеоурока 28
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ВИДЕОУРОКА КАК СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПОДРОСТКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЭСТРАДНОМУ ВОКАЛУ
В ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 37
2.1. Содержание и алгоритм создания видеоурока 37
2.2. Методы и приёмы применения видеоурока при организации
самостоятельной работы на занятиях по эстрадному вокалу с подростками в детской музыкальной школе 51
2.3. Анализ апробации видеоурока для организации самостоятельной
работы подростков в детской музыкальной школе 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 65
Приложение 1. Дополнительная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Инструментальное (вокальное) музицирование» 70
Приложение 2. DVD-диск с курсом видеоуроков 81
Приложение 3. Нотные примеры распевок 82
Согласно проекту «Инновационная Россия 2020», одними из ключевых задач стратегии инновационного развития Российской Федерации, являются создание эффективных материальных и моральных стимулов для притока наиболее квалифицированных специалистов в обеспечивающие инновационное развитие образование и науку, а также повышение восприимчивости населения к инновациям. Для инновационной экономики нужен «инновационный человек» - не только способный в полной мере использовать достижения науки и техники, но и мотивированный на создание инноваций, внедрение их во все сферы общественной жизни. Система образования на всех своих этапах должна и в части содержания, и в части методов и технологий обучения быть ориентирована на формирование и развитие навыков и компетенций, необходимых для инновационной деятельности.
Инновацию определяют как целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы, вследствие чего происходит переход системы из одного состояния в другое . Одним из предметов изменений являются средства обучения. Их определяют как материальный или идеальный объект, который находится между педагогом и учащимися и используется для усвоения знаний, формирования опыта познавательной и практической деятельности. В современной школе широко используются такие средства обучения, как объекты окружающей среды, действующие модели, макеты и муляжи, приборы и средства для демонстрационных экспериментов, графические средства, учебники и учебные пособия, приборы для контроля знаний и умений учащихся, компьютеры и технические средства обучения.
Современные технологии позволяют расширить возможности урока и приводят к необходимости использования новых средств обучения. Одним из таких средств является видеоурок. Применение в учебном процессе видео помогает учащимся увидеть своими глазами то, о чём они говорят и читают на уроках, а также позволяет организовать их самостоятельную работу, то есть учебную деятельность, выполняемую учащимся без непосредственного контакта с преподавателем.
Важным для приучения к самостоятельной работе является подростковый возраст. На базовом уровне обучения в старшей школе происходит дальнейшее формирование способности школьников самостоятельно определять свои жизненные и профессиональные планы. Приучать школьников к самостоятельной работе является важным не только для общества, но и для формирования полноценной личности, готовой к вступлению во взрослую жизнь.
Известно, что подростки из всего многообразия музыкального искусства чаще предпочитают именно современную эстрадную музыку. Включение подростков в процесс такой музыкальной деятельности, как эстрадное музицирование способствует удовлетворению их потребностей и интересов, а в случае целенаправленного знакомства с лучшими образцами эстрадной музыки и формированию их музыкальной культуры.
Детские музыкальные школы (далее - ДМШ), следуя веяниям нового времени, с каждым годом всё активнее используют для приобщения подростков к музыкальному искусству эстрадную музыку. До недавнего времени считалось, что основным видом музыкального исполнительства в условиях ДМШ является хоровое музицирование. Сейчас же всё большей популярностью пользуется сольное и ансамблевое пение, при этом эстрадное исполнение стремительно вытесняет академическое.
...
В настоящее время перед современным преподавателем остро встаёт проблема применения информационных технологий в процессе обучения. Они являются наиболее эффективным техническим средством обеспечения принципа наглядности, сформулированного Я.А. Коменским, а также значительно упрощают процесс как подготовки к уроку, так и работы на занятии. Технические средства обучения, обеспечивающие принцип наглядности путём предъявления на занятии звуковой и зрительной информации, называются аудиовизуальными средствами обучения и включают в себя аудиопродукцию, видеопродукцию, интерактивные учебные пособия и интернет.
Видеоурок является одним из важнейших аудиовизуальных средств обучения и применяется в учебном процессе уже более ста лет, от трансляции узко направленных обучающих видео в кинотеатрах в начале века и до широчайшего распространения в сети Интернет видеоуроков по всем темам и направлениям. Видеоурок по эстрадному вокалу в системе ДМШ обеспечивает принцип наглядности, удобен в применении и позволяет тренировать вокальные навыки без присутствия преподавателя, а значит, является эффективным средством для организации самостоятельной работы подростков. Однако необходимо отметить, что самостоятельная работа с видеоуроком по вокалу может только дополнять учебные занятия с преподавателем, а не заменять их.
Самостоятельная работа как средство обучения применяется с античных времён и до настоящего времени. Исследователи по-разному трактуют понятие самостоятельной работы, однако для данного исследования выбрано определение, данное в новом словаре методических терминов и понятий: «самостоятельная работа - вид учебной деятельности, выполняемый учащимся без непосредственного контакта с преподавателем или управляемый преподавателем опосредованно через специальные учебные материалы». Этим специальным учебным материалом выбран видеоурок по эстрадному вокалу, а местом его внедрения выбрана ДМШ, так как в дополнительной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Инструментальное (вокальное) музицирование» предусмотрены требования к самостоятельности выпускников данного направления. Возраст выпускников варьируется от 14 до 16 лет, а значит, входит в рамки подросткового возраста. Именно в этот период ребёнок стремится к независимости, саморазвитию и самосовершенствованию. Это благоприятствует и занятиям по эстрадному вокалу, благодаря формированию самоанализа и вокального слуха. Однако именно подросткам особенно важно обращать внимание на гигиену и охрану голоса, так как в этом возрасте голосовые связки проходят травмоопасный мутационный период.
Для успешного обучения подростков эстрадному вокалу существуют свои педагогические условия повышения эффективности, принципы и методы. При создании курса видеоуроков по эстрадному вокалу для подростков автором исследования была разработана методика, опирающаяся на методики Сета Риггса и Э. Ховард и Х. Остина. Несмотря на большое количество научно обоснованных примеров применения видеоуроков в образовательной среде, в настоящий момент в области эстрадного вокала существует нехватка теоретико-методических обоснований эффективности видеоуроков на занятиях с подростками в ДМШ.
...
1. Российской Федерации. Концепции. Развития дополнительного образования детей [Текст]: [утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р]. - М. : 2014. - 24 с.
2. Ажищева Т.А. Эффективные формы работы учителя-логопеда с родителями [Текст] / Т.А. Ажищева // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - 2016. - №5. - С. 222-224.
3. Алгоритм [Текст] // Новый толково-словообразовательный словарь русского языка / под ред. Т.Ф. Ефремовой. М. : Дрофа, Русский язык, 2000. - С. 838.
4. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки [Текст] / Москва: Просвещение, 1978. - 47 с.
5. Аристова И.Л. Общая психология. Мотивация, эмоции, воля [Текст] / И.Л. Аристова. - Владивосток : ТИДОТ ДВГУ, 2003. - 104 с.
6. Афонасин Е.В. Образ Пифагора в Строматах Климента Александрийского [Текст] / Е.В. Афонасин // Философское антиковедение и классическая традиция. - 2009. - т.3, выпуск 1. - С. 31.
7. Бордовская Н.В. Педагогика: Учебное пособие / Н.В. Бордовская,
А.А. Реан и др. - Спб. : Питер, 2006 - 304 с.
8. Бим-Бад Б.М. Самостоятельная работа [Текст] Б.М. Бим-Бад // Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. - 528 с.
9. Воронин А.С. Самостоятельная учебная работа [Текст] / А.С. Воронин // Словарь терминов по общей и социальной педагогике. - Екатеринбург : ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. - 135 с.
10. Данилов М.А. Дидактика средней школы [Текст] / М.А. Данилов, М.Н. Скаткин. - М. : Просвещение, 1975. - 302 с.
11. Зайченко И.В. Педагогика [Текст] / И.В. Зайченко - Киев : Освгга Украши, 2008. - 528 с.
12. Запасная Л.А Разработка видеоуроков по анализу и оценке последствий аварий на опасных производственных объектах с использованием программного комплекса «Токси+Риск» [Текст] / Л.А. Запасная, С.П. Дударов // Успехи в химии и химической технологии. - 2010. - т. 24. - №1 (106). - С. 47-49.
13. Зимняя И.А. Педагогическая психология [Текст] / И.А. Зимняя. - М. : Логос, 2000. - 175 с.
14. Зинченко В.П. Подростковый возраст [Текст] / В.П. Зинченко, Б.Г. Мещряков // Большой психологический словарь - 4-е изд. - Санкт- Петербург : Прайм-Еврознак, 2008. - С. 925-927.
15. Изюрова О.С. Вокальный эстрадный ансамбль как форма развития толерантного отношения подростков-воспитанников детского дома к сверстникам [Текст] : дис. канд. пед. наук : 13.00.02 / О.С. Изюрова. - Екатеринбург, 2009. - 194 с.
... всего 47 источников