Аннотация
Введение 3
Глава I. Теоретические основы использования образовательной
технологии "педагогическая мастерская" как средства развития
умений письменной речи на уроках иностранного языка
6
1.1. История становления и развития педагогических мастерских в
российской и зарубежной методике преподавания
6
1.2. Принципы организации и проведения педагогических
мастерских
8
1.3. Цели и содержание обучения письменной речи на уроках
английского языка на среднем этапе
17
1.4. Использование технологии педагогических мастерских в
процессе развития умений письменной речи на уроках английского
языка
19
Выводы 30
Глава II. Опытно - практическая часть по развитию у учащихся
умений письменной речи посредством технологии педагогических
мастерских
31
2.1. Проектирование педагогической деятельности на основе
использования педагогических мастерских с целью развития у
учащихся умений письменной речи
31
2.2. Первичная диагностика уровня сформированности у учащихся
умений письменной речи
35
2.3. Анализ результатов педагогической деятельности по развитию
у учащихся умений письменной речи
39
Выводы 47
Заключение 49
Список используемой литературы 51
Приложение 54
Развитие человечества неразрывно связано с таким важным историческим
процессом как развитие письменности. Письменность появилась для передачи
информации и связана со способностью человека что-либо создавать. Она
позволила установить связи не только между современниками, но даже между
людьми различных поколений, а также передать потомству важнейшие
достижения культурного творчества.
Письменная речь многим отличается от других видов речевой
деятельности не только своей специфичностью и особенностью, но и степенью
распространенности использования ее в повседневной жизни. Языковеды и
методисты неоднократно доказывали, что передача и прием информации с
помощью человеческого языка осуществляется главным образом в виде устной
речи (говорение и аудирование) или чтения. Использование письменной речи
является значительно более ограниченным. Еще менее значима роль
письменной речи на иностранном языке. Более скромная роль письменной речи
по сравнению с устной речью и чтением в жизни определила и место этого вида
речевой деятельности в обучении иностранным языкам в средней школе.
Долгое время обучению письму придавалось второстепенное значение в
общеобразовательной школе. Письмо являлось лишь средством обучения
другим видам речевой деятельности, как средство, позволяющее учащимся
лучше усвоить программный языковой материал, и средство контроля
сформированности речевых навыков и умений обучаемых.
Однако, современный мир диктует новые условия в развитии и
образовании детей, поэтому в настоящее время отношение к письму и обучению
учащихся умениям выражать свои мысли в письменной форме решительно
изменилось. Письмо как цель обучения присутствует в программах для всех
6
типов учебных учреждений, на всех этапах обучения иностранным языкам. В
этом и заключается актуальность нашего исследования. Стремительное
возрастание роли письма в учебном процессе по иностранным языкам связано
также с использованием в настоящее время творческих, необычных,
интерактивных форм работы с языком, например, таких как педагогические
мастерские.
Педагогическая мастерская — это такая форма обучения детей, которая
создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому
опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Это дает нам
основание предположить, что создание и функционирование такой мастерской
по развитию умений письменной речи на уроках английского языка повысит
уровень знаний, умений и навыков учащихся в данном виде речевой
деятельности. Отсюда возникает вопрос: «Насколько эффективным будет
использование творческих мастерских с целью развития умений письменной
речи на среднем этапе обучения АЯ?»
Ответ на этот вопрос и является целью нашей работы. Исходя из
актуальности проблемы, нами выбрана тема исследования: «Развитие умений
письменной речи на среднем этапе обучения английскому языку посредством
технологии педагогических мастерских»
Объект исследования – формирование умений письменной речи на
уроках английского языка.
Предмет нашего исследования – технология педагогических мастерских,
как средство формирования умений письменной речи на среднем этапе
обучения английскому языку.
В нашей дипломной работе мы рассматривали вопрос о возможностях и
результатах педагогической деятельности посредством технологии
педагогической мастерской по развитию умений письменной речи в процессе
обучения иностранному языку.
В педагогических мастерских, как ни в какой, на наш взгляд, другой
технологии, обеспечивается целесообразное сочетание технологичности
действий учителя и свободы творчества, предоставляемой ученику. Не
случайно, само понятие «мастерская» пришло в педагогику из сферы
творчества, изначально подразумевая место, где создается что-то новое, до
сегодняшнего дня не существовавшее. Задача педагога-мастера включить
ребенка в процесс индивидуальной творческой познавательной деятельности,
помочь ему совершить открытие, подарить радость создания нового,
самостоятельно полученного знания.
Нам известно, какое большое значение в организации учебного процесса
имеет мотивация учения. Она способствует активизации мышления, вызывает
интерес к тому или иному виду занятий, к выполнению того или иного
упражнения.
Приведенные в данной работе результаты исследований и наблюдений
дают нам основание утверждать, что использование технологии педагогических
мастерских по развитию умений письменной речи способствует
интенсификации обучения иноязычному общению.
Даже в рамках классно-урочной системы и необходимости реализации на
занятии образовательного стандарта может быть создана эвристическая среда,
одной из основных характеристик которой является свобода выбора для
школьника характера, форм, способов включения в учебную деятельность. Хотя
в мастерской участникам и предлагаются задания, постепенно подводящие их к
52
осознанию познавательной проблемы, определяющие примерную
последовательность движения к ее решению, каждый ставит для себя
собственный, наиболее важный и актуальный на данном этапе саморазвития
вопрос, подбирает соответствующие своим личностным особенностям варианты
его разрешения.
Таким образом, в мастерской каждый ученик проявляет индивидуальный
стиль исследовательской, творческой деятельности, строит свой путь к знаниям.
Позиция педагога предполагает консультирование школьников, помощь им в
организации учебной работы и осмыслении осваиваемых способов
деятельности.
Подводя итоги практической деятельности и получив положительную
динамику результатов исследовательской деятельности, мы сделали вывод, что
мастерские по развитию умений письменной речи должны находиться в
современной системе образования, так как основной задачей школы является
воспитание у учащихся интеллектуальной, творческой, духовнонравственной и эмоционально-волевой сфер личности, а педагогические
мастерские ориентированы на достижение именно таких результатов в своей
практической деятельности. Кроме того, хотелось бы отметить и тот интерес, с
которым работали учащиеся в педагогической мастерской по развитию умений
письма. Это была новая форма работы, необычная, но в тоже время
привлекательная для ребят. После урока учащиеся пребывали в хорошем
расположении духа, делились между собой впечатлениями и обсуждали
проделанную работу на уроке.
1. Рабочая программа к УМК «New Millennium English» для 5 класса
2. Абрамова Г.И. Возрастная психология. – М.: Просвещение, 1999.
3. Андреев В.И. Педагогика. – Казань - Центр инновационных технологий –
2000.
4. Ариян М.А. Современные технологии обучения иностранным языкам в
школе: Учебное пособие. Н. Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова,
2013.
5. Бабинская Т.П. Практический курс методики преподавания ИЯ. Минск:
ТетраСистемс. 2003.
6. Бим И.Л. Обучение иностранному языку. Поиск новых путей.
//Иностранные языки в школе. – 2002.
7. Богоявленская Д.Б. – Новые технологии/ Под редакцией Н.Е. Щурковой. –
М.: Новая школа. – 1998.
8. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. –
М.: АРКТИ – ГЛОССА. - 2000.
9. Георгий Т.В. Приемы интенсивного метода обучения на уроке
английскому языку.-М.:Наука, 2012.
10. Загашев И.О., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на
уроке: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2004.
11. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 2010.
12. Иванова Т.В., Сухова И.А. Теория и методика обучения иностранному
языку: Базовый курс лекций. Часть II. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2008.
13. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ
зарубежного опыта. М.: Народное образование, 1998.
14. Колкер Я.М. и др. Практическая методика обучения иностранному языку.
М.: «Академия», 2001.
15. Кузовлев В.П., Симкин В.Н., Лапа Н.М. Английский язык. Методические
рекомендации к контрольным заданиям к учебникам 5 - 6 классов
общеобразовательных учреждений – М., «Просвещение» 2007....32