Введение 4
Глава 1 Теоретические основы исследования 7
1.1 Основные подходы к трактовке термина «синтаксическая
конструкция» 7
1.2 Основные подходы к трактовке термина «семантика» 14
1.3 Основные подходы к трактовке термина «прагматика» 19
1.4 Политическая лингвистика как наука 27
1.5 Практическое применение исследуемого материала в практике
преподавания иностранного языка 30
Выводы по первой главе 33
Глава 2 Синтаксические конструкции деструктивного прагматического
эффекта, характеризующие личность Дональда Трампа 34
2.1 Синтаксические конструкции деструктивного прагматического эффекта с
концевой сильной позицией 34
2.2 Синтаксические конструкции деструктивного прагматического эффекта со
средней сильной позицией 45
Выводы по второй главе 59
Заключение 60
Библиографический список 62
Данная работа посвящена исследованиям, лежащим в области
теоретической грамматики английского языка, и касается изучения языковых
способов достижения деструктивного прагматического эффекта при введении
образа 45-ого президента США Дональда Трампа в современной американской
прессе.
Актуальность темы заключается в необходимости более масштабного
изучения прагматики публицистических текстов. Вопросами прагматики
занимались такие ученые, как Ч. Пирс, Ч. Моррис, Л. Витгенштейн и благодаря
своим исследованиям, внесли огромный вклад в языкознание. На протяжении
всей истории своего существования пресса, как одна из разновидностей средств
массовой информации, несет в себе мощнейший коммуникативный заряд,
направленный на ум и чувства адресата, именно поэтому, изучение прагматики
продолжает оставаться актуальным, так как оно способствует детальному
раскрытию коммуникативного назначения языковой единицы, ее
использования, как способа воздействия и взаимодействия.
Цель работы заключается в выявлении и описании ключевых
синтаксических конструкций и лексем деструктивного прагматического
эффекта при введении образа Дональда Трампа в современной американской
прессе.
Поставленная цель предопределила решение следующих задач:
1. проанализировать публицистическую литературу по теме
исследования;
2. выявить лексемы и синтаксические конструкции деструктивного
прагматического эффекта, используемые в американской прессе при
характеристике личности Дональда Трампа;
3. проанализировать и описать данные способы образования
деструктивной прагматики в политической прессе.
5
Объект исследования – синтаксические конструкции и лексемы разного
прагматического потенциала в современном англоязычном дискурсе СМИ.
Предмет исследования – ключевые синтаксические конструкции и
лексемы деструктивной прагматики при введении образа Д. Трампа в
публицистических изданиях.
Материалом исследования является американская пресса. Для работы
было отобрано несколько наиболее популярных публицистических изданий
США, таких как The New York Times, Slate Magazine, The Washington Post,
National Review, AM New York, The Globe and Mail, The Mark Levin Show. Из
них путем сплошной и репрезентативной выборки было отобрано 50
контекстов.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем
представлен ряд частных наблюдений и выводов, сделанных в результате
анализа конкретного материала. На сегодняшний день, в связи с возрастающей
ролью СМИ, изучение прагматики является крайне актуальным, в связи с чем
выявление способов ее достижения в тексте на примере описания образа
конкретной личности в прессе поспособствовало более полному пониманию
необходимости продолжения исследования данного направления лингвистики.
В работе были использованы сравнительный и описательный методы,
реализованные через комплекс более частных методик и исследовательских
приемов, таких как определение типа семантических изменений и описание
особенностей их проявления в тексте.
Теоретическая значимость заключается в том, что данное исследование
дает материал для дальнейших теоретических обобщений, способствует
разработке таких теоретических проблем, как взаимодействие языка и
мышления, роль языка в экспликации и формировании картины мира,
взаимодействие различных уровней языковой системы.
Практическая значимость заключается в возможности использования
работы при дальнейшем изучении данной темы, а также при проведении семинарских занятий по стилистике, теоретической грамматике, лексикологии
в учебных заведениях....
Резюмируя проведенное исследование, мы можем сделать вывод о том,
что актуальность изучения прагматики современного газетного текста очень
высока. Одной из важных функций газетно-публицистического стиля является
воздействующая функция. Заведомо известная для журналиста реакция
читателя является конечной целью коммуникаций. В связи с этим, недооценка
знаний общих закономерностей восприятия информации читателем порождает
трудность в ее осмыслении и недоверие к ней.
Перед тем, как перейти к практической части исследования, мы изучили
подходы российской и зарубежной лингвистических школ к терминам
«синтаксическая конструкция», «семантика», «прагматика», выявили
значимость и актуальность такого направления языкознания как
прагмалингвистика, определили важность политической лингвистики как
науки.
Материалом для практической части исследования явились статьи,
содержащие критику в адрес Дональда Трампа, в таких американских
публицистических изданиях как New York Times, National Review, AM New
York, The Washington Post, Slate, Globe and Mail. Проанализировав отдельные
синтаксические конструкции в контексте статей, мы обнаружили, что одним из
основных методов достижения высокого деструктивного прагматического
эффекта является использование в большом изобилии ярко-выраженной
оценочной эмоционально-экспрессивной лексики. Зачастую, данная лексика не
просто носит негативный оценочный характер, но и является крайне
оскорбительной для личности Дональда Трампа, что способствует высокому
уровню достижения манипулятивной коммуникации: у читателя формируется
образ неадекватного, непредсказуемого в своих действиях, жестокого и
некомпетентного в политической деятельности человека. Также, мы выяснили
61
что при достижении прагматического эффекта высока роль метафоры.
Метафора является универсальным способом воздействия на адресата.
Следуя из всего вышесказанного, мы можем сделать вывод, что слово
обладает огромными психологическими свойствами и является мощнейшим
оружием воздействия. В связи с этим, исследования в сфере прагмалингвистики
не перестанут быть актуальными, а будут лишь приобретать все более
значимый и высокий статус....
. Абитова А. Р. Социопрагматика текста «поток сознания» (на материале
современной немецкой прозы): дис. … канд. филол. наук: 10.02.04. –
Пятигорск, 1999. – 217 с.
2. Адмони В. Г. Система форм речевого высказывания. – СПб.: Наука, 1994. –-
195 с.
3. Александрова О. В. Язык средств массовой информации как часть
коллективного пространства общества / О. В. Александрова // Язык СМИ
как объект междисциплинарного исследования. – М., 2003. – С. 89-99.
4. Апресян Ю. Д. Коннотация как часть прагматики слова
(лексикографический аспект) // Русский язык. Проблемы грамматической
семантики и оценочные факторы в языке. – М.: Наука. 1992. – С.45-64.
5. Арнольд И. В. Лексикология современного английского языка. – М.: Изд-во
литературы на иностранных языках. – М., 1959. – 269 с.
6. Арутюнова Н. Д., Гутнер Н. Д. Гуманитарная Энциклопедия. Прагматика.
[Электронный ресурс] Internet http//: http://gtmarket.ru/concepts/6935 2002
(Дата обращения: 28.05.2018).
7. Баранов А. Г. Функционально-прагматическая концепция текста: автореф.
дис. ... д-ра филол. наук. – Краснодар, 1993. – 182 с.
8. Бархударов Л. С. Структура простого предложения современного
английского языка. – М.: Высшая школа, 1966. – 195 с.
9. Беляева И. В. Прагматическое содержание количественной оценки. –
Краснодар, 2005. – 25 с.
10.Блох М. Я. Диктема в уровневой системе языка // Вопросы языкознания.
2000. № 4. – С. 56-67.
11. Блох М. Я. Проблемы парадигматического синтаксиса (на материале
английского языка): автореф. дис. ... д-ра филол. наук. – М., 1977. –22 с.
63
12. Бородулина Н. Ю. Метафорическая репрезентация экономических понятий
в семиотическом аспекте: дис. … доктора филологических наук: 10.02.19. –
Тамбов, 2009. – 353 с.
13. Гак В. Г. Прагматика // Энциклопедия «Русский язык». – М.: Дрофа, 1997. –
С. 360-361.
14. Гужвий Ю. С. Прагматика газеты как воздействие // Петрозаводский
университет. – 2008. – № 6. – С. 17–22.
15. Дейк Т. А. Язык. Познание. Коммуникация. – М.: Прогресс, 1989. – 150 с...37