Введение 3
Глава 1. Речевое оформление коммуникативных ситуаций на уровне А2 при обучении русскому языку в цифровой среде 8
1.1. Проблема коммуникативной ситуации при обучении РКИ 8
1.2 Чат-боты в образовании 15
1.3 Анализ структуры языкового материала в учебниках РКИ уровня А2 24
1.4 Вывод 30
Глава 2 Лингвистическая база моделирования коммуникативных ситуаций 31
2.1. Характеристика коммуникативных ситуаций из учебников по модели И.А. Стернина 31
2.2 Анализ коммуникативных ситуаций из интернет-источников 43
2.3 Результаты интервью студентов-иностранцев 47
2.4 Вывод 52
Глава 3. Результаты моделирования и представление чат-бота 54
3.1 Принципы речевого поведения бота 54
3.2 Описание моделей коммуникативных ситуаций 57
3.2.1 Модель КС «знакомство» 57
3.2.2 Модель КС «разговор о семье» 62
3.2.3 Модель КС «разговор о погоде» 67
3.2.4 Модель КС «болезнь, у врача» 71
3.3 Оценка эффективности полученного бота 76
3.4 Вывод 80
Заключение 82
Список литературы 85
Приложение 91
В XXI в. наблюдается процесс стремительного развития различных программ, приложений и систем. Сфера образования испытывает особое влияние искусственного интеллекта, так как огромный объем информации все сложнее усвоить традиционными способами. Примерами использования современных технологий в обучении иностранным языкам можно назвать приложения для запоминания новой лексики (Quizlet, Memrise и др.) или приложения-самоучители для интерактивного изучения иностранного языка (Duolingo, LinguaLeo, Tongo и др.). В них содержится большое количество визуальных и аудиоматериалов, которые значительно упрощают процесс усвоения материала.
Абсолютно новым явлением в сфере изучения иностранных языковстало использование чат-ботов. Чат-бот (от англ. «chat» – общаться –и «bot» – машина) – это робот, имитирующий речь живого человека. Спецификой чат-бота является следование жесткому алгоритму, который необходимо смоделировать. Под моделированием понимается проектирование диалога и разработка коммуникативной ситуации с учетом выбранных для отработки в нем типичных речевых средств.
Феномен чат-ботов стал активно изучаться лингвистами. Можно назвать работы О.С. Биккуловой и М.И. Ивкиной (2021), П.А. Гайдаша (2020), М.А. Романюты (2022). Из работ на иностранном языке можно назвать труды Р. Софи (2018) и М.С. Монсерата (2022). Особое внимание стоит уделить докладу, который был представлен в ООН – “ChatbotsinHigher Education” (2021). Указанные труды подтверждают нарастающий интерес к теме чат-ботов в образовании, однако актуальность данной работы объясняется тем, что мы находим большое количество исследований компьютерных технологий, которые применяются при обучении русскому языку как иностранному (далее - РКИ), однако до сих пор наблюдается не так много работ о возможностях применения в этой сфере искусственного интеллекта. Современное образование испытывает потребность в подобных изысканиях в связи с возрастающей ролью ИИ в образовательной среде. Кроме того, мало внимания уделяется проблеме чат-бота в контексте отработки речевого оформления определенной коммуникативной ситуации.
Под коммуникативной ситуацией (далее – КС) в данной работе понимается конкретная ситуация общения, в которую входят партнеры по коммуникации. Она определяет речевое поведение, выбор речевых средств и способы реализации коммуникативной интенции [Азимов, Щукин, 2009: 99]. Из работ, посвященных КС, можно выделить статью Д.А. Омаровой «Речевые ситуации в формировании коммуникативных умений учащихся» (2011), а также монографию И.А. Стернина «Анализ коммуникативных ситуаций» (2013).
Цель работы заключается в анализе и моделировании КС в общении на русском языке на уровне А2.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Проанализировать работы, посвященные проблеме КС;
2. Выявить роль чат-ботов и онлайн-тренажеров в современном образовании;
3. Отобрать наиболее частотные КС, изучаемые на уровне А2;
4. Представить обзор КС в учебниках русского языка как иностранного уровня А2 и интернет-источниках;
5. На основе анализа составить модели выбранных КС;
6. Проверить реализацию смоделированных сценариев с помощью интервью с иностранными студентами;
7. Создать чат-бот с целью отработки обучающимися выбранных КС на уровне А2.
Объектом исследования являются частотные КС при общении на русском языке (уровень А2).
...
Общение на языке — это основная цель его изучения. Для вывода лексики и грамматики в речь и преодоления барьера и страха перед разговором с носителями широко используется именно коммуникативная методика, которая на данный момент является одной из основных применяемых методик в сфере преподавания иностранного языка.
Для приобретения коммуникативной компетенции недостаточно выучить наизусть слова и грамматические конструкции. Без определенных упражнений, направленных на вывод их в речь, появляется большая вероятность того, что весь материал останется исключительно в пассивном запасе. Именно поэтому одним из инструментов их эффективного усвоения и превращения в активный запас является учебная коммуникативная ситуация. Преподаватель на уроке может смоделировать ее, обозначив студентам основные компоненты (коммуниканты, время, место, цель общения, тема и эмоциональный фон).
Коммуникативная ситуация, смоделированная непосредственно на уроке и разыгранная учениками — это традиционная и привычная форма. Она должна включать в себя следующие компоненты: партнеров по общению, сообщение, контекст, контакт и код.
Современные технологии расширили возможности учащихся и преподавателей. Одним из новейших инструментов является чат-бот, который преимущественно применялся в бизнесе и маркетинге, однако сейчас он активно внедряется в сферу образования, выполняя при этом административные и обучающие функции.
Боты на базе машинного обучения являются перспективным направлением для создания целого спектра образовательных продуктов. Именно они, в отличие от ботов на основе строгих алгоритмов, пригодны на роль собеседника и могут помочь учащимся приобрести коммуникативную компетенцию.
Это является важным еще и потому, что в результате анализа более традиционных образовательных ресурсов (учебники, практикумы, видео в социальных сетях, онлайн-тренажеры и т. д.) был выявлен разрыв между языковым материалом, имеющимся в них, и языковым материалом, необходимым для успешного достижения поставленных коммуникативных целей. Причины этого указаны в выводах к главе 2 (слишком высокая скорость изменения окружающих реалий и существование строго очерченных лексических минимумов для каждого уровня владения). Бот должен помочь минимизировать данный разрыв и повысить уровень коммуникативной компетенции учащихся для успешного общения с реальными носителями в последующем.
По итогам проведенного исследования и по завершении практической части можно сказать, что 4 представленные КС можно подвергнуть моделированию и встроить в бот. Однако их тестирование с целью проверки эффективности и выявления недочетов – это долгий процесс, требующий времени и иных ресурсов. В первую очередь работа должны быть направлена на пополнение базы предполагаемых ответов пользователя: их содержания, формулировок и т.д.
Кроме того, необходимо решить вопрос с исправлением грамматических и лексических ошибок пользователя. Следует понять, в какой форме бот будет высылать отчет, на какие ресурсы ссылаться и насколько тщательно он должен выверять получаемые сообщения.
Возможность бота отвечать на заданный вопрос – это еще один сложный вопрос с точки зрения программирования, который требует времени на разрешение.
Отдельно хочется отметить перспективу перехода на голосовые сообщения, так как именно такая форма обеспечила бы максимальную эффективность при отработке КС.
Перспективным направлением также является расширение базы самих КС, с которыми могут столкнуться пользователи при общении с носителем.
Монографии
1. Стернин, И.А. Анализ коммуникативных ситуаций, изд. 2-ое, испр. и доп. / И.А. Стернин. – Воронеж: «Истоки», 2013. – 50с.
2. Якобсон, Р. Избранные работы / Р. Якобсон – М: «Прогресс», 1985. – 456 с.
Статьи
2. Аблеев, С.Р. Моделирование сознания и искусственный интеллект: пределы возможностей / С. Р. Аблеев // Вестник экономической безопасности. – 2015. – №3. – С. 58–64.
3. Бабаян, В.Н. Основные классификации диалогов и диалогических высказываний-реплик / В.Н. Бабаян, С.Л. Круглова // Вестник КГУ. – 2016. – №3. – С. 155–159.
4. Багаева, В.В. Стратегии поведения в конфликте / В.В. Багаева // СТЭЖ. – 2015. – №1. – С. 91–92.
5. Биккулова, О.С. Чат-бот в методике преподавания РКИ / О.С. Биккулова, М.И. Ивкина // Мир русского слова. – 2021. – №1. – C. 91–96.
6. Быкова, В.А. Оценка эффективности применения чат-бота как информационной поддержки преподаваемой дисциплины / В.А. Быкова // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – №1. – C. 56–64.
7. Ван, Шисянь. Возможность применения искусственного интеллекта в обучении иностранному языку в Китае на примере осмысления фразеологизмов с понятием времени / Ван Шисянь, Чэнь Сюэ // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. – 2021. – №6. – C. 123–127.
8. Володина, Д.Н. Использование речевых ситуаций на начальном этапе обучения русскому языку как иностранному в техническом вузе / Д.Н. Володина, О.А. Дроздова, Е.В. Замятина, О.Е. Оглезнева // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – №3. – C. 105–109.
9. Гайдаш, П.А. Чат-боты и онлайн-тренажеры как новейший инструмент изучения иностранных языков / П.А. Гайдаш // Информатика в школе. – 2020. – №10. – C. 45–53.
10. Гатулин, Р.Р. Использование мессенджера Telegram для реализации технологии электронного обучения в вузе / Р.Р. Гатулин, Д.А. Калупаева // Вестник экономической безопасности. – 2017. – №11–12. – C. 31–33.
11. Гречихин, С.С. Дистанционное обучение с помощью образовательных чат-ботов в современных мессенджерах / С.С. Гречихин // Балтийский гуманитарный журнал. – 2020. – №3. – C. 66–68.
12. Одинцова, И.В. Учебная коммуникативные-речевые ситуации как методические категории / И.В. Одинцова // Вестник ЦМО МГУ. – 2010. – №1. – C. 44–51.
13. Кадеева, О.Е., Чат-боты и особенности их использования в образовании / О.Е. Кадеева, В.Н. Сырицына // Информатика в школе. – 2020. – №10. –C. 45–53.
14. Комарова, З.И. Коммуникативно-прагматическая парадигма в дисциплинарно-методологическом пространстве современной лингвистики / З.И. Комарова // Вестник ЧелГУ. – 2013. – №1. – C. 66–71.
15. Курносова, К.В. Самообучающийся чат-бот как квазисубъект педагогического взаимодействия / К.В. Курносова // Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. – 2020. – №8. – C. 2868–2874.
...
46 источников