ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОГОКУРСА ЛЕКЦИЙ КАК СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ГАРМОНИЯ» В МУЗЫКАЛЬНОМ КОЛЛЕДЖЕ 11
1.1. Характеристика электронного курса лекций 11
1.2. Понятие и содержание самостоятельной работы учащихся
музыкального колледжа 22
1.3. Условия применения электронного курса лекций как средства
организации самостоятельной работы по гармонии учащихся музыкального колледжа 32
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО КУРСА ЛЕКЦИЙ
КАК СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ГАРМОНИЯ» В МУЗЫКАЛЬНОМ КОЛЛЕДЖЕ 44
2.1. Содержание электронного курса лекций по учебному предмету «Гармония» 44
2.2. Технология создания и способы применение электронного курса
лекций по гармонии при организации самостоятельной работы учащихся музыкального колледжа 55
2.3. Анализ апробации электронного курса лекций по гармонии при организации
самостоятельной работы учащихся музыкального колледжа 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 88
Приложение 1. Анкета для учащихся музыкального колледжа 96
Приложение 2. Курс лекций по гармонии (распечатанный вариант) 99
Приложение 3. Скриншоты электронного курса лекций по гармонии 114
Приложение 4. Диаграмма результатов анкетного опроса 141
Активное использование электронных информационных технологий в настоящее время является необходимым условием перехода общества к информационной цивилизации. В учреждениях образования всех уровней и типов данные технологии позволяют повысить качество обучения, изменяя характер организации учебно-воспитательного процесса, полностью мотивируя процессы восприятия информации и получения знаний обучаемыми, погружая их в информационно-образовательную среду. Современные информационные технологии оказывают компьютерную и телекоммуникационную поддержку в организации и управлении учебно¬воспитательным процессом, проникая в содержание образовательных программ на всех уровнях обучения: школьном, вузовском и послевузовском.
Постоянное совершенствование образовательного процесса направлено на то, чтобы привести содержание образования в соответствие с современным уровнем научного знания, повысить эффективность всей учебно¬воспитательной работы и подготовить учащихся к деятельности в условиях перехода к информационному обществу. В этой связи информационные технологии становятся неотъемлемым компонентом содержания обучения, способствующим эффективной организации самостоятельной работы учащихся, оптимизации и повышению качества учебного процесса.
К таким современным компьютерным технологиям следует отнести электронные учебные средства, в том числе, электронные курсы лекций.
Вопросами использования электронных учебных курсов в образовании занимались многие ученые (Б. Андресен, К. Абботт, Н.В. Апатова, Ю.С. Брановский, Дж. Брунер, Дж. Булл, Д. Джонассен, К. Джоунс, Б. Робинсон, Р. Сальо, П. Скримшоу, Дж. Хиггинс и др.). Ряд отечественных исследователей изучали проблемы применения мультимедиа в образовании (М.Ф. Быков, Р.С. Гуревич, А.М. Гуржий, М.И. Жалдак, Ю.А. Жук, М.Е. Кадемия и др.). Среди современных исследований, посвященных использованию электронных средств обучения, можно отметить работы Т.А. Бабенко, Н.В. Клемешова, В.Н. Чичук и др.
Электронный курс лекций - это современная компьютерная информационная технология, объединяющая текст, звук, видео и графическое изображение, позволяющая вводить, обрабатывать, хранить, передавать и отображать разные типы данных. Подобный курс соответствует специфике музыкального образования, благодаря интеграции самых разнообразных объектов: текстов, книг, музыкальных аудио, видеороликов (кинофрагментов, видеозаписи концертов, видео уроков); анимации; фоторядов (с автопрокруткой), иллюстративных подборок; слайдов и слайд шоу; ссылок с переходом на нужную страницу.
В широком распространении электронного курса лекций в музыкальном образовании учащихся находит отражение качественный переход от учебных текстов (в том числе, электронных) в их традиционном понимании к интерактивным мультимедиа ресурсам, позволяющим по- разному представлять информацию и давать возможность учащимся управлять процессом ее освоения с помощью интерактивного экрана.
Особыми возможностями электронный курс лекций в силу своего многокомпонентного содержания обладает при организации самостоятельных занятий по учебному предмету «Гармония» с учащимися колледжа искусств, проявляющих значительный интерес к современным обучающим технологиям.
Основными видами учебной деятельности на занятиях по данному музыкально-теоретическому предмету являются, прежде всего: гармонический анализ музыкального произведения и жанрово-стилевая характеристика его гармонических средств; игра гармонических оборотов и последовательностей на фортепиано; гармонизация мелодии и баса с целью практического закрепления полученных знаний; сочинение и исполнение гармонических последовательностей и цифровок и т.д.
Большое значение для успешного обучения учащихся музыкального колледжа на занятиях по учебному предмету «Гармония» имеет организация самостоятельных занятий. Использование электронного курса лекций при этом оптимизирует процесс освоения учащимися содержания музыкально-теоретического предмета, позволяя им успешно реализовывать следующие дидактические возможности:
• изучать теоретический материал по учебным темам музыкально-теоретического предмета с нотными примерами;
• знакомиться с нотными и аудио фрагментами или целостными произведениями, анализируя их гармонические особенности;
• самостоятельно отбирать и выполнять практические задания по анализу гармонической вертикали и горизонтали в нотном тексте, по гармонизации мелодии или баса, а также при игре гармонических оборотов и последовательностей;
• обращаться к словарю музыкально-теоретических понятий и терминов для их грамотного толкования и применения в практической учебной деятельности;
• осваивать учебный материал в интерактивном режиме, свободно переходя от раздела к разделу электронного курса лекций в необходимом темпе;
• изучать дополнительный учебный материал, используя ссылки на внешние интернет-ресурсы и т.д.
Указанные возможности электронного курса лекций при организации самостоятельной работы учащихся музыкального колледжа на занятиях по учебному предмету «Гармония» подтверждают актуальность темы настоящей выпускной квалификационной работы.
Однако следует отметить существование ряда противоречий между:
1) современными требованиями к применению компьютерных ресурсов в среднем специальном образовании, с одной стороны, и отсутствием теоретико-методических разработок по использованию электронного курса лекций при обучении учащихся музыкального колледжа по учебному предмету «Гармония», с другой;
2) значительными возможностями электронного курса лекций в обучении, с одной стороны, и его недостаточным применением в организации самостоятельной работы учащихся музыкального колледжа на занятиях по гармонии, с другой стороны;
3) потребностью и готовностью учащихся к использованию современных электронных технологий, с одной стороны, и преобладанием традиционных дидактических средств в самостоятельной работе учащихся музыкального колледжа при освоении ими предмета «Гармония», с другой стороны.
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования следующим образом: теоретическое обоснование применения электронного курса лекций как средства организации самостоятельной работы учащихся музыкального колледжа на занятиях по учебному предмету «Гармония».
Проблема определила выбор темы исследования: «Электронный курс лекций как средство организации самостоятельной работы учащихся музыкального колледжа на занятиях по учебному предмету “Гармония”».
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и апробировать в учебной практике электронный курс лекций как средство организации самостоятельных занятий учащихся колледжа искусств на занятиях по учебному предмету «Гармония».
Объект исследования - процесс организации самостоятельных занятий учащихся музыкального колледжа искусств на занятиях по учебному предмету «Гармония».
Предмет исследования - содержание и способы применения электронного курса лекций как средства организации самостоятельной работы учащихся музыкального колледжа на занятиях по учебному предмету «Гармония».
Гипотеза заключается в том, что применение электронного курса лекций как средства организации самостоятельной работы учащихся колледжа искусств на занятиях по учебному предмету «Гармония» будет успешным при условии, если:
1) содержание предлагаемого курса лекций будет разработано в соответствии с ФГОС СО специальности 53.02.02 «Музыкальное искусство» и рабочей программой учебного предмета «Гармония»;
2) компоненты электронного курса лекций будут способствовать организации самостоятельной работы учащихся;
3) при создании данного курса будут учитываться содержательные, технологические и технические требования к подобным учебным средствам;
4) будет внедрена уточненная технология создания данного электронного средства, основанная на поэтапном применении компьютерных программ (Microsoft Word, MuseScore 3, Sound Forge, Adobe Photoshop, Microsoft PowerPoint);
5) при разработке содержания рассматриваемого курса будут использоваться мультимедийные технологии, полноценно раскрывающие специфику данного музыкально-теоретического предмета;
6) будут определены условия и способы применения электронного курса лекций по гармонии для организации самостоятельной работы учащихся музыкального колледжа по гармонии.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой в исследовании поставлены следующие задачи:
1) охарактеризовать электронный курс лекций;
2) раскрыть содержание самостоятельной работы учащихся музыкального колледжа;
3) определить условия применения электронного курса лекций по гармонии как средства организации самостоятельной работы учащихся музыкального колледжа;
4) разработать технологию создания, содержание и способы применения электронного курса лекций по гармонии;
5) апробировать и проанализировать результаты применения электронного курса лекций на занятиях по учебному предмету «Гармония» при организации самостоятельной работы учащихся музыкального колледжи.
Методологической основой исследования являются: психолого-педагогические исследования в области организации самостоятельных занятий учащихся (Есипов Б.П., Лысенко А.В., Михайлова М.П., Пигалова Т.Б. и др.); психолого-педагогические труды по вопросам восприятия учащимися электронных средств обучения (Давыдов В.В., Дарвиш О.Б., Зимняя И.А. и др.); положения музыкознание и вопросы методики преподавания музыкально-теоретических дисциплин (Бонфельд М.Ш., Дубовский И.И., Евсеев С.В., Соколов В.В, Способин И.В. и др.); труды в области музыкальной педагогики и методики музыкального образования (Абдуллин Э.Б., Асафьев Б.В., Цыпин Г.М. и др.); теория и практика применения современных информационных и коммуникационных технологий в образовании (Долинер Л.И., Захарова И.Г., Смирнов В.А.и др.); теория и практика применения компьютерных технологий в музыкальном образовании (Буторина Н.И., Горбунова И.Б., Горемычкин А.И., Полозов С.П.и др.).
Методы исследования:
• теоретические - изучение психолого-педагогической литературы по вопросам организации самостоятельной работы в высшем образовательном учреждении, специальной литературы по применению информационных и коммуникационных технологий в образовании, музыковедческой литературы по вопросам гармонии, научно-методической литературы по проблемам преподавания гармонии; изучение научной и методической литературы по вопросам использования информационных и коммуникационных технологий в процессе музыкального обучения; анализ понятийного аппарата по рассматриваемой теме; обобщение опыта использования электронных курсов лекций в музыкальном образовании;
• эмпирические - разработка содержания электронного курса лекций по учебным темам предмета «Гармония»; анкетный опрос учащихся музыкального колледжа в процессе апробации разработанного курса лекций; анализ результатов его применения; обработка и интерпретация результатов исследования.
Теоретическая значимость: теоретическое обоснование применения электронного курса лекций для организации самостоятельных занятий учащихся музыкального колледжа по учебному предмету «Гармония».
Практическая значимость работы состоит в возможности использования электронного курса лекций на учебных занятиях и при организации самостоятельной работы учащихся средних специальных образовательных учреждений в области музыкального и музыкально-педагогического образования, а также на курсах повышения квалификации педагогов-теоретиков.
Апробация электронного курса лекций осуществлялась при организации самостоятельной работы учащихся на занятиях по учебному предмету «Гармония» в ГБПОУ СО «Свердловский колледж искусства и культуры» (г. Екатеринбург).
Работа состоит из введения, двух основных глав, заключения, списка используемых источников и приложений.
Современные электронные средства сегодня - важная часть учебного процесса в учреждениях всех типов и уровней образования. Педагогическая литература предлагает различные определения электронным средствам обучения: «средство, работающее с использованием компьютерной и телекоммуникационной техники и применяемое непосредственно в обучении» (Т.Н. Володась); «программные средства, в которых отражается некоторая предметная область, в той или иной мере реализуется технология ее изучения средствами информационно-коммуникационных технологий, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности» (С.Н. Дегтяр).
ЭОС разграничиваются по таким признакам, как: функциональное значение и место электронных курсов в учебном процессе; структура; организация текста; характер представляемой информации; форма изложения; целевое назначение; наличие печатного эквивалента; природа основной информации; технология распространения; характер взаимодействия пользователя и электронного издания.
Ключевыми аспектами применения ЭСО в образовательном процессе являются: мотивационный, содержательный, учебно-методический, организационный, контрольно-оценочный. По методическому назначению ЭОС делятся на следующие виды: обучающие программные средства; программные средства-тренажеры; контролирующие программные средства; информационно-поисковые, информационно-справочные программные средства; моделирующие программные средства; демонстрационные программные средства; учебно-игровые программные средства; досуговые программные средства» (С.Н. Дегтяр).
В списке типологических форм системы учебных изданий, состоящих из четырех групп по функциональному признаку (программно-методические, учебно-методические, обучающие, вспомогательные) к последней относятся информационные технологии и средства обучения, созданные их помощью (прежде всего, контролирующие или тестирующие программы, базы данных). ЭОС сегодня - составной дополнительный фрагмент современного учебно-методического комплекса, главным дидактическим средством которого является учебное пособие.
Компьютерное обучение имеет следующие преимущества: доступность учебных материалов; автоматизация проверки и сохранение результатов; оперативное обновление теоретического материала иной информации; наглядность учебных материалов (анимация, аудио- и видео); акцент на самостоятельную работу учащегося; развитие навыков целеполагания, инициативности и ответственности; индивидуальный подход, возможность адаптации учебных курсов для учащихся с разным уровнем подготовки (А.Е. Сатунина).
Лекция - логически стройное, системное, основательное и ясное изложение учебного материала, выполняющее в учебном процессе методологическую, организационную и информационную функции, раскрывающее понятийный аппарат конкретной области знания и ее проблемы, предлагающее цельное понятие о предмете, показывающее связь между научными предметами (И.И. Прокопьев). Учебной лекция имеет ряд преимуществ: планирование и абсолютный контроль лектора над ходом занятия; возможность охвата большой аудитории; низкие финансовые расходы на одного обучающегося. Лекция предъявляет высокие требования к мастерству лектора, часто демонстрирует слабую заинтересованность и активность обучающихся, низкую степень усвоения ими учебного материала.
Различают следующие типы лекций: вводная, лекция-информация, обзорная лекция, проблемная лекция, лекция-визуализация, бинарная лекция, лекция-конференция, лекция-консультация (И.И. Прокопьев).
Электронный курс лекций - это: 1) обучающее электронное издание, подающее учебный материал с помощью комбинации различных компонентов (текста, звука, видеоизображения, графического изображения), созданное на основе современных программно-компьютерных средств и позволяющее вводить, обрабатывать, хранить, передавать и отображать разные типы данных (Р.С. Гиляревский); 2) электронное издание, отчасти или целиком заменяющее или дополняющее учебник и имеющее свои особенности по сравнению с традиционным печатным пособием (более короткие главы - компьютерные экранные страницы; разветвленные на дискретные фрагменты разделы) (В.А. Вуль).
Применение ЭКЛ в образовательном процессе гарантирует индивидуализацию процесса обучения, расширение и углубление знаний и умений по изучаемому предмету, организацию экспериментально-исследовательской работы, экономию учебного времени и организацию самостоятельной работы учащихся (А.А.Телегин).
ЭКЛ широко имеет большой потенциал в музыкально-художественном образовании, особенно на занятиях с обучающимися по музыкальной теории.
Основой учебного электронного курса является интерактивизация процесса обучения на основе использования компьютера и следующих компонентов: заданий, тестов, электронных учебников и справочников, достоверных аудио- и видеоматериалов.
Самостоятельная работа является неотъемлемой частью обучения, при этом воспитание самостоятельности нужно рассматривается как составная часть процесса обучения.
В современной литературе выделяют два уровня самостоятельной работы - управляемая преподавателем самостоятельная работа учащихся и их собственная самостоятельная работа. Первый уровень наиболее значим, так как он предполагает активность педагога и его руководство самостоятельной работой обучающегося. Преподаватель дает методические указания, помогает учащемуся справиться с трудностями в его работе и контролирует процесс самостоятельной работы. Для успешной самостоятельной работы необходимо не просто контролировать, а направлять учащегося, давать методические указания и следить за ходом выполнения работы.
При изучении каждого учебного предмета организация самостоятельной работы должна представлять единство трех взаимосвязанных форм: внеаудиторной, аудиторной и творческой, в том числе научно-исследовательской работы.
Организация самостоятельной работы учащихся под руководством преподавателя является одним из наиболее эффективных направлений в учебном процессе, развивающим самостоятельную творческую деятельность, стимулирующую приобретение и закрепление знаний.
Самостоятельная работа в музыкальном колледже включает различные традиционные виды аудиторной и внеаудиторной домашней работы по изучению и конспектированию учебного материала, подготовку докладов, рефератов, сообщений, вопросов по пройденной теме. Кроме того, специфика самостоятельной работы учащихся музыкального колледжа предполагает следующие виды учебной работы: освоение игры на музыкальном инструменте; ансамблевую игру на музыкальных инструментах; слушание и анализ музыкальных произведений разных стилей и жанров; изучение и исполнение на музыкальном инструменте (фортепиано) средств музыкальной выразительности (ладов, гамм, тональностей, аккордов, гармонических последовательностей, форм и т. д.); сольное и ансамблевое вокальное исполнительство; сочинение музыки, в том числе, в компьютерных программах; подбор по слуху аккомпанемента; инструментальную и вокальную и импровизацию; работу в нотографических редакторах; гармонизацию мелодии и баса; анализ и составление партитур, в том числе с применением нотографических редакторов, и т. д.
На аудиторных занятиях учащиеся музыкального колледжа выполняют следующие виды контрольных самостоятельных работ: контрольные работы, проверочные, срезы знаний, тестирования, семинары и коллоквиумы, музыкальные викторины и исполнительское мастерство.
Формирование гармонического мышления является важнейшей частью музыкально-теоретической подготовки музыканта. Самостоятельная работа при изучении предмета «Гармония» реализуется в виде решения задач на гармонизацию мелодии или баса, исполнения на фортепиано гармонических цифровок и секвенций, осуществления гармонического анализа музыкальных фрагментов, а также выполнения заданий лабораторных работ, аудиторных и домашних контрольных и проверочных работ, подготовки к зачетам и экзаменам.
Успешная организация самостоятельной работы учащихся музыкального колледжа связана с реализацией ряда педагогических условий. Проблема педагогических условий изучена в исследованиях В.И. Андреева, А.Я. Найна, Н.М. Яковлевой, Н.В. Ипполитовой, М.В. Зверевой, Б.В. Куприянова, С.А. Дыниной и др., найдя свое отражение в многочисленных трактовках термина «педагогические условия». Рассматривая данное понятие, ученые придерживаются нескольких позиций.
Для ученых первой позиции педагогические условия есть совокупность каких-либо мер педагогического воздействия и возможностей материально-пространственной среды (В. И. Андреев, А. Я. Найн, Н. М. Яковлева) [2; 18; 33]. Исследователи второй позиции связывают педагогические условия с конструированием педагогической системы, в которой они выступают одним из компонентов (Н.В. Ипполитова, М.В. Зверева и др.) [45]. Для ученых, занимающих третью позицию, педагогические условия - планомерная работа по уточнению закономерностей как устойчивых связей образовательного процесса, обеспечивающая возможность проверяемости результатов научно-педагогического исследования (Б.В. Куприянов, С.А. Дынина и др.).
В теории и практике педагогики можно встретить такие разновидности педагогических условий как: организационно-педагогические, психолого-педагогические и дидактические условия.
Применение электронного курса лекций для организации самостоятельной работы учащихся по учебному предмету «Гармония» предполагает выполнение программно-методических, педагогических, технологических и материально-технических условий.
К программно-методическим условиям относятся: соответствие электронного курса лекций по гармонии содержанию учебной программы и специфике конкретного предмета; включение в курс лекций блока контрольных вопросов для самопроверки и практических заданий для формирования необходимых умений и навыков; применение музыкальных нотографических и аудио фрагментов с учетом специфики музыкально¬теоретического предмета. Педагогические условия предполагают информационно-компьютерную грамотность педагогов музыкально¬теоретических дисциплин, которая в настоящее время становится частью их профессиональной подготовки. Технологические условия связаны с выполнением ряда последовательных этапов создания курса с учетом специфики электронных изданий, его тестирование и доработку, что гарантирует успешность применения данной компьютерной технологии для организации самостоятельной работы студентов по гармонии. Материально¬технические условия связаны с оснащением аудиторий для занятий персональными компьютерами, программным обеспечением, мультимедийным портативным проектором, электронной мультимедийной доской.
При создании электронного курса лекций нами были выбраны основополагающие темы из рабочей программы по учебному предмету «Гармония»: «Трезвучие VI ступени. Прерванный оборот»; «Септаккорд II ступени»; «Вводный септаккорд VII ступени».
Выбранные темы являются одними из основных в программе, позволяют полностью реализовать потенциал электронного курса: включают в себя текстовую, нотографическую и аудио информацию; вынесены в оглавление и разбитые на более подразделы для более удобной навигации.
Содержание лекций всего электронного курса, их разделов и подразделов определялось в соответствии с содержанием «Рабочей программы»Н.А. Печерской.
При разработке содержания электронного курса лекций по гармонии нами учитывалось то, что электронный курс лекций должен содержать информацию для самостоятельной предварительной (подготовительной) работы учащихся, необходимую для успешного выполнения практических заданий, а также для формулировки правильных и точных ответов на контрольные вопросы по соответствующей учебной теме. Этот этап внеаудиторной самостоятельной учебной работы нацелен на закрепление пройденного учащимися материала учебной темы и следует после ее первичного объяснения на аудиторном практическом занятии.
Основой для составления конспекта лекций электронного курса по отобранным нами темам стал учебник гармонии И.И. Дубовского, С.В. Евсеева, И.В. Способина и В.В. Соколова. Структура созданного электронного курса лекций, разработанного для организации самостоятельных занятий учащихся музыкального колледжа, включала следующие разделы: «Пояснительная записка»; электронную лекцию по теме «Трезвучие VI ступени и прерванный оборот»; электронную лекцию по теме «Субдоминантсептаккорд»; электронную лекцию по теме «Вводный септаккорд». Каждая лекция электронного курса по гармонии, в свою очередь, включает следующие разделы и подразделы: собственно лекционный материал с уточняющими подразделами; контрольные вопросы для самоконтроля; практические задания (на игру гармонических оборотов и последовательностей, гармонизацию мелодии/баса и гармонический анализ); список использованных источников («Рабочая программа по учебному предмету “Гармония”» Н.А. Печерской; «Задания и методические рекомендации для выполнения лабораторных работ по гармонии» Н.И. Буториной; «Учебник гармонии» И.И. Дубовского, С.В. Евсеева, И.В. Способина и В.В. Соколова; учебник«Гармония» Е.Н Абызовой).
Собственно лекционный и практические разделы всех лекций созданного электронного курса по учебному предмету «Гармония» для организации самостоятельной работы учащихся музыкального колледжа, снабжены нотными и аудио примерами, выполненными в программе MuseScore 3, необходимыми для наглядного зрительного и слухового восприятия информации.
Анализ литературы показал, что при формировании электронного учебного издания, как правило, используются следующие этапы: подбор источников; составление оглавления и списка понятий; переработка текстов в модули по разделам; создание гипертекста в электронной форме; разработка компьютерной поддержки; подбор материала для мультимедийной реализации; создание звукового сопровождения; реализация звукового сопровождения; подготовка материала для визуализации; визуализация материала [10, с. 167].
При создании настоящего электронного курса лекций как средства организации самостоятельной работы учащихся колледжа искусств по гармонии были выполнены следующие четыре основных этапа, первые три из которых подготавливали проект текста для компьютерной реализации:
1) подбор печатных и электронных изданий в качестве источников, наиболее полно соответствовавших содержанию учебной программы по гармонии содержащих большое число аудио и нотографических примеров и заданий;
2) разработка оглавления, дробь курса на разделы и подразделы, включающие лекционный материал, практические задания и контрольные вопросы; 3) переработка текстов в модули по разделам и формирование гипертекстных связей; 4) перевод созданного текста в электронную форму.
В целом, технологические этапы создания настоящего электронного курса лекций были направлены: на формулировку названия электронного курса лекций, определение его цели и задач; определение структуры, формирование, подбор и составление содержания каждого раздела; анализ, выбор и наполнение электронной оболочки для курса лекций; первичную апробацию и последующую корректировку его содержания.
При создании продукта выбор программ был сделан с учетом простоты и доступности их применения, как в учебной практике, так и при дальнейшей корректировке и дополнении содержания электронного курса лекций по гармонии. Для набора текста применялась программа Microsoft Office Word, электронной оболочкой всего курса стала программа Microsoft PowerPoint. Обе эти программы наиболее часто используются в образовании. Аудио¬примеры были выполнены в специализированных программах - SoundForge и MuseScore 3. Следование уточненным технологическим этапам при создании электронного курса лекций по основополагающим темам гармонии позволило создать доступное, простое, надежное, качественное и простое в использовании электронное учебное издание.
Апробация электронного курса лекций по учебному предмету «Гармония» проходила на занятиях по гармонии с учащимися второго курса учебной группы II МИЭ отделения Музыкальное искусство эстрады» ГБПОУ СО «Свердловский колледж искусств и культуры» (Екатеринбург) в 2018¬2019 учебном году. В ней участвовали 15 человек, обучающихся по образовательной программе «Программа подготовки специалистов среднего звена по специальности 53.02.02 Музыкальное искусство эстрады (по видам)».
Электронный курс лекций по гармонии был включен в самостоятельную аудиторную и внеаудиторную работу учащихся по соответствующему предмету. Для анализа результатов внедрения разработанного курса применялись эмпирические методы исследования - письменный анкетный опрос и педагогическое наблюдение.
Цель опроса в выявлении необходимости применения электронного курса лекций по учебному предмету «Гармония» как средства организации самостоятельной работы, а также в определении эффективности и целесообразности его применения на занятиях по данному учебному предмету. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи: определить возможности и преимущества применения электронного курса лекций по гармонии как средства организации самостоятельной работы учащихся колледжа искусств и культуры (специализация 53.02.02 «Музыкальное искусство эстрады (по видам)»; выявить недостатки данного курса с целью коррекции его содержания для дальнейшего успешного внедрения в учебный процесс подготовки специалистов среднего звена в области музыкального искусства эстрады.
Для выявления отношения учащихся к электронному курсу лекций, предназначенного для организации самостоятельной работы по гармонии на занятиях по данному предмету было также проведено педагогическое наблюдение на основе следующих критериев (и соответствующих им показателей), разработанных Т.В. Кушнаревой и Н.И. Буториной: внешние проявления познавательной активности (показатели: стремление подробно изучить материал лекций, активизировать его мультимедиа содержимое; положительные эмоции при восприятии информации, изложенной в курсе лекций, особенно иллюстративных музыкальных фрагментов; демонстрация внутреннего глубокого погружения в процесс изучения материала лекций (показатели: уточняющие вопросы по материалам курса; сосредоточенность на лицах; повышенное внимание к материалу курса); проявления искреннего интереса к данной технологии (показатели: выражение желания повторно просмотреть материал пройденной лекции, прослушать музыкальные фрагменты; возникновение вопросов об использованных компьютерных программах для создания электронного курса лекций) [14].
Анализ результатов апробации электронного курса лекций по гармонии как средства организации самостоятельной работы учащихся второго курса колледжа искусства и культуры, проведенный с помощью эмпирических методов исследования (наблюдение, письменный опрос), показал следующее: учащиеся проявили большой интерес к электронному курсу лекций по гармонии; применение электронного курса лекций обладает некоторыми преимуществами в сравнении с традиционными формами изучения гармонии, в основе состоящих в использовании мультимедийных средств, аудио, нотографики, что соответствует специфике выбранного учебного предмета; контрольные вопросы и практические задания, приведенные в курсе лекций, эффективны для организации самостоятельной работы учащихся, что делает электронный курс лекций полноценным средством для организации самостоятельной работы учащихся по учебной дисциплине «Гармония»; подавляющее большинство учащихся положительно отреагировали на применение электронного курса лекций, что отражено в результатах наблюдения; использованные технологии обучения эффективно используются как на аудиторных, так и на внеаудиторных занятиях, что позволяет применять единые подходы к организации самостоятельной работы различных видов.
В итоге были сделаны следующие выводы по анализу апробации электронного курса лекций по гармонии при подготовке специалистов среднего звена по специальности «Музыкальное искусство эстрады» в ГБПОУ СО СКИиК. Созданный и апробированный электронный курс лекций: 1) полностью соответствует педагогическим и технологическим требованиям к электронным курсам лекций; 2) выступает в роли дополнения к традиционным формам и методам обучения, в частности самостоятельной работы студентов, традиционно применяемые на музыкально-теоретических предметах, какими являются выполнение заданий и упражнений, а также аудиторные и домашние контрольные и проверочные письменные и устные работы; подготовка к зачетам и экзаменам; 3) позволяет применять единые подходы к организации самостоятельной работы на аудиторных и внеаудиторных занятиях; 4) повышает интерес учащихся к содержанию аудиторных занятий по гармонии, что, позитивно отражается на уровне их знаний и успеваемости; 5) позволяет учащимся осваивать материал данного учебного предмета в индивидуально выбранном для себя темпе; 6) делает более простым выполнение практических заданий благодаря наличию нотографических примеров со звуковым сопровождением; 7) стимулирует стремление учащихся к самостоятельной деятельности по освоению основного и дополнительного теоретического материала и достижению более высоких результатов в учебной деятельности; 8) делает процесс изучения классического учебного предмета «Гармония» более современным.
Тем самым, в ходе настоящей работы были решены поставленные задачи, достигнута цель исследовательской работы, гипотеза исследования получила теоретическое и практическое подтверждение.
Действительно, применение электронного курса лекций как средства организации самостоятельной работы учащихся колледжа искусств на занятиях по учебному предмету «Гармония» успешно при условии, если:
1) содержание предлагаемого курса лекций разработано в соответствии с ФГОС СО 53.02.02 «Музыкальное искусство» и рабочей программой учебного предмета «Гармония»;
2) компоненты электронного курса лекций способствуют организации самостоятельной работы учащихся;
3) при создании данного курса учитываются содержательные, технологические и технические требования к подобным учебным средствам;
4) внедрена тщательно продуманная технология создания данного электронного средства, основанная на поэтапном применении компьютерных программ (Microsoft Word, MuseScore 3, Sound Forge, Microsoft PowerPoint};
5) при разработке содержания рассматриваемого курса используются мультимедийные технологии, полноценно раскрывающие специфику данного музыкально-теоретического предмета;
6) уточнены условия и способы применения электронного курса лекций по гармонии для организации самостоятельной работы учащихся колледжа искусств по гармонии.
1. Абызова, Е.Н. Гармония: Учебник [Текст] / Е.Н. Абызова. - Москва : Музыка, 1996. - 383 с.
2. Андреев, В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности [Текст]/ В. И. Андреев. - Казань : Изд-во КГУ, 1988. - 238 с.
3. Беликов, В. А. Философия образования личности : деятельностный аспект: монография [Текст] / В. А. Беликов. - Москва : Владос, 2004. - 357 с.
4. Буторина, Н.И. Рабочая программа по учебной дисциплине «Гармония» [Текст] / Н.И. Буторина. - Екатеринбург РГППУ, 2018. - 60 с.
5. Вуль, В.А. Электронные издания [Текст] : учебник / В.А. Вуль. - Москва : Санкт-Петербург : Петербургский институт печати, 2001. - 308 с.
6. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: направление 540700 Художественное образование, степень (квалификация) - бакалавр художественного образования. - Москва, 2005. - 46 с. 2015 44.03.01
7. Есипов, Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках [Текст] / Б.П. Есипов. - Москва : Учпедгиз, 1961. - 239 с.
8. Задания и методические рекомендации для выполнения контрольных работ по «Гармонии» [Текст] : учеб.-метод. пособие для студентов заочной формы обучения, направления 05060062 Художественное образование (музыкально-компьютерные технологии) (540600) / Сост. Н.И. Буторина. - Екатеринбург : ГОУ ВПО РГППУ, 2006. - 24 с.
9. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / И.Г. Захарова. - Москва : Издательский центр «Академия», 2003. - 192 с.
10. Зимина, О.В. Печатные и электронные учебные издания в современном высшем образовании: Теория, методика, практика [Текст] / О.В. Зимина. - Москва :Изд-во МЭИ, 2003. - 167 с.
11.Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст] : учеб. пособие / И.А. Зимняя. - Москва : Логос, 2003. - 384 с.
12. Козырева, Е. И. Школа педагога-исследователя как условие развития педагогической культуры / Е. И. Козырева // Методология и методика естественных наук/ Е.И. Козырева. - В. 4. - Сб. науч. тр. - Омск : ОмГПУ, 1999. - 24 с.
13. Круткова, Е.А. и др. Методическая копилка, программно-методическое издание: типологический аспект, характеристика, структура [Текст] // Круткова Е.А., Глушакова С.А. - Югра : Вестник социального обслуживания, 2013. -62 с.
14. Кушнарева, Т.В. Электронный курс лекций по учебной дисциплине «Гармония» как средство организации самостоятельной работы студентов- бакалавров [Текст] // Кушнарева Т.А. Выпускная квалификационная работа бакалавра по направлению 05060062 - Художественное образование (540700), профиля «Музыкально-компьютерные технологии» (5407010). - Екатеринбург : РГППУ, 2012. - 83 с.
15. Лабораторный практикум по дисциплине «Гармония» [Текст] : учеб.-метод. пособие для студентов очной формы обучения, направления 05060062 Художественное образование (музыкально-компьютерные технологии) (540600) / Сост. Н.И. Буторина. - Екатеринбург : РГППУ, 2007. - 64 с.
16. Лихачев, Б.Т. Педагогика: Курс лекций [Текст] : учеб. пособие / Б.Т. Лихачев. - Москва, 1998. 452 с.
17Мясоедов, А.Н. Учебник гармонии [Текст] / А.Н. Мясоедов. - Москва : Музыка, 1983. - 319 с.
18. Найн, А.Я. О методологическом аппарате диссертационных исследований/ А. Я. Найн // Педагогика. - №5. - 1995. - С. 44-49.
19. Павлов, С.Н. Организационно-педагогические условия
формирования общественного мнения органами местного самоуправления [Текст] / : автореф. дис. ... канд. пед. наук / С.Н. Павлов. - Магнитогорск, 1999. - 23 с.
20 Пидкасистый, П.И. Самостоятельная работа учащихся. Дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения и творчества. [Текст] / П.И. Пидкасистый. - Москва: Педагогика, 1972. - 183 с.
21. Программа подготовки специалистов среднего звена по специальности 53.02.02 Музыкальное искусство эстрады (ФГОС СПО - 2017) [Текст] // утверждена директором Сатымовой И.В. - Екатеринбург : Свердловский колледж искусств и культуры, 2017. - 61 с.
22. Прокопьев, И.И. и др. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика [Текст] : учеб. пособие / И.И. Прокопьев, Н.В. Михалкович. - Минск : Изд-во «Тетрасистемс», 2002. - 544 с.
23. Рабочая программа дисциплины «Гармония» (ГОС - 2005) [Текст] / Сост. Н.И. Буторина. - Екатеринбург : Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2008. - 15 с.
24. Рабочая программа по учебному предмету «Гармония» (ФГОС СПО) [Текст] / Сост. Н.А. Печерская - Екатеринбург : Свердловский колледж искусств и культуры, 2017. -28 с.
25. Римский-Корсаков, Н.А. Практический учебник гармонии (от аккордов к мелодиям) [Текст] / Н.А. Римский-Корсаков. - Москва : Либроком, 2011. - 176 с.
26. Рутковская, М.В. Формирование мотивов выбора педагогической профессии у старшеклассников [Текст] / М.В. Рутковская. - Ленинград, 1955. - 14 с.
27. Сатунина, А.Е. Электронное обучение: плюсы и минусы: материалы конференции[Текст] / А.Е. Сатунина// Вопросы современной науки и практики, 2006. - № 1. - С. 89-90.
28. Сверчков, А.В. Организационно-педагогические условия
формирования профессионально-педагогической культуры будущих спортивных педагогов [Текст] / А.В. Сверчков // Молодой ученый. -№4. - 2009. - С. 279-282.
29. Скрипко, З.А. Организация самостоятельной работы учащихся, получающих профессии социально-гуманитарной направленности в начальном профессиональном образовании [Текст] /З.А.Скрипко // Вестник Томского государственного педагогического университета. - Томск : Изд-во ТГПУ, 2010. - Вып. 12 (102). - С. 178-182.
30. Теория и практика применения информационных технологий в искусстве, культуре и музыкальном образовании [Текст] : сб. материалов Международной Интернет-конференции / Ред. Е.Ю. Глазыриной и др. - Екатеринбург : РГППУ, 2008. - 226 с.
31. Тюлин, Ю.Н. и др. Учебник гармонии. - 3-е изд., доп. [Текст] / Ю.Н. Тюлин, Н.Г. Привано. - Москва : Музыка, 1986. - 478 с.
32. Уткин, Б.И. Начальный курс гармонии в задачах: учебно-методическое пособие [Текст] / Б.И. Уткин. - Москва : Музыка, 2008. - 312 с.
33. Яковлева, Н.М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач: дис...д-ра пед. наук. - Челябинск, 1992. - 403 с.
34. Аванесов, В.С. Применение заданий в тестовой форме в новых образовательных технологиях [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.testolog.narod.ru (дата обращения: 20.04.2019).
35. Банникова, Т.И.Тестовая оболочка для проверки теоретических знаний обучающихся [Электронный ресурс] : электронное пособие /Т.И. Банникова// Инфо. Библиотека материалов. - Режим доступа : https://infourok.ru/programmnaya-razrabotka-v-pomosch-pedagogam-dlya-proverki-znaniy-uchaschihsya-2333364.html(дата обращения 20.03.2019).
36. Буторина, Н.И. Педагогические условия применения электронного курса лекций по учебной дисциплине «Гармония» [Электронный ресурс] / Н.И.Буторина // Акмеология профессионального образования: материалы 14¬ой междунар. научн.-практ. конф. Екатеринбург, 14-15 марта 2018г.
Екатеринбург: ФГАОУ ВО «РГ1П1У». 2018. С. 196-200. - Режим доступа: https://docplayer.ru/114099830-Skih-umeniy-i-navykov-garmonizacii-melodii-i-basa-analiza-garmonicheskoy-vertikali-v-proizvedeniyah-raznyh-stiley-i-zhanrov-garmoniya-integriruet.html(gama обращения 22.04.2019).
37. Буторина Н.И. Теория и практика применения электронного обучающего пособия [Электронный ресурс] / Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-i-praktika-primeneniya-elektronnogo- obuchayuschego-posobiya-pri-podgotovke-bakalavrov-po-elementarnoy-teorii- muzyki(дата обращения 22.04.2019).
38. Володось, Т.Н. ЭСО в образовательном процессе [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://bshilovichi.schools.by/pages/eso-v-obrazovatelnom-protsesse (дата обращения 19.05.2019).
39. Вымятнин, В.М. и др. Мультимедиа-курсы: методология и технология разработки [Электронный ресурс] / В.М. Вымятнин, В.П. Демкин, Г.В. Можаева, Т.В. Руденко. - Режим доступа : http://www.ict. edu.ru/ft/003622/3.html (дата обращения 17.05.2019).
40. Гиляревский, Р.С. Основы Информатики [Электронный ресурс] : курс лекций / Р.С. Гиляревский. - Москва : МГУ. - 285 с. - Режим доступа : https://a. hse.ru/data/2013/03/05/1292987258/%D0%91% D0%98_%D0%BA%D1 %83%D1%80%D1%81%20%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0% B8%
D0%B9.pdf (дата обращения 11.03.2019).
41. Дегтяр, С.Н.Электронные средства обучения в образовательном
процессе. Инструктивно-методическое письмо по использованию
электронных средств обучения в образовательном процессе [Электронный
ресурс]. - Режим доступа : https://gimn-
kalinkovichi.schools.by/pages/elektronnye-sredstva-obuchenija-v-obrazovatelnom-protsesse (дата обращения: 22.05.2019).
42. Дудина, О.П. Использование ИКТ для контроля усвоения учебного
материала. Технологии создания компьютерных тестов. - Йошкар-Ола :
Техникум экономики, бизнеса и рекламы [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://ito.edu.ru/2007/MariyEl/II/II-0-8.html(gaTa обращения:
17.05.2019).
43 Дубовский, И.И. и др. Учебник гармонии [Электронный ресурс] / И.И. Дубовский, С.В. Евсеева, И.В. Способин и В.В. Соколов. - Москва : Музыка, 2065. - 438 с. - Режим доступа: https://sheba.spb.ru/za/uchebnik- garmonii-1965.pdf(дата обращения: 10.04.2019).
44. Захаркина, В.В. и др.TestMaker - средство создания мультимедийных тестов [Электронный ресурс] : текст доклада / В.В. Захаркина, П.П. Щербаков. - Режим доступа: http://vvz.nw.ru/Lessons/Testmaker/testmaker_ download.htm (дата обращения: 02.05.19).
45. Ипполитова, Н. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация [Электронный ресурс] /Н. Ипполитова, Н. Стерхова. - Шадринский государственный педагогический институт // General andProfessional Education, №1/2012. - С. 8-14. - Режим доступа : http://genproedu.com/paper/2012-01/full_008-014.pdf(дата обращения: 16.05.2019).
46. Классификация электронных средств учебного назначения [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.ict.edu.ru/ft/003622/3.html(дата обращения: 18.05.2019).
47. Методика повышения эффективности управления педагогическим процессом [Электронный ресурс] // Библиофонд. - Режим доступа : https://www.bibliofond.ru/ view.aspx?id=788579 (дата обращения: 02.05.19).
48. Митусова, О.И. Некоторые вопросы организации самостоятельной работы студентов [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://rspu.edu.ru/ university/publish/schools/2/4.html(дaтa обращения: 02.05.19).
49. Можаева, Г.В. Принципы классификации электронных учебных изданий [Электронный ресурс] / Можаева Г.В. - Режим доступа : http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/91831/1/Можaевa%20ГВ%202.pdf (дата обращения: 01.05.19).
50. Пиляк, М.Как работать в программе Sibelius? [Электронный ресурс] / М. Пиляк //Музыкальный класс. Музыкальная школа онлайн. - Режим доступа : ЬЛрз://шиз1с-ебисайоп.ги/как-гаЬо1а1-у-ргодгашше-з1Ье1шз/(дата обращения: 20.04.2019).
51. Подласый, И.П. Исследование закономерностей дидактического процесса [Электронный ресурс] /И.П. Подласый. -Режим доступа : ЬЛрз://з1иб?г1ез.пе1/ргеу1е’№/524б753/раде:8/ (дата обращения: 27.04.2019).
52. Рабочая программа по учебному предмету «Гармония»
[Электронный ресурс] / утверждена Министерством образования от 27.10.2014 №1379. - Режим доступа:
Ьйр://’№№№.зос1с.ги/ир1оаб/зсзос1с_пе’№/1:11ез/8с/52/8с52с7831с8б4еЫ?0с09399аЬЬбббб1Ь.рб£(дата обращения: 20.04.2019).
53. Рыбцова, Л.Л. Методы педагогических исследований : учеб. пособие по программе повышения квалификации [Электронный ресурс] / Л.Л. Рыбцова. - Режим доступа : Ьйр://м,мг№.изи.ги/изи/орепсшз (дата обращения: 02.05.19).
54. Скрипко, З.А. Организация самостоятельной работы учащихся,
получающих профессии социально-гуманитарной направленности в начальном профессиональном образовании [Электронный ресурс] / Скрипко З.А. - Режим доступа: Ьйрз://уез1шк.1дри.еби .ги/А1ез/уез1шк/РПГ /
агйс1ез/зкпрко_7._а._78_182_12_102_2010.рб??(дата обращения 20.05.2019).
55. Телегин, А.А. Теория и практика использования образовательных электронных ресурсов в обучении [Электронный ресурс] /А.А. Телегин. - Режим доступа : ЬЛр://’№№№.бз11Ь.пе1/1еопа-уозрйата/зоуегзЬепз1уоуате-ше1оШсЬезко)-з1з1ешу-оЬисЬепуа-исЬйе1е)-гаггаЬо1ке.Ь1т1 (дата обращения: 30.04.2019).
56. Токаревских, Н.А. Учебно-методический комплекс: основные
характеристики и основная структура [Электронный ресурс] /Н.А. Токаревских. - Режим доступа : Ййрз://пзрог1а1.ги/уи/?аки11е1-
ребадод1сЬезкодо-оЬга7оуатуа/ше1оШсЬезкое-оЬезресЬеше-оЬга7оуа1е1подо- ргосезза-как-7 (дата обращения: 04.05.19).
57. Трегубова, О.П. Создание электронного учебника [Электронный ресурс] / О.П. Трегубова. - Режим доступа :http://festival.1september.ru/articles/526252/ (дата обращения: 02.05.19).
58. ФГОС СПО специальности 53.02.02 Музыкальное искусство эстрады (по видам) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://classinform.ru/fgos/53.02.02-muzykalnoe-iskusstvo-estrady-po-vidam.html(дата обращения: 02.05.19).
59. Халиков, Р.Х. Лекция - важнейшая форма преподавания философии [Электронный ресурс] : реферат / Р.Х. Халиков. - Режим доступа: ttps://knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0a65625a3ac68b4c43b88521206d27_0.ht ml (дата обращения: 05.05.19).
60. MuseScore 3 [Электронный ресурс]. - MuseScore BVBA. - Режим доступа: https://musescore.org/en/handbook(дата обращения: 16.04.19).
61. Working with Microsoft PowerPoint [Электронный ресурс]. - Eastern Institute of Technology. - Режим доступа: http://www2.eit.ac.nz/library/documents/working_with_powerpoint_combined.pdf(дата обращения: 12.04.19).