ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ТЕСТА КАК ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ У ПОДРОСТКОВ В ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 11
1.1. Контроль знаний учащихся и категория «тест» в теории дидактики 11
1.2. Особенности контроля знаний подростков в детской музыкальной школе...22
1.3. Возможности применения электронного теста как средства контроля
знаний подростков в детской музыкальной школе 34
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ТЕСТА КАК ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «СОЛЬФЕДЖИО» У ПОДРОСТКОВ В ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 43
2.1. Содержание и условия применения электронного теста по учебному предмету «Сольфеджио» в детской музыкальной школе на занятиях
с подростками 43
2.2. Технологические этапы создания электронного теста как формы контроля
знаний по сольфеджио у подростков в детской музыкальной школе 56
2.3. Анализ апробации электронного теста как формы контроля знаний
у подростков на занятиях по учебному предмету «Сольфеджио» 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 88
Приложение 1. Анкеты для проведения опроса подростков 94
Приложение 2. Электронный тест по сольфеджио для учащихся
четвертого класса (распечатанный вариант) 99
Приложение 3. Электронный тест по сольфеджио для учащихся
седьмого класса (распечатанный вариант) 106
Приложение 4. Результаты обработки анкет учащихся в таблицах 113
Приложение 5. Скриншоты электронных тестов по сольфеджио 118
Принятая в 2014 году Концепция дополнительного образования детей призвана в полной мере обеспечить право подрастающего поколения на развитие и свободный выбор видов деятельности, способствующих личностному и профессиональному самоопределению. В данном документе указывается на необходимость создания и расширения возможностей и условий для удовлетворения разнообразных интересов детей и молодежи в сфере дополнительного образования [43].
Дополнительное образование реализуется с помощью дополнительных образовательных программ и услуг для всестороннего удовлетворения образовательных потребностей обучающихся. В силу своего своеобразия рассматриваемое образование органично сочетает многообразные виды досуга с различными формами образовательной деятельности, решая проблему занятости учащихся через реализацию дополнительных образовательных программ различной направленности в образовательных учреждениях общего, профессионального и дополнительного образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ.
Стратегическим направлением развития образования, в том числе дополнительного, сегодня является усовершенствование материально-технической базы образовательных учреждений для оптимизации методов обучения, повышения качества учебного процесса за счет использования современных информационных технологий, под которыми понимаются способы и средства сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте, а также совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами [35, с. 43].
Информатизация как процесс интеграции и систематического использования технических и материальных ресурсов, идей, научно-методических материалов с целью повышения эффективности обучения и управления является сегодня важнейшим механизмом реформирования всех основных направлений образовательной системы России [8, с. 15].
О необходимости и целесообразности осуществления электронного обучения, а также «педагогически обоснованных форм, методов, средств и приемов организации деятельности учащихся, в том числе информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных и информационных ресурсов с учетом особенностей избранной области деятельности и задач дополнительной общеобразовательной программы» отмечается и в Профессиональном стандарте для педагогов дополнительного образования детей и взрослых, зарегистрированном и утвержденном Министерством труда и социальной защиты РФ (24 сентября 2015 года) [46].
Переосмысление ценностей, целей, места и роли дополнительного образования, прежде всего в области духовного и нравственного развития, в условиях радикальных изменений в обществе и актуализации проблем оценки качества образования в России приводит к возрастанию требований к уровню дополнительного образования и развития современного человека. Следствием этих тенденций становятся постоянно совершенствующиеся формы и технологии контроля, анализа уровня обученности с применением развивающихся информационных технологий, в частности, электронного тестового контроля качества обучения.
Тест - распространенная форма контроля знаний, которую отличает объективность измерения результатов обучения, состоит из системы заданий и ориентируется на объективные эмпирические критерии.
Электронный тест как современная форма контроля знаний может широко применяться в дополнительном музыкальном образовании детей, в частности, на занятиях по учебному предмету «Сольфеджио».
Данный музыкально-теоретический предмет, обязательный в программах предпрофессионального обучения, является одним из наиболее сложных предметов детской музыкальной школы. Он знакомит учащихся учреждений дополнительного образования с основами музыкальной теории,
нацелен на развитие их музыкальных способностей и творческих задатков. Ценным на занятиях по сольфеджио является также воспитание у детей музыкального вкуса и любви к музыкальному искусству. К тому же, приобретенные учащимися музыкально-теоретические знания, освоенные ими умения и навыки на занятиях по сольфеджио, являются основой для освоения учащимися игры на музыкальном инструменте, других предметов дополнительных предпрофессиональных образовательных программ музыкального искусства.
Электронный тест может реализовываться на всех этапах освоения учащимися предмета «Сольфеджио» при организации любого вида контроля (предварительного, текущего, тематического и итогового), в соответствии с которыми компьютерный тест позволяет:
• устанавливать исходное состояние познавательной музыкально-теоретической деятельности личности учащегося;
• определять текущий или итоговый уровень его знаний по сольфеджио;
• проводить диагностику результатов дидактического процесса, определяя его динамику;
• выявлять соответствие достижений учащихся с запроектированными результатами на том или ином этапах обучения;
• активизировать учебную деятельность учащихся;
• своевременно определять и устранять пробелы в музыкально-теоретических знаниях.
Особенно актуальной проблема применения электронных тестов как формы контроля знаний по музыкально-теоретическому предмету
«Сольфеджио» становится в процессе подготовки выпускников детской музыкальной школы к итоговому экзамену. Это обусловливается тем, что электронные тесты, с одной стороны, соответствуют специфике рассматриваемого учебного предмета в силу применения различной информации (текста, звука, графики, нот, аудио), с другой, способствуют 6
объективному контролю уровня знаний учащихся. Поэтому электронные тесты как форма контроля знаний может с успехом реализовываться как на текущих, так и на итоговых занятиях рассматриваемого учебного предмета, объективно определяя на всех этапах учебного процесса уровень музыкально-теоретических знаний подростков детской музыкальной школы.
Однако возникает ряд противоречий между:
• имеющимися требованиями к обновлению методов и форм контроля знаний в учреждениях дополнительного образования детей, с одной стороны, и недостаточным методическим обоснованием применения электронного теста на занятиях по сольфеджио с подростками в детской музыкальной школе, с другой стороны.
• готовностью подростков к выполнению электронных тестов, с одной стороны, и преимущественным использованием традиционных методов контроля знаний на занятиях по учебному предмету «Сольфеджио» в детской музыкальной школе, с другой стороны;
• особыми возможностями электронного тестирования музыкально-теоретических знаний учащихся, с одной стороны, и недостаточной разработанностью содержания электронных тестов по сольфеджио при организации контроля знаний подростков в детской музыкальной школе.
Противоречия выявляют проблему исследования: научно¬методическое обоснование применения электронного теста как формы контроля музыкально-теоретических знаний учащихся на занятиях учебного предмета «Сольфеджио» в детской музыкальной школе.
Проблема определяет тему исследования: «Электронный тест как форма контроля знаний по учебному предмету “Сольфеджио” у подростков в детской музыкальной школе».
Объект исследования: контроль музыкально-теоретических знаний у подростков детской музыкальной школы на занятиях по учебному предмету «Сольфеджио».
Предмет исследования: содержание электронного теста как формы контроля знаний подростков по учебному предмету «Сольфеджио» в детской музыкальной школе.
Цель исследования: теоретико-методическое обоснование, разработка и апробация электронного теста как формы контроля знаний подростков на занятиях по учебному предмету «Сольфеджио» в детской музыкальной школе.
В связи с поставленной целью сформулированы следующие задачи:
1) изучить понятие контроля знаний и категорию «тест» в теории дидактики;
2) выявить особенности контроля знаний подростков в детской музыкальной школе;
3) изучить возможности применения электронного теста как средства контроля знаний подростков детской музыкальной школе;
4) разработать содержание и условия применения электронного теста по учебному предмету «Сольфеджио» для подростков детской музыкальной школы;
5) уточнить технологические этапы создания электронного теста как формы контроля знаний по сольфеджио у подростков в детской музыкальной школе;
6) апробировать и проанализировать результаты применения данных тестов в практике обучения подростков на занятиях по сольфеджио.
В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой контроль знаний подростков по учебному предмету «Сольфеджио» в детской музыкальной школе будет успешным, если:
• специально разработанные по темам музыкально-теоретического предмета электронные тесты будут составлены в соответствии с требованиями ФГТ и содержанием рабочей программы по рассматриваемому предмету;
• в соответствии со спецификой предмета «Сольфеджио» при создании рассматриваемых тестов будут применяться компьютерные технологии;
• будут выполняться программно-методические, психолого-педагогические, организационные, технологические и материально¬технические условия при разработке содержания и применении электронных тестов по сольфеджио.
Методологической основой исследования являются: исследования по организации учебно-познавательной деятельности (Бабанский Ю.К., Кузьмина Н.В., Талызина Н.Ф. и др.); труды по возрастной психологии подростков (Дарвиш О.Б., Мухина В.С. и др.); теория применения информационных технологий в образовании (Беспалько В.П., Долинер Л.И., Захарова И.Г. и др.); психолого-педагогические исследования по вопросам применения тестовых технологий в образовании (Аванесов В.С., Колясникова Л.В., Челышкова М.Б. и др.); труды по методике применения компьютерных программ (Петелин Ю.В. , Фролов М.И. и др.); труды по методике преподавания теории музыки и сольфеджио (Вахромеев В.А., Мазель Л.А. и др.); исследования проблем использования компьютерных технологий в музыкальном образовании (Горемычкин А.И., Буторина Н.И., Красильников И.М. и др.).
Методы исследования:
• теоретические - изучение и анализ психолого-педагогической, программной, учебно-методической, музыковедческой, справочной и специальной литературы по теме исследования; обобщение опыта применения тестового контроля знаний на занятиях по музыкально-теоретическим предметам;
• эмпирические - разработка тестовых заданий и электронных тестов; анализ результатов электронного тестирования музыкально-теоретических знаний подростков на занятиях по сольфеджио; анкетный опрос учащихся для выявления эффективности электронного тестового контроля знаний; сравнительный анализ итогового экзамена по сольфеджио и результатов проведения электронного теста.
Теоретическая значимость работы:
• теоретически обосновано применение электронных тестов для контроля музыкально-теоретических знаний по сольфеджио у подростков в детской музыкальной школе;
• уточнены педагогические условия (программно-методические, психолого-педагогические, организационные, технологические и материально-технические) разработки и применения рассматриваемых тестов.
Практическая значимость работы: результаты выпускной квалификационной работы, в том числе, разработанные электронные тесты по сольфеджио могут применяться при проведении всех видов контроля знаний (текущего, промежуточного и итогового) на занятиях по музыкально-теоретическим предметам в учреждениях дополнительного и среднего профессионального образования, а также на курсах повышения квалификации педагогов-музыкантов.
Апробация исследования проходила на занятиях по учебному предмету «Сольфеджио» с подростками выпускных классов МБУК ДО «Детская музыкальная школа № 13 имени И.О. Дунаевского» (г. Екатеринбург).
Представленная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух основных глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Контроль знаний, умений, навыков учащихся – это: совокупность действий педагога по выявлению качественных и количественных характеристик результатов обучения, оценке освоения обучающимися материала учебной программы [31, с. 2]; важнейший элемент учебного процесса, влияющий на эффективность управления педагогическим процессом; условие, обеспечивающее успешное взаимодействие педагога и обучающихся, направленное на систематическое выявление результатов учебной деятельности с целью повышения качества обучения на всех уровнях образования. В образовательной практике реализуется педагогический контроль знаний и умений, а также самоконтроль учащихся, первый из которых выполняет мотивационную, диагностическую, обучающую и воспитательную функции.
Электронное тестирование: усиливает информационную безопасность благодаря специальной защите файлов и высокой скорости передачи информации; упрощает подсчет результатов; повышает информационные возможности контроля; предоставляет дополнительные данные о динамике прохождения теста конкретными учащимися, пропущенных ими заданиях; предоставляет возможность оперативного подведения итогов и моделирования новых тестовых заданий.
Электронный тест в ДМШ может применяться для изучения таких музыкально-теоретических дисциплин, как «Музыкальная литература» и «Сольфеджио».
Основными видами учебной деятельности подростков на занятиях по предмету «Музыкальная литература» являются: знакомство с биографией и творчеством выдающихся отечественных и зарубежных композиторов;
слушание лучших образцов музыкальных произведений; игра музыкальных фрагментов произведений на фортепиано; разбор музыкальных произведений; освоение и конспектирование учебного материала пособий по музыкальной литературе; подготовка докладов.
К традиционным контрольным заданиям по учебному предмету «Музыкальная литература» относятся следующие задания: музыкальная викторина; ответы на контрольные вопросы по учебной теме урока; доклады о творчестве композитора; письменное творческое эссе; исполнение музыкальных фрагментов на музыкальном инструменте; интегрированные задания на итоговых экзаменах.
Основными видами учебной деятельности подростков на занятиях по сольфеджио являются: интонирование музыкальных упражнений и высокохудожественных образцов одноголосия и многоголосия из мировой музыкальной культуры; слушание, построение и анализ средств музыкальной выразительности (ладов, гамм, интервалов, аккордов, гармонических оборотов и последовательностей и т. д.); запись диктантов.
Традиционные виды контрольных заданий по сольфеджио включают:
музыкальные диктанты; интонирование наизусть и по нотам одноголосия и многоголосия; чтение нот с листа сольфеджио; запись по слуху элементов музыкальной выразительности (ладов, гамм, интервалов, аккордов, гармонических оборотов и последовательностей и т. д.). Итоговой формой контроля знаний являются итоговые экзамены.
Для занятий по музыкально-теоретическим предметам электронный тест может быть оснащен видео- и аудиофрагментами, изображениями, нотными вставками, которые разнообразят процесс контроля знаний обучающихся в ДМШ и улучшат восприятие проведения тестового контроля знаний.
Электронный тестовый контроль имеет ряд преимуществ перед традиционными формами контроля знаний у обучающихся в ДМШ: отвечает специфике учебных предметов музыкального искусства; экономит учебное время; наглядно (аудио, видео, нотографически) представляет содержание тестовых заданий; предоставляет учащимся возможность осуществлять самостоятельно работу над ошибками с помощью видео- и аудиоматериалов, прикрепленных к заданиям; повышает интерес обучающихся к содержанию музыкально-теоретического предмета и к электронной форме контроля знаний, что позитивно отражается на уровне знаний и успеваемости учащихся; способствует выработке навыка самоконтроля; повышает стремление учеников к самообразованию; позволяет им достигать высоких результатов в учебной деятельности и т. д.
Разработка электронных тестов требует учета содержания содержание «Федеральных государственных требований» (далее по тексту, ФГТ), а также программы по учебному предмету «Сольфеджио», в качестве которой использовалась авторская программа Н.Л. Луговой, педагога МБУК ДО «Детская музыкальная школа № 13 имени И.О. Дунаевского» (г. Екатеринбург).
Исходя из содержания, ФГТ учебный предмет «Сольфеджио» в ДМШ является обязательным и направлен на развитие комплекса знаний, умений и навыков, отражающего наличие у обучающегося художественного вкуса, сформированного звуковысотного музыкального слуха и памяти, чувства лада, метроритма, знания музыкальных стилей, способствующих творческой самостоятельности.
Целью предмета «Сольфеджио» в детской музыкальной школе является: развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений, навыков в области теории музыки, а также выявление одаренных детей в области музыкального искусства, подготовка их к поступлению в профессиональные учебные заведения. Результатом освоения программы учебного предмета «Сольфеджио» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков: первичные теоретические знания, умение сольфеджировать, умение осуществлять анализ элементов музыкального языка, умение импровизировать на заданные музыкальные темы, навыки владения элементами музыкального языка. В педагогической практике на занятиях по учебному предмету «Сольфеджио» применяются следующие методы обучения: словесный, наглядный, практический, метод контроля.
Для определения результатов освоения учащимися учебного предмета «Сольфеджио» используются такие формы контроля, как: текущий, промежуточный и итоговый. Для проведения промежуточного контроля может быть использован тест на основе изученных тем в первом – четвертом классах ДМШ. Для проведения итогового контроля в седьмом классе тест может быть составлен на основе изученных выпускниками-подростками в пятом – седьмом классах учебных тем.
Электронный тестовый контроль как интегрированная совокупность педагогической и компьютерной технологий представляет собой эффективный метод и форму контроля знаний и умений, основную нагрузку по реализации которого выполняет компьютер как средство обучения под управлением человека. Внедрение в учебный процесс на занятиях по сольфеджио в ДМШ электронного тестового контроля требует реализации педагогических условий: программно-методического, психолого-педагогического, организационного, технологического и материально=технического. Первое условие предполагает опору на содержание программно-методической литературы по сольфеджио, второе – учет возрастных особенностей подростков. Организационное условие учитывает работоспособность учащихся, влияющую на качество результатов тестирования, а также традиционные и инновационные формы организации контроля знаний, умений и навыков учащихся по предмету «Сольфеджио».
Технологическое условие применения электронного тестового контроля предполагает: эффективность тестовых заданий по сольфеджио, тщательное выполнение технологических этапов создания и первичной апробации рассматриваемых тестов. Материально-техническое условие связано с использованием компьютерных средств, в том числе специального программного обеспечения для разработки электронного теста и его реализации.
Содержание разрабатываемых электронных тестов направлено на закрепление и обобщение учениками различных тем по предмету «Сольфеджио» и, следовательно, на организацию контроля знаний по данному предмету. Мультимедийные возможности электронного тестового контроля знаний соответствуют специфике рассматриваемой учебной дисциплины и предполагают подготовку, помимо текстовых вопросов и заданий, дополнительного сопровождения из аудио- (файлы-фрагменты музыкальных произведений) и видеоматериалов (портреты композиторов, нотную графику и т.д.). Для создания электронных тестов нами была использована технология «Goolge-формы» – это мощная среда для создания электронный тестов, которую можно использовать как в домашних условиях, так и для проведения тестирования в любых учебных заведениях. Форма позволяет использовать неограниченное количество тем, вопросов и ответов.
В работе по созданию электронных тестов можно выделить следующие два этапа: составление текстового варианта каждого теста и создание электронного варианта теста с последующей его апробацией, сбором эмпирических результатов, статистической обработкой.
Составление текстового варианта каждого теста (инструкции
к выполнению и тестовые задания) предполагает:
• определение цели тестирования;
• выбор вида теста и подхода к его созданию; анализ содержания учебного предмета;
• определение структуры теста и стратегии расположения заданий; разработку спецификации теста;
• априорный выбор длины теста и времени его выполнения;
• экспертизу содержания заданий;
• разработку методики апробации;
• разработку инструкций для учеников и для преподавателей, проводящих апробацию теста.
Создание электронного варианта теста с последующей его апробацией, сбором эмпирических результатов, статистической обработкой результатов выполнения теста, интерпретацией результатов обработки проводится в целях улучшения качества теста, коррекции содержания и формы заданий на основании данных первичного тестирования.
Успех создания и внедрения электронного теста по предмету «Сольфеджио» во многом зависит от высокого качества начального тестового материала, которое обеспечивается правильным отбором проверяемого содержания и умением разработчика корректно отобразить его в заданиях теста. Важен этап обработки эмпирических результатов тестирования, для выполнения которого необходимы специальные программные средства для разработки тестов.
Применение электронного тестового контроля на занятиях учебного предмета «Сольфеджио» в четвертом и седьмом классах детской музыкальной школы позволило педагогу музыкально-теоретического предмета экономить учебное время, повысило интерес подростков к содержанию данного предмета, что, безусловно, позитивно отразилось на уровне знаний и успеваемости учащихся. Как следствие, у подростков возникла потребность в повторном тестировании, вызванная, в том числе, и интересом к современному тестовому контролю знаний по сольфеджио.
В целом, электронный тест как форма контроля знаний:
• способствует выработке у учащихся четвертого и седьмого класса навыка самоконтроля;
• стимулирует стремление подростков к самообразованию, самостоятельному поиску и усвоению музыкально-теоретических знаний по сольфеджио;
• мотивирует подростков к достижению более высоких результатов в учебной деятельности на занятиях по музыкально-теоретическому предмету «Сольфеджио».
Анализ апробации промежуточного и итогового электронных тестов на занятиях по сольфеджио с подростками в четвертом и седьмом классах детской музыкальной школы г. Екатеринбурга показал успешность и необходимость дальнейшего использования данной формы контроля знаний у подростков на музыкально-теоретическом предмете «Сольфеджио».
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза исследования доказана, действительно электронный контроль знаний подростков по учебному предмету «Сольфеджио» в детской музыкальной школе будет успешным, если:
• специально разработанные по темам музыкально-теоретического предмета электронные тесты будут составлены в соответствии с требованиями ФГТ и содержанием рабочей программы по рассматриваемому предмету;
• в соответствии со спецификой предмета «Сольфеджио» при создании рассматриваемых тестов будут применяться компьютерные технологии;
• будут выполняться программно-методические, психолого-педагогические, организационные, технологические и материально-технические условия при разработке содержания и применении электронных тестов по сольфеджио.
Перспективой настоящей выпускной квалификационной работы может стать разработка текущих электронных тестов для подростков, как на занятиях по сольфеджио, так и других музыкально-теоретических предметов.
1. Аванесов, В.С. Композиция тестовых заданий [Текст] / В.С. Аванесов, 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Адепт, 1998. - 217 с.
2. Аванесов, В.С. Основы педагогической теории измерений [Текст] / В.С. Аванесов // Педагогические Измерения, т.1, № 1 - Москва, 2004. - С.15-21.
3. Аванесов, В. С. Современные методы обучения и контроля знаний [Текст] / В.С. Аванесов. - Владивосток : Дальрыбвтуз, 1999. - 125 с.
4. Беляков, О.И. Использование средств новых информационных технологий для контроля знаний и умений учащихся [Текст] : Дис. канд. пед. наук : 13.00.02. - Санкт-Петербург, 2000. - 163 с.
5. Беспалько, В.С. Программированное обучение. Дидактические основы [Текст] / В.С. Беспалько. - Москва : Высшая школа, 1971. -168 с.
6. Борцов, Ю.Г. Образование в век информации: человек и новые информационные технологии обучения [Текст] /Ю.Г. Борцов. - Москва : Высшая школа, 1997. - 320 с.
7. Борцов, Ю.Г. Психология музыкальной деятельности [Текст] / Ю.Г. Борцов. - Москва : Педагогика, 1997. - 350 с.
8. Булыгин, В.Г. Основы автоматизации процесса обучения [Текст] / В.Г. Булыгин. - Йошкар-Ола, 2003. - 190 с.
9. Буторина, Н.И. К вопросу об инновационной деятельности педагога-музыканта [Текст] / Н.И. Буторина // Управление современной детскойшколой искусств: опыт, проблемы, перспективы : материалы VIII всероссийской научно-практической конференции в области художественного образования детей «Арт-Екатеринбург» (с международным участием); состав. Т.Е. Воинкова, Н.Ю. Перевышина. - Екатеринбург : УрГПУ, 2015. - С. 118-121.
10. Буторина, Н.И.Мультимедийные технологии в современноммузыкальном образовании [Текст] / Н.И. Буторина // Новые информационныетехнологии в образовании : материалы VII международной научно¬практической конференции, Екатеринбург, 11-14 марта 2014 г. - Екатеринбург : РГППУ, 2014. - 2014. С. 36-40.
11. Буторина, Н.И. Информационные технологии в образовательном процессе [Текст] / Н.И. Буторина // Инновации в современном музыкально-художественном образовании : материалы Международной научно-практической конференции. - Екатеринбург : РГППУ, 2008. - С. 35-38.
12. Выготский, Л.С. Психология искусства [Текст] / Л.С. Выготский; под ред. М.Г. Ярошевского. - Москва, 1987. - 344 с.
13. Гамезо, М.В. и др. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : учебное пособие / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова - Москва : Педагогическое общество России, 2003. - 512 с.
14. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология [Текст] / О.Б. Дарвиш. - Москва : Владос, 2005. - 264 с.
15. Долинер, Л.И. Информационные и коммуникационные технологии в обучении: психолого-педагогические и методические аспекты [Текст] / Л.И. Долинер. - Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003. - 344 с.
16. Ивашина, А.С. и др. Тестовый контроль знаний [Текст] /
A. С. Ивашина, Т.С. Свиридова. - Москва : Специалист, 1997. - № 12. - С. 23-25.
17. Ингенкамп, К. Педагогическая диагностика [Текст] / К. Ингенкамп : пер. с нем. - Москва : Педагогика, 1991. - 240 с.
18. Кадневский, В.М. Тесты: история становления [Текст] /
B. М. Кадневский // Педагогическая диагностика. - Москва, 2002. - №1. -
C. 9-15.
19. Клайн, П. Справочное руководство по конструированию тестов [Текст] / П. Клайн. - Киев, 1994. - 123 с.
20. Коджаспирова, Г.М. и др. Педагогический словарь [Текст] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - Москва : Академия, 2001. - 176 с.
21. Колясникова, Л.В. Диагностическое обеспечение образовательного процесса [Текст] : учеб. пособие / Л.В. Колясникова - Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф.-пед. университета, 2003. - 152 с.
22. Кукушкина, Н.М. Педагогические технологии [Текст] / Н.М. Кукушкина // Газета «Первое сентября». - № 28. - Москва : 2003. - С. 3.
23. Луговая, Н.Л. Программа по учебному предмету ПО.02.УП.01.,
B. 04.УП.02. «Сольфеджио» [Текст] / Н.Л. Луговая. - Екатеринбург, 2018. - 112 с.
24. Майоров, А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования: как выбирать, создавать и использовать тесты для целей в образовании [Текст] / А.Н. Майоров. - Москва : Интеллект-центр, 2001. - 296 с.
25. Матушанский, Г. У. Педагогическое тестирование в России [Текст] / Г.У. Матушанский // Педагогика. - 2002. - № 2. - С. 15-21.
26. Новые информационные технологии в образовании [Текст] // НИТО : сборник материалов VII международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 11-14 марта 2014 г. - Екатеринбург : РГППУ, 2014. - 603 с.
27. Поплаухин, С.С. и др. Программное обеспечение электронного тестового контроля знаний бакалавров по истории музыки [Текст] /
C. С. Поплаухин, Н.И. Буторина // Эврика : сборник статей молодых исследователей. Материалы 2-ой Всероссийской студенческой олимпиады научно-исследовательских работ «Эврика». - Екатеринбург : ФГАО ВПО РГППУ, 2011. - С. 90-95.
28. Поплаухин, С.С. и др. Технологии электронного тестового контроля знаний студентов по дисциплине «История зарубежной и русской музыке»: результаты педагогического исследования [Текст] / С.С. Поплаухин, Н.И. Буторина // Искусство и личность : материалы Международной научно- практ. конференции. - Минск, 2012. - С. 309-312.
29. Сакаева, С.В. Тестирование как метод повышения эффективности и объективности контроля знаний в общеобразовательной школе (на примере школьного курса физики) [Текст] : дис. канд. пед. наук: 13.00.01 /
С.В. Сакаева. - Ижевск, 1997. - 190 с.
30. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст] : учеб. пособие [Текст] / Г.К. Селевко. - Москва : Народное образование, 1998. - 256 с.
31. Семенюк, Е.А. Диагностика достижений студентов - основной элемент учебного процесса в высшей школе [Текст] / Е.А. Семенюк. - Уфа : 2011. - 120 с.
32. Сеногноева, Н.А. Тестирование как одна из форм оценки учебной деятельности [Текст] / Н.А. Сеногноева // Педагогика. - 2006. - № 5. - С. 38-43.
33. Сорокин, М.А. и др. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии [Текст] / Т.И. Бабаева, Н.Ф. Голованова, Е.А. Горшкова, М.В. Зверев, И.Б. Котова, В.В. Репкин, С.А. Смирнов, Е.Н. Шиянов и др.; под ред. С.А. Смирнова. - Москва : Академия, 2001. - 510 с.
34. Титова, С.С. Музыкальная литература в ДМШ с использованием современных информационных ресурсов и технологий [Текст] / С.С. Титова - Уфа : 2012. - 195 с.
35. Трайнев, В.А. и др Информационные коммуникационные педагогические технологии [Текст] : учеб. пособие / В.А. Трайнев, И.В. Трайнев. - Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006. - 280 с.
36. Управление современной детской школой искусств: опыт,проблемы, перспективы [Текст] // Материалы VIII всероссийской научно¬практической конференции в области художественного образования детей «Арт-Екатеринбург» (с международным участием); состав. Т.Е. Воинкова, Н.Ю. Перевышина; Т.1. - Екатеринбург : УрГПУ, 2015. -150 с.
37. Челышкова, М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов [Текст] : уч. пособие / М.Б. Челышкова. - Москва : Логос, 2002. - 235 с.
38. Шамова, Т.И. и др. Современные средства оценивания результатов обучения в школе [Текст] : учеб. пособие / Т.И. Шамова, С.Н. Белова, И.В. Ильина, Г.Н. Подчалимова, А.Н. Худин. - Москва : Педагогическое общество России, 2007. - 192 с.
39. Шатова, И.В. Тестирование знаний учащихся V - XI классов с учетом возрастных особенностей [Текст] / И.В. Шатова // Информатика и образование. - 2007. - № 4. - с. 106 - 108.
40. Аванесов, В.С. Вопросы разработки педагогических тестов [Электронный ресурс]. - Режим доступа к ресурсу : http://testolog.narod.ru/(дата обращения: 23.11.2018).
41. Аванесов, В.С. Применение заданий в тестовой форме в новых образовательных технологиях [Электронный ресурс]. - Режим доступа к ресурсу : http://testolog.narod.ru/(дата обращения: 17.12.2018).
42. Компьютерное тестирование в образовании [Электронный ресурс]. - Режим доступа к ресурсу :http://koi.tspu.ru/koi_books/samolyuk/ lek11.htm (дата обращения: 30.11.2018).
43. Концепция развития дополнительного образования детей и взрослых [Электронный ресурс] / Минобрнауки России, Москва, 2014. - Режим доступа к ресурсу : https://edunews. ru/additional-education/additional- education-1_267.html (дата обращения: 02.010.2018).
44. Основные преимущества электронного тестирования в условиях Интернет [Электронный ресурс]. - Режим доступа к ресурсу :http://masters.donntu.org/2006/fvti/skorobagataya/library/article05.htm (дата обращения: 26.09.2018).
45. Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, осваивающих дополнительное предпрофессиональные общеобразовательные программы в области музыкального искусства в МБУК ДО «ДМШ № 13 имени И.О. Дунаевского» [Электронный ресурс]. - Режим доступа к ресурсу : http://xn--13-6kc1apges6bzc.xn--80acgfbsl1azdqr.xn--p1ai/documents/(дата обращения: 23.02.2019).
46. Профессиональный стандарт : педагог дополнительного образования детей и взрослых от 8.09.15 [Электронный ресурс]. - Режим доступа к ресурсу : http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.003.pdf(дата обращения: 4.11.2017).
47. Словари и энциклопедии [Электронный ресурс]. - Режим доступа к ресурсу :https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc1p/45054 (дата обращения: 28.11.2018).
48. Устав муниципального бюджетного учреждения культуры дополнительного образования «Детская музыкальная школа № 13 имени И.О. Дунаевского (новая редакция) [Электронный ресурс]. - Режим доступа к ресурсу : http://xn--13-6kc1apges6bzc.xn--80acgfbsl1azdqr.xn--p1ai/documents/% D0%A3%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2.pdf (дата обращения: 12.03.2019).
49. Федеральные государственные требования к минимуму содержания,
структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства, приказ № 163 [Электронный ресурс]. - Режим доступа к ресурсу
:http://mincult.rkomi.ru/page/7296/ (дата обращения: 20.01.2019).
50. Формирование и развитие ритмической организации у учащихся ДМШ, ДШИ [Электронный ресурс]. - Режим доступа к ресурсу : https:// infourok.ru/formirovanie-i-razvitie-ritmicheskoy-organizacii-u-uchaschihsya- dmshdshi-388468.html (дата обращения: 02.010.2018).