РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ ДЛЯ РАЗДЕЛОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКСПЛУАТАЦИЯ КОМПЛЕКСНЫХ СИСТЕМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМАХ»
Используемые сокращения 5
Введение 6
1 Теоретические основы разработки электронного учебного пособия 8
1.1 Анализ ФГОС СПО по специальности 44.02.06 профессиональное обучение
(по отраслям) специализации «Информационная безопасность автоматизированных систем» 8
1.2 Анализ профессионального модуля по дисциплине «Эксплуатация комплексных систем обеспечения информационной безопасности в автоматизированных системах» 14
1.3 Анализ нормативных документов по разработке интерактивной системы
обучения и тестирования в системе СПО 16
1.4 Общие требования к электронным учебным пособиям 20
1.5 Анализ метода обеспечения создания электронного учебного пособия 22
2 Описание электронного учебного пособия «Эксплуатация комплексных
систем обеспечения информационной безопасности в автоматизированных системах» 23
2.1 Педагогический адрес 23
2.2 Структура электронного учебного пособия 23
2.3 Интерфейс и содержание электронного учебного пособия 25
2.4 Описание разделов электронного учебного пособия 30
2.5 Апробация электронного учебного пособия 32
Заключение 41
Список использованных источников 43
Приложение 47
Современные технологии и интерактивные средства обучения интенсивно разрабатываются и внедряются во многие сферы образования. Обучение и обучающие курсы не являются исключением. Электронно-вычислительные машины и информационные технологии ставят перед педагогом актуальные за-дачи в образовательном процессе. Значимая задача на сегодняшний день - это необходимость в ЭУП и постепенная интеграция этих систем в образовательный процесс. Самым главным является создание уникальных и качественных ЭУП, информационных образовательных ресурсов, дополнительных курсов, лабораторных практикумов и прочих вспомогательных учебных материалов и пособий.
В связи с этим актуальным является создание электронных компьютерных средств обучения, в области электронных образовательных ресурсов [5].
ЭУП является универсальной и незаменимой системой для обучаемых. Благодаря таким пособиям реализуется персональный подход к каждому обучающемуся. Универсальность позволяет изучать предмет с разнообразной степенью сложности. И самое главное, использование нетрадиционных форм изучения и дистанционного контроля, оживляет и создает позитивную обстановку в учебной группе [7].
Абсолютно по многим направлениям образовательных дисциплин создаются электронные учебники и пособия. Но создание и организация учебных курсов с использованием электронных учебников является сложной технологи-ческой и методической задачей. Однако, современные компьютерные технологии расширяют использование учебно-методических материалов и позволяют использовать их потребности в социальной значимости образования. К примеру, электронные средства обучения уникальны тем, что благодаря самостоятельной и индивидуальной работе обучаемого, они очень важны для личностно-ориентационной работы. Большинство статистических исследований показывают, что использование и применение обучающих программ по различным учебным дисциплинам позволяют повысить не только интерес к будущей профессии, но и повысить успеваемость по данному предмету дисциплины. Большинство учащихся лучше всего воспринимают информацию зрительно. Такие системы и программы дают возможность каждому обучаемому независимо от уровня подготовки активно участвовать в процессе обучения, индивидуализировать свой процесс образования, осуществлять личный самоконтроль. С помощью таких систем можно быть не пассивным наблюдателем, а активным участником [8].
Преимущества электронных учебных пособий:
• компактное хранение большого количества информации;
• возможность структурирования информации;
• возможность актуализации (расширяется и дополняется);
• возможность быстрого поиска;
• возможность представления мультимедийной информации;
• существует система упражнений и тестов.
Объект исследования - процесс обучения дисциплине «Эксплуатация комплексных систем обеспечения информационной безопасности в автоматизированных системах» студентов направления подготовки СПО 44.02.06 Профессиональное обучение (по отраслям), специализации «Информационная без-опасность автоматизированных систем».
Предмет исследования - учебные материалы по теме «Эксплуатация комплексных систем обеспечения информационной безопасности в автоматизированных системах».
Цель исследования - разработать электронное учебное пособие для разделов по дисциплине «Эксплуатация комплексных систем обеспечения информационной безопасности в автоматизированных системах».
В рамках выпускной квалификационной работы было разработано электронное учебное пособие пособия для разделов по дисциплине «Эксплуатация комплексных систем обеспечения информационной безопасности в автоматизированных системах», предназначенное для студентов направления подготовки СПО 44.02.06 Профессиональное обучение (по отраслям), специализации «Информационная безопасность автоматизированных систем».
При выполнении выпускной квалификационной работы были решены следующие задачи:
• проанализирован ФГОС СПО по специальности 44.02.06 профессиональное обучение (по отраслям) специализации «Информационная безопасность автоматизированных систем»;
• проанализирован профессиональный модуль по дисциплине «Эксплуатация комплексных систем обеспечения информационной безопасности в автоматизированных системах»;
• проанализированы нормативные документы по разработке интерактивной системы обучения и тестирования в системе СПО;
• раскрыты понятия и сущность интерактивной системы обучения и тестирования в системе СПО;
• рассмотрены общие требования к электронным учебным пособиям;
• проанализировано программное обеспечение создания электронного учебного пособия;
• отобрано содержание лекционной и практической части электронного учебного пособия по дисциплине «Эксплуатация комплексных систем обеспечения информационной безопасности в автоматизированных системах»;
• разработаны тестовые задания для контроля знаний учащихся по пройденным темам;
• реализовано электронное учебное пособие;
• проведена апробация электронного учебного пособия.
Электронное учебное пособие разработано с учетом требований, предъявляемых к педагогическим программным средствам, имеет удобный интерфейс, снабжено иллюстрациями.
Таким образом, поставленные задачи можно считать выполненными в полном объеме, а цель достигнутой.
1. Приказ Минобрнауки России от 27.10.2014 N 1386 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.06 Профессиональное обучение (по отраслям)" (Зарегистрировано в Минюсте России 28.11.2014 N 34994) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru(дата обращения: 04.06.2019).
2. Рабочая программа профессионального модуля ПМ. 09 «Эксплуатация комплексных систем обеспечения информационной безопасности в автоматизированных системах» для студентов очной формы обучения специальности 44.02.06 Профессиональное обучение (по отраслям), специализации «Ин-формационная безопасность автоматизированных систем» [Текст]: учеб. пособие / О.Р. Киямутдинова, Е.А. Первунинская // ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2016. - 19 с.
3. Разработка электронного пособия [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://sites.google.com/site/razrabotkaelektronnogoposobia/(дата обращения: 06.06.2019).
4. Принципы разработки электронного пособия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://studopedia.ru/17_40130_printsipi-razrabotki-elektronnogo- posobiya.html(дата обращения: 08.06.2019).
5. Аванесов В. С. Эффективность педагогических тестов и тестовых заданий [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://testolog.narod.ru /Theory40.html (дата обращения: 10.06.2019).
6. Некрылов А. Создание электронного учебного пособия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://wiki.kgpi.ru/mediawiki/index.php/Создание электронного учебного пособия (дата обращения: 11.06.2019).
7. Электронные учебные пособия и технологии их разработки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.studbooks.net/2278078/informatika/elektronnye_uchebnye_posobiya_tehnologii_razrabotki (дата обращения: 14.06.2019).
8. Родин, В.П. Создание электронного учебника [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://window.edu.ru/window/library/pdf2txt?p_id=8983(дата обращения: 13.06.2019).
9. Кашинцева Л. Н. Использование электронного учебно¬
методического пособия по математике для организации самостоятельной работы студентов колледжа [Электронный ресурс] / Л. Н. Кашинцева. - Режим доступа: https://www.scienceforum.ru/2013/pdf/4714.pdf(дата обращения
12.06.2019).
10. Кузюк И. Г. Электронные учебные пособия в современном образовательном процессе [Электронный ресурс] / И. Г. Кузюк, В. В. Туч // Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки: сборник статей по материалам конференции. - Новосибирск, 2013. - С. 94-99. - Режим доступа: http://sibac.info/archive/social/8(11).pdf(дата обращения 13.06.2019).
11. Дидактические возможности средств ИКТ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.profile-edu.ru/didakticheskie-vozmozhnosti-sredstv- ikt.html(дата обращения: 10.06.2019).
12. Компьютер - это просто! [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.teryra.com(дата обращения: 12.06.2019).
13. Твой старт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tvoy- komputer.ru/lessons/lesson1.html(дата обращения: 10.06.2019).
14. Справочник CSS [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://htmlbook.ru/css(дата обращения: 11.06.2019).
15. Устинова Н.Н. Подготовка будущих учителей информатики к разработке электронных учебных пособий [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://azbyka.kz/podgotovka-budushchih-uchiteley-informatiki-k-razrabotke-
elektronnyh-uchebnyh-posobiy (дата обращения: 13.06.2019).
16. Ильина М. А. Электронные учебные пособия, и их важность в учебном процессе [Электронный ресурс] / М. А. Ильина // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. - 2012. - № 3. - Режим доступа: http://journal.kuzspa.ru/articles/87/(дата обращения: 09.06.2019).
17. Интуит курс Основы информационных технологий - курс по информатике [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.intuit.ru/ studies/professional_skill_improvements/17497/info (дата обращения: 13.06.2019).
18. Интуит курс Теория информационных технологий и систем - курс по информатике [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.intuit.ru/studies/courses/1158/315/info(дата обращения: 13.06.2019).
19. Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании - электронный научный журнал [Электронный ресурс] - Режим до-ступа: http://journal.kuzspa.ru/articles/87/(дата обращения: 09.06.2019).
20. Лекции - Информационные системы и технологии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.studmed.ru/lekcii-informacionnye-sistemy-i- tehnologii_41ec97604f8.html(дата обращения: 11.06.2019).
21. Технические и психолого-педагогические требования к разработке электронных учебных пособий [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.fa-kit.ru/main_dsp.php?top_id=1264(дата обращения: 12.06.2019).
22. HTML-Academy - Интерактивные онлайн-курсы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: htmlacademy.ru(дата обращения: 13.06.2019).
23. htmlbook.ru- Сайт о языке HTML, CSS, веб-дизайне, графике и процессе создания сайтов. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://htmlbook.ru/(дата обращения: 15.06.2019).
24. METANIT - Сайт о программировании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: METANIT.COM(дата обращения: 15.06.2019).
25. Studmed - сайт с полезными статьями и лекциями на разные темы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.studmed.ru/lekcii-
informacionnye-sistemy-i-tehnologii_41ec97604f8.html# (дата обращения:
14.06.2019)
26. Wisdomweb - учебник для веб-разработчиков [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://Wisdomweb.ru/(дата обращения: 14.06.2019).
27. Мержевич В. А. Самоучитель по CSS [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://htmlbook.ru/samcss(дата обращения: 15.06.2019).
28. Мержевич В. А. Самоучитель по HTML [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://htmlbook.ru/samhtml(дата обращения: 15.06.2019).
29. Электроника для всех [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://emkelektron.webnode.com/(дата обращения: 16.06.2019).
30. Самоучитель по CSS и HTML [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://htmlbook.ru/samcss(дата обращения: 16.06.2019).
31. Язык гипертекстовой разметки HTML [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://infopedia.su/14x72af.html(дата обращения: 16.06.2019).
32. Интерфейс -что это такое? Определение, значение, перевод [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://marklv.narod.ru/ book/urok1.htm (дата обращения: 15.06.2019).
33. Недостатки бесплатных блогов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.in-blog.com/2010/11/nedostatki-besplatnih-blogov.html(дата об-ращения: 15.06.2019).