Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Фотографии и рисунки Л. Н. Андреева как эго-документы и визуальные источники образов и мотивов прозы 1900-1910-х гг.

Работа №145196

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

филология

Объем работы158
Год сдачи2024
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
41
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОЧНИКИ И ПРИЕМЫ СОЗДАНИЯ ВИЗУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВ В ПРОЗЕ Л. Н. АНДРЕЕВА 12
1.1. Фотографии и рисунки Л. Н. Андреева как эго-документы 12
1.2. Западноевропейская и русская живопись как основа творческой лаборатории писателя 23
1.3. Приемы создания визуального образа в произведениях Л. Н. Андреева 33
ГЛАВА 2. ВИЗУАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ И МОТИВЫ В МАЛОЙ ПРОЗЕ Л. Н. АНДРЕЕВА ... 43
2.1. Визуальные претексты в ранней прозе Л. Андреева 43
2.2. Импрессионистические и экспрессионистические принципы в рассказах «Бездна», «Молчание» 52
2.3. Принципы создания портрета в фотографиях, рисунках и малой прозе Л. Н. Андреева 66
ГЛАВА 3. ИНТЕРМЕДИАЛЬНЫЙ СИНТЕЗ В РОМАНЕ «ДНЕВНИК САТАНЫ» 80
3.1 Визуальный образ Сатаны в романе «Дневник Сатаны» 80
3.2 Образ тени и светотеневые мотивы в романе «Дневник Сатаны» 91
3.3. Образ Рима и Римской Кампаньи в «Дневнике Сатаны»: приемы фотографии и
кинематографа 107
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 124
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 127
ПРИЛОЖЕНИЕ 140

Писатель Леонид Николаевич Андреев (1871-1919) — одна из важнейших фигур русского Серебряного века и культуры модерна.
Входя в ряд наиболее знаменитых, влиятельных и наиболее значимых литераторов своего времени, он, тем не менее, не примкнул ни к одному из современных ему течений искусства.
Ранний период творческого пути Андреева был связан с реалистическим направлением, что выразилось в сотрудничестве с М. Горьким и издательством «Знание», вокруг которого собирались писатели-реалисты. Также Андреев открыто симпатизировал символистам (А. А. Блоку, Ф. К. Сологубу), желая сотрудничества, но, однако, не принимая открыто их философских воззрений. Творческая непосредственность и особые навыки открыли писателю широкие возможности выражения с использованием принципов экспрессионизма и импрессионизма.
Современникам писателя не удавалось в полной мере понять творческий метод Л. Н. Андреева. Характер творчества писателя рассматривали Ю. И. Айхенвальд, А. А. Блок, Волошин, В. В. Воровский, А. Н. Воронский, Н. Н. Евреинов, А. А. Измайлов, Д. С. Мережковский, Н. М. Минский, Н. К. Михайловский, Р В. Иванов- Разумник, К. И. Чуковский и другие.
Создавшаяся временная дистанция и развившаяся научная методология позволили современным исследователям охарактеризовать андреевский метод как синтетический, представляющий органичное сочетание принципов нескольких направлений. К этому выводу пришли наиболее авторитетные
исследователи творчества Андреева, такие, как С. А. Демидова , Г. Н. Боева, Л. А. Иезуитова , В. А. Келдыш , И. Я. Московкина.
Синтетичность творческого метода явилась прямым отражением личности писателя, для которого был характерен особый тип мышления и мироощущения. Г. Н. Боева в диссертационной работе, анализируя фигуру Андреева как феномен эпохи модерна, указывает на «неклассический» тип художественного сознания писателя . Такой тип сознания сформировался у него под влиянием двух возможных факторов: наличия у него природного таланта художника и усвоения им эстетических устремлений эпохи модерна.
В детстве Андреев обнаружил способности к изобразительному искусству, которые не получили систематического развития, но обусловили одно из его увлечений. Позднее писатель увлекся фотографией, сделав за два десятилетия несколько сотен монохромных и цветных снимков.
Вместе с этим рубеж XIX и XX веков был отождествлен с предчувствием слома устоявшегося порядка, что способствовало тотальному сдвигу в философии искусства, взаимопроникновению и смешению разных видов искусства, открытию новых форм выражения. Способность к тонкому восприятию и творчеству, которыми был наделен Андреев, помогли ему интуитивно угадывать веяния обновляющейся эстетики и развиваться сообразно ее изменениям...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе исследования нами была проанализирована визуальная репрезентация образных и образно-мотивных структур в прозе Л. Н. Андреева 1900-1910-х гг. Мы рассматривали произведения малой прозы и роман «Дневник Сатаны». Исследование было проведено в рамках интермедиального анализа с помощью разработки комплексного метода.
В результате исследования было показано, что фотографии и рисунки, сделанные Андреевым, могут быть рассмотрены как эго-документы — произведения с личностной составляющей автора, выступающие при этом объектом автокоммуникации. С помощью коммуникативного подхода и методов семиотики на основе анализа мемуарных документов писателя было установлено, что фотографии, сделанные им, предназначались для авторефлексии. Применение методов психоанализа помогло развить понимание картин Андреева как выражения его Эго. Было установлено, что создание этих произведений способствовало созданию визуальных образов. Анализ творческих принципов художников, чье влияние испытывал Андреев, позволил расширить представление о принципах его творческой лаборатории и указать на некоторые важные приемы создания визуальных образов, большинство из которых были основаны на взаимодействии визуальных и вербальных принципов. Некоторые из них представляли из себя перенесенные в литературное произведение из изобразительного искусства. Восприятие образов искусства было частью творческого процесса Андреева. В связи с этим было установлено, что визуальные образы, созданные живописцами и графиками, становились частью сознания писателя как претексты и находили выражение в его произведениях. Анализ приемов изобразительного искусства в вербальных произведениях позволил продемонстрировать важность разных составляющих таланта Андреева.
Было сформировано представление о способах создания визуальных образов в малой прозе писателя, установлены визуальные претексты, воплотившиеся в образном строе его ранней реалистической прозы. Мы установили, что Андреев предпринимал попытки осмысления действительности через создание рисунков, образы которых можно понимать как визуальные претексты его ранней прозы. Анализ воплощения отдельных принципов импрессионизма и экспрессионизма в рассказах писателя дал возможность понять творческую эволюцию писателя и органичность его произведений в контексте модернистского культурно-исторического процесса. Среди принципов модернистских течений искусства в малой прозе Андреева были выделены схематизация образа и создание синестетического образа. Отдельно были проанализированы основные принципы создания портрета - одного из важнейших жанров в творчестве писателя. Мы пришли к выводу, что этот жанр был для Андреева наиболее продуктивным для выражения его мировоззренческих и эстетических установок.
Анализ романа «Дневник Сатаны» позволил выявить в произведении элементы интермедиального синтеза с помощью визуальных, аудиальных, ольфакторных образов. Интерес представили принципы создания образа Сатаны, основанного на фотографических автопортретах писателя и его опытах дневниковой рефлексии. Формированию образа послужило обращение писателя к дневниковой форме и автокоммуникации с помощью фотографии. Комплексный образ тени и способы представления различных светотеневых мотивов в романе дали представление о трансформации философских экзистенциальных воззрений Андреева через призму его сознания, для которого было характерно визуальное представление метафизического. Мотивно-образный анализ романа позволил выделить образы «свет» и «тьма» в качестве основополагающих в творчестве писателя. Анализ образов Рима и Римской Кампаньи как пространств особого типа позволил продемонстрировать кинематографическое восприятие и представление Андреевым образов реальности. Было установлено, что писатель использовал приемы монтажа, длинного кадра, смены величины кадра, возможности передачи субъективной точки зрения. Важно отметить, что некоторые из этих приемов еще не были использованы в кинематографе начала XX века...


1. Айхенвальд, Ю. И. Леонид Андреев // Силуэты русских писателей. Т. 3. — Берлин, 1923. — С. 147-175;
2. Андреев, Л. Н. Автобиография // Первые литературные шаги: Автобиогр. соврем. рус. писателей. Москва: Издательство тип. т-ва И. Д. Сытина, 1911. — С. 27-32;
3. Андреев, П. Н. Воспоминания о Леониде Андрееве // Литературная мысль: альманах: 1-3. — Петроград: Мысль, 1924. Вып. 3. — С. 140-207;
4. Андреев, В. Л. Детство. — Москва: Советский писатель, 1963. — 292 с.;
5. Андреев, Л. Н. Дневник. 1897—1901 гг.. — Москва: ИМЛИ РАН, 2009. — 296 с.;
6. Андреев, Л. Н. Полное собрание сочинений и писем: В 23 т. — Москва: Наука, 2007—....;
7. Андреев, Л. Н. Собрание сочинений: В 6 т. — Москва: Художественная литература, 1990 1996;
8. Андреева, В. Л. Эхо прошедшего. — Москва: Советский писатель, 1986. — 383 с.;
9. Белоусов, И. А. Литературная среда: Воспоминания 1880-1928. — Москва: Кооперативное издательство писателей «Никитинские субботники», 1928. — 278 с.;
10. Брусянин, В. В. Леонид Андреев о В. А. Серове // Валентин Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке современников. Т. 2. — Ленинград: Художник РСФСР, 1971. — С. 428-433;
11. Волошин, М. А. Лики творчества. — Москва: Наука, 1988. — 848 с. — (Литературные памятники).
12. Измайлов, А. А. Леонид Андреев // Литературный Олимп: Характеристики, встречи, портреты, автографы. — Москва, Тип. Т-ва. И. Д. Сытина, 1911. — С. 233-250;
13. Леонид Андреев. S.O.S.: Дневник (1914—1919); Письма (1917— 1919); Статьи и интервью (1919); Воспоминания современников (1918—1919). — М.; СПб.: Atheneum; Феникс, 1994. — 598 с.;
14. Горький и Леонид Андреев: Неизданная переписка // Литературное наследство. Т. 72. — Москва: Наука, 1965. — 630 с.;
15. Мережковский, Д. С. В обезьяньих лапах (О Леониде Андрееве) // В тихом омуте; Статьи и исследования разных лет. — Москва: Советский писатель, 1991. — С. 12-40;..(119)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ