Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: 12 учащихся первого класса .
Есть приложение.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ НА САМООЦЕНКУ И ВНЕШНЮЮ ОЦЕНКУ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА…………6
1.1 Интерпретация явления тревожности в психолого-педагогической литературе….6
1.2 Причины, обуславливающие появление высокого уровня тревожности у младших школьников…8
1.3 Взаимосвязь состояния тревожности и самооценки младшего школьника….12
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ НА САМООЦЕНКУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ…..15
2.1 Организация исследования…15
2.2 Результаты эмпирического изучения влияния фактора тревожности на самооценку младших школьников…17
2.3 Рекомендации по снижению уровня тревожности у детей младшего школьного возраста…21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……28
ПРИЛОЖЕНИЯ…..………………………………………………………………..30
В современных условиях отмечается негативная тенденция увеличения количества детей младшего школьного возраста с высоким уровнем тревожности, что обуславливает актуальность темы исследования. Данная проблема во многом обусловлена изменениями, которые происходят в жизни ребёнка при поступлении в первый класс учебного заведения. Меняется социальный статус ребёнка, он примеряет на себя новую роль - роль ученика, происходит смена социальной среды, ведущей деятельности - с игровой на учебную. Все это приводит к возникновению страхов и тревожного состояния [6, с. 41].
Проблема тревожности не раз становилась предметом исследований множества специалистов в области педагогики и психологии, ученых, как зарубежных, так и отечественных. В числе первых ученых, обративших свое внимание на данную проблему, был З. Фрейд. В соответствии с его точкой зрения, термин «тревожность» необходимо интерпретировать как эмоциональное состояние, при котором человек ощущает беспомощность и э неопределенность.
Помимо Фрейда проблему тревожности исследовали: Г. Салливан, К. Хорни, В. Астапов., Л. И. Божович, Изард К. Э., Е.П.Ильин, А.М.Прихожан, Тимофеева О.А., Чухрова Т.В. и многие другие.
Многие исследователи (Л.Ю. Комлик, И.В. Фаустова, Е.С. Донскова, А.И.Липкина, А.М. Прихожан, Д.Б. Гуткина) также обращали внимание на наличие связи между уровнем тревожности младшего школьника и уровнем его самооценки и внешней оценки.
Именно в 7-летнем возрасте, по мнению Л.С. Выготского начинается активное формирование самооценки, и во многом на данный процесс влияет общение ребёнка с окружающими.
Формирование самооценки в школе происходит под влиянием учителя и одноклассников, наибольшее значение для младшего школьника начинает иметь их позиция среди сверстников, интеллектуальные умения, мнение взрослых и детей на их счет.
Тревожное состояние, испытываемое школьником отражается на его восприятии себя и действительности, что проявляется в недоверии ко взрослым, замкнутости, стеснении, неуверенности в себе и своих силах [10, с. 17-18].
Актуальность темы исследования связана с тем, что высокий уровень тревожности детей младшего школьного возраста выявляется у все большего количества детей, что является поводом для беспокойства, как родителей, так и учителей. В современных условиях на проблеме повышенной тревожности акцентируется большое внимание, поскольку она негативно влияет на многие сферы жизни ребёнка, в том числе на его самооценку и внешнюю оценку.
Цель исследования: выявить наличие связи между уровнем тревожности и уровнем самооценки и внешней оценки у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: самооценка и внешняя оценка детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: воздействие фактора тревожности на внешнюю оценку младшего школьника и его самооценку.
Гипотеза исследования: строилась на том, что наличие фактора тревожности отрицательно сказывается на самооценке и внешней оценке младших школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу, содержащую теоретические сведения о понятиях: «тревожность», «самооценка».
2. Рассмотреть влияние фактора тревожности на самооценку и внешнюю оценку младших школьников.
3. Осуществить эмпирическое исследование, целью которого является выявление влияния фактора тревожности на самооценку и внешнюю оценку младших школьников.
4. Осуществить анализ полученных результатов, сделать выводы и представить ряд рекомендаций для родителей и учителей по снижению уровня тревожности младших школьников.
При проведении эмпирического исследования были использованы следующие методики:
- Шкала явной тревожности для детей (The Children’s Form of Manifest Anxiety Scale, CMAS), авторы - A. Castenada, B. R. McCandless, D. S. Palermo;;
- методика «Лесенка» Дембо-Рубинштейн (модификация В.Г.Щур).
Экспериментальная база: экспериментальную выборку составили дети младшего школьного возраста, в количестве 12 человек.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав (теоретической и экспериментальной), заключения, списка использованных источников.
В ходе исследования, нами были выполнены все поставленные задачи, в частности:
1.Изучена психолого-педагогическую литература, содержащая теоретические сведения о понятиях: «тревожность», «самооценка».
2. Рассмотрено влияние фактора тревожности на самооценку и внешнюю оценку младших школьников.
3.Осуществлено эмпирическое исследование, целью которого является выявление влияния фактора тревожности на самооценку и внешнюю оценку младших школьников.
4. Осуществлен анализ полученных результатов, сделать выводы и представить ряд рекомендаций для родителей и учителей по снижению уровня тревожности младших школьников.
Самооценка представляет собой оценку, которую индивид дает самому себе, она являются центральным личностным образованием, влияющим на модель поведения человека, его восприятие мира и себя самого. Уровень самооценки влияет на межличностные взаимоотношения человека с окружающими и на то, как человек воспринимает свой потенциал и свои возможности.
Исходя из анализа литературных источников, можно заключить следующее:
- формирование самооценки у детей младшего школьного возраста происходит в контексте его адаптации к новой социальной среде, ввиду поступления ребёнка в первый класс учебного учреждения;
- внутренний конфликт, связанный с самооценкой, выступает в качестве источника тревожного состояния;
- при низком уровне самооценки ребенок, как правило, имеет высокий уровень тревожности, он эмоционально неустойчив, имеет высокий уровень возбудимости;
- при завышенных требованиях к ребенку или неадекватном преувеличении его достижений, формируется завышенная самооценка, при которой ребенок боится потерпеть неудачу, от чего растет уровень его тревожности.
Эмпирическое исследование было направлено на выявление влияния фактора тревожности на самооценку младшего школьника.
По проведенному исследованию и их результатам можно сделать следующие выводы:
У преобладающего количества уровень тревожности нормальный – 10 детей (в процентном соотношении 75%%). Несколько повышенная тревожность была выявлена у двух детей (16,6%), явно выраженная тревожность была диагностирована у одного ребёнка (8%). При проведении исследования было отмечено, что дети с высоким уровнем тревожности ведут себя беспокойно и нервозно в ходе прохождения теста.
Обнаружено негативное влияние высокого уровня тревожности на самооценку детей младшего школьного возраста. Такой вывод был сделан на основании того, что в группе детей с высоким уровнем тревожности, все дети имели заниженную самооценку. Во второй же группе, с нормальным уровнем тревожности, дети ставили себя на вторую или же первую ступеньку, что говорит о их высокой самооценке.
Таким образом, выдвинутая в начале работы гипотеза подтвердилась: наличие фактора тревожности негативно сказывается на самооценке детей младшего школьного возраста.
Нами были даны рекомендации по снижению уровня тревожности у детей. Они дадут возможность скорректировать уровень тревожность детей младшего школьного возраста. Благодаря следованию правилам будет осуществляться профилактика ситуативной тревожности.
1. Бикбулатова Э.Э., Валитова А.И. Тревожность у детей дошкольного возраста // Вестник науки. – 2019. – №11 (20). – С. 20-26.
2. Бреслав Г. М. Психология эмоций: Учеб. пособие для вузов. М.: Смысл, 2007 . – 544 с.
3. Выготский Л. С. Психология развития. Избранные работы / Л. С. Выготский. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 281 с.
4. Гилязова Э. В. Формирование системы «Я» и ее взаимодействие с психическими состояниями разного уровня неравновесия // Психология психических состояний. Вып. 1. - Казань, 1998. - С. 115-121.
5. Гимаева, Р. М. Колесникова, Т. А. (2015) Взаимосвязь тревожности и самооценки в дошкольном возрасте. Научно-методический электронный журнал «Концент», N° 7, статья 15248.
6. Донскова Е.С. Взаимосвязь самооценки и уровня тревожности у детей младшего школьного возраста // Психология человека в образовании. – 2022. – №1. – С. 41-52.
7. Епимахова Е.В. Психолого-педагогическая программа по коррекции тревожности у младших школьников с задержкой психического развития // IN SITU. – 2022. – №6. – С. 71-75.
8. Ибахаджиева Л.А. "Тревожность" как психологическое явление: интерпретация термина, особенности проявления // МНИЖ. 2021. – №11-4 (113). – С. 45-49.
9. Карелина И. О. Развитие эмоциональной сферы детей в дошкольной образовательной организации : избранные научные статьи. – Прага Vedecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2017. - 122 c.
10. Комлик Л.Ю., Фаустова И.В., Копылова Н.М. Взаимосвязь самооценки и личностной тревожности у младших школьников // Психология образования в поликультурном пространстве. – 2023. – С. 16-23.
11. Костина Л. М. Игровая терапия с тревожными детьми. СПб.: Речь, 2003. – 160 с.
12. Кривошапкина Ю.Г., Находкин В.В. Комплексная программа коррекции тревожности детей младшего школьного возраста // Инновационные аспекты развития науки и техники. – 2020. – №2. – С. 161-168.
13. Макшанцева Л.В. Тревожность и возможности ее снижения у детей, начинающих посещать детский сад // Ред. В.В.Рубцов, А.А.Марголис, В.А.Гуружапов.: Психологическая наука и образование - №2, - 1998. – С. 39-48.
14. Мартьянова Г. Ю. Психологическая коррекция в детском возрасте. М.: Классикс Стиль, 2007. –160 с.
15. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. Воронеж, 2000. – 304 с.
16. Реан, А. А. (ред.). (2008) Психология детства. СПб.: Прайм-Еврознак, 350 с.
17. Романенко О.Н. Классические представления о тревожности // Форум молодых ученых. – 2019. – №3 (31). – С. 690-697.
18. Тимофеева О.А. Проявление тревожности у детей старшего дошкольного возраста // Бюллетень науки и практики. 2017. – №11 (24).– с. 497-501.
19. Чухрова Т.В. Особенности проявления тревожности у детей 4-7 лет // Научно-практический электронный журнал Аллея Науки. 2019. –№12 (39).– с. 1-8.