Аннотация
Введение 4
1 Теоретические основы разработки электронного учебного пособия 6
1.1 Анализ учебно-методической документации 6
1.2 Анализ литературных и интернет-источников 10
1.2.1 Анализ литературных источников 10
1.2.2 Анализ интернет-источников 11
1.3 КОМПАС 3D как система автоматизированного проектирования 13
1.3.1 Место КОМПАС 3D в системе автоматизированого проектирования 13
1.3.2 Интерфейс программы 16
1.3.3 Достоинства и недостатки КОМПАС 3D 23
1.4 Электронные учебные пособия и принципы их разработки 25
1.4.1 Электронное учебное пособие: понятие, принципы разработки 25
1.4.2 Требования к электронным учебным пособиям 27
1.5 Выбор средств для реализации электронного учебного пособия 30
1.6 Анализ аналогичных электронных учебных пособий 32
2 Описание электронного учебного пособия «Компас-3П» 33
2.1 Педагогический адрес 33
2.2 Содержание электронного учебного пособия 33
2.3 Структура электронного учебного пособия 36
2.4 Интерфейс электронного учебного пособия 38
2.5 Описание разделов пособия 41
2.5.1 Главная страница 41
2.5.2 Раздел «Практический блок» 41
2.5.3 Раздел «Контроль» 43
2.5.4 «Чат» 44
2.5.5 «Список литературы» 45
2.6 Апробация электронного учебного пособия 47
2.7 Требования к программному и аппаратному обеспечению 48
Заключение 49
Список использованных источников 51
Приложение 55
Стремительное внедрение в жизнь новых технологий предъявляет высокие требования к уровню подготовки будущих специалистов самых разных областей. Кроме того, в свете существенных изменений в учебных планах некоторых специальностей в связи с внедрением новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) уменьшилось число зачётных единиц, а, следовательно, и количество часов на такие, некогда фундаментальные дисциплины, как «Начертательная геометрия и инженерная графика». Использование возможностей графических компьютерных систем в связи с этим, является не только безусловно необходимым для будущих бакалавров, но так же и необходимым фактором, уменьшающим трудоёмкость ручного графического труда при вычерчивании аксонометрических проекций технических деталей.
Система КОМПАС-30 предназначена для создания трехмерных ассоциативных моделей отдельных деталей и сборочных единиц, содержащих как оригинальные детали, так и стандартные конструктивные элементы. Параметрические технологии позволяют быстро получать модели типовых деталей на основе однажды созданного прототипа.
Она содержит все возможности трехмерного твердотельного моделирования [24]:
• булевы операции над типовыми формообразующими элементами;
• ассоциативное задание параметров элементов;
• построение вспомогательных прямых и плоскостей, эскизов, пространственных кривых (ломаных, сплайнов, различных спиралей);
• создание конструктивных элементов — фасок, скруглений, отверстий, ребер жесткости, тонкостенных оболочек;
• специальные возможности, облегчающие построение литейных форм — литейные уклоны, линии разъема;
• создание поверхностей;
• создание любых массивов формообразующих элементов и компонентов сборок;
• вставка в модель стандартных изделий из библиотек и формирование пользовательских библиотек;
• возможность гибкого редактирования деталей и сборок;
• переопределение параметров любого элемента на любом этапе проектирования, вызывающее перестроение всей модели.
Чертежно-конструкторский редактор КОМПАС 30 предоставляет широчайшие возможности автоматизации проектно-конструкторских работ.
КОМПАС-30 автоматически генерирует ассоциативные виды трехмерных моделей (в том числе разрезы, сечения, местные виды, виды по стрелке, местные разрезы, виды с разрывом). Все они ассоциированы с моделью, изменения в модели приводят к изменению изображения на чертеже.
Эффективность использования систем КОМПАС-30 возможна при наличии у студентов уверенных базовых знаний по начертательной геометрии, инженерной графики, а также при знании и понимании специфики построения графических объектов в системе КОМПАС-30.
Система КОМПАС-30 позволяет реализовать процесс трёхмерного параметрического проектирования — от идеи к ассоциативной модели, от модели к конструкторской документации.
Внедрение в учебный процесс информационных технологий повышает производительность труда преподавателей и студентов.
Объектом работы является процесс формирования знаний и умений у обучающихся по специальности 15.02.08 «Технология машиностроения».
Предметом работы являются учебные материалы по дисциплине «КОМПАС-30».
Целью работы является разработка электронного учебного пособия по теме «Система автоматизированного проектирования» междисциплинарного курса МДК 01.02 «Системы автоматизированного проектирования и программирования в машиностроении» ПМ.01. «Разработка технологических процессов изготовления деталей машин».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать учебно-программную документацию, литературные и интернет источники.
2. Подобрать и систематизировать материал.
3. Разработать практические работы.
4. Выбрать средства реализации учебного пособия и реализовать его в электронном виде.
5. Провести апробацию электронного учебного пособия.
В рамках выпускной квалификационной работы было разработано электронное учебное пособие «КОМПАС-30» предназначенное для студентов направления подготовки специалистов среднего звена специальности 15.02.08 «Технология машиностроения».
При выполнении выпускной квалификационной работы были решены следующие задачи:
1. Был проведен анализ учебно-методической документации дисциплины, литературы и интернет-источников, выяснено, что на данный момент нет аналогичного полного электронного учебного пособия, которое бы отвечало всем требования, предъявляемых к ЭУП, как педагогических, так и технических.
2. Подобран и систематизирован учебный материал из разных источников. Было проанализировано восемь разнообразных учебников и учебных пособий, все они в основном содержат теоретический материала задания для практических работ были составлены самостоятельно.
3. Разработано 23 практические работы. На практические работы отведено 60 академических часов. Практические задания разрабатывались в соответствии с ФГОС.
Электронные практические работы разработаны с учетом требований, предъявляемых к педагогическим программным средствам, имеет удобный интерфейс, снабжён иллюстрациями.
4. Выбраны средства реализации учебного пособия и реализовано в электронном виде.
При разработке электронного пособия были использованы:
• редактор сайтов Wix.com;
• текстовый редактор MS Word 2010;
• графический редактор Adobe Photoshop.
Структура электронного пособия состоит из:
• страницы Главная;
• раздел 1, содержащий 1 тему и 2 практических работы;
• раздел 2, содержащий 3 темы и 8 практические работы;
• раздел 3, содержащий 4 темы и 9 практических работ;
• раздел 4, содержащий 1 тему и 3 практических работы;
• раздел 5, содержащий 1 тему и 1 практическую работу;
• контроль, содержащий 10 вариантов заданий;
• список литературы, содержащий дополнительную литературу;
• чат, для общения и обмена информации — направленный на быструю коммуникацию между преподавателем и обучающимся. Для решения минутных вопросов.
5. Проведена апробация пособия, которая позволила выявить и устранить недочеты.
Таким образом, поставленные задачи можно считать выполненными в полном объеме, а цель достигнутой.
1. Акулов О. А. Информатика: Базовый курс [Текст]: учебник / О. А. Акулов, Н. В. Медведев. — 5-е изд. — Москва: Омега-Л, 2008. — 574 с.
2. Анрах Дж. Т. Удивительные фигуры: оптические иллюзии, поражающие воображение [Текст] / Дж. Т. Анрах. — пер. с англ. Курносенко Т. С. — Москва: «АСТ»:«Астрель», 2002. — 125 с.
3. Безрукова В. С. Педагогика [Текст]: учебное пособие / В. С. Безрукова. — Рас- тов-на-Дону: Феникс, 2013. — 381 с.
4. Безручко В. Т. Компьютерный практикум по курсу «Информатика» [Текст]: учебное пособие / В. Т. Безручко. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: ИД «ФОРУМ»; ИНФРА-М, 2009. — 368 с.
5. Бережнова Л. Н. Этнопедагогика: [Текст]: учебник / Л. Н. Бережнова, И. Л. Набок, В. И. Щеглов. — Москва: Академия, 2013. — 240 с.
6. Бесплатные уроки по Компас-3И [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.2d-3d.ru/samouchiteli/kompas-3d/ (дата обращения: 30.12.2017).
7. Большаков В. Н. Основы 3И-моделирования изучаем работу в AutoCad. Ком- пас-3D.SolidWork.Inventor [Текст]: учебный курс / В. Н. Большаков. — Санкт-Петербург: Питер, 2013. — 304 с.
8. Большаков В. П. Инженерная и компьютерная графика [Текст]: практикум / В. П. Большаков. — Санкт-Петербург: БХВ-Петербург, 2004. — 592 с.
9. Большаков В. П. Создание трехмерных моделей и конструкторской документации в системе КОМПАС-3И [Текст]: практикум / В. П. Большаков. — Санкт-Петербург: БХВ-Петербург, 2010. — 496 с.
10. Бордовская Н. В. Психология и педагогика. Стандарт третьего поколения [Текст]: учебник / Н. В. Бордовская, С. И. Розум. — Санкт-Петербург: Питер, 2013. — 624 с.
11. Бочков А. Л. Трехмерное моделирование в системе Компас-3И [Текст] / А. Л. Бочков. — Санкт-Петербург: СПбГУ ИТМО, 2007. — 84 с.
12. Бурлаков М. В. Эффекты в программах растровой графики [Текст]: справочное пособие / М. В. Бурлаков. — Москва: ТРИУМФ, 2013. — 70 с.
13. Видео уроки — Компас-SD [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://kompasvideo.ru/ (дата обращения: 30.12.2017).
14. Википедия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Wix.com (дата обращения: 30.12.2017).
15. Герасимов А. А. Самоучитель КОМПАС-3D V9. Двумерное проектирование [Текст] / А. А. Герасимов. — Санкт-Петербург: БХВ-Санкт-Петербург, 2007. — 592 с....43