Аннотация 2
Введение 5
Глава 1. Сезонность как фактор развития туристских дестинаций 7
§ 1.1 Понятие сезонно перегретых дестинаций. Виды сезонности. Методы исследования сезонности 7
§ 1.2 Роль сезонности в деятельности туристских дестинаций 15
§ 1.3 Существующие методы борьбы с сезонностью 18
Глава 2. Выборг как сезонно перегретый город 26
§ 2.1 Оценки степени «перегрева» Выборга как туристской дестинации 26
§ 2.2 Анализ текущих инструментов снижения воздействия фактора сезонности 30
§ 2.3 Проекты по развитию туризма и оптимизации туристского потока 31
Глава 3. Предложения по снижению сезонности и оптимизации туристского потока 42
§ 3.1 Разработка событийного календаря для города Выборг 42
§ 3.2 Варианты маршрутов для снижения нагрузки с популярных достопримечательностей 52
§ 3.3 Рекомендации по оптимизации туристского потока 56
Заключение 59
Список использованных источников 62
Приложения 69
В XXI веке в странах и регионах, в которых туризм занимает существенную долю в экономике, организаторы туристской деятельности ощущают острое влияние явления овертуризма и неконтролируемого туристского потока на деятельность дестинаций. Подобная ситуация характеризуется износом рекреационных ресурсов и снижением имиджа туристской дестинации, где наблюдается овертуризм. С этой проблемой также связано явление сезонности туристской деятельности, что является одним из факторов, влияющих на изменение численности туристского потока. Такие явления и их влияние на туристские индустрии стран и регионов нуждаются в изучении с целью разработки методики борьбы с последствиями этих явлений.
Актуальность исследования обусловлена потребностью в оптимизации туристских потоков в странах и регионах, в которых выражено явление овертуризма, в целях устойчивого развития туризма на территориях перегретых дестинаций. На территории Российской Федерации существует ряд районов, которые можно назвать перегретыми дестинациями. К тому же в этих районах отмечается действие фактора сезонности, что, как было описано выше, нуждается в изучении для поиска оптимального решения в решении проблемы овертуризма. Одной из таких российских сезонно перегретых туристских дестинаций является город Выборг. Активный рост туристского потока отмечается в городе с 2019 года, что, с одной стороны, позволяет Выборгу быть востребованным туристским центром, но, с другой стороны, неконтролируемый туристский поток вызывает ряд проблем в этом достаточно маленьком районом центре. Поэтому в настоящей работе анализируются указанные проблемы и их причины, приводятся способы решения этих проблем, сдерживающих развитие туризма, и рекомендации по оптимизации туристского потока в дестинациях, подобных Выборгу.
В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто положение о том, что управление туристским потоком дестинации возможно с помощью проведения муниципальной политики в индустрии туризма; также деятельность по снижению фактора сезонности будет способствовать устойчивому развитию туризма на территории дестинации.
Целью ВКР является разработка рекомендаций по оптимизации и регулированию туристского потока в сезонно перегретых дестинациях.
Для достижения поставленной цели, в соответствии с объектом и предметом, следует решить следующие задачи:
1) Рассмотреть понятие сезонности в туризме и роль этого явления в деятельности туристских дестинаций;
2) Изучить основные подходы к управлению туристскими потоками и методы борьбы с сезонностью;
3) Изучить опыт управления туристскими потоками и установления на территории устойчивого развития в зарубежных странах;
4) Оценить степень «перегрева» города Выборг как туристской дестинации;
5) Проанализировать текущие инструменты по снижению сезонности и проекты по развитию туризма, принятые в Выборге;
6) Разработка рекомендаций по устойчивому развитию туристской индустрии в сезонно перегретых дестинациях;
7) Разработка мероприятий по оптимизации туристского потока в перегретых дестинациях с сохранением потока и привлекательности дестинации.
Объектом исследования выступает территория города Выборг как сезонно перегретая дестинация.
Предметом работы является оптимизация и регулирование туристского потока на территории сезонно перегретых дестинаций.
Методологической основой исследования выступают работы отечественных и зарубежных ученых в области менеджмента туристских дестинаций и управления их жизненным циклом, сборники статистических данных. Это работы таких ученых, как Butler R.W, Allcock, J.B, Гончарова Н.А., Кирьянова Л.Г. Для реализации поставленных задач были использованы следующие методы: анализ литературных и электронных источников и статистических данных, сравнение и описание, картографический и графический методы.
Научная новизна исследования заключается в разработке методики по снижению сезонности и оптимизации туристского потока для устойчивого развития туризма в дестинациях, которые определяются как «перегретые».
Практическая значимость работы состоит в определении рекомендаций по решению проблем, вызванных явлением овертуризма, и оптимизации избыточного сезонного туристского потока в городе Выборг, что будет способствовать повышению рекреационной привлекательности города, совершенствованию его туристической инфраструктуры, а также росту социального комфорта для местных жителей. Результаты исследования могут быть использованы представителями федеральных, региональных и муниципальных органов власти для устойчивого развития туризма и повышения туристического имиджа дестинаций.
В настоящей выпускной квалификационной работе рассматривалась тема оптимизации туристского потока и снижения фактора сезонности в сезонно перегретых дестинациях, а конкретно на примере города Выборг.
В настоящей работе под сезонно перегретыми дестинациями понимаются территории, на которых преобладает явление стремительного роста массового туризма в пиковый сезон туристической активности, что оказывает негативное воздействие на некоторые сферы жизни рассматриваемой дестинации и в дальнейшем могут привести к упадку индустрии туризма на этой территории. Сезонность в туризме в свою очередь определяется, как концентрация туристов в определенное время на конкретной территории, что влечет за собой дестабилизацию туристской индустрии дестинации. Для предотвращения негативных ситуаций, связанных с влиянием фактора сезонности на туризм, следует организовывать управление территорией в соответствии со сбалансированным использованием рекреационных ресурсов и применять меры по оптимизации туристского потока.
Были рассмотрены методы для изучения сезонности, основные из них: коэффициент сезонности, индикатор сезонности, коэффициент Джини, индекс сезонности. С помощью этих методов можно определить интенсивность сезонности и месяцы пикового туристического сезона, интенсивность использования мощностей туристской индустрии дестинации. В работе были использованы все перечисленные методы, кроме коэффициента Джини, и по результатам расчетов было установлено, что высокий туристский сезон в городе Выборг приходится на летние месяцы, а низкий сезон длится полгода, с ноября по апрель.
Были изучены методы снижения сезонности и опыт стран в оптимизации туристских потоков. Для снижения влияния сезонности используют диверсификацию целевых туристических рынков, дифференциацию цен, поощрение внутреннего туризма в межсезонье и низкий сезон, внедрение инноваций в деятельность туристских индустрий, реконструкцию и модернизацию туристской инфраструктуры, повышение качества услуг и работу над имиджем дестинации. Анализ опыта других городов в деятельности по оптимизации туристских потоков показал, что для Выборга наиболее подходит опыт Амстердама и Венеции.
В ходе исследования выявлено, что при росте туристского потока в Выборге снижается численность туристов с ночевкой, а поток экскурсантов наоборот увеличивается. Причинами такой ситуации стали высокая транспортная доступность города, снижение численности туристского потока иностранцев и недостаток гостиниц в Выборге, что отчетливо проявляется в высокий туристический сезон.
Автором настоящей работы был проведен SWOT-анализ развития туристской индустрии города Выборг, в котором приняли участие 5 экспертов. По результатам анализа выявлены основные угрозы и слабые стороны индустрии туризма города, которые могут тормозить развитие туристической сферы Выборга. К наиболее ощутимым угрозам относятся наличие заброшенных и требующих реставрации зданий, которые являются потенциальными объектами показа, и однообразие маршрутов, что связано с тем, что на сегодняшний день многие рекреационные ресурсы Выборга и Выборгского района не готовы к вовлечению в туристическую активность. Также отмечено, что низкое качество дорожной сети негативно влияет на туристический имидж города.
В Выборге начинают применяться механизмы по снижению сезонности. В настоящее время таким главным механизмом в городе, как выяснилось в ходе исследования, является разработка круглогодичного событийного календаря для привлечения туристов не только в пиковый сезон, но и в низкий сезон. Можно отметить механизм мастер-планирования, так как Леонтьевским центром был разработан мастер-план устойчивого развития туризма исторической части города Выборг, что позволяет определить перспективы дальнейшего функционирования индустрии туризма города. В документе были определены основные проблемы развития туризма, много внимания было уделено реконструкции и восстановлению инфраструктурных объектов и объектов показа, а также строительству перехватывающих парковок.
В работе описывается применение принципов методики предельно допустимых изменений к территории города Выборг. Сейчас приоритетными зонами развития туризма по принципам методики являются территория Старого города с набережными, парк Монрепо, Батарейная и Интендантская горы.
Автором работы предложен вариант дополненного событийного календаря для города Выборг, внедрение которого способствовало бы повышению узнаваемости достопримечательностей, находящихся в окрестностях, что в свою очередь помогло бы снизить нагрузку на основные популярные аттракции, расположенные в самом Выборге. Также разработаны альтернативные маршруты по городу и окрестностям для снижения плотности туристского потока в наиболее популярных среди туристов достопримечательностях.
На основе проведенного исследования разработаны рекомендации по оптимизации туристского потока и снижению влияния сезонности на территорию. Среди рекомендаций можно отметить внедрение инновационных технологий, работу с событийным календарем и создание альтернативных маршрутов, проведение ценовой политики, строительство системы перехватывающих парковочных зон.
В заключение можно отметить, что оптимизация туристского потока в Выборге имеет первостепенное значение для туристической индустрии города. Снижение плотности туристского потока и влияние сезонности будет способствовать созданию комфортной среды, как для местных жителей, так и для туристов. Реализация рекомендаций, представленных в настоящей работе, направлена на устойчивое развитие туризма на территории дестинации и повышение ее конкурентоспособности на туристическом рынке.
1. Гончарова Н.А., Кирьянова Л.Г. Управление жизненным циклом дестинации // Известия Томского политехнического университета. 2011. Т.318. № 6. С. 52 – 56.
2. Butler R.W. (2014). “Addressing Seasonality in Tourism: the Development of a Prototype”. Report for UNWTO, Conclusions and Recommendations resulting from the Punta del Este Conference, May 2014.
3. Кузнецов С.Г. Влияние сезонности на туристические дестинации и предприятия сферы туризма // Вестник магистратуры. 2019. № 4-4(91). С. 33 – 35.
4. Butler R.W. & Mao B. (1997). “Seasonality in Tourism: Problems and Measurement”. In P. Murphy (ed.) Quality Management in Urban Tourism. Chiehester. Wiley & Sons.
5. Page, S & Connell, J 2006, Tourism: a modern synthesis, 2nd edition, ISBN 978-184480-198-5, Thomson Learning.
6. Kesidou A.O. (2016). “Seasonality in Tourism”. International Hellenic University, School of Economics, Business, Administration & Legal Studies. A thesis submitted for the degree of Master of Science (MSc) in Sustainable Development. Thessaloniki, Greece.
7. Karamustafa K. & Ulema S. (2010). “Measuring the Seasonality in Tourism with the comparison of different methods”. Erciyes University Tourism and Hotel Management School, Kayseri, Turkey.
8. Allcock, J.B. (1989), “Seasonality”, in Witt, S.F. and Moutinho, L. (Eds), Tourism Marketing and Management Handbook, Prentice-Hall, New York, NY, pp. 387-92.
9. Corluka, G. (2018), “Tourism Seasonality – An Overview”, University of Split, Department of Professional studies, Split, Croatia
10. Butler, R.W. (1994), “Seasonality in tourism: issues and problems”, in Seaton, A.V., Jenkins, C.L.,Wood, R.C., Dieke, P.U.C., Bennett, M.M., MacLellan, L.R. and Smith, R. (Eds), Tourism:The State of the Art, John Wiley and Sons, Chichester, pp. 332-9.
11. de Freitas, C.R., Scott, D., McBoyle G.(2008), “A second generation climate index for tourism (CIT): specification and verification”, International Journal of Biometeorology, 52(5):399-407
12. Dieke, P.U.C. (1988), “The Development of Tourism in Kenya and the Gambia: a comparative analysis”, The Scottish Hotel School, University of Strathclyde, Strathclyde
13. Lim, C., McAller, M. (2008), “Analysing Seasonal Changes in New Zeland’s Largest Inbound Market”, Tourism Recreation Research, Vol. 33(1), 2008: 83-91
14. Amelung, B., Viner, D. (2006), “Mediterranean Tourism: Exploring the Future with the Tourism Climatic Index”, Journal of Sustainable Tourism, Vol. 14, № 4
15. Jung, S. (2004), “Mitigating Tourism Seasonality: A Quantitative Approach”, Annals of Tourism Research, Vol. 31, Issue 4, pp. 819-836...74