ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЕГИПТЯНКИ СРЕДНЕГО ЦАРСТВА 14
§ 1. Права наследования и передачи имущества 14
§ 2. Права женщины в браке 19
§ 3. Права женщины в суде 26
§ 4. Социальный статус женщины в гробничной изобразительности 28
ГЛАВА II. ОБЯЗАННОСТИ И ЗАНЯТИЯ ЖЕНЩИНЫ В СЕМЬЕ 32
§ 1. Термины для обозначения женщины в браке 32
§ 2. Ведение хозяйства и занятия женщины в доме 41
ГЛАВА III. ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТАХ 65
§ 1. Женщины в поучениях 65
§ 2. Женщины в сказках и повестях 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 82
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 99
Письменные источники 99
Изображения 121
В последние десятилетия в мировой египтологии значительно возрос интерес к исследованиям, посвященным положению женщин, не относящихся к царской семье, и их роли в древнеегипетском обществе. В российской же египтологии эта тенденция начала развиваться сравнительно недавно, и русскоязычных работ, освещающих эту тему, пока немного. Специальных исследований места женщины, ее домашних обязанностей и восприятия в древнеегипетской семье эпохи Среднего царства в российской науке нет вовсе, а в зарубежной научной литературе эта тема, как правило, освещается в контексте исследования других, более общих или, наоборот, слишком узконаправленных вопросов. Этим обусловлена актуальность данной работы.
Историография. «Обычные» женщины, не относящиеся к царской семье, рассматривались во множестве исследований, в которых давалась характеристика не только их роли и положения в обществе, но также прав и обязанностей, образованности и возможных занятий, их повседневной жизни в качестве жены и матери. Все работы можно разделить на 4 группы: публикации обзорного и обобщающего характера; исследования, затрагивающие проблемы социального положения египтянок Среднего царства; исследования правового статуса египтянок; исследования образов египтянок в литературе и кладбищенских изображениях.
Публикации обзорного и обобщающего характера. Одной из первых работ, в которой был дан краткий обзор положения «обычных» египтянок (по большей части — через их изображения) был труд Ш. Венига «Женщина в Древнем Египте» . Работа поделена на несколько глав: «Социальное и юридическое положение женщин», «Любовь, брак и материнство», «Царицы и царский гарем», а также «Искусство одежды и красота». Однако несмотря на то, что исследование учитывает сразу несколько сфер жизни египтянок, оно дает лишь общее представление, не углубляясь в детали. Среднему царству работа практически не уделяет внимания. Монография Б. Леско «Выдающиеся женщины Древнего Египта» cодержит не только биографические портреты известных женщин, но также краткий обзор положения, роли и функций женщины в общественной и частной жизни и различий, которые обусловлены принадлежностью к той или иной социальной группе . В книге «Женщина во времена фараонов» К. Дерош-Ноблькур освещает такие темы, как, например, жизнь женщины в доме и ее обязанности, образование женщин, положение женщины в браке и деторождение, вдовство и др. Однако, как и в предыдущей работе, «обычным» женщинам посвящено лишь несколько разделов, и информация в них дана в кратком виде и в основном касается Нового царства и более поздних эпох .
Одной из образцовых работ по женской тематике можно считать монографию Г. Робинс «Женщины в Древнем Египте» . В сравнении с уже упомянутыми работами, в этом исследовании собрано и проанализировано значительно большее количество памятников — как письменных, так и изобразительных. Монография дает базовое представление о правовом и социальном положении женщин, и на основе многочисленных свидетельств наглядно показывает, что входило в диапазон их возможностей...
Несмотря на большое количество учтенных в ходе работы источников, значительная часть выводов, сделанных на их основании, остаются лишь предположениями. Это обусловлено несколькими факторами. Во-первых, источниковая база эпохи Среднего царства в сравнении с более поздними периодами египетской истории по нашей теме достаточно скудна, и некоторые выводы относительно социально-правового положения женщин возможны лишь с привлечением исторических параллелей. Во-вторых, даже в сохранившихся письменных и изобразительных источниках женщины нередко упоминаются лишь эпизодически и играют второстепенную роль — как упоминалось ранее, это объясняется тем, что почти все тексты и изображения были созданы мужчинами и во многом отражали мужской взгляд на вещи. В-третьих, сохранившиеся источники свидетельствуют, по большей части, о жизни лишь небольшой прослойки общества, достаточно грамотной и обеспеченной, чтобы оставить после себя какие-либо письменные или изобразительные памятники. Представители социальных низов либо вовсе не запечатлены в этих памятниках, либо выступают в качестве слуг, причем их изображения зачастую упрощенные и обезличенные. Совокупность этих факторов значительно затрудняют анализ жизни, быта и культуры большей части древнеегипетского населения, и особенно — женщин.
Положение женщины в древнеегипетской семье эпохи Среднего царства можно охарактеризовать как «двойственное». С одной стороны, у египтянок был сравнительно широкий спектр прав и возможностей в рамках семьи: они могли наследовать и передавать имущество, а также владеть им самостоятельно; инициировать расторжение брака и повторно выходить замуж; участвовать в судебных процессах без помощи мужчин и выходить из дома без их сопровождения. Женщины, будучи nb.t-pr, «хозяйками дома», могли держать свои ткацкие мастерские, а затем продавать излишки продукции и приносить в дом дополнительный доход. На гробничных изображениях мужчины часто проводят время в сопровождении своих жен и других родственниц: наблюдают за работами или занимаются охотой и рыбалкой. Кроме того, в Древнем Египте муж был обязан обеспечивать жену, а после развода — если только причиной не была супружеская неверность с ее стороны — женщина имела право забрать часть имущества. На то, что общество старалось поддерживать одиноких женщин, указывают многочисленные жизнеописания чиновников, которые хвалятся добрыми поступками по отношению к вдовам, а также тот факт, что разведенная женщина могла вернуться в родной дом.
С другой стороны, Египет изначально был и на протяжении всей своей истории оставался во многом патриархальным обществом. В Среднем царстве нам неизвестны женщины, которые бы занимали высокие административные должности. Жены не участвовали в прямом порядке наследования, а так называемые «акты передачи имущества», imy.t-pr, далеко не всегда были в их пользу. И хотя известны случаи передачи имущества женщиной своим детям, в основном распределением благ занимался мужчина. В большинстве случаев женщины не могли самостоятельно выбирать себе мужа — их отдавали замуж по договоренности между родителями и женихом.
Круг домашних занятий для египтянок был довольно ограниченным. Безусловно, основной обязанностью женщин было рождение и воспитание детей, и можно предположить, что именно за этим занятием женщина проводила большую часть жизни. Кроме того, как видно из гробничных изображений, женщины незнатного происхождения выполняли почти все обязанности по дому: просеивали зерно и мололи муку, пекли хлеб (особенно конусовидной формы), вероятно, были обязаны поддерживать в доме чистоту. Кроме того, они участвовали в сборе урожая, работали в ткацких мастерских, в отдельных случаях — обеспечивали семью дополнительным доходом, продавая излишки домашнего производства. Однако, возможно, что со временем их роль в этих процессах стала, уменьшаться: с появлением в Новом царстве вертикального ткацкого станка в производстве тканей количество женщин, вовлеченных в работу, стало меньше; в остальных же сферах уже к концу Среднего царства стал заметен процесс постепенного вытеснения работников женского пола. Упоминания об участии женщин в пивоварении, изредка зафиксированные на изображениях эпохи Старого царства, уже ко времени Первого Переходного периода исчезли полностью. Однако эти выводы применимы только к крупным домохозяйствам и производственным мастерским; в более бедных семьях женщины, по всей видимости, продолжали выполнять все виды работы по дому.
В художественных текстах, важном источнике для понимания отношения египтян к женщинам в разные периоды истории, тоже прослеживается некая двойственность. С одной стороны, поучения, близкие по времени создания к Среднему царству, призывают заботиться о женах, любить их, ценить их мастерство, с другой — советуют не давать им слишком много власти и в целом относиться к женщинам настороженно — «она глубокая вода, течение которой неизвестно». В сказках и повестях поощряется пассивное женское поведение, а именно следование требованиям мужа и реагирование на его действия. Любая инициатива, не зависящая от мужчины, свойственна либо отрицательным женским персонажам, либо чужеземкам. Кроме того, характеристика «хорошей» жены обязательно включает ведение хозяйства и заботу о детях, чему резко противопоставляется поведение «плохих» жен.
1. Банщикова А. А. Женские образы в художественных произведениях Древнего Египта. М.: URSS, 2014.
2. Берлев О. Д. Les pretendus ‘citadins’ au Moyen Empire // Revue d’égyptologie. Paris: E. Leroux; Imprimerie de l'Institut français d'archéologie orientale. 1971. Tome 23. P. 23–48.
3. Берлев О. Д. Общественные отношения в Египте эпохи Среднего царства. М.: Наука, 1978.
4. Берлев О. Д. Трудовое население Египта в эпоху Среднего царства.
М.: Наука, 1972.
5. Большаков А. О. Человек и его Двойник. СПб: Алетейя, 2001.
6. Ковальченко И. Д. Методы исторического исследования. М.: Наука, 1987.
7. Кокина Е. А. Правовые аспекты владения вельможескими гробницами в Египте эпохи Древнего Царства: дисс. … канд. истор. наук: 07.00.03. М.: МГУ, 2014.
8. Коростовцев М. А. Повесть Петеисе III: древнеегипетская проза.
М: Художественная литература, 1978.
9. Лурье И. М. Очерки Древнеегипетского права XVI–X веков до н.э.
Л.: Издательство Государственного Эрмитажа, 1960.
10. Перепелкин Ю. Я. Хозяйство староегипетских вельмож. М.: Наука, 1988.
11. Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь / Под ред. А.О. Чубарьян. М.: Аквилон, 2014.
12. Успенский Б. А. Избранные труды. Том I: Семиотика истории, семиотика культуры. М.: Школа «Языки русской культуры», 1996.
13. Хрестоматия по истории Древнего Востока / Под ред. М. А. Коростовцева, И. С. Кацнельсона, В. И. Кузищина. В 2 ч. М.: Высшая школа, 1980.
14. Эдаков А. В. История первобытности и древневосточных цивилизаций: Учебно-методическое пособие. Новосибирск: НГПУ, 1997.
15. Abdalla A. Two Monuments of Eleventh Dynasty Date from Dendera in the Cairo Museum // The Journal of Egyptian Archaeology. 1993. Vol. 79. P. 248–254...186