ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ПОЛИТИКА В АРКТИКЕ 10
1.1 МЕЖДУНАРОДНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ АРКТИКИ 10
1.2 НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ И ПОЛИТИКА РОССИИ В АРКТИКЕ 20
1.3 НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ И ПОЛИТИКА США В АРКТИКЕ 27
1.4 НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ И ПОЛИТИКА НОРВЕГИИ В АРКТИКЕ 35
ГЛАВА 2. НАУЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ 41
2.1 НАУЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ: ТЕРМИНОЛОГИЯ, КЛАССИФИКАЦИЯ И ПОДХОДЫ 41
2.2 НАУЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ РОССИИ В АРКТИКЕ 49
2.3 НАУЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ США В АРКТИКЕ 54
2.4 НАУЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ НОРВЕГИИ В АРКТИКЕ 60
ГЛАВА 3 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ НАУЧНОЙ ДИПЛОМАТИИ РОССИИ, США И НОРВЕГИИ В АРКТИКЕ 65
3.1 НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА РОССИИ, США И НОРВЕГИИ В АРКТИКЕ 65
3.2 МЕЖДУНАРОДНЫЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ И ИНИЦИАТИВЫ РОССИИ, США И НОРВЕГИИ В АРКТИКЕ 74
3.3 РОЛЬ НАУЧНОЙ ДИПЛОМАТИИ ТРЕХ СТРАН В АРКТИКЕ 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 85
ИСТОЧНИКИ 85
ЛИТЕРАТУРА 94
В настоящее время вопросы, связанные с изменением климата
и экологической устойчивостью, становятся все более актуальными
для мирового сообщества. Особое внимание привлекает регион Арктики, где происходит быстрое таяние льдов и открытие новых возможностей
для экономического развития. В этом контексте наука становится ключевым инструментом сотрудничества между странами, ведущими деятельность в этом регионе.
Актуальность исследования обусловлена несколькими факторами:
— Изменение климата и новые экологические угрозы. Арктика является одним из самых быстро меняющихся регионов на планете, так как потепление там происходит в 4 раза быстрее, чем в среднем
по планете . Вместе с этим рост экономической деятельности, такой как добыча ресурсов и туризм, представляет угрозу хрупкой арктической экосистеме и жизни народов, проживающих там. Научная дипломатия может способствовать разработке международных соглашений и стандартов для охраны окружающей среды в Арктике.
— Неразрешенность территориальных вопросов в условиях повышения внимания к Арктике, как к региону богатому ресурсами. В настоящее время существует лакуна в международном правовом регулировании границ в этом регионе. Для решения этой проблемы необходима глубокая международная научная экспертиза и работа дипломатов для выработки общего видения морских территорий Арктики.
— Геополитические напряжения. В условиях усиливающейся конкуренции за ресурсы и контроль над морскими путями в Арктике возрастает геополитическое напряжение между странами, увеличивается военное присутствие в регионе, создается риск гонки вооружения. На взаимоотношения в Арктике оказывают влияние
и другие международные события, например, на научные связи
и взаимодействие в Арктике повлиял конфликт в Украине, приведший к сокращению научных контактов.
В связи с этим, была предпринята попытка выявить особенности научной дипломатии в регионе и показать ее значимость. Темой данной работы является научная дипломатия России, США и Норвегии в Арктике.
Целью исследования является выявление основных особенностей арктической научной дипломатии...
Подводя итог, можно сказать, что научное исследование Заполярья необходимо для дальнейшего освоения ресурсов и территории данного региона, а также для предотвращения климатических и экологических катастроф, что отмечается в официальных документах. При этом необходимо отметить ряд сложностей, связанных с отсутствием необходимой нормативно-правовой базы для наиболее эффективного развития научной дипломатии в регионе, а также с существующими противоречиями в законодательстве, так как наращивание промышленной активности Арктики в большинстве своем наносит ущерб ее экосистеме
и не носит устойчивый характер. Данные проблемы могут быть решены посредством совместной работы ученых, политиков, дипломатов, специалистов в области экономического развития и при участии предприятий, задействованных в освоении Арктики.
В ходе исследования были решены поставленные задачи, а именно определены направления политики и деятельности России, США
и Норвегии в Арктике, изучена существующая нормативно-правовая база, регулирующую научные контакты исследуемых стран в регионе, проведен анализ научных контактов и обзор научной арктической инфраструктуры государств. Вся эта работа позволила провести сравнительный анализ научной дипломатии трех стран и выявить основные особенности.
Итак, научная дипломатия имеет серьезное теоретическое обоснование, выработанное российскими учеными, однако в России пока что нет общей концепции и координации в действиях научно-исследовательских центров. Отдельно отметим, что проводится активная работа в этом направлении, выделяются гранты, проводятся конференции, о важности международного научного сотрудничества говорят не только ученые, но и политики. Научная дипломатия России нацелена
на формирование партнерских отношений за иностранными коллегами
и развитие всестороннего сотрудничества. При этом важно сказать, что существует ряд серьезных препятствий к более открытому научному взаимодействию. Речь идет о большом внимании государства к вопросам национальной безопасности и связанным с этим возрастанием милитаризации региона, а также участие России в Украинском кризисе, перешедшим в острую фазу с 24 февраля 2022 года. После этого события научные контакты с рядом иностранных государств прекратились или остались на минимальном уровне, хотя Россия открыто заявляет
о готовности сотрудничать в Арктике...
1. Кирунская декларация по случаю Восьмой Министерской сессии Арктического совета, 15 мая 2013 года, г.Кируна, Швеция URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/ecology/1746751/ (Дата обращения: 23.02.2024)
2. Конвенция ООН по морскому праву 1982 года. [The UN Law of the Sea Convention 1982] URL: http://www.un.org/depts/los/convention_agreements/texts/unclos/unclos_r.pdf (Дата обращения: 23.02.2024)
3. Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В.Путиным 31 марта 2023 г.)
4. Концепция международного научно-технического сотрудничества Российской Федерации. Одобрена решением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2019 года № ТГ-П8-952.
5. Соглашение по укреплению международного арктического научного сотрудничества URL: https://docs.cntd.ru/document/542624227 (Дата обращения: 23.02.2024)
6. Указ Президента Российской Федерации от 26.10.2020 № 645 "О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года» URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202010260033
7. Указ Президента РФ от 5 марта 2020 г. N 164 "Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года" http://www.scrf.gov.ru/media/files/file/W5JeWAnrAyplMIMHXFRXEmQwLOUfoesZ.pdf
8. Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути" от 28.07.2012 N 132-ФЗ (последняя редакция)
9. Agreement on science and technology cooperation between the Government of the United States of America and the Government of the Kingdom of Norway https://2009-2017.state.gov/documents/organization/154237.pdf (Дата обращения: 24.02.2024)
10. Arctic Research and Policy Act of 1984 (amended 1990) // URL: https://www.nsf.gov/geo/opp/arctic/iarpc/arc_res_pol_act.jsp (Дата обращения: 23.02.2024)
11. Arctic Research Plan FY2022-2026 // Product of the Interagency Arctic Research Policy Committee of the National Science and Technology Council, 2021. URL: https://www.iarpccollaborations.org/uploads/cms/documents/final-arp-2022-2026-20211214.pdf (дата обращения 18.03.2024)
12. Iqaluit Declaration. The Ninth Ministerial Meeting of the Arctic Council. April 24, 2015. Iqaluit, Yukon, Canada URL: https://oaarchive.arctic-council.org/server/api/core/bitstreams/53215ac2-5b31-4395-a44f-1e51aaf934c7/content (Дата обращения: 23.02.2024)
13. Long-term plan for research and higher education 2023–2032. Meld. St. 5 (2022 – 2023) Report to the Storting (white paper) // Norwegian Ministry of Education and Research. 2022. URL: https://www.regjeringen.no/contentassets/9531df97616e4d8eabd7a820ba5380a9/en-gb/pdfs/stm202220230005000engpdfs.pdf (Дата обращения: 10.04.2024)
14. National Security Strategy // The White House. October 2022. URL: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2022/11/8-November-Combined-PDF-for-Upload.pdf (Дата обращения: 01.04.2024)
15. Ottawa Declaration, 1996 URL: https://oaarchive.arctic-council.org/server/api/core/bitstreams/bdc15f51-fb91-4e0d-9037-3e8618e7b98f/content (Дата обращения: 23.02.2024)...47