Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Механизмы инвестиционного сотрудничества КНР со странами Восточной Африки в энергетической сфере

Работа №145096

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

история

Объем работы113
Год сдачи2024
Стоимость4730 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ КИТАЯ В АФРИКЕ 16
1.1. Концептуальные основы энергетической стратегии Китая 16
1.2. Эволюция энергетической политики Китая 22
1.3. Значение топливно-сырьевого сектора африканских стран для КНР 30
Выводы к Главе 1 38
ГЛАВА 2. ИНВЕСТИЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КНР СО СТРАНАМИ ВОСТОЧНОЙ АФРИКИ В ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ 40
2.1. Китайские ТНК на энергетическом рынке стран Восточной Африки 40
2.2 Китайская модель содействия развитию энергетической отрасли стран Восточной Африки 48
2.3. Приоритетные направления инвестиционного сотрудничества Китая со странами Восточной Африки в энергетической сфере 59
Выводы к Главе 2 65
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА КИТАЯ С ВОСТОЧНОЙ АФРИКОЙ В ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ 67
3.1. Взаимосвязь инициативы «Один пояс и один путь» и стратегии перехода
Китая к низкоуглеродной нейтральности 67
3.2. Основные китайско-африканские проекты в области возобновляемых
источников энергии 73
3.3. Эффективность и потенциал сотрудничества между Китаем и Восточной
Африкой 81
Выводы к Главе 3 93
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94
ГЛОССАРИЙ 100
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 101

Актуальность исследования. Конец XX - начала XXI вв. ознаменовался становлением КНР как будущего центра силы на международной арене и его растущей ролью в мировой экономике. С начала 2000-х гг. вовлеченность Китая в процессы зарубежного инвестирования значительно возросла. Это объяснялось вступлением страны в ВТО и провозглашением политики «выхода вовне» (^Ж^). Кроме того, В 2010-е Китай провозгласил курс на модернизацию и возвращение былого страной величия, что отразилось на внешнеэкономической политики КНР - одним из катализаторов экономической модернизации стало увеличение экспорта капитала.
Многостороннее сотрудничество и совместное развитие прочно закрепились в конъектуре глобальной экономической стратегии Китая. Выдвинутая Си Цзиньпином концепция «Общей судьбы человечества» отражает стремления КНР содействовать формированию процветающего мирового сообщества. Посредством инвестиций в рамках инициативы «Один пояс и один путь» (ОПОП) Китай реализует индустриализацию развивающихся стран с сопутствующим ростом их благосостояния. Стоит отметить, что таким образом Китай осуществляет выход на новые рынки сбыта своей высокотехнологичной продукции, создает подконтрольные глобальные цепочки стоимости (ГЦС) в развивающихся странах, что соответствует целям национальной стратегии Китая по модернизации китайской экономики.
Для организации своих ГЦС Китай намерен вытеснить западные страны из сфер их традиционного влияния. Примером является Африка, где развернулось противостояние за богатые энергетическими ресурсами залежи
природных ресурсов. Доказано, что Африканский континент в будущем будет играть значительную роль в мировой экономике, что уже сейчас побуждает мировые державы инвестировать в развивающиеся страны региона.
Мировая энергетика значительно изменилась в силу вступления на нефтегазовый рынок Китая, который принимает активное участие в формировании глобальной энергетической системы. Одной из целей внешнеэкономической политики Китая в энергетической сфере является переход на новый энергетический уровень, а именно использование возобновляемых источников энергии, а также содействие переходу национальной экономики на новый этап развития, в том числе посредством импорта необходимых энергетических ресурсов.
Это объясняет заинтересованность КНР в доступе к источникам сырья африканских стран. Технологический подъем КНР потребовал дополнительных ресурсных затрат, но в силу того, что Китаю не хватает своих энергетических запасов, страна расширяет их поиск в других странах. Более того, неотъемлемой частью китайской энергетической стратегии, провозглашенной Министерством обороны КНР в 1998 г., является энергетическая безопасность страны. Поэтому мотивы Китая получить доступ к природным ресурсам Африки и поиск сфер приложения прямых иностранных инвестиций (ПИИ) объяснимы.
Принимая во внимание возрастающую роль КНР в мирохозяйственных связях и влияние африканских стран на современные международные экономические отношения, анализ инвестиционной политики Китая в энергетической сфере африканских стран представляется весьма актуальным, поскольку способствует складыванию целостной картины о целях национальной стратегии Китая в XXI веке...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В процессе исследования инвестиционного сотрудничества КНР со странами Восточной Африкой в энергетической сфере был решен ряд поставленных задач:
1. Раскрыты концептуальные основы энергетической политики КНР на современном этапе, а именно выделение Китаем энергетической безопасности как основы развития и модернизации его экономики. В силу стремительного экономического и социального развития, а также большого количества населения, обеспечение страны электроэнергией является для Китая одной из ключевых целей. За последние двадцать лет Китай разработал большое количество официальных документов и провел ряд мер, связанных с обеспечением энергетической безопасности страны, а проведение энергетической дипломатии является одним из ключевых элементов внешнеэкономической политики государства.
2. Очерчены этапы эволюции энергетической политики Китая и выявлены ключевые изменения, способствующие формированию современной концепции инвестиционного сотрудничества со странами Африки. Развитие энергетической политики КНР включает в себя 4 этапа, где переломными моментами являются становление Китая нетто-импортёром нефти, провозглашение политики «реформ и открытости» и стратегия выхода вовне, побудившие Китай активно развивать сотрудничество с другими странами для привлечения иностранного капитала и передовых технологий. Всё это помогло КНР разработать новые месторождения ресурсов, как у себя, так и за рубежом, а также обеспечить бесперебойные поставки и диверсификацию энергоносителей, необходимых для проведения индустриализации. Именно с того момента Китай всерьез задумался о последствиях своей активной промышленной деятельности на окружающую среду, что в конечном счете побудило Китай развивать альтернативные источники энергии.
3. Раскрыт ресурсный потенциал стран Восточной Африки для перехода Китая на новый энергетический уровень. Африка обладает 35% разведанными запасами минерального сырья, что привлекает другие страны, в том числе и Китай. С распространением новых технологий и ВИЭ структура минерально-сырьевого комплекса сдвигается в сторону редких металлов, таких как литий, кобальт, графит, медь, никель, запасы которых как раз сосредоточены в регионе Восточной Африки. ВА обладает более половиной запасов кобальта, около 15% лития, которые необходимы для аккумуляторов электромобилей, активно производящиеся в Китае. На данный момент Китай является лидером по производству электрокаров, поэтому его спрос африканские минералы постоянно повышается, что выгодно для африканских стран.
4. Систематизированы подходы к инвестированию китайских ТНК на рынке ВА. Большинство китайских ТНК, инвестирующих за рубеж, имеют государственную поддержку. В рамках FOCAC при поддержке правительств Африки и КНР, китайские ТНК активно реализуют инвестиционную деятельность по строительству транспортной и энергетической инфраструктуры, развитию горнодобывающих проектов, добыче и разведке природных ресурсов. Доля ВА по количеству накопленных китайских ПИИ составляет около 80%, что делает данный регион одним из самых приоритетных на континенте.
5. Выявлены механизмы китайской модели содействия развитию энергетического сектора стран ВА посредством оказания ОПР через выдачу кредитов, займов, грантов. Китай отличается гибким подходом к финансированию африканских стран, выдавая различные льготы, гранты и кредиты с невысокой процентной ставкой, не вмешиваясь во внутреннюю политику стран. Главным кредитором большинства африканских проектов является Китайский экспортно-импортный банк (CHEXIM) и Китайский банк развития (CDB), на долю которых приходится 80% общего объема предоставленных кредитов странам АЮС. Китайские кредиторы вносят большой вклад в финансирование инфраструктуры африканских стран. Сумма выданных кредитов Китаем с 2000-2022 гг. составляет 64% от кредитов, выданных африканским странам в этот же период Всемирным банком, и почти в 5 раз превышает кредиты АфБР. Основными реципиентом китайских кредитов является Эфиопия, занимающее выгодное географическое положение на Африканском роге и имеющая давние тесные связи с Китаем. Тем не менее, с 2017 г. наблюдается резкое сокращение выдачи кредитов, финансирования стран Африки со стороны Китая, а также отход от крупномасштабных инфраструктурных проектов в силу растущего долга африканских стран, пандемии, влияния мировой конъюнктуры, а также изменение экономического вектора Китая, направленного на инновационное развитие...


1. Нэнюань шисаньу гуйхуа [ШШЖЖЖЖМ 13-й пятилетний план- энергетический план] // Чжунхуа жэньминь гунхэго чжунъян жэньминь чжэнфу. 2016. URL: http://www.sdpc.gov.cn/zcfb/zcfbtz/201701/t20170117 835278.htm(дата обращения: 21.03.2024)
2. «И дай и лу» шэнтай хуаньцзин баоху хэцзо гуйхуа [1#1£#”^^^^{ШЛ^{^ШМ План сотрудничества в области экологии и охраны окружающей среды в рамках инициативы «Один пояс - один путь»] // И дай и лу ван [Официальный сайт инициативы «Один пояс - один путь»] URL: https://www.mee.gov.cn/gkml/hbb/bwj/201705/W020170516330272025970.pdf (дата обращения: 22.04.2024)
3. «Синь шидай дэ чжунго люсэ фачжань» Байпишу [“ЖН^Й^ФЙ Ж^^Ж” ЙЖФ: Белая книга КНР «Зелёное развитие Китая в новую эпоху»] // Чжунхуа жэньминь гунхэго чжунъян жэньминь чжэнфу. 2023. URL: https: //www. gov.cn/zhengce/2023-01/19/content 5737923. htm(дата обращения 16.01.2024)
4. «Синь шидай дэ чжунфэй хэцзо» Байпишу [“ЖНЖЙ^ФЖЖЖ” ЙЖФ: Белая книга КНР «Китайско-африканское сотрудничество в новую эпоху»] // Чжунхуа жэньминь гунхэго чжунъян жэньминь чжэнфу. 2021. URL: https://www.gov.cn/zhengce/2021-11/26/content 5653540.htm(дата обращения: 16.01.2024)
5. «Чжунго дэ нэнюань чжуанкуан юй чженцэ» Байпишу [“ФЙЙ^!ь ЖЖЖФЖЖ” ЙЖФ: Белая книга КНР по поощрению зарубежных инвестиций в энергетику] // Чжунхуа жэньминь гунхэго чжунъян жэньминь чжэнфу. 2007. URL:https://www.gov.cn/zhengce/200712/26/content 2615763.htm(дата обращения: 16.01.2024)
6. Цзай бо фэйчжоу дуй хуа чжайу вэньти бу ши яньлунь [М^Ф^^ФЖ^|ЬЖФЖв1£: Опровергните еще раз неправдивые высказывания о долге Африки Китаю] // Чжунхуа жэньминь гунхэго чжу фаланьси гунхэго дашигуань [Посольство КНР во Франции]. 2022. embassy. gov. cn/ttxw/202204/t20220416 10668725. htm 04.05.2024)
7. «Синь шидай дэ чжунго нэнюань
8. “Шисыу” гуйхуахэ 2035 юаньцзин мубяо дэ фачжаньхуаньцзин, чжидао фанчжэнь хэ чжуяо мубяо [“+И£”ЖЙЖ 2035 ЙЖШ^Й^^Ж^^ > ^#^#^^^1^: Среда развития, руководящие принципы и основные цели «14-го пятилетнего плана» и долгосрочных целей на 2035 год] // Чжунхуа жэньминь гунхэго чжунъян жэньминь чжэнфу. 2021. URL: https://www.gov.cn/xinwen/2021 -03/13/content 5592681.htm (дата обращения: 23.12.2023)
Документы государственных органов (на английском языке)
9. China's Foreign Aid // Information Office of the State Council of The People's Republic of China. 2014. URL:https://www.followingthemoney.org/wpcontent/uploads/2022/07/2014 State-Council White-Paper-on-Chinas-Foreign-
Aid E.pdf(дата обращения: 21.03.2024)
10. The 13th Five-year Plan for Economic and Social Development of the People’s Republic of China. Official text. // Central Committee of the Communist Party of China. 2016. 291 с.
Отчеты и доклады международных организаций (на английском языке)
11. Boosting the Power Sector in Sub-Saharan Africa. China’s Involvement // OECD/IEA. 2016. URL:https://www.oecd.org/publications/boosting-the-power-sector-in-sub-saharan-africa-9789264262706-en.htm(дата обращения: 16.04.2024)
12. OECD Benchmark Definition of Foreign Direct Investment - 4th Edition. // Organisation for Economic Co-operation and Development. Paris. 1996. P. 56.
13. Update on Overseas investments by China’s National Oil Companies Achievements and Challenges since 2011 // IEA Partner Country Series. 2015. URL: https://doi.org/10.1787/9789264247505-en(дата обращения: 11.04.2024)
14. World Investment Report 2023: Investing in sustainable energy for all // UNCTAD. Geneva: UN Publications. 2023. P. 3. Отчеты и доклады международных организаций (на китайском языке)
15. Кэ цзайшэн нэнъюань шичан фэньси фэйчжоу цзи цзинней гэ дицюй [^М^^Ж^^^^Ф^^^Й#ЙЕ, Анализ рынка возобновляемых источников энергии в Африке]. IRENA ^ AfDB. 2022. 45 с...(143)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ