Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
Параграф 1: Понятие идентичности в социологии 7
Параграф 2: Понятие и основные теории профессиональной идентичности 10
Параграф 3: Факторы, влияющие на формирование профессиональной идентичности 17
Параграф 4: Профессиональная идентичность студентов 20
Параграф 5: Профессиональная идентичность студентов-социологов 23
ГЛАВА 2: МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 26
Параграф 1: Представление основных результатов интервьюирования 29
Параграф 2: Анализ данных в контексте теорий профессиональной идентичности 44
Параграф 3: Интерпретация результатов и основные выводы исследования 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 54
ПРИЛОЖЕНИЯ 59
Гайд полуструктурированного интервью: 59
Транскрипт интервью 60
Современный период развития общества характеризуется масштабными структурными изменениям во всех областях социальной реальности. В ситуации глобальных трансформаций индивиду важно осознавать и определять свое место в социальном пространстве через принадлежность к группе или определенной части общества, в рамках социологии это можно обозначить через концепцию идентичности. В настоящее время вследствие быстрых изменений в сфере труда, распространенной автоматизации и цифровизации особенно актуальным является вопрос профессиональной идентичности, так как он затрагивает не только сферу частных интересов, но и потребности всего общества в целом как системы. Особое внимание необходимо уделить изучению формированию профессиональной идентичность такой социальной группы, как студенты высшим учебных завдений, так как профессиональная деятельность требует специальной подготовки, начинающейся в учебном заведении и представляющей собой освоение определенного набора профессиональных компетенций и навыков, которыми должен владеть студент после выпуска. Для темы исследования формирования профессиональной идентичности интересным является рассмотрение социальной группы студентов-социологов. Гипотезой исследования является предположение о том, что студенты-социологи имеют сложности с формированием профессиональной идентичности.
Актуальность исследования определяется тем, что профессиональная идентичность играет ключевую роль в формировании личности и определении социального статуса индивида. Понимание процессов формирования профессиональной идентичности помогает обществу лучше адаптироваться к изменяющимся условиям рынка труда и обеспечивать более эффективное развитие профессиональных кадров. Особое внимание в работе посвящено процессу формирования профессиональной идентичности у студентов факультета социологии Санкт-Петербургского университета.
В этой работе автор делает попытку разобраться в том, формируется ли у студентов профессиональная идентичность социолога и в чем заключаются ее особенности.
Методология данного исследования предполагает анализ существующих статей по теме исследования профессиональной идентичности в социологическом дискурсе, анализа интервью со студентами и выпускниками факультета социологии Санкт-Петербургского университета.
Целью исследования является анализ профессиональной идентичности студентов факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета...
В рамках настоящего исследования мы рассмотрели основные социологические подходы к определению профессиональной идентичности. Ключевыми задачами для нас являлись выявление того, как студенты-социологи определяют свою профессиональную идентичность. Также нас интересовали вопросы о том, какие факторы оказывают наибольшее влияние на процесс формирования профессиональной идентичности у студентов-социологов.
В рамках настоящего исследования был проведен анализ профессиональной идентичности студентов факультета Социологии СПбГУ. Исследование было организовано с помощью качественных методов, был использован метод полуструктурированного интервью. К основным выводам следует отнести, что у студентов в ходе взаимодействия с студентами, преподавателями и профессиональным сообществом формируется профессиональная идентичность социолога, ее специфика заключается в том, что она выражается в том набором компетенций и навыков, которыми обладает социолог, а также социологическом воображении.
К ограничениям исследования следует отнести ограниченный объем выборки и фокус исследования только на студентах факультета социологии СПбГУ. Тем не менее, исследование предоставило информацию о процессе формирования профессиональной идентичности у студентов-социологов и может служить основой для дальнейших исследований в этой области.
В рамках настоящего исследования мы рассмотрели основные социологические подходы к определению профессиональной идентичности. Ключевыми задачами для нас являлись выявление того, как студенты-социологи определяют свою профессиональную идентичность. Также нас интересовали вопросы о том, какие факторы оказывают наибольшее влияние на процесс формирования профессиональной идентичности у студентов-социологов.
В рамках настоящего исследования был проведен анализ профессиональной идентичности студентов факультета Социологии СПбГУ. Исследование было организовано с помощью качественных методов, был использован метод полуструктурированного интервью. К основным выводам следует отнести, что у студентов в ходе взаимодействия с студентами, преподавателями и профессиональным сообществом формируется профессиональная идентичность социолога, ее специфика заключается в том, что она выражается в том набором компетенций и навыков, которыми обладает социолог, а также социологическом воображении.
К ограничениям исследования следует отнести ограниченный объем выборки и фокус исследования только на студентах факультета социологии СПбГУ. Тем не менее, исследование предоставило информацию о процессе формирования профессиональной идентичности у студентов-социологов и может служить основой для дальнейших исследований в этой области...
1. Теоретико-методологические подходы к исследованию профессиональной идентификации молодежи / О. В. Шиняева, К. А. Тчапе // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2015. – № 4(36). – С. 139.
2. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис : [пер. с англ.] – М. : Флинта, 2006. – 342 с.
3. Парсонс, Т. Система современных обществ – М. : Аспект Пресс, 1998. – 270 с.
4. Мертон, Р. К. Референтная группа и социальная структура – М. : Ин-т молодежи, 1991. – 258 с.
5. Андреева Г. М. Глава 11: Общие проблемы малой группы в социальной психологии // Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 362 с.
6. Дорофеев В. Д., Тугускина Г. Н. Роль качества жизни в формировании человеческого капитала //Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2015. – №. 4 (36). – С. 127.
7. Пятецкий Л. Л. Идентичность в мировой социологии //Logos et Praxis. – 2009. – №. 2. – С. 172.
8. Сухова Е. Н. Социальная ценность профессиональной идентичности // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2010. №4.
9. Дроздова С. А. Структурные компоненты идентичности личности сотрудников таможенных органов // МНКО. 2010. №3. С. 129.
10. Кули, Ч. Х. Социальная самость / Ч. Х. Кули // Американская социологическая мысль: тексты. – М. : МГУ, 1994. – 496 с.
11. Шиняева О. В., Анастаси Т. К. Теоретико-методологические подходы к исследованию профессиональной идентификации молодежи // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2015. – №. 4 (36). – С. 137.
12. Барышникова И. В. Понятие идентичности в социологическом дискурсе // Logos et Praxis. 2009. №. – С. 167.
13. Ковалева А. И. Разновидности социальной идентичности: подходы к классификации // Знание. Понимание. Умение. 2019. №4.
14. Кон И.С. В поисках себя: личность и её самосознание. – М.: Политиздат, 1984. – 335 с.
15. Заковоротная М. В. Профессиональная идентичность как ключевой аспект современной социальной идентичности // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2014. №3 (144). – С. 13...71