Введение 5
1 Обзор информации о назначении и перспективах развития чемпионата
«WorldSkills» в компетенции «Преподавание технологии» 8
1.1 История развития движения WorldSkills 8
1.2 Сравнение уровней чемпионата WorldSkills Russia 10
1.3 Положения вузовского чемпионата по стандартам WS 13
1.4 Описание компетенции «Преподавание технологии» 15
1.5 Возрастные и психологические особенности учащихся в рамках
заданий-модулей 17
2 Детализация процедур выполнения конкурсных заданий Чемпионата
«WorldSkills» по модулям 22
2.1 Модуль А — Преподавание технологии по основным
общеобразовательным программам 22
2.1.1 Задание 1. Разработка сценария урока по технологии и проведение
его фрагмента (одного этапа) 22
2.1.2 Задание 2. Организация проектной работы обучающихся 34
2.2 Модуль В — Организация внеурочной работы технико¬технологической направленности с элементами творческой деятельности40
2.2.1 Задание 1. Разработка и проведение внеурочного мероприятия
(направленного на популяризацию передовых / перспективных технологий) 40
2.3 Модуль С — Методическое обеспечение преподавания технологии . 46
2.3.1 Задание 1. Разработка 3D модели для проведения практической
работы с обучающимися 46
2.3.2 Задание 2. Разработка поурочного тематического планирования
по одному из разделов программы 48
2.4 Модуль D — Самообразование и профессиональная рефлексия 52
2.4.1 Задание 1. Анализ урока по технологии с последующим
составлением плана профессионального развития 52
2.4.2 Задание 2. Разработка методических указаний по использованию оборудования (конструктора, технического набора и пр.) на основе
первоначального знакомства и анализа его возможностей 56
Заключение 62
Список использованных источников 63
Приложение А — Глоссарий 66
Приложение Б — Материалы для демонстрации этапа урока, модуль А1 68
Приложение В — Охрана труда на уроках технологии 74
Приложение Д — Универсальные учебные действия 79
Приложение Е — Чертеж изделия 80
Приложение Ж — 3П-модель изделия 81
Приложение З — Приказы о направлении студентов для участия в чемпионатах...82
WorldSkills International — международное некоммерческое движение, целью которого является повышение стандартов подготовки кадров и развитие навыков мастерства. Девиз данного движения: «Improving the world with the power of skills!» («Делай мир лучше силой своего мастерства!») [1].
В России чемпионаты WorldSkills проводятся по пяти направлениям, одно из которых — проведение межвузовского чемпионата. Межвузовский чемпионат по стандартам WorldSkills — конкурс профессионального мастерства между студентами высших учебных заведений. Этап вузовских чемпионатов включает соревнования по блокам или отдельным компетенциям «Ворлдскиллс Россия», проводимых образовательными организациями. По результатам вузовских чемпионатов определяются участники финала Национального межвузовского чемпионата.
История вузовского чемпионата в России началась в 2017 году. Уже в 2018 году отборочные чемпионаты прошли в 98 образовательных организациях.
Целью проведения вузовского чемпионата является повышение востребованности профессионального образования, нацеленного на настоящие запросы работодателей. По результатам соревнований, в перспективе, будут разработаны рекомендации на основе стандартов WorldSkills (WS) по совершенствованию образовательных программ вузов. Помимо этого, благодаря участию в чемпионате, студенты имеют возможность адекватно оценить свой уровень подготовки и повысить шансы на трудоустройство после завершения учебы.
На данный момент, чемпионаты WS — это платформа для выявления лучших молодых специалистов в актуальных и перспективных профессиях, а также возможность образовательным учреждениям обменяться информацией и передовыми методами работы в отрасли и в сфере профессионального образования [1].
Актуальность данной работы обусловлена стремительным развитием системы профессионального образования, внедрением стандартов WS в образовательный процесс высших учебных заведений, а также поддержкой данного движения со стороны Правительства РФ.
Из личного опыта автора работы выявлено, что сформированных компетенций, знаний и навыков студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) недостаточно для успешного участия в вузовском чемпионате по стандартам WorldSkills. Проблема, на решение которой будут направлены результаты дипломной работы — обеспечить инструкционными, методическими и наглядными материалами потенциальных участников отборочных туров (студентов, магистрантов и аспирантов педагогических вузов) и финального этапа чемпионата.
Цель исследования — формирование комплекса мероприятий по подготовке студентов — конкурсантов Российского государственного профессионально- педагогического университета для участия в чемпионате по стандартам WorldSkills в компетенции «Преподавание технологии».
Объект исследования — процесс подготовки к участию студентов и магистрантов в вузовском чемпионате «WorldSkills» в компетенции «Преподавание технологии».
Предмет исследования — содержание конкурсных заданий чемпионата WorldSkills Russia в компетенции «Преподавание технологии».
Задачи исследования:
- обобщить сведения о движении WorldSkills International и описать историю, уровни проведения и главную идею профессиональных чемпионатов по квалификациям, входящим в топ 50;
- проанализировать задания вузовского чемпионата WS в каждом модуле компетенции «Преподавание технологии»;
- разработать примеры выполнения заданий данной компетенции;
- выполнить анализ психофизиологических особенностей возрастных групп, задействованных в заданиях компетенции «Преподавание технологии»;
- создать рекомендации к процессу выполнения, а также инструкции к демонстрации заданий по модулям.
Теоретическая значимость данного исследования: обобщение и систематизация сведений о сущности движения WS в мире и России, а также об организации и проведении чемпионатов, иерархии ступеней конкурса, основным положениям и правилам чемпионата. В данной работе объединены и описаны условия участия в чемпионате, сформулированы рекомендации к каждому заданию, описан план выполнения заданий с учетом данных временных рамок для целостного представления конкурсанта.
Практическая значимость исследования: университет имеет 3х-летний опыт участия в вузовском чемпионате, ежегодная подготовка команды участников стала традицией. Также РГППУ не первый год организовывает областную конференцию «WorldSkills», которая посвящена взаимодействию движения Ворлдскиллс с образовательными организациями, повышению качества образования и уровня подготовки, привлекательности профессий среди выпускников. Отсюда, значимость дипломной работы заключается в создании и обеспечении информационно-наглядными ресурсами и методическими инструкциями процедуры подготовки конкурсантов (студентов РГППУ) к участию в чемпионате WS.
Теоретические методы исследования, использованные при ведении данной работы: анализ заданий вузовского чемпионата WS в каждом модуле компетенции «Преподавание технологии», синтез данных в ходе анализа, применен дедуктивный метод в рассмотрении частных моментов в положении Чемпионата в компетенции «Преподавание технологии», также использована компиляция информации и ее конкретизация.
Практические методы исследования: конструирование заданий, моделирование учебных ситуаций, оценка соответствия выполненных продуктов возрасту школьников и условиям учебного процесса на уроках технологии.
Движение WorldSkills поддерживается государством и влияет напрямую на систему высшего профессионального образования. Введение стандартов WorldSkills в образовательный процесс для повышения качества образования и компетентности студентов, а также участие в чемпионатах становятся обязательными.
На чемпионатах результаты обучающихся свидетельствуют о подготовке конкретного учебного заведения и поднимают его статус. Обучение по стандартам WS и подготовка к чемпионату имеют высокий уровень актуальности на данный момент.
Предпосылки для создания данной работы были сформированы подготовкой и участием конкурсанта — студентки РГППУ в Вузовском отборочном этапе и в Финале II Национального Межвузовского Чемпионата по стандартам Ворлдскиллс.
В ходе проведенной работы разграничены подходы к уровням проведения чемпионатов и главные идеи профессиональных чемпионатов по квалификациям, входящим в топ 50.
Проанализированы задания вузовского чемпионата WS в каждом модуле компетенции «Преподавание технологии» и разработаны демонстрационные примеры к заданиям данной компетенции.
Созданы рекомендации и инструкции к процессу выполнения заданий по модулям.
Выполнен структурный анализ возрастных особенностей школьников, вовлеченных в процесс чемпионата
1. WorldSkills Russia [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://worldskills.ru/o-nas/dvizhenie-worldskills/.
2. Иванычева Т.А. Организация и проведение демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills в системе среднего профессионального образования Тюменской области. Методическое пособие. — Тюмень, ТОГИРРО, 2017. - 73с.
3. «AgroSkills» отраслевой чемпионат профессионального мастерства
в сфере сельского хозяйства по стандартам WorldSkills [Электрон. ресурс]. Ре-жим доступа: https://worldskills.ru/nashi-proektyi/chempionatyi-dlya-molodyix-
speczialistov/otraslevyie-chempionatyi/agroskills.html.
4. Перечень поручений президента по итогам встречи с членами национальной сборной России по профессиональному мастерству [Текст] : [поручения президента : приняты 9 дек. 2016 г.]. — М. : Victory : Стаун-кантри, 2016.
5. WORLDSKILLS в России [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://docplayer.ru/27304783-Worldskills-v-rossii.html.
6. Преподавание технологии в условиях реализации ФГОС: сборник выступлений учителей технологии на региональном семинаре. Воронеж, ВИРО,17 ноября 2016 г. / [сост. и общ. ред. С.Н. Кашкин].— Воронеж: ВИРО, 2016. - 228 с.
7. Семинар для педагогов : Возрастные особенности детей подросткового возраста [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://gymn2.ru/assets/files/sps- vozrast-osobennosti.pdf.
8. Преподавание технологии : конкурсное задание, М. 2018, 10с., То же [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://clck.ru/GVbQX.
9. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: приказ от 17.12.2010 № 1897 // Вест-ник образования. — 2011. — № 4. - С.10-77. — // Администратор образования. 2011. № 5. С.32-72.
10. Об утверждении государственного образовательного стандарта сред-него (полного) общего образования : приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413, зарегистрирован в Минюсте России 07.06.2012 № 24480 (начало публикации) // Вестник образования России. — 2012. — № 14. — С.37-38; № 15. — С.35-40. — См. также //ОДО. 2012. № 20, 21; Вестник образования. 2012. № 13; Администратор образования.2012. № 15.С.12-56.
11. Структура урока по ФГОС [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://schusz1944.mskobr.ru/files/struktura_uroka_po_fgos.pdf.
12. Карнеги Д. Б. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично / Д. Б. Карнеги — «Попурри». 1956. - 352с.
13. Федеральный базисный учебный план примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования : приказ Минобрнауки России от 9.03.2004 № 1312 // Вестник образования России. - 2004.
14. Плунгеге Г.А. Викторина как одна из форм внеклассной работы / Г. А. Плунгеге // Внеклассная работа. 2014. - 53с.
15. Королева Е.М. Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся / Е.М. Королева // Общепедагогические технологии. 2012. - 142с.
16. Матрешка Z [Электрон. ресурс]. Режим доступа:
http://robotgeeks.ru/collection/amperka/product/matryoshka-z/.
17. Матрешка Z. Полный набор: создание 20 устройств. Hi-Tech конструктор на основе платформы Arduino [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.intelkot.ru/matryoshka-z-polnyy-nabor-sozdanie-20-ustroystv-hi-tech- konstruktor-na-osnove/.
18. Леденева, Г. Л : Сити-фермер - профессия будущего / Г. Л. Леденева // Наука из первых рук. — 2018. — том 79 — №4.
19. Кирилловых, А.А. Комментарий к федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ (постатейный) / А.А. Кирилловых. — 2-е изд. — М.: Книжный мир, 2014. — 352 с. — ISBN 978-5-8041-0671-4 ; То
http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=274645.
20. Возрастные особенности учащихся [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docplayer.ru/36820606.
21. Типы и структура современного урока [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infourok.ru/vistuplenie-na-rmo-na-temu-tipi-i-struktura- sovremennogo-uroka-2701346.html.
22. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: Пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. — М.: Просвещение, 2010. — 223 с.
23. Этика (профессиональная): учебное пособие / Н.И. Белозубова, Н.В. Лагута. — Благовещенск: Изд-воАмГУ, 2013. — 327 с.
24. Зайцев В.С. Современные педагогические технологии: учебное пособие. - В 2-х книгах. - Книга 2. - Челябинск, ЧГПУ, 2012. 496 с.
25. Акимова М.К. Индивидуальность учащегося и индивидуальный под-ход [Текст]: научное издание / М. К. Акимова, В. Т. Козлова. - М: Знание, 1992. - 80 с.
26. Методические рекомендации по обеспечению в субъектах Российской Федерации подготовки кадров по 50 наиболее востребованным и перспективным специальностям и рабочим профессиям в соответствии с международными стандартами и передовыми технологиями. М.: 2015. - 78 с.
27. Положение о стандартах Ворлдскиллс, М.: 2018. - 15 с.
28. Троянская С.Л. Основы компетентностного подхода в высшем образовании: учебное пособие / С.Л Троянская. Ижевск: Издательский центр «Удмуртский университет», 2016. - 176 с.
29. О проекте [Электрон. ресурс]. Режим доступа
http ://www.bbmprof.ru/oproekte/
30. Новиков A.M. Методология образования / A.M. Новиков. М: Эгвес, 2002. - 320 с.