РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИИ ВЕРИФИКАЦИИ ДЕТАЛИ «ПОДДОН КАРТЕРА» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА КЕРОСИНОВОЙ ПРОБЫ
|
ВВЕДЕНИЕ 5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 8
1.1. Цели и задачи организации и разработки процесса контроля 14
1.2. Классификация видов и методов неразрушающего контроля 18
1.3. Особенности контроля качества деталей, на герметичность 32
1.4. Описание физических явлений и сущности капиллярного контроля методом керосиновой пробы 37
1.5. Документирование процесса контроля на предприятии 47
2. РАЗРАБОТКА ОПЕРАЦИЙ ПРИ ВЕРИФИКАЦИИ ДЕТАЛИ «ПОДДОН КАРТЕРА» 52
2.1. Назначение и краткое техническое описание детали 52
2.2. Выбор контролируемых зон при входном контроле 57
2.3. Последовательность контрольных операций при верификации детали
«Поддон картера» 61
2.4. Разработка технологической инструкции входного контроля детали
«Поддон картера» 68
3. МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 71
3.1. Особенности подготовки дефектоскопистов 71
3.2. Анализ профессионального стандарта «Специалиста по неразрушающему
контролю» 80
3.3. Разработка программы обучения практикантов 88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96
СПИСОК ИСПОЛЬЗАУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 98
ПРИЛОЖЕНИЕ А - ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ НА РАЗРАБОТКУ
ТЕХНОЛОГИИ ВЕРИФИКАЦИИ КОНТРОЛЯ 102
ПРИЛОЖЕНИЕ Б - РАБОЧИЙ ЧЕРТЁЖ ДЕТАЛИ «ПОДДОН КАРТЕРА»..103
ПРИЛОЖЕНИЕ В - «ЖУРНАЛ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ ПРОДУКЦИИ НА ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ И РЕЗУЛЬТАТОВ ВХОДНОГО КОНТРОЛЯ» 104
ПРИЛОЖЕНИЕ Г - «ЖУРНАЛ ВХОДНОГО КОНТРОЛЯ» 105
ПРИЛОЖЕНИЕ Д - ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ВЕРИФИКАЦИИ ДЕТАЛИ «ПОДДОН КАРТЕРА» 106
ПРИЛОЖЕНИЕ Е - ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ИНСТРУКЦИЯ КОНТРОЛЯ СВАРНЫХ СОЕДИНЕНИЙ МЕТОДОМ КЕРОСИНОВОЙ ПРОБЫ ДЛЯ
ПОДДОНА 0431-02-010-2СБ 119
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж - ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ 124
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 8
1.1. Цели и задачи организации и разработки процесса контроля 14
1.2. Классификация видов и методов неразрушающего контроля 18
1.3. Особенности контроля качества деталей, на герметичность 32
1.4. Описание физических явлений и сущности капиллярного контроля методом керосиновой пробы 37
1.5. Документирование процесса контроля на предприятии 47
2. РАЗРАБОТКА ОПЕРАЦИЙ ПРИ ВЕРИФИКАЦИИ ДЕТАЛИ «ПОДДОН КАРТЕРА» 52
2.1. Назначение и краткое техническое описание детали 52
2.2. Выбор контролируемых зон при входном контроле 57
2.3. Последовательность контрольных операций при верификации детали
«Поддон картера» 61
2.4. Разработка технологической инструкции входного контроля детали
«Поддон картера» 68
3. МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 71
3.1. Особенности подготовки дефектоскопистов 71
3.2. Анализ профессионального стандарта «Специалиста по неразрушающему
контролю» 80
3.3. Разработка программы обучения практикантов 88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96
СПИСОК ИСПОЛЬЗАУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 98
ПРИЛОЖЕНИЕ А - ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ НА РАЗРАБОТКУ
ТЕХНОЛОГИИ ВЕРИФИКАЦИИ КОНТРОЛЯ 102
ПРИЛОЖЕНИЕ Б - РАБОЧИЙ ЧЕРТЁЖ ДЕТАЛИ «ПОДДОН КАРТЕРА»..103
ПРИЛОЖЕНИЕ В - «ЖУРНАЛ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ ПРОДУКЦИИ НА ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ И РЕЗУЛЬТАТОВ ВХОДНОГО КОНТРОЛЯ» 104
ПРИЛОЖЕНИЕ Г - «ЖУРНАЛ ВХОДНОГО КОНТРОЛЯ» 105
ПРИЛОЖЕНИЕ Д - ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ВЕРИФИКАЦИИ ДЕТАЛИ «ПОДДОН КАРТЕРА» 106
ПРИЛОЖЕНИЕ Е - ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ИНСТРУКЦИЯ КОНТРОЛЯ СВАРНЫХ СОЕДИНЕНИЙ МЕТОДОМ КЕРОСИНОВОЙ ПРОБЫ ДЛЯ
ПОДДОНА 0431-02-010-2СБ 119
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж - ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ 124
В настоящее время ни один технологический процесс производства и эксплуатации деталей не обходится без входного контроля, и самый распространенный метод контроля - это неразрушающий контроль.
Неразрушающий контроль качества сварных соединений - важнейшая технологическая операция, выполняющая функцию подтверждения соответствия качества сварочных работ требованиям нормативной документации, где капиллярный метод неразрушающего контроля является одним из основных. Многообразие средств неразрушающего контроля требует рационального выбора способов, в зависимости от примененной технологии сварки и, в целом, от организации сварочно-монтажных работ на объекте.
Ответственность герметизируемых объектов, их высокая стоимость, не позволяет допускать экономические потери, происходящие в следствии нарушение герметичности, что приводит к дефектам - протечкам. Зависимость их работоспособности от качества герметизации, определяет значимость правильного организованного контроля герметичности - контроля течеисканием.
Данная выпускная квалификационная работа посвящена конкретной практической разработке технологии верификации для детали «Поддон картера» на основе жидкостного метода капиллярного неразрушающего контроля.
Использование неразрушающего контроля при верификации детали «Поддон картера» позволит вовремя выявить ошибки, чтобы затем оперативно исправить дефекты, нарушающие герметичность, что предотвратит возможный ущерб, а значит, приведёт к минимальными потерями в процессе производства.
Актуальность темы: в связи со сменой предприятия - поставщика, от ООО «Уральский дизель-моторный завод», была поставлена задача, в виде технического задания, разработать технологию верификации для детали «Поддон картера» на основе жидкостного метода капиллярного неразрушающего контроля, а именно: технологическую карту контроля и технологическую инструкцию проведения контроля методом керосиновой пробы для детали «Поддон картера» мощных дизелей (самосвалы БЕЛАЗ), которые поступают в качестве поставок запчастей для завода ООО «УДМЗ».
Цель: Разработать технологическую карту входного контроля детали «Поддон картера» и инструкцию для его проведения методом керосиновой пробы для предприятия ООО «Уральский дизель-моторный завод».
Объект исследования - неразрушающий контроль изделий на предприятии.
Предмет исследования - разработка технологической инструкции и технологической карты для выполнения контроля деталей с использованием метода керосиновой пробы.
Задачи работы:
1. Привести описание и служебное назначение детали, проанализировать технологичность детали при входном контроле;
2. Изучить сущность метода керосиновой пробы.
3. Выявить требования к контролируемым параметрам детали «Поддон картера» при входном контроле.
4. Сформировать содержание операционной карты и инструкции.
5. Проанализировать профессиональный стандарт «специалист по неразрушающему контролю», разработан комплект методических материалов для студентов, проходящих практику на предприятии.
Метод «Керосиновая проба» контроля детали «Поддон катера» был выбран для разработки, так как сочетает в себе ценные для производственного и эксплуатационного контроля качества: наглядность результатов с большой универсальностью технологических операций при проверке поверхности деталей любой сложности из различных материалов. Имеет низкую чувствительность, поэтому при подготовке поверхности детали не возникнут трудности, отличается простотой и доступностью, не требует сложного оборудования, высокой квалификации специалистов и дефицитных материалов.
Так как на верификацию поступает небольшая партия «Поддонов картеров», нет необходимости ускорять процесс входного контроля на данную деталь. Будет рациональнее подождать, пока керосин высохнет естественным путем. А значит закупать специальное оборудование, которое необходимо для керосинопневматического, керосиновакуумного и керосиновибрационного методов, пневматических испытания сварных изделий - экономически невыгодно.
Главное преимущество метода, он надёжен, с наименьшими затратами и высокой точностью позволяет производить контроль поставок, что является приоритетом для любого предприятия.
Керосиновая проба - абсолютно безопасный метод неразрушающего контроля, применяющийся во многих технологиях, отраслях производства и техническом обслуживании, особенно в исследовании сварных швов и конструкционных металлов.
Неразрушающий контроль качества сварных соединений - важнейшая технологическая операция, выполняющая функцию подтверждения соответствия качества сварочных работ требованиям нормативной документации, где капиллярный метод неразрушающего контроля является одним из основных. Многообразие средств неразрушающего контроля требует рационального выбора способов, в зависимости от примененной технологии сварки и, в целом, от организации сварочно-монтажных работ на объекте.
Ответственность герметизируемых объектов, их высокая стоимость, не позволяет допускать экономические потери, происходящие в следствии нарушение герметичности, что приводит к дефектам - протечкам. Зависимость их работоспособности от качества герметизации, определяет значимость правильного организованного контроля герметичности - контроля течеисканием.
Данная выпускная квалификационная работа посвящена конкретной практической разработке технологии верификации для детали «Поддон картера» на основе жидкостного метода капиллярного неразрушающего контроля.
Использование неразрушающего контроля при верификации детали «Поддон картера» позволит вовремя выявить ошибки, чтобы затем оперативно исправить дефекты, нарушающие герметичность, что предотвратит возможный ущерб, а значит, приведёт к минимальными потерями в процессе производства.
Актуальность темы: в связи со сменой предприятия - поставщика, от ООО «Уральский дизель-моторный завод», была поставлена задача, в виде технического задания, разработать технологию верификации для детали «Поддон картера» на основе жидкостного метода капиллярного неразрушающего контроля, а именно: технологическую карту контроля и технологическую инструкцию проведения контроля методом керосиновой пробы для детали «Поддон картера» мощных дизелей (самосвалы БЕЛАЗ), которые поступают в качестве поставок запчастей для завода ООО «УДМЗ».
Цель: Разработать технологическую карту входного контроля детали «Поддон картера» и инструкцию для его проведения методом керосиновой пробы для предприятия ООО «Уральский дизель-моторный завод».
Объект исследования - неразрушающий контроль изделий на предприятии.
Предмет исследования - разработка технологической инструкции и технологической карты для выполнения контроля деталей с использованием метода керосиновой пробы.
Задачи работы:
1. Привести описание и служебное назначение детали, проанализировать технологичность детали при входном контроле;
2. Изучить сущность метода керосиновой пробы.
3. Выявить требования к контролируемым параметрам детали «Поддон картера» при входном контроле.
4. Сформировать содержание операционной карты и инструкции.
5. Проанализировать профессиональный стандарт «специалист по неразрушающему контролю», разработан комплект методических материалов для студентов, проходящих практику на предприятии.
Метод «Керосиновая проба» контроля детали «Поддон катера» был выбран для разработки, так как сочетает в себе ценные для производственного и эксплуатационного контроля качества: наглядность результатов с большой универсальностью технологических операций при проверке поверхности деталей любой сложности из различных материалов. Имеет низкую чувствительность, поэтому при подготовке поверхности детали не возникнут трудности, отличается простотой и доступностью, не требует сложного оборудования, высокой квалификации специалистов и дефицитных материалов.
Так как на верификацию поступает небольшая партия «Поддонов картеров», нет необходимости ускорять процесс входного контроля на данную деталь. Будет рациональнее подождать, пока керосин высохнет естественным путем. А значит закупать специальное оборудование, которое необходимо для керосинопневматического, керосиновакуумного и керосиновибрационного методов, пневматических испытания сварных изделий - экономически невыгодно.
Главное преимущество метода, он надёжен, с наименьшими затратами и высокой точностью позволяет производить контроль поставок, что является приоритетом для любого предприятия.
Керосиновая проба - абсолютно безопасный метод неразрушающего контроля, применяющийся во многих технологиях, отраслях производства и техническом обслуживании, особенно в исследовании сварных швов и конструкционных металлов.
Цель ВКР было разработать технологию верификации для детали «Поддон картера» на основе жидкостного метода капиллярного неразрушающего контроля, а именно: технологическую карту контроля и технологическую инструкцию проведения контроля методом керосиновой пробы для детали «Поддон картера» мощных дизелей (самосвалы БЕЛАЗ), которые поступают в качестве поставок запчастей для завода ООО «УДМЗ».
Результатами проделанной работы являются:
• в ходе изучения многообразия видов неразрушающего контроля выбран надежный, но недорогостоящий метод контроля метод контроля детали «Поддон картера»;
• проведен сравнительный анализ методов неразрушающего контроля, обоснован выбор метода контроля «Поддон картера» и рассмотрены особенности контроля данным способом;
• разработана 3D модель детали «Поддон картера» для визуализации контролируемых зон;
• разработана технологическая инструкция для проведения контроля детали «Поддон картера», и технологическая карта контроля методом керосиновой пробы;
• проанализирован профессиональный стандарт «Специалист по неразрушающему контролю»; разработан план теоретического и лабораторного занятий для студентов проходящих практику на предприятии.
Внедрение технологии верификации детали «Поддон картера» жидкостным методом неразрушающего контроля позволит не только производить контроль с минимальными затратами, но и полностью исключит брак, происходящий в результате некачественных поставок.
Исключение брака ведёт к обеспечению двигателей качественными изделиями, что позволит не только полностью исключить течь двигателей 12ДМ-21Л, но и увеличить количество производимых дизелей, а также повысит престиж предприятия.
Результатами проделанной работы являются:
• в ходе изучения многообразия видов неразрушающего контроля выбран надежный, но недорогостоящий метод контроля метод контроля детали «Поддон картера»;
• проведен сравнительный анализ методов неразрушающего контроля, обоснован выбор метода контроля «Поддон картера» и рассмотрены особенности контроля данным способом;
• разработана 3D модель детали «Поддон картера» для визуализации контролируемых зон;
• разработана технологическая инструкция для проведения контроля детали «Поддон картера», и технологическая карта контроля методом керосиновой пробы;
• проанализирован профессиональный стандарт «Специалист по неразрушающему контролю»; разработан план теоретического и лабораторного занятий для студентов проходящих практику на предприятии.
Внедрение технологии верификации детали «Поддон картера» жидкостным методом неразрушающего контроля позволит не только производить контроль с минимальными затратами, но и полностью исключит брак, происходящий в результате некачественных поставок.
Исключение брака ведёт к обеспечению двигателей качественными изделиями, что позволит не только полностью исключить течь двигателей 12ДМ-21Л, но и увеличить количество производимых дизелей, а также повысит престиж предприятия.



